Аннотация. В течение последних лет интерес к психологии дошкольников возрастает с каждым днём. Появляются новые методики их обучения, внедряются новые рабочие программы. В данной статье рассмотрены особенности развития дошкольников, изучающих иностранный язык, а также основные методики их обучения.

Ключевые слова: иностранный язык, дети, дошкольный возраст, развитие

Методика обучения детей иностранному языку получила своё развитие ещё несколько столетий назад, а опыт этого обучения формировался благодаря так называемому естественному обучению (учащийся получал навыки и знания благодаря непосредственному носителю языка). В теории о методиках обучения иностранному языку этот приём получил название «метод гувернантки», принцип которого заключался в привлечении к обучению носителя языка, который будет обучать ребёнка посредством подражания речи того самого носителя. Благодаря такому образцу у ребёнка тренировались специальные речевые навыки, которые позволяли ему свободно общаться на иностранном языке.

В наше время существует довольно большое разнообразие различных методов обучения неродному языку, которое значительно упрощает процесс обучения.

Иностранный язык, относительно недавно считавшийся своеобразной «роскошью» для людей, которые могут позволить себе его изучение, сейчас стал некой «обыденностью». Без знания английского языка, получившего гордый статус «мировой язык» сейчас не может существовать ни одна сфера деятельности. Поэтому родители считают важным и нужным прививать своим детям любовь к иностранным языкам с самого детства и выбирают дошкольное заведение, которое уделяет особое внимание изучению английского языка. Главное назначение изучения иностранного языка в детских садах состоит в первую очередь в развитии личности ребёнка, в его умении адаптироваться к окружающей среде, умения слушать и понимать своих сверстников, формирования индивидуальной картины мира, развития мышления, способности не бояться задавать вопросы и искать логичные пути решения поставленных задач.

Помимо перечисленных навыков раннее изучение иностранного языка даёт дошкольнику первичные знания в области фонетики изучаемого языка, а также его лексико-грамматического строя.

С психологической точки зрения важно выделить определённый ряд задач, которые будут поставлены перед дошкольником. Задача родителей в данном случае будет заключаться в том, чтобы объяснить своему ребёнку, что большая часть вещей, привычных ему в нашем языке, имеет свой аналог в иностранном, просто эти слова будут звучать несколько иначе (если речь идёт о родственных русскому языках, например, белорусскому или украинскому), или совершенно по-другому (английский, немецкий, французский и т.д.), поэтому важно уже сейчас формировать у ребёнка особый ассоциативный ряд, который поможет ему не только выучить лексику изучаемого языка, но и качественно применять её на практике.

Важно понимать, что для изучения какого-то конкретного языка нет специально подобранного возраста, ведь дети изучают свой родной язык с рождения, слушая речь своих родителей и впитывая её, словно губка.

Психологические особенности дошкольников дают им особые возможности в начале изучения неродного языка, в виду того, что у детей отлично работает долговременная память, которая, в отличие от сенсорной и кратковременной, способна хранить информацию на протяжении всей человеческой жизни.

Считается, что дошкольный возраст – самый интенсивный период развития ребёнка, так как именно в это время начинают формироваться наиболее важные психологические процессы, которые играют особую роль в психическом развитии человека. Ребёнок в дошкольном возрасте открыт к изучению чего-то нового и интересного, поэтому особенно важно правильно преподнести ему информацию, которую следует запомнить. Это можно сделать в форме игр, которые могут быть направлены не только на развлечение, но и обучение дошкольника. Дети в раннем возрасте не имеют сложностей в коммуникации с другими людьми, и этот показатель очень способствует изучению иностранного языка не только в дошкольный период, но и в дальнейшей жизни.

Бодрова Е.В. в своей работе «Основополагающие принципы современных методов освоения английского языка детьми дошкольного возраста» пишет, что современный ребенок дошкольного возраста осваивает язык не как предмет изучения, а как средство общения – непосредственно в деятельности, активно экспериментируя с ним [1]. Принято считать, что изучение иностранного языка способствует пониманию не только языка, который ребёнок начал изучать, но и родного языка, с которым ребёнок связан с детства. Просмотр мультфильмов, чтение стихотворений и сказок на иностранном языке способствует развитию коммуникативно-речевых навыков.

Сейчас перед психологами стоит очень важный вопрос – решить, с какого возраста лучше всего начинать изучение иностранного языка, если родители не смогли создать для ребёнка условия естественного и искусственного билингвизма (не начали обучение языку с самого рождения). Самым оптимальным (сензитивным, следуя логике Л.С. Выготского) возрастом считается дошкольный. Дети уже с 5 лет (часто и намного раньше) готовы заниматься другим языком. Если говорить о психическом развитии, то изучение чего-то нового не только не тормозит развитие психики, но наоборот, влияет на неё очень благотворно. Если ребёнок психологически готов к изучению языка, то занятия будут проходить легко, ребёнок будет затянут в своё новое увлечение, начнёт заниматься очень охотно и проявлять свои таланты. Если же ребёнку новое занятие придётся не по душе, если родители и воспитатели занимаются «навязыванием» предмета, то он будет выказывать сопротивление, заниматься неохотно, занятия будут сопровождаться капризами и истериками, чего ни в коем случае нельзя допускать при обучении (истерики и капризы не только замедляют работоспособность головного мозга, но и пагубно влияют на настроение окружающих).

Если ребёнок не получит нужные знания вовремя, то время будет безвозвратно упущено (такой же принцип работает и с некоторыми видами спорта, например, с фигурным катанием). Чем раньше ребёнок начнёт изучение, тем лучше он усвоит новый материал. В этом состоит особенность сензитивного периода, когда можно и нужно развивать гибкость аппарата речи. Именно во время сензитивного периода ребёнок овладевает родной речью [2].

Ребёнок овладевает речью не машинально, а совершая сложные мыслительные процессы – анализирует, делает выводы, обобщает и систематизирует полученную информацию по мере своих возможностей. И все эти процессы он совершает, чаще всего, неосознанно. Подобные механизмы начинают работать с момента рождения и заканчиваются в тот момент, когда ребёнок полностью овладевает речью. Если в этот период ребёнок, помимо родного, знакомится ещё и с иностранным языком, то овладение им происходит точно также, как и с родным [3].

Дети не принимают глобального будущего, для них оно довольно абстрактно. Для них существует только настоящее и будущее, которое уже вот-вот случится. Поэтому практицизм взрослых и их высказывания о том, что изучение языка сделает их будущее проще и лучше, дети понять не могут. В этом возрасте у детей возникает сверхспособность в игре, поэтому выучить язык они могут ещё и посредством игры. Кроме того, игра, являясь основным видом деятельности ребёнка, позволяет сделать ценными и важными любую единицу коммуникации. Старший дошкольный возраст является оптимальным возрастном для начала обучения ещё и потому, что дети в этот период способны сконцентрировать внимание, появляется способность действовать не импульсивно, ставить перед собой определённые цели и искать пути их достижения. Здесь особую роль может сыграть ролевая игра, где ребёнок может взять на себя роль любой интересной ему личности, а его друг/родитель/воспитатель станет его партнёром в этой игре.

Спонтанное усвоение материала может происходить в семьях, где растут дети-билингвы. На одном языке они могут разговаривать дома, другой язык слушать на улице при общении со сверстниками, в детском саду, или же в семьях, где у родителей разные родные языки, и они в равной мере уделяют время для изучения обоих языков. Поэтому важно понимать, что для любого обучения ребёнок должен быть готов не только физически, но и психологически.

Дети до девяти лет прекрасно овладевают речевым аппаратом, после чего он становится менее гибким и неспособным приспосабливаться к новым коммуникативным условиям [2].

Если говорить о развитии психических процессов детей (память, внимание, восприятие), то можно сделать вывод, что они характеризуются произвольностью. В этом возрасте дети ещё не могут слушать долгий монолог учителя, поэтому в процесс обучения следует ввести такое понятие, как беседа, в ходе которой учитель будет объяснять материал, а воспитанник задавать сопутствующие вопросы.

Дети в дошкольном возрасте особенно любят общаться со сверстниками, но познавать себя они начинают только при общении со взрослым, поскольку только взрослый может дать качественную оценку его личности.

Большую роль в обучении дошкольников будет играть и эмоциональная составляющая, так как дети младшего возраста характеризуются порывистостью, воодушевлением, повышенной активностью, интересом к творческой деятельности. Педагог должен вовлечь ребёнка в ту форму деятельности и предоставить такой вид общения, который доставит полный комфорт и не будет агрессивно воздействовать на эмоции обучающегося.

Проанализировав различную методическую литературу, был сделан вывод, что основными видами деятельности, которыми может руководствоваться педагог, является игровая, музыкальная и творческая.

Игровая деятельность, как уже было сказана выше, способствует проявлению у ребёнка коммуникативных качеств, позволяет разнообразить процесс обучения и сделать его более интересным, чем банальное изучение предложенного материала.

Музыкальная деятельность благотворно влияет на слуховое восприятие дошкольника, помогает развивать его слуховые данные и прививает любовь к прекрасному. Основными видами работ могут быть выбраны пение, танец под заводную мелодию, игра на детских музыкальных инструментах.

И, наконец, творческая деятельность. Творческая деятельность не только благоприятно влияет на психологическое развитие ребёнка, но и даёт ему возможность выражать креатив в различных видах его проявления, а также помогает развивать фантазию. Психологи утверждают, что хорошо сформированное в раннем детстве креативное мышление поразительно облегчает процесс решения любых жизненных задач и позволяет найти решение из самых разнообразных ситуаций.

Развитие способностей ребёнка в любых их проявлениях – залог его успешной жизни в дальнейшем, поэтому родителям и воспитателю ни при каких условиях не стоит упускать шанс обучать ребёнка различным видам творчества, дать ему возможность самовыражаться и самооцениваться так, как он считает нужным и верным для себя. Дать ему шанс самому взять судьбу в свои руки, не забывая при этом контролировать свою деятельность и направлять на верную дорогу.

Таким образом, введение раннего обучения обуславливается психологической расположенностью ребёнка и их эмоциональной готовностью к овладению иностранным языком. Лучшим возрастом для начала обучения психологами принято считать шестилетний возраст, когда ребёнок проявляет особый интерес к игровой форме деятельности.

Development of verbal intelligence of older preschool children learning a foreign language

Khraban E.A.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow, teacher of the «Gloria School»

Research supervisor:

Sidorishin Fedor Anatolyevich,

Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, GAOU VO MGPU, Ph.D.

Annotation. Interest in the psychology of preschool children has increased over the past few years and continues to grow every day. New teaching methods and work programs are being introduced. This article describes the psychological characteristics of preschoolers involved in learning a foreign language, as well as the main teaching methods.
Keyword: foreign language, children, preschool age, development


  1. Бодрова Е.В. Основополагающие принципы современных методов освоения английского языка детьми дошкольного возраста (3-7 лет) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 2. (дата обращения: 01.11.2021).
  2. Негневицкая Е.И. Язык и дети. / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. М.: 2000. 111 c.
  3. Пряничникова Л.В. Психологическая готовность ребенка к изучению иностранного языка // Сибирский педагогический журнал. 2011. (дата обращения: 01.11.2021).
  1. Bodrova E.V. Fundamental principles of modern methods of learning English by children of preschool age (3-7 years ) // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2014. № 2. (date of the address: 01.11.2021).
  2. Negnevitskaya E.I. Language and children. / E.I. Negnevitskaya, A.M. Shakhnarovich. M.: 2000. 111 pages.
  3. Pryanichnikova L.V. Psychological readiness of a child to study a foreign language//Siberian Pedagogical Journal. 2011. (date of the address: 01.11.2021).