Аннотация. В статье представлено описание интегративного подхода в рамках объединения тем по биологии и английскому языку. Автор рассматривает преимущества интегрированных уроков, особенности и практическую применимость взаимосвязи двух предметов (биологии и английского языка) для развития знаний, умений и навыков учащихся. В статье приводится пример конспекта урока с применением интегративного подхода.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, английский язык, биология, начальная школа, окружающий мир, Starlight 4.

В настоящее время в образовательном пространстве интегративный подход является одним из наиболее перспективных методологических направлений. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, содержательную связь между отдельными элементами системы. При этом качественно преобразуются элементы системы, обеспечивается целостность и системность педагогического процесса, а также его совершенствование.

В обучении иностранному языку и при изучении биологии ставятся разные, но взаимосвязанные друг с другом задачи. Задачами обучения иностранному языку являются формирование коммуникационной компетенции, воспитание уважения к культуре и традициям разных народов (национальному этикету), толерантность к межкультурному сотрудничеству.

При изучении биологии предполагается знакомство с развитием животного и растительного мира, понимание законов развития природы в целом. Поскольку жизнь человека неразрывно взаимосвязана с природой, уже с детства возможно наблюдать за животными, ростом и цветением растений. Обычно дети активно интересуется тем, что происходит в живой природе. При продуктивной организации учебного процесса этот интерес может быть преобразован в устойчивую познавательную мотивацию к изучению биологии в школе.

В свою очередь, предмет «Иностранный язык» в разработанных учебно-методических комплексах использует темы, которые могут заинтересовать и замотивировать школьников к изучению английского языка, в том числе и темы, связанные с биологией [1], [4].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что иностранный язык является не только областью обучения, но и элементом интеграции – средством обучения.

Перед тем, как говорить о пользе интеграции, разберёмся с определением термина. Интегративный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе одновременное обучение нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления [2]. В таком уроке выделяется ведущая дисциплина, выступающая интегратором, а также вспомогательные уроки, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным очевидны. На уроках с интегративным подходом дети обеспечиваются более благоприятными условиями развития знаний, умений, навыков. Посмотрев на уже привычную школьную дисциплину с новой стороны, дети сохраняют мотивацию к обучению, а также учатся смотреть на предметы с разных ракурсов и подходов уже самостоятельно. Кроме того, развитие мышления проявляется в применении теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных или учебных ситуациях. Данный вид организации учебного процесса способствует развитию целостного восприятия мира, побуждает к активному познанию окружающей действительности и переосмыслению логических связей между различными дисциплинами, что позволяет ученикам развивать системное мышление. Учитывая, что чаще всего интегративные уроки направлены на практическую отработку ранее изученного материала, к уже упомянутым преимуществам можно добавить развитие коммуникативных способностей, развитие речи.

Если разобрать вышеперечисленные преимущества на примере объединения таких школьных дисциплин, как английский язык и биологию, можно заметить, что две дисциплины друг друга дополняют. Биология предполагает изучение окружающего мира, чаще всего с использованием практических и лабораторных методов. На уроках английского языка изучаются биологические темы на английском, сохраняя и поддерживая интерес школьников к изучению живой природы.

Говоря о системном мышлении, как о навыке, развивающемуся в ходе интегративного обучения, мы обращаем внимание на формирование таких умений, как аналитическое сравнение, обобщение, формирование умозаключений. Системное мышление является одним из основополагающих навыков в современном мире. Оно представляет собой процесс мыслительной деятельности, который представлен в виде системы, основанный на выявлении причиной следственных связей, системных отношений и свойств, принципов и закономерностей [3].

Примером литературы для детей, основанной на интегративном подходе, может служить Farm от Macmillan Children's Books [7]. В данном пособии детям дошкольного возраста предлагается изучить тему одомашненных животных в игровом формате. Биологический элемент интеграции состоит в изучении примеров животных, которые были одомашнены и до сих пор помогают человеку в сельском хозяйстве. Элементом изучения английского языка является изучение подходящей лексики.

Интегративный подход применяется не только в специальной литературе, но и в традиционных УМК, применяемых на уроках английского языка. В качестве реализации подобного подхода предлагается разработанный конспект урока по учебно-методическому комплексу Starlight 4 [1]. На уроке английского языка школьникам предлагается изучить морскую фауну.

В данной статье представлен план-конспект урока английского языка для 4 класса (9-10 лет) по теме «Animals in the ocean!» на основании УМК Starlight, состоящий из нескольких этапов: организационный момент, речевая разминка, основной этап, физкультминутка, заключительный этап, рефлексия (см. таблицу 1). В конспекте прописаны формы работы с обучающимися, время проведения каждого этапа и задания, а также предложены варианты выполнения упражнений и заданий.

Целью урока является знакомство обучающихся с новой лексикой по теме «Животные», развитие навыков говорения, чтения, аудирования, умение слышать вопрос и отвечать на него, закреплять умение использовать в речи Present Simple.

В связи с обозначенной целью можно выделить следующие задачи урока:

  • образовательные: расширение представлений обучающихся: о животных океана, их охране и сохранении видов; об экологическом загрязнении водоемов;
  • воспитательные: воспитание бережного отношения к экологии;
  • развивающие: развитие системного и креативного мышления, умения анализировать;
  • практические: ознакомление обучающихся с новой лексикой по теме «Животные», развитие у обучающихся навыков говорения, чтения, аудирования, умение слышать вопрос и отвечать на него, закрепление умения использовать в речи Present Simple.

Таблица 1. План-конспект урока английского языка для 4 класса по теме «Animals in the ocean!»

Этап проведения урока

Время

Действия учителя и учеников

Организационный момент

2 мин.

Учитель настраивает класс на урок, проверяет готовность к уроку.
- Good morning, boys and girls! Sit down, please.
- How are you? How is the weather today?
- Well done.

Ученики также приветствуют учителя, настраиваются на урок.
- Good morning! Hello!

Речевая разминка

6 мин.

Учитель проводит речевую разминку, проверяя уровень понимания и применения уже изученных слов:
- Now we will play a game! You need to raise your hands, when I say something, you agree with! Вам нужно поднимать руки, если вы согласны с тем, что я скажу.

Примеры тезисов:
- Hands up, if you like skiing!
- Hands up, if you like table tennis!
- Hands up, if you like basketball!
- Hands up, if you like turtles!
- Hands up, if you don't like turtles!
- Hands up, if you like play the drums!
- Hands up, if you like play the violin!

Учитель после каждого тезиса спрашивает перевод предложения у класса.
Ученики поднимают руки, если согласны с тезисом.
- Yes! I like! I do!
- No! I don't like! I don't!
Ученики после каждого тезиса переводят предложения.

Учитель показывает картинку и задает вопросы:
- How many turtles do you see?
- Why there are 2 types of turtles?
- Which turtles are from the sea?

- Когда мы говорим о морской черепахе, мы говорим turtle, а когда о сухопутной - tortoise.
- How many turtles do we see?
- How many tortoises do we see?

Ученики отвечают на вопросы и воспринимают информацию.

Основной этап

15 мин.

Учитель продолжает урок.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) – проблематизация темы урока
- Today we are going to learn more about sea animals. Знаете ли вы каких-либо морских животных?
Ученики отвечают на вопрос, перечисляя известных им морских обитателей.

Учитель проводит упражнение на лексику:
- Open your books on page 36. Look at the pictures of animals. Кого мы там видим?
Ученики перечисляют представленных животных: shark - акула, octopus - осьминог, sea horse - морской конек, starfish - морская звезда, coral - коралл, sea cow - морская корова
Учитель начинает выполнение первого задания.

 

Индивидуально обращаясь к некоторым ученикам, просит прочитать текст.
- Okay, good! Let's read the text and guess, what is it about?
- Please, can you read the first text?
- Please, can you read the second text?
- Please, can you read the third text?
Ученики читают текст и угадывают, о ком речь.

Учитель проводит упражнение на фонетику (фонетическую зарядку):
- Now we will learn new rhyme!
Five Jellyfish [ˈdʒelifɪʃ]
Five jellyfish, five jellyfish, (hold up five fingers)
Five jellyfish sitting on a rock.
One jumps off! (fold one finger down)
Four jellyfish, four jellyfish… (hold up four fingers)
No jellyfish, no jellyfish,
No jellyfish sitting on a rock. (hold up one finger)
One jumped up! Hooray!
Ученики повторяют хором стишок, выполняя действия, о которых поется в упражнении. Затем некоторые ученики читают упражнение.

Учитель проводит упражнение на грамматику:
- Look at the exercise number 2. Say what belongs to the ocean and what does not! Use the construction.
- /// belongs to the ocean!
- /// does not belong to the ocean!

Учитель напоминает об использовании времени Present Simple. Учитель просит каждого ученика сказать по одному предложению.

Ученики выполняют задания, используя конструкцию. При необходимости учитель корректирует ответ ученика.
Ученик использует новый лексический материал, а также несколько слов из уже изученного (shoes, bicycle, bucket, vacuum cleaner, TV, iron). Экологическая проблема- загрязнение океанов.
Учитель показывает несколько картинок на тему «Загрязнение Мирового океана» и проводит устную беседу о загрязнении океана.

- Look at the pictures. What can you see?

Ученики описывают картинки, работают в парах, говорят о загрязнении водоемов и опасности жизни для морских животных. Затем несколько учеников рассказывают свои соображения классу.
Учитель резюмирует ответы школьников и выводит следующие тезисы:
- В Мировом океане большая экологическая проблема - загрязнение
- Эта проблема негативно влияет на жизнь водных жителей.
Ученики отвечают на вопросы: «Did you know about this ecological problem at the sea?», «Do you have any idea to save the ocean?», «How you can help with trash at the sea?»

Упражнение на грамматику. Ученики работают индивидуально на листочках, затем проверяют фронтально.
Даны вопросительные слова: what, where, who, why, how. Ученикам нужно вставить эти слова в диалог на месте пропусков.
- Bob, look at this picture! It is very interesting and colourful.
- Yes, it is. (Why) there is a lot of things, that don't belong to the sea in the picture?
- Because there is an ecological problem with trash. (What) do you know about it?
- Honestly, I don't know anything. Look, there is a whale in the picture too!
- (Where) is it?
- In the left corner. It has some trash on its back. (Who) putted it there?
- I think, people who throw a trash at the sea. We need to save ocean from them! (How) can we do it?
- We need to ask our teacher tomorrow!
- It is a good idea!
Учитель резюмирует задание, актуализирует тему вопросительных слов.

Физкультминутка

3 мин.

Учитель напоминает ученикам лексику из прошлого занятия.
- Дети, вам нужно будет представить невидимый круг, с которым мы будем взаимодействовать. Я буду говорить вам действия, который вам нужно будет выполнить, выбирая из следующих: look up, look down, go into, go out of circle, jump over circle.
Ученики выполняют задания.

Основной этап

8 мин.

Упражнение на чтение. Учитель предлагает прочитать диалог из предыдущего задания по ролям, затем резюмирует задание, акцентируя внимание на типичные ошибки в произношении.
Учитель предлагает выполнить задание на аудирование.

Предтекстовый этап: посмотрите на картинку, есть ли животные вам незнакомые? (педагог вместе с детьми разбирает незнакомые название животных на картинке).

Текстовый этап: ученикам нужно послушать сказку (2 раза) и отметить животных на картинке, о которых в сказке упоминалось. Ученики выполняют упражнение индивидуально.
Послетекстовый этап (групповая работа): обсуждение с детьми, о каких животных шла речь?

Заключительный этап

3 мин.

Учитель закрепляет изученный материал, используя метод дискуссии. Вопросы для дискуссии:
- «What is the most interesting sea animal?»
- «What can we find in the ocean, which is not belong to it?»
- «How we can help to the ocean?»

После дискуссии учитель задаёт домашнее задание (повторить новый вокабуляр, составить 3 загадки про животных океана, подготовить кроссворд по теме «Animals in the sea!»)
- Open your diaries and write down a hometask.

Рефлексия

2 мин.

- Guys, thank you for lesson! Show me 5 fingers, if you liked the lesson. Show me 3 fingers, if you have a question. Show me 2 fingers, if you are tired!
Учитель отвечает на возникшие вопросы, завершает занятие.
- Okay, goodbye, children!
- Goodbye, teacher!

Как мы можем заметить в конспекте урока, теме морской фауны уделяется большое внимание, акцентируя тему на экологической проблеме. Таким образом, интегративный урок данной темы позволяет не только обучить теме морской фауны, грамматическим правилам английского языка, но и обратить внимание на экологическое воспитание ребенка.

Интегративный урок имеет большой потенциал для внедрения в образовательный процесс на систематической основе. Обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты интегративного подхода позволяют эффективно применять его на уроках иностранного языка со школьниками любого класса. В этом плане, комбинация английского языка и биологии является удачной, благодаря взаимосвязи задач дисциплин.

Литература:

  1. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. «Звёздный английский» Starlight 2-4 (дата обращения: 29.12.2022).
  2. Безруких Е.Г. Интегрированное обучение как средство организации современного учебного процесса. // Проблемы педагогики. 2015. №6(7) (дата обращения: 29.12.2022).
  3. Занян Л.Х., Эндлина И.И. Развитие системного, стратегического и критического мышления у школьников на уроках биологии. // Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. С. 223-228
  4. Занян Л.Х. Элементы естественно-научного содержания обучения в курсе английского языка для начальной школы. Аналитический обзор. // Наука в мегаполисе. Science in a Megapolis. №6 (41) (дата обращения: 29.12.2022).
  5. Иванова Е.В., Виноградова И.А., Нестерова О.В., Маякова Е.В. Концепция развития образовательных условий московских школ. // Современные проблемы науки и образования. 2019. №4 (дата обращения: 29.12.2022).
  6. Маякова Е.В. Инновационная методика обучения английскому языку детей дошкольного возраста. // Методист. 2017. №10. С. 57-63.
  7. Macmillan Children's Books «Farm». // Campbell Books, 2007. 10 с.

Integrative approach in Biology and English teaching

Zanyan LK.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. The article describes the integrative approach within the framework of combining topics of Biology and English. The author examines the advantages of integrative lessons, the features and practical applicability of the relations between two subjects (Biology and English) for the development of knowledge, skills and attainments of students. The article provides an example of a lesson scheme using an integrative approach.
Keywords: integration, integrative lesson, English, Biology, primary school, nature, Starlight 4.

Literature:

  1. Baranova K.M., Dooley D. Kopylova V.V. ets. Starlight 2-4 (date of the address: 29.12.2022).
  2. Bezrukikh E.G. Integrative teaching as mechanism of modern study process organization. // Problems of Pedagogy. 2015. №6(7) (date of the address: 29.12.2022).
  3. Zanyan L.Kh., Endlina I.I. Developing of systematical, strategical and critical thinking of students on Biology lessons. // Perspective ways of investigations of biological and ecological education. Herzen University. 2021. Page: 223-228.
  4. Zanyan L.Kh. Elements of natural-scientific content in teaching English for Primary School. Analytical review. // Science in a Megapolis. 2022. №6(41) (date of the address: 29.12.2022).
  5. Ivanova E.V., Vinogradova I.A., Nesterova O.V., Mayakova E.V. Developing conception of educational conditions of Moscow schools. // Modern Problems of Science and Education. 2019. №4 (date of the address: 29.12.2022).
  6. Mayakova E.V. Innovative methodology for teaching English to preschool children. // Methodist. № 2017 Page: 57-63.
  7. Macmillan Children's Books «Farm». // Campbell Books, 2007. 10 pages.