Научный руководитель: Научный руководитель: Калашников Сергей Борисович, доцент кафедры русской литературы Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 8 82-31

Аннотация. Настоящее исследование было направлено на прочтение художественного текста через поэтику имени главного героя в произведении. Анализ был выполнен на материале повести современного писателя-традиционалиста М.А. Тарковского «Полет совы», в которой способ именования главного героя выявляет динамику его личностного развития. Особое значение для интерпретации значения имени играют роль священные праздники, молитвенные процессы, Сергий Радонежский. Полученные данные позволяют по-новому интерпретировать ход событий (выявить метафорическое крещение, духовную смерть и воскрешение героя), актуализировать выбор имени главного героя и отразить главную идею произведения – отказ от европоцентризма.

Ключевые слова: М.А. Тарковский, поэтика имени, динамика развития героя, годовой церковный круг.

Михаил Александрович Тарковский – представитель современной традиционалистской прозы. Мы ставим перед собой задачу выявить взаимосвязь имени в повести «Полет совы» с духовным взрослением главного героя. Для этого нам потребуется изучить теоретические труды, посвященные поэтике имени, литературоведческие труды и критические материалы по творчеству М. Тарковского, проанализировать вариативность именования главного героя, определить особенности его функционирования, выявить поэтику церковного годового круга в повести, его связь с образом главного героя.

Обозревая в целом литературное мастерство поэта и прозаика М.А. Тарковского нельзя не отметить его обширную публицистическую деятельность. В последние годы в науке о литературе наблюдается возрастающий интерес к художественному творчеству исследуемого автора. Так, на сегодняшний день защищены кандидатские диссертации: Н.В. Беляева «Лирическое начало в прозе М.А. Тарковского» 2, Н.А. Вальянова «Художественный мир М.А. Тарковского: пространство, время, герой» 4, по данным наиболее полного научного ресурса elibrary. Кроме того, ежегодно издается множество статей, посвященных литературному творчеству М.А. Тарковского. Литературовед Н. Вальянов 3 обращается к проблеме хронотопа в произведениях М. Тарковского; Р. Сенчин 15 посвящает свои статьи исследованию его жизни и творчества. Исследователь В. Яранцев 21, в своей статье уделяет особое внимание анализу и исследованию пейзажа. Так, в различных научных работах произведения М.А. Тарковского рассматриваются на уровне проблематики и поэтики. Несмотря на вышеизложенное, наследие автора еще не становилось объектом широкого научного осмысления. Малоизученность прозы М. Тарковского, в том числе повести «Полет совы», обуславливает актуальность исследуемой темы.

Имя рассматривают в самых разнообразных аспектах. Имена связывают с определенным цветом, планетой, святым покровителем, связывают каждую букву имени с некоторым числом или символом. Подобные теории утверждают, что, зная имя человека, можно определить его характер, привычки, склонности и даже предсказать дальнейшую судьбу.

Валерий Владимирович Мароши подчеркивает: «этимология имени используется в характерологии героя. С точки зрения риторики имя персонажа – одна из его стилистических фигур. С мифопоэтической точки зрения собственное имя и апеллятив, или имя нарицательное, находятся в постоянном взаимодействии. Этимология имени – ключ к имени самому и его носителю. Имя – это порождающее, дающее начало и сам способ познания того, что именует» [10].

В 2016 году была издана повесть «Полет совы» Михаила Александровича Тарковского. Ключевыми проблемами эпического произведения становятся вопросы современной школы и современного образования, тяготение к европейским манерам. В контексте повести актуализируется мысль о необходимости сохранения национального состояния страны, поддержания уникального пути родины, который неразрывно связан с православием.

Главный герой несколько автобиографичен, ведь Сергей Иванович Скурихин повторяет авторский опыт, оставляя городскую жизнь, переезжает в отдаленную деревенскую местность. Героем руководит желание сохранить русскую культуру, традицию, язык и литературу, привить сельским жителям любовь к ним.

С древних времен на Руси имя Сергей пользовалось популярностью. Имя Сергей в переводе с латинского (Сергиус) обозначает почтенный, высокий [1]. Это имя в сознании русского человека тесно связано с образом Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Герой считает его своим покровителем. Это важно, потому что главные события происходят в рождество Сергия Радонежского. Когда герой провалился под лед, то остался жив, благодаря Кольке, его ученику. «Купание» Сергея Ивановича в ледяной воде – его символическое «крещение». После произошедшего главный герой сильно заболел, простудился, – это некое воскрешение души, которое происходит в канун Покрова.

На первых страницах повести главный герой как будто «представляется» читателю. Его каждое именование связано с определенной ролью в жизни «Есть учитель Сергей Иваныч, молодой учитель, и есть Серёжа, новый житель посёлка». В повести сквозным мотивом явлена «раздвоенность» главного героя: в деревне он и Серёжа, и Сергей Иванович. Он одновременно пытается «олитературить» деревню, недоумевая по поводу речи местных мужиков, но в то же время хочет быть таким же, как они. В начале повести две ипостаси героя бесконечно дискутируют друг с другом. С.И. Скурихину еще предстоит преодолеть внутреннее настроение, достичь гармонии.

Помимо этого, из личного письма Михаила Тарковского мы узнали, что послужило основой для создания образа нашего героя: «История имени этого героя такова: у меня есть хороший знакомый, его зовут Сергей Иваныч, детский хирург. Сколько он видел в своей жизни, сколько пережил горя, сами можете представить – детские смерти тоже случаются. И поначалу мой герой был пожилой и выглядел как тот Сергей Иваныч. Серебристая короткая бородка... Невысокий, крепко-сухощавый... Очень русский. Иваныч. Потом я понял, что герой должен быть молодым. И появился уже этот Сергей. Как-то так» (письмо М.А. Тарковского от 03.02.2019).

Анализируя вариативность обращений к герою, мы выявили, что уменьшительные формы имени используются не на протяжении всего текста, а в конкретной ситуации.

Уменьшительные формы имени героя: Серёженька, Серьга, Сергё, дяа Сережа, используются в двух рифмующихся ситуациях. Сначала проваливается под лед односельчанин, которого спасает Сергей Иванович, позже в подобном положении оказывается главный герой, из воды вытаскивает его ученик Колька. Таким образом, автор использует подобные формы именования лишь в самые опасные моменты, когда герои находятся на грани жизни и смерти, когда степень знакомства не имеет значения, потому что стираются все грани. Именно поэтому все уменьшительные формы наименования героя встречаются только в двух критических ситуациях, которые более всего способствуют сближению персонажей.

При этом автор в своем повествовании называет главного героя разными формами имени.

Однако после того, как читатель достаточно познакомился с героем, автор начинает чаще использоваться имя «Серёжа», в последних главах оно встречается почти в каждой строке.

Автор использует синкретичную форму высказывания внутри одного текста: повествование ведется как от первого, так и от третьего лица. С 7 главы, в которой повествуется о символическом «крещении», повествование от лица главного героя сменяется авторской интенцией от третьего лица, происходит объективизация нарратива. Такая форма свидетельствует о близости автора и героя, о том, что их точки зрения схожи. С седьмой главы герой окончательно обретает имя (Серёжа), исчезает его «раздвоенность». Метафорическое крещение водой можно интерпретировать как своего рода инициацию. Можно предположить, что происшествие на реке для героя стало не только метафорическим крещением, но и символическим преодолением барьера, которое в будущем позволило ему стать своим среди деревенских жителей.

Для понимания семантики художественного времени в повести, выявления характера главного героя важен годовой церковный круг. Значимо, что завязка сюжета происходит на первое сентября. С этого дня начинается новая жизнь Сергея Скурихина – первые занятия в сельской школе. Стоит обратить внимание и на то, что первое сентября является началом годового церковного круга, который символизирует вечность. Богослужения совершаются Православной Церковью в течение всего года. Установлено двенадцать великих праздников, которые строятся согласно дате Великой Пасхи. Все они развернуты на целый год и раскрывают истины христианской веры, укрепляют дух верующих. Неотъемлемой частью годового служебного круга являются однодневные и многодневные посты. Каждый день года посвящен памяти одного или нескольких святых, доказавших своей жизнью верность Христу.

Примечательно, что основные события повести разворачиваются между днем поминовения Сергия Радонежского и праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

Сергий Радонежский очень важен для церкви и истории нашей страны. Отчасти главный герой повести схож с Сергием Радонежским. Ведь С.И. Скурихин тоже покоряет север (переезжая жить в Сибирь), работает учителем, тратящим все свои силы и помыслы на то, чтобы привить ученикам любовь к родному языку и русским традициям. Смею предположить, что у М. Тарковского имя определяется качествами человека. Таким образом, к развязке сюжета герой становится близок к типу православного героя-праведника, тяготеющего к соборному сознанию.

Стоит отметить, что символическая смерть героя в ледяной воде происходит восьмого октября. Именно этот день в церковном календаре считается днем поминовения церковью Сергия Радонежского. Таким образом, эта ситуация может быть интерпретирована так: будто святой покровитель совершает своеобразный «обряд крещения» Сергея Скурихина, избавление от прежних грехов, но не дает герою умереть физически. Выздоровление Сергея приходится лишь на канун Покрова (14 октября). Всего за 7 дней происходит символическая смерть и символическое воскрешение.

Следует отметить и то, что герою 30 лет. Именно в этом возрасте Иисус Христос начал проповедь своего учения.

Имя главного героя в повести М. Тарковского «Полет совы» является основой образа литературного персонажа и передает не только содержание произведения, но и раскрывает авторскую идею. Он призывает нас принять Россию как страну, живущую традиционным укладом, предпочитающую духовную христианскую жизнь и православные ценности.

Имя в повести характеризует внутренний мир героя, его взаимоотношения с остальными участниками повести, имя служит одним из важных средств воплощения авторского замысла. Через его поэтику в поздних произведениях Тарковского раскрывается христианское мировоззрение автора.

Для полного понимания поэтики имени героя необходимо обратиться и к другим произведениям автора. Стоит отметить, что имя Сергей часто находит воплощение в произведениях М. Тарковского. Герои с этим именем оказываются как главными персонажами, так и второстепенными.

Так, в повести «Стройка бани» (1998) сын главного героя – Сергей, меняет место жительства (переезжает из деревни в город) и род деятельности. Любопытно то, что в повести два героя: отец (Иваныч) и сын (Сергей). Они являются представителями разных образов жизни. Иваныч влюблен в таежный уклад жизни, увлечен охотой, работа на срубах ему в радость, ко всем делам подходит основательно, с полным погружением. В деревенском обиходе именование по отчеству – дань уважения человеку. Сын – Сергей – его полная противоположность. Все делает на скорую руку, второпях, предпочитает городскую жизнь, а суровый таежный уклад – некая обуза, которая тяготит. Все, что было сделано отцом, не представляет для него никакой ценности и абсолютно не нужно.

Таким образом, Сергей и Иваныч противопоставлены друг другу. Это напоминает главного героя повести «Полет совы». Ведь, он также ощущает себя и городским человеком (Сергей) и жителем таежной глубинки (Сергей Иваныч). Получается, что эти два апеллятива сливаются воедино и предстают уже одним героем в повести «Полет совы».

В рассказе «Петрович» (2001) Сергей – случайный попутчик главного героя. Он предстает перед нами как человек, променявший деревню на город, в котором устроился простым шофером. Однако, Сергей уехал в город не по велению души, а следуя примеру односельчан своего возраста. Вероятнее всего, для Сергея таежный промысел не представлял особой значимости и ценности, именно поэтому он не намерен возвращаться в родное поселение. Писатель характеризует его в первую очередь как «паренька с бутылкой». Подобные перемены для героя в некотором роде лишили его смысла жизни и привели к потери самого себя.

Таким образом, герои из «Стройки бани» и «Петровича» противопоставлены своему тезке из повести «Полет совы», ведь только он променял город на спокойную сельскую жизнь. Для Тарковского именно такой выбор является единственно верным, поэтому С.И. Скурихин обрел и смысл жизни, и полноту имени только после своего переезда. Из этого следует, что имя Сергей выбрано не случайно, потому что именно этот апеллятив помогает осознать подтекстовую информацию, лежащую в основе восприятия мира автора.

Совсем другой Сергей – это герой рассказа «Туристы» (2014). Он единственный их двух вышеупомянутых героев, кто точно осознает свое место в жизни и имеет человеческое достоинство, наделен природной самостоятельностью, позволяющей ему широко и свободно мыслить. Даже тогда, когда его не все устраивает в жизни и ему часто приходится менять род деятельности, у него не возникает мысли о том, чтобы покинуть таежную глушь Красноярского края.

Герой Сергей из рассказа «Туристы» духовно ближе к Сергею Ивановичу из повести «Полет совы», он довольствуется жизнью на родной земле, его не манят большие города, несмотря на то, что его юность прошла в Новосибирске.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что в процессе развития творчества писателя герой Сергей не сразу получает главную роль в рассказах и повестях, к тому же в последних произведениях герои с этим именем предстают перед нами более высокодуховными личностями, ярким примером здесь и является Сергей Иванович Скурихин.

В рассмотренном произведении можно выделить несколько особенностей поэтики имени:

Автор наделяет героя особым, знаковым именем, значение которого постепенно раскрывается посредством событий, происходящих в тексте.

Проанализировав вариативность имени на протяжении всего сюжета и рассмотрев конкретные случаи, мы можем выявить следующую закономерность. Использование в тексте той или иной формы имени связано не только с художественной целью Тарковского, но и с определенной социальной ролью героя, а также сюжетными коллизиями.

Раскрытие разных форм имени героя позволяет разделить их на несколько групп: «чужой» форма наименования – Сергей Иванович (Иваныч). К этой группе героя можно отнести в начале повести, когда он только переехал в деревню, «свой» формы наименования: Серёжа, Серёженька, Серьга, Сергё, дяа Сережа. Герой переходит в эту группу после 7 главы, в которой повествуется о метафорическом крещении водой, интерпретируемом как некого рода инициация.

Имя главного героя в повести имеет не только определенное значение, но и православную отсылку к святому покровителю Сергию Радонежскому. Более того, годовой круг в повести можно считать подтекстовой информацией, которая отражает мировоззрение автора, нацеленное на сохранение православных русских традиций. Таким образом, наш герой раскрывается как православный герой-праведник, тяготеющий к соборному сознанию.

Рoetics of name in the story of M.A. Tarkovsky «Flight of the owl»

Solovyova V.K.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kalashnikov Sergey Borisovich,
Associate Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article is devoted to reading a literary text through the poetics of the characters' names as one of the topical issues of modern literary study. The study is based on the story of the modern writer M. A. Tarkovsky «Flight of the owl». The method of naming the main character reveals the dynamics of its development.
Keywords: poetics of names, M.A. Tarkovsky, the dynamics of the hero’s development, annual church circle.