Аннотация. В данной статье рассматривается один из возможных способов использования нестандартных подходов в обучении иностранным языкам, в частности – в преподавании РКИ на уровне А2. В качестве аутентичного материала для изучения грамматических структур могут использоваться песенные тексты популярных исполнителей. Выборка включила в себя произведения, относящиеся к жанру русского рока, поскольку для этого жанра характерно использование всего богатства предоставляемых языком средств. В процессе анализа применимости материалов для обучения грамматическому аспекту РКИ был разработан комплекс упражнений, позволяющий изучить тему: употребление предлога «В» в значении «внутри, посреди».

Ключевые слова: грамматика, РКИ, песенные тексты, нестандартные подходы к обучению.

В современном мире набирает популярность использование неординарных подходов в обучении. За этим процессом стоят две цели – повышение эффективности обучения и мотивации студентов. В сфере изучения иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного, хочется отметить тенденцию использования песенного материала. Автор приходит к выводу об «эффективности подобной технологии для рассматриваемой категории лиц» [8. c. 170]. В большей степени она применяется для формирования и развития аудитивных навыков.

Однако было замечено, что в лирических текстах содержится также разнообразный грамматический и синтаксический материал. Исходя из вышеизложенного, мы выдвинули гипотезу: при обучении иностранных студентов данным аспектам русского языка можно использовать песенный материал. В предыдущем исследовании («Синтаксические конструкции в современных русскоязычных песенных текстах и их методический потенциал при преподавании РКИ (уровень А2)» в рамках конференции «Язык как инструмент контактов и конфликтов: причины и следствия» МГОУ, 27-28 октября 2022 года) мы проанализировали грамматические и синтаксические конструкции в двадцати песенных текстах. Для проведения исследования было отобрано 20 песен с учетом трех критериев: жанр – рок (и его поджанры: альтернативный рок, поп-рок, фолк-рок, панк-рок), время выхода композиции: в выборку попали песни, выпущенные за последние 15 лет, с 2009 по 2022 гг., популярность на территории РФ (попадание в ТОП-100 песен в своем поджанре). Эти требования были выдвинуты, поскольку для русского рока как направления в музыке характерны тексты, по своим свойствам похожие на лирику, относящуюся к классической литературе. Популярность и актуальность песен была выделена как критерий, позволяющий отобрать материал, отражающий актуальные тенденции в русском языке.

Обратимся к результатам исследования. Нами было обнаружено, что практически все широкоупотребительные структуры встречаются в отобранном материале. Так, были найдены словосочетания всех трех типов, встречающихся в русском языке (согласование, примыкание, управление). Кроме этого, в них есть примеры комбинаций разных частей речи в синтаксические единства: например, в словосочетании типа согласование с существительным в качестве главного слова объединяются прилагательные («разбитый ковчег»), местоимения («речи его»), числительные («одну льдинку»), существительные-согласованные приложения («я - авантюрист»). Важно, что словосочетания в большинстве случаев образуются нормативно. Также было выявлено, что различные типы предложений встречаются в песенном материале: простые, в том числе односоставные предложения, сложные предложения с различными видами связи. Кроме этого, различные синтаксические конструкции, осложняющие предложение, являются неотъемлемой частью песенных текстов. Более того, в материале выделяются сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных, при образовании которых нормативно использованы союзы и союзные слова. На основании вышеизложенного, мы сделали вывод, что лирические тексты могут стать продуктивным полем для изучения грамматики русского языка.

Опираясь на фактическое знание о большом разнообразии словосочетаний, используемых в песенных текстах, было выдвинуто предположение, что оно окажется достаточным для рассмотрения узких грамматических тем РКИ. Исходя из этого, была сформулирована цель исследования – создать комплекс упражнений для обучения предложной системе РКИ на основе песенных текстов, оценить потенциал этого материала.

Таким образом, объектом нашего исследования выступает современный песенный материал, а предметом – обучение предложной системе РКИ (уровень А2) посредством песенного материала.

В качестве примера выбрана тема: употребление предлога «В» в значении «внутри, посреди». По общему правилу предлог «В» в этом значении употребляется со словами, обозначающими закрытое пространство: в том числе помещение, огороженное пространство и пространство, у которого в принципе есть границы. Есть также другие случаи употребления: с существительными вода (и названиями водоемов), с существительным рука и рядом других [3], [6, c. 64].

Обращаясь к проанализированным песенным текстам, находим в них примеры для каждого из указанных вариантов употребления:

Помещение:
«В дом родной», песня группы Би-2 «Пора возвращаться домой»;
«Они стоят с букетами в метро», песня «Люди» группы Дайте танк.

Огороженное пространство:
«Корабли вернутся в порт на разные причалы», песня группы Lascala «Реванш».

Пространство, у которого в принципе есть границы:
«Но в наших краях не такое бывает», песня «Авантюрист» Виталия Чирвы;
«Где-то мы расстались, не помню в каких городах», песня «Выхода нет» группы Сплин.

Другие случаи употребления:
«Разрешает тебе взять в руки нож», Green Apelsin, песня «Северный ветер»;
«В долине роща расцветает» — Пелагея, песня «Не для тебя».

Далее, опираясь на песенные тексты и использованные в них сочетания, составляем упражнения для обучающихся РКИ на уровне А2.

Упражнение 1

Прочитайте предложенные сочетания. Объясните, почему в них используется предлог В.

  1. «И пускай я в поле одна».
  2. «И даже самый в мире близкий человек».
  3. «А я потею в переполненном вагоне».
  4. «А в наших лодках много места».
  5. «В этом доме из стекла».
  6. «Там, где в море тонет печаль»

Упражнение 2

Выберите из предложенных слов те, с которыми употребляется предлог В. Объясните свой выбор.

Ждать ___ метро
Сидеть ___ машине
Гулять ___ парке
Гулять ___ улице
Один ___ планете
Стоять ___ этаже
Лежать ___ ладони
Отражаться ___ лужах
Стоять ___ тоннеле
Узор ___ окнах

Упражнение 3

Составьте предложения с выбранными словосочетаниями.

Упражнение 4

Посмотрите на картинки и скажите, где находится человек. Помните о правилах употребления предлогов (см. рисунок 1-3).

Рис. 1. Рисунок для упражнения 4

Рис. 2. Рисунок для упражнения 4

Рис. 3. Рисунок для упражнения 4

Данный комплекс упражнений, созданный на основе лирических текстов, позволяет освоить и закрепить тему: употребление предлога «В» в значении «внутри, посреди». Этот пример позволяет говорить о большом методическом потенциале песенных текстов при обучении грамматике русского языка как иностранного на уровне А2. Однако эти упражнения не универсальны, поэтому при их использовании в преподавании РКИ важно обращать внимание на основные сложности: ненормативное использование средств языка и лингвистические особенности, не характерные для указанного уровня владения языком (А2).

Литература:

  1. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. 17-е изд. М.: Айрис-пресс, 2021. 448 с.
  2. Борисова Е.Г. Лингвистические основы РКИ: педагогическая грамматика русского языка: Учеб. пособие для студ. и преп. / Е.Г. Борисова, А.Н. Латышева. М.: Флинта: Наука, 2003. 207 с.
  3. Калюга М.А. Некоторые особенности употребления предлогов НА и В. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8. С. 137-144.
  4. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу. / О.В. Афанасьева, К.М. Баранова, Н.В. Барышников [и др.]; отв. ред. Л.Г. Викулова, Е.Г. Тарева. М.: ВКН, 2021. 328 с.
  5. Криволапова Е.В., Северин Н.В. Предлоги русского языка: Методические указания. Харьков: Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ»), 2019. 34 с.
  6. Постнова Н.В., Стекольщикова И.В. Русский язык. Тесты по грамматике для образовательных учреждений гуманитарного профиля с родным (нерусским) языком обучения. М.: Дрофа, 2006. 79 с.
  7. Русский язык. Фонетика. Лексика. Грамматика. Упражнения и справочные материалы: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. / сост. Г.А. Тихомирова, Е.В. Корчагина; Ряз. гос. университет им. С.А. Есенина. Рязань, 2011. 108 с.
  8. Стекольщикова И.В. Технология приема экзамена на носителя русского языка. // Иностранный язык. Методические вопросы подготовки конкурентоспособного выпускника. Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. М.: Белый ветер, 2020. С. 170-175 (дата обращения: 21.12.2023).

The potential of using song texts in teaching grammatical aspect of RFL (A2 level)

Osekina M.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Stekol'shchikova Irina Vitalievna,
Professor at the Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor in Philological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. This paper discribes one of the possible ways to develop the tendency to use non–standard approaches in teaching foreign languages, in particular, in teaching RFL at the A2 level. Song texts of popular artists can be used as authentic material for studying grammatical structures. The sample included works related to the genre of Russian rock, since this genre is characterized by the use of the entire wealth of the means provided by the language. In the process of analyzing the applicability of materials for teaching the grammatical aspect of RFL, a set of exercises was developed that allows studying the topic: The use of the preposition In in the meaning of «inside, in the middle». In addition, conclusions were drawn that the proposed material has a great methodological potential. Difficulties that may arise when using it were also noted.
Keywords: RFL, grammar, modern approaches in education.

Literature:

  1. Rosenthal D.E. Modern Russian language. / D.E. Rosenthal, I.B. Golub, M.A. Telenkova. 17th ed. Moscow: Iris-press, 2021. 448 pages.
  2. Borisova E.G. Linguistic foundations of the Russian Language: pedagogical grammar of the Russian language: Textbook for students. and Rev. / E.G. Borisova, A.N. Latysheva. Moscow: Flint: Nauka, 2003. 207 pages.
  3. Kalyuga M.A. Some features of the use of prepositions ON and IN. Tambov: Diploma, 2019. Volume 12. Issue 8. Page: 137-144.
  4. Interaction of languages and cultures: from dialogue to polylogue. / O.V. Afanasyeva, K.M. Baranova, N.V. Baryshnikov [et al.]; ed. by L.G. Vikulova, E.G. Tareva. Moscow: VKN, 2021. 328 pages.
  5. Krivolapova E.V., Severin N.V. Prepositions of the Russian language: Methodological guidelines. Kharkiv: National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute», 2019. 34 pages.
  6. Postnova N.V., Stekolshchikova I.V. Russian language. Grammar tests for humanitarian educational institutions with a native (non-Russian) language of instruction. Moscow: Bustard, 2006. 79 pages.
  7. Russian language. Phonetics. Vocabulary. Grammar. Exercises and reference materials: an educational and methodical manual for foreign students. / comp. G.A. Tikhomirova, E.V. Korchagina; Ryazan State. S.A. Yesenin University. Ryazan, 2011. 108 pages.
  8. Stekolshchikova I.V. Technology of taking the exam for a native speaker of the Russian language. // Foreign language. Methodological issues of preparing a competitive graduate. Collection of materials of the interuniversity scientific and practical conference. Moscow: White Wind, 2020. Page: 170-175 (date of the address: 21.12.2023).