Аннотация. В статье рассматриваются тексты современной поэзии как инструмент использования на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ, а также как объект изучения в рамках анализа средств изобразительности речи. На основании проведенного исследования и апробации на практике автор определяет использование текстов известных песен как эффективный инструмент, который может быть использован на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: современная поэзия, текстоцентрический подход, литература, русский язык.
Современный процесс школьного филологического образования предполагает такое структурирование учебного материала, которое всецело позволит раскрыть интеллектуальные способности обучающегося [1, с. 23]. Он в совокупности формирует личность обучающегося. Мир истинных ценностей и нравственных ориентиров будет доступен только в том случае, если педагог на уроке реализует главную дидактическую задачу – формирование морально-эстетических принципов посредством обращения к художественному тексту [3, с. 8]. Интеграция языкового и литературного образования также нашла отражение в достижении ряда метапредметных результатов обучения. В связи с этим нельзя не отметить, что использование текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы необходимо, так как изучаемый в ходе урока материал способствует формированию целостного представления о языке.
Безусловно, необходимо осторожно использовать фрагменты художественного текста в обучении языку ввиду ряда нюансов, например, специфики авторских знаков препинания. В таком случае произведения следует адаптировать, так как в них могут использоваться сложные синтаксические конструкции, порой сложные для понимания обучающихся. В фокусе нашего внимания находятся тексты современных песен, выпущенных в последние годы и сохранивших уверенную позицию в «топе» по результатам народного голосования, проводившегося на сайтах различных радиостанций. Так, мы рассмотрим творчество таких популярных исполнителей, как Тима Белорусских, Feduk, HammAli & Navai.
Тексты современной русской литературы как объект использования на уроках русского языка представляют особый интерес, так как они актуальны ввиду своей популярности среди обучающихся в различных социальных сетях. Вопрос рассмотрения в них окказионализмов, авторских знаков, а также особых синтаксических конструкций помогает подробнее изучить современные литературные тенденции: активное использование языковых средств или, наоборот, пренебрежение нормами орфографии, пунктуации и грамматики для выражения какой-либо идеи [2, с. 132]. Для изучения русского языка это также важно, так как помогает проследить особенности его развития на современном этапе. Помимо этого, достаточно интересно рассмотреть варианты отклонения от нормы и понять их причины, пытаться исправить.
Мы предполагаем, что если примеры ошибок в заданиях формата ЕГЭ по русскому языку будут приводиться из текстов современных известных песен, то учащиеся с большей вероятностью запомнят верные грамматические нормы, нормы согласования и виды лексических ошибок, так как впоследствии у них будет работать ассоциативная память, потому что песни – это часть их мира, они звучат в популярных социальных сетях. Авторы текстов затрагивают волнующие молодежь проблемы и темы: взаимная и невзаимная любовь, отношения с близкими людьми, проблема самоопределения, а также политические вопросы.
На основании нашей гипотезы и перечисленных особенностей текстов современной поэзии мы разработали модели заданий. Так, в задании № 6 предлагается найти лексическую ошибку в песне современного исполнителя. Учащимся необходимо понять, что словосочетание «назад возвращаться» является плеоназмом, и поэтому здесь присутствует лексическая ошибка.
Задание № 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Назад возвращаться уже поздно
Назад возвращаться несносно
Но получается, что возвращаться можно
Так что, увидимся точно…
(Тима Белорусских «Возвращаться уже поздно» 2019г.)
Помимо ошибок, связанных с лексикой, формат ЕГЭ по русскому языку предполагает умение работать с грамматическими неточностями, нормами управления. Задание 7 направлено на проверку знаний выпускниками норм образования форм слова. Вместо стандартных примеров мы подбираем фрагменты текстов популярных российских исполнителей. Учащиеся должны понять, что «слаже» – это неверная степень сравнения, образованная от прилагательного «сладкий».
Задание № 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- «Я найду себе намного ЛУЧШЕ / Я найду себе совсем другую» (HammAli & Navai «Прятки», 2019)
- «Я дам тебе тёплый шарф, там в космосе ХОЛОДА» (Feduk «Хлопья летят наверх», 2018)
- «Мне не нужны с неба звезды даже / Только твои губы шоколада СЛАЖЕ» (Artik&Asti «Очень-очень», 2018)
- «Воздушный поцелуй станет САМЫМ ГОРЬКИМ» (Тима Белорусских «Незабудка», 2018)
В задании 8 также можно представить тексты знакомых обучающимся песен в качестве объекта для исправлений.
Задание № 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (см. таблицу 1).
Таблица 1. Содержание задания № 8.
Грамматические ошибки | Предложения |
---|---|
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Д) ошибка в построении сложного предложения |
|
Данные задания могут быть использованы на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах. Однако стоит обратить внимание на то, что работа будет более продуктивной в том случае, если разбор примеров произойдет вместе с учителем, так как варианты ответов достаточно нестандартные и могут оказаться даже несколько сложнее, чем те, которые выпускники видели раньше. На наш взгляд, такой формат позволяет в дальнейшем работать ассоциативному мышлению: учащиеся будут сопоставлять ошибки с текстами тех песен, которые они слушают ежедневно. Задания нацелены на проверку владения обучающимися познавательными УУД: анализ, умение работать с текстом [3, с. 10].
Мы полагаем, что работа с текстами современной поэзии – это эффективный способ изучения как родного языка в целом, так и особенностей художественных средств изобразительности речи. В этой связи мы разработали модель задания аналитического характера, которое предполагает самостоятельный поиск грамматической ошибки (аналог заданий № 7 и № 8 ЕГЭ), а затем взаимопроверку с одним из одноклассников (см. таблицу №2).
Таблица №2. Модель задания аналитического характера
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
---|---|---|---|
Даже если всё очень плохо И на улице грустные будни закрывают дверцы Улыбайся, как можно громко Сохраняй меня оберегом своего сердца (Тима Белорусских «Одуванчик», 2020) |
Ты просто обещай не грустить и улыбнись Никогда не забывай и еще почаще снись Буду новой встречи ждать и скучать за блеском глаз Будет все, ну а пока давай, как в последний раз (Dabro «Юность», 2020) |
Я снова делаю вид, что мне совсем все равно Что ничего не болит и лучше быть не могло Благодаря тебе, моя душа поет! Больше не надо ничего! (Тима Белорусских «Песня SOS», 2019) |
Ушёл в себя, текста в блокноты Говорила мне, песни худшая затея Я стихотворец и порой не попадаю в ноты Но попадаю в ваши души, это ведь важнее (HammAli & Navai «Где ты была?», 2020) |
Этап № 1. Задания для анализа
- Найдите в указанных строках ошибку, объясните ее с точки зрения грамматики.
- Как вы думаете, для какой цели авторы песен допускают ошибки в текстах? Можно ли назвать данные «неточности» обоснованными или же это произошло ненамеренно? Обоснуйте свой вывод.
Этап №2. Взаимопроверка
Изучите ответ, который дал ваш сосед по парте. Проанализируйте ошибку, которую ему удалось найти. Как вы думаете, верны ли данные суждения? Дайте свой письменный комментарий.
Этап № 3. Рефлексия
- Понравилось ли вам анализировать тексты современной поэзии? Смогли ли вы найти ошибки?
- Интересно ли вам было работать в качестве проверяющего?
Также помимо функции объекта исправления в заданиях ЕГЭ по русскому языку тексты песен могут послужить объектом изучения в рамках изучения курса современной поэзии на уроках литературы: здесь важным помимо нахождения ошибок является понимание того, для чего автор текста использует те или иные средства художественной выразительности. В этой связи мы смоделировали задание, которое предполагает работу в группах (см. таблицу 3).
Таблица 3. Задание в группах
ГРУППА 1 | ГРУППА 2 | ГРУППА 3 | ГРУППА 4 |
---|---|---|---|
Поздний вечер из окна на кухне тени зажигают свет Сколько ни пытался разобраться в людях, я устал, отец На моем пути встречалось много – разные все У каждого здесь своя правда, свой Бог и свой цвет Но как правильно жить, я так и не нашел ответ Запомни, есть два типа людей: Одни готовы рвать этот мир до костей Идут по головам, не жалея ногтей Чёрта оправдают, лишь бы оседлать цель Есть два типа людей: Другие никогда не оставят в беде Встающие за совесть, упертые за честь Смотри, не разорвись между ними, юнец В темноте упала звезда за горизонт Ну а что, если к каждому нужен отдельный подход? Ведь этот вроде бы соврал, но покаялся прям вслед Этот вроде бы воровал, но исправился в момент Этот, с виду, нахал, наплевал на всех, а поговоришь – нормальный наедине (Макс Корж «2 типа людей», 2019) |
Под деревом стояли, От капель прячась. Тропический ливень Промочил насквозь. Но пустота во мне – безопасное место. Её туда бросили горсть. Кто нас выкинул, Из гнезда вселенной вниз головами. Прямо на землю, Говорят, мы прыгнули сами Но когда мы вырастем, Мы станем огромными. Огромными птицами, Над огромными волнами. Когда мы вырастем, Мы останемся крошечными. В ладони помещаемся мы. Помещается весь мир в ладони. Мы были потеряны там, где горы, И небо ловит облаками дым. Там улица Марта и этот город Никогда нам не будет чужим. Там мы встретились. В нас никто не верил. Но дай нам время и мы всё сделаем, Только дай нам время... (Alai Oli «Ладони», 2016) |
Красота давно за пределами парижских просторов. Она может быть лишь в головах, Но мы якобы на птичьих правах Выбираем чужую интонацию мира, Которую сидя у камина Написали Гоголи, Пушкины и Булгаковы Нет, я против самостоятельного пошлого, Но нужно хотя бы пробовать! Чтобы запоминали тебя, цитируя За пределами твоей квартиры Чьи-то уста И взяли за промежуточный устав. Я лишь против того, Когда живут по всяким Фрейдам так, Что меняется состав суставов. Ведь всем интересен подлинник. Так давайте жить под некий гимн Собственного я. По-своему. Даже если это станет ошибкой По Фрейду. (Mokko fm «По Фрейду», 2012) |
Любовь моя Всегда выходила мне боком Занозой под ноготь Жить мешает да больно вытащить Я жду, когда загорится красный На пешеходном и никогда не шагаю Жалко водителей Сколько раз клялся себе и стенам Не быть тяжестью, якорем Не цепляться за руки людей Начинаю гулять по кругу и кричать Не в первый раз сквозь тьму прожитых дней Врачи напишут мне в карточке: неврастеник Лечение: медикаменты и физический труд А я тонущий в иле Молча смотрел вокруг Я просто хотел Чтоб меня любили Любовь моя Всегда выходила мне боком Ножом подставленным к горлу Еще не больно, но страшно выдохнуть Это беспомощность новорожденного Это табличка «нет выхода» (Элли на маковом поле «Любовь моя», 2019) |
Задания:
- Выберите капитана вашей команды. Он будет представлять результаты вашей совместной работы перед классом.
- Перед вами фрагменты современных песен. Ваша задача заключается в том, чтобы проанализировать их, найти как можно больше средств художественной выразительности и проиллюстрировать их примерами.
Этап № 1
Работа в группах. Предположительно 10 минут.
Этап № 2
Представление результатов совместной работы (5 минут на каждую группу, обсуждение и вопросы – 5 минут). Капитан команды подробно рассказывает, что им удалось найти, и озвучивает примеры. Далее представители других групп могут задать вопросы.
В ходе исследования мы провели апробацию заданий формата ЕГЭ среди 20-ти человек, среди которых были учащиеся старших классов, выпускники прошлых лет, а также учителя русского языка и литературы. Актуальность анкетирования заключалась в апробации пробных заданий и выявлении положительных и отрицательных моментов, а также неточностей. Это необходимо для подтверждения нашей гипотезы. Так, мы доказали, что представленные задания представляют повышенный интерес для школьников 10-11 классов и выпускников прошлых лет. Также мы не получили негативных отзывов от педагогов русского языка и литературы.
Таким образом, текстоцентрический подход очень эффективен в рамках анализа текста. Его активное применение в рамках современного филологического образования помогает развивать ассоциативное мышление, быстрее находить ошибки в заданиях и правильно их классифицировать [2, с. 138]. Тексты популярных российских исполнителей как объект обсуждения на уроках русского языка и литературы могут быть использованы при анализе ошибочных суждений в заданиях 6-8 ЕГЭ по русскому языку, а также смогут являться интересным материалом для изучения художественного языка.
Training for the united state exam on Russian on the basis of texts of modern poetry
Sokolova M.A.,
bacheleor of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurjevna,
Associate Professor of the Department of the Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.
Annotation. The article considers the texts of modern poetry as a tool for using in Russian language and literature lessons in preparation for the unified state exam, as well as an object of study in the analysis of visual speech. Based on the research and practical testing, the author defines the use of lyrics of famous songs as an effective tool that can be used in Russian language and literature lessons.
Keywords: modern poetry, text-centric approach, Russian, literature.
- Ильин Д.Ю. Филологическое образование: задачи и перспективы. // Вестник ВолГУ. 2008-2009. Серия 6. Вып. 11. С. 21-27 (дата обращения: 19.09.20).
- Колышева Е.Ю. Интеграция языкового и литературного образования в контексте обучения литературе на основе текстоцентрического подхода / Е.Ю. Колышева // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XVI / Отв. ред. В.А. Коханова. М., Ярославль, 2018. С. 130-143 (дата обращения: 17.09.20).
- ФГОС среднего общего образования (дата обращения: 19.09.20).
- Ilyin D.Yu. Philological education: tasks and prospects. // Bulletin of the Volga State University. 2008-2009. Series 6. Out. 11. Page: 21-27. (date of the address: 19.09.20).
- Kolysheva E.Yu. Integration of language and literary education in the context of teaching literature based on the textocentric approach. // Problems of modern philological education: Collection of scientific articles. Issue XVI / Otv. ed. V.A. Kokhanova. M., Yaroslavl, 2018. Page: 130-143 (date of the address: 17.09.20).
- FGOS Secondary General Education (date of the address: 19.09.20).