Аннотация. В данной статье рассматривается технология создания Интернет-аккаунта исторической личности (персоналии, исторического деятеля) в социальной сети как нового типа учебного задания при освоении курса истории в школе в условиях реализации ФГОС. По мнению авторов, такое задание несёт в себе не только мотивационную силу и познавательный интерес обучающихся, но и повторительно-обобщающий характер, влекущий актуализацию знания о конкретном «человеке в истории». Отметим, что данный вид ученической активности можно оформить как проектную или исследовательскую работу, что представляет ценность для школьной образовательной практики.
Приведено краткое структурно-содержательное описание учебного задания, его сущностные характеристики, представлены планируемые результаты, а также даны наиболее значимые методические комментарии.

Ключевые слова: история, историческая личность, педагогика, методика преподавания, методы обучения, учебное задание, проект, социальные сети.

Трудно вообразить жизнь современного человека без Интернета. Он предоставляет уникальные возможности не только для общения, отдыха и разного типа развлечений и способов организации досуга, но и обладает большим потенциалом для обучения и личностного развития человека.

Так, ежедневно школьники проводят значительную часть своего времени на цифровых пространствах «всемирной паутины», в основном, в социальных сетях. Здесь они поддерживают связь с родителями и сверстниками, находят новую полезную информацию, просматривают видеосюжеты, фильмы, прослушивают музыку, узнают актуальные новости. При этом сетевая Интернет-сфера обладает большой пользой в воспитательно-образовательном контексте. Социальные сети, выполняя коммуникационную, информационную, социализирующую и идентификационную функции, помогают детям и подросткам вырабатывать компьютерные навыки, что полезно при работе в условиях активных цифровых процессов, формировать и развивать критическое и креативное (творческое) мышление, способствуют совершенствованию коммуникативной компетентности и развитию письменной речи, благоприятны для первичной самопрезентации посредством создания личных аккаунтов и профилей.

В руках грамотного, квалифицированного педагога такое явление не может не представлять ценности как средства обучения и не найти практического применения для выполнения учебно-воспитательных задач. В данном случае мы говорим о методической компетентности педагога, под которой принято понимать наличие навыков и знаний педагога об инновационных явлениях в образовании: определении содержания инновационной деятельности, отборе наиболее эффективных педагогических технологий, а также разработке инновационной методической продукции.

Современная педагогическая концепция преследует цель формирования ребёнка как всесторонне развитой и гармонично сложенной личности в процессе его интеграции в различные виды деятельности по заданной педагогической программе. Следовательно, в рамках школьной образовательной практики социальные сети можно использовать как пространство для активизации познавательной деятельности обучающихся, повышения их мотивации к обучению, предоставление возможности для проявления творческого потенциала.

Содержание учебного курса истории в школе выстраивается на базовых компонентах исторического образования: хронологическое время, историческое пространство, историческое движение (эволюция деятельности людей, формирование и развитие человеческих общностей и др.) [5]. Согласно требованиям историко-культурного стандарта, разработанного и утверждённого Российским историческим обществом в 2014 году, и ФГОС основного общего и среднего образования к обучающимся также предъявляется требование к знанию исторических деятелей (персоналий), поскольку человек в истории – важный субъект общественно-исторического процесса, предполагающий характеристику развития человека на разных этапах становления и развития общества в обозрении отдельных исторических эпох. Подлежат изучению: а) условия жизни и быта людей; б) их потребности, интересы, мотивы действий; в) восприятие мира, ценностей; г) роль личности в истории и влияние человека на исторические процессы.

Говоря о процессе преподавания истории в общеобразовательной организации и трансляции исторического знания школьникам, отметим, что многие педагоги, в особенности молодые специалисты, часто сталкиваются с проблемой: как выстроить обучение таким образом, чтобы каждый ученик был заинтересован и вовлечён в образовательный процесс, чтобы его внимание не рассеивалось и было сконцентрировано исключительно на познавательной активности? Как грамотно выбрать методы обучения и средства их реализации? Насколько содержание урока будет полезным и притягательным для самого учителя и для его учеников, что определит уровень мотивации последних?

В современном преподавании истории применим обширный спектр обучающих и воспитательных технологий, основанных на использовании определённых способов организации учебной деятельности, сочетания разнообразных форм и видов проведения занятий, возможностей технических средств обучения и цифровых инноваций [3]. Курс отечественной и всеобщей истории в школе предоставляет особенно широкие возможности для использования разных форм учебной работы обучающихся. В связи с этим рассмотрим создание web-страницы исторической личности (персоналии, исторического деятеля) в социальной сети как инновационную методическую разработку, как новый тип учебного задания при освоении компонента «Знание исторических деятелей (персоналий)».

Итак, под историческим портретом в историко-педагогическом контексте принято понимать краткую интерпретацию жизни и деятельности какого-либо человека (правителя, деятеля культуры, государственного деятели и др.), вошедшего в отечественную или всеобщую историю. Исторический портрет отражает наиболее важные сведения о выбранной личности.

В качестве задания учащимся предлагается по своему усмотрению выбрать конкретного исторического деятеля и создать (допускается как в электронной форме, так и в рукописном варианте) персональную страницу в социальной сети «ВКонтакте» или «Twitter» (см. таблицу 1). Учащимся необходимо подробно изучить выбранную личность, а затем закрепить сформировавшееся знание на практике – через творческое задание [4]. Отметим, что данное задание не имеет привязанности к возрасту и подходит для неоднородных по составу групп учащихся 5-11 классов.

На первый взгляд может показаться, что данное задание достаточно простое и не несёт серьёзной образовательной нагрузки, однако за видимой простотой задания скрывается большой потенциал для развития творческих способностей обучающегося и мотивация к углублению предметных знаний. Подбор информационного и иллюстративного материала, его самостоятельная интерпретация и прикладной характер выполнения требуют качественной подготовки и занимают достаточное количество времени и усилий, направленных на актуализацию знания о конкретном «человеке в истории».

В содержании выполнения задания учащимся необходимо отразить следующие структурно-композиционные элементы:

  • имя исторического деятеля, его титул и положение;
  • время жизни и период деятельности;
  • при возможности дать описание внешности (приложить фотографию или рисунок), отразить черты характера;
  • основные направления деятельности и их краткая характеристика;
  • результаты деятельности;
  • иное (по выбору учащегося).

Данный вид работы по праву можно отнести к проектной деятельности, а при необходимости или повышенном интересе со стороны обучающихся допускается его оформление как исследования [1]. Для этого, например, можно добавить ещё одного исторического деятеля, составить его web-страницу в аналогичной социальной сети, и, применив метод сравнительного анализа, сравнить их по заданным критериям.

По завершении выполнения учебного задания целесообразно провести нетрадиционный тип урока в форме комбинированной творческо-исторической лаборатории (урок-творческий отчёт, урок-семинар) с активным взаимодействием в диаде «ученик-учитель», «ученик-ученики».

Таблица 1. Структура и содержание учебного задания

Учебное задание

Компонент учебного задания

Содержание компонента

Учебное задание

Предметный компонент

Заголовок

Web-страница исторической личности (по выбору учащегося)

Мотивационная часть

Какая историческая личность вызывает Ваш интерес? Чем она известна? Что Вас в ней привлекает?

Содержательная часть

Как бы мог выглядеть его (её) профиль в одной из социальных сетей? Разработайте персональную web-страницу выбранной Вами исторической личности в социальной сети «ВКонтакте» или «Twitter»

Надпредметный компонент

Перечень действий, направленных на развитие компетенций, связанных с коммуникативными действиями и аргументацией собственной позиции по заданной теме

Как Вы думаете, какова роль личности в истории? Может ли один человек оказать влияние на течение исторических событий?

Планируемые результаты развития универсальных учебных действий по ФГОС при выполнении данного учебного задания представлены в Таблице 2 и Таблице 3.

Таблица 2. Планируемые результаты выполнения учебного задания

Планируемые результаты

Личностные

1) сформировать гражданскую позицию обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего национальные и общечеловеческие ценности;
2) сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности и др.

Предметные

1) рассматривать историю как неотъемлемую часть мирового процесса развития человека и общества;
2) представлять историко-культурное наследие России и других стран;
3) критически анализировать информацию из различных источников, соотносить её с историческими событиями, явлениями, персоналиями;
4) соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;
5) оценивать роль личности в отечественной и мировой истории и др.

Метапредметные

1) самостоятельно определять цели и задачи в образовательной деятельности;
2) выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
3) приводить развёрнутые и логичные примеры и аргументы в обоснование своей точки зрения;
4) владеть элементами проектной деятельности;
5) сформировать основы саморазвития, самовоспитания и самооценки;
6) применять полученные знания в различных жизненных ситуациях и др.

Таблица 3. Универсальные учебные действия, формируемые при выполнении учебного задания

Формируемые УУД

Регулятивные

Процесс организации и планирования учебной деятельности: этапы работы, средства, методы и формы выполнения задания, оценка информационных источников и ресурсов, форма презентации результатов труда, способность к рефлексии и самоанализу.

Познавательны

Определение познавательной цели, применение методов информационного поиска, осуществление активных процессов познания: анализ, синтез, классификация.

Коммуникативные

Социальная компетентность при взаимодействии с учителем и другими учениками (модели: «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-ученики»).

Обратим внимание на педагогический риск подобных заданий и возможные отклонения от поставленной образовательной цели.

Так, при выполнении данного типа задания необходимо учитывать риск совершения ошибок в искажении семантических значений и фактологических смыслов. Поэтому все работы должны подлежать тщательной проверке и верификации со стороны учителя, за которой в обязательном порядке следует рефлексия и проработка допущенных обучающимися ошибок и неточностей.

Кроме того, поскольку задание носит повторительно-обобщающий характер с критической направленностью осмысления и имеет тезисную структуру содержания трудным представляется оценка объёма и выявление необходимого уровня качества актуальных и остаточных знаний. В связи с этим анализ ученических работ педагогу рекомендуется сопровождать запросом подробных комментариев со стороны школьников и дополнительными вопросами, ответы на которые позволят раскрыть тему по существу и в полной мере дать оценку степени овладения учебным материалом.

Несмотря на интеграцию исторического контекста и современных инновационных явлений, Интернет и социальные сети как таковые, обозначим, что авторы выступают против того, чтобы от лица исторической личности давались ответы на современные вопросы, работа должна быть выстроена в чётком соответствии с фактологическим материалом в отношении пространства и времени, конкретной исторической эпохи [2]. В противном случае можно допустить феномен альтернативной истории, что повлечёт за собой так же отрицательный эффект.

Отметим, что этот вид деятельности получил положительный отклик у учеников. Подтверждение тому – работы обучающихся (см. рисунок 1 и 2). Можно предположить, что создание web-страницы исторической личности в социальной сети может стать полноправным методическим компонентом школьного исторического образования.

 

Рис. 1. Пример выполненного учебного задания. Иосиф Сталин [4].

Рис. 2. Пример выполненного учебного задания. Василий III [4].

Такое задание не только даёт возможность организовать повторительно-обобщающую работу и повысить мотивацию школьников к изучению предмета, но и является эффективным методическим средством развития надпредметных компонентов обучения: критического и творческого мышления, аналитических навыков, получения опыта проектной деятельности.

Литература:

  1. Гудкова Т.В. Методика учебного проектирования на основе творческой реконструкции исторического прошлого. // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: [материалы Всерос. научно-практ. конф.] / Междунар. акад. наук пед. Образования, ГБОУ ВПО «Моск. гор. пед. ун-т». Оренбург, 2014. С. 35-39.
  2. Мальшакова И.Л. Проектная и исследовательская деятельность в школьном историческом образовании. // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 25-летию Московского городского педагогического университета: Сборник научных статей. Выпуск VII / Под ред. А.А. Сорокина. М.: Книгодел, 2020. С. 306-310.
  3. Мальшакова П.А. Новый взгляд на проектный метод в школе и вузе. // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. Выпуск 3 / [Акопян А.А., Алиханов Г.В., Архипова Ю.М., Афанасьева А.А., Борщевский А.А. и др.] / Под ред. А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. М.: Книгодел, 2020. C. 346-351.
  4. Петренко В.А. Страница исторической личности в соцсети. / Интернет-издание «Мел». Медиа про образование и воспитание детей (дата обращения: 27.10.2022).
  5. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов. / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 433 с. (дата обращения: 28.10.2022).

Web-page of a historical figure in a social network: a creative approach to the study of history

Vishnevskiy V.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Korneeva A.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Malshakova Irina Leonidovna,
Associate Professor of the Department of Methods of Teaching History, Social Studies and Law, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Annotation. This article discusses the technology of creating an Internet account of a historical person (personalities, historical figures) in a social network as a new type of educational assignment in the development of history course at school in the implementation of the Federal State Educational Standard. According to the authors, such a task carries not only motivational power and cognitive interest of students, but also repetitive-generalizing nature, entailing the actualization of knowledge about a particular «person in history». Note that this type of student activity can be framed as a project or research work, which is valuable for school educational practice.
The article provides a brief structural and content description of the learning task, its essential characteristics, presents the planned results, as well as provides the most significant methodological comments.
Keywords: history, historical person, pedagogy, teaching methods, teaching assignment, project, social networks.

Literature:

  1. Gudkova T.V. Methodology of educational design on the basis of creative reconstruction of the historical past. // Actual issues of the humanities: theory, methodology, practice: [Materials of All-Russian scientific and practical conference] / International Academy of Pedagogical Sciences of Education, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow City Pedagogical University». Orenburg, 2014. Page: 35-39.
  2. Malshakova I.L. Project and research activities in school history education // Actual issues of humanities: theory, methodology, practice. On the 25-th anniversary of Moscow City Pedagogical University: Collection of scientific articles. Vypus' VII / Ed. by A.A. Sorokin. Moscow: Knigodel, 2020. Page: 306-310.
  3. Malshakova P.A. A new look at the project method in school and university. // Actual issues of the humanities: collection of scientific articles of bachelors, masters and graduate students. Issue 3 / [Akopyan A.A., Alikhanov G.V., Arkhipova J.M., Afanasyeva A.A., Borschevsky A.A. et al] / Ed. by A.A. Sorokin, G.V. Kalabukhova. Moscow: Knigodel, 2020. Page: 346-351.
  4. Petrenko V.A. Page of a historical figure in the social network. / Internet-edition «Mel». Media about education and education of children (date of the address: 27.10.2022).
  5. Shogan V.V. Methods of teaching history at school: textbook for universities. / V.V. Shogan, E.V. Storozhakova. Moscow: Publishing House Bright, 2022. 433 pages (date of the address: 28.10.2022).