Научный руководитель: Лоскутникова Мария Борисовна, доцент кафедры русской литературы института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 821.161.1’18’

Аннотация. В статье рассмотрена тема семьи, взятая в «легкой» комедии А.С. Грибоедова «Молодые супруги» и в романе И.С. Тургенева «Накануне» в аспекте идейного вектора молодой семьи. В первом произведении выделены мотивы любви-жертвы и эмоционально-психологического прозрения, во втором – мотив подлинного и призрачного.

Ключевые слова: художественная тема, мотив, идейный вектор.

Тема семьи в литературе ХIХ века − одна из самых важных. Особый ее ракурс связан с изображением молодой семьи. К этой теме обращались М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…», А.Н. Островский в пьесах «Доходное место» и «Гроза», Л.Н. Толстой в романах «Война и мир», «Анна Каренина», в повести «Крейцерова соната», А.П. Чехов в рассказе «Душечка» и в повести «Три года» и др.

Вместе с тем В.В. Розанов отметил парадокс в понимании семьи в русском обществе: «семья никогда не становилась у нас предметом философского исследования», при этом обращение к ней было «темой богатого художественного воспроизведения, поэтического восхищения», в том числе «даже шуток, пародий» [6; с. 1]. Однако институт семьи остается несомненной ценностью и в отечественной культуре XX-XXI веков. Так, современные исследователи констатируют: «Традиционный уклад в России сохранился», а до конца ХIХ века был «преобладающим» [5; с. 7]. Современные духовные лица предостерегают от пренебрежения семьей, подчеркивая, что «кризис семьи неизбежен», если общество недооценивает ее значимость [2; с. 25].

Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть идейные векторы в изображении молодой семьи в комедии А.С. Грибоедова «Молодые супруги» (1815) и в романе И.С. Тургенева «Накануне» (1859) и показать мотивационную основу этих произведений.

«Мысль семейная» (Л.Н. Толстой) в творчестве Грибоедова не была предметом специального освещения. Однако брачные узы, радости или трудности в жизни семейных пар, взаимоотношения «отцов» и «детей», системы воспитания – круг вопросов, органичных для драматургии Грибоедова, начиная с «легкой» комедии «Студент» и заканчивая «высокой» комедией «Горе от ума».

«Легкая» комедия «Молодые супруги» была создана Грибоедовым в духе того времени – как переработка французского оригинала, комедии О. Крёзе де Лессера «Семейная тайна» (1809). Рассматривая современную великосветскую семью в контексте отечественной культуры и московского уклада быта, Грибоедов тем не менее дал героям, в традициях избранного жанра, экзотические имена – Арист и Эльмира. Эта молодая семья с семейным стажем всего в три месяца далека от совершенства любви и взаимопонимания: муж посещает балы, флиртует с молодыми дамами и даже изменяет молодой супруге, а та потеряна и уныла. Арист прямо говорит о жене: «люблю её по чести, меж тем приятнее, когда мы с ней не вместе» [1: с. 9]. В разговоре с другом Сафиром молодой супруг объясняет свое разочарование в жене тем, что уже не видит в ней «талантов тех, которыми [она] сперва обворожила всех» [1; с. 10]. Семья на грани распада: «где нет взаимности, рождается остуда» [1; с. 18].

Действительно, Эльмира показана Грибоедовым как скромная, далекая от шумных интересов света женщина. Она предпочитает домашнюю обстановку, не любит выезжать из дома, чем раздражает супруга и в чем он постоянно укоряет ее. Кроме того, жена перестала быть интересной мужу в силу своей покладистости. Эльмира делает все так, как скажет супруг, выполняет любую его прихоть. Эльмира всей душой предана мужу: «Везде, где вместе мы, мне радость и забавы! Я, право, завсегда стараюсь угадать всё то, что мысленно ты хочешь пожелать» [1; с. 12].

Вместе с тем Эльмира живет с открытыми глазами и понимает, что семья, еще не сложившись, уже способна распасться. При поддержке друга семьи Сафира, Эльмире удается вернуть внимание мужа. К тому же втайне от мужа, с помощью дяди она улаживает дела, которые забросил ее ветреный супруг. Эльмира признается: «Мой муж, в рассеяньи, дела свои оставил, но я за них взялась, радела как могла» [1; с. 19].

В результате одним из организующих художественное целое мотивов является мотив любви-жертвы, актуализированный Грибоедовым в образе главной героини. Создавая ее характер, автор настаивает на том, что каждый член семьи, и прежде всего хозяйка дома, должен оставаться самим собой и не растворяться бесследно в другом человеке. В образе Ариста и с его помощью Грибоедов развивает другой мотив – эмоционально-психологического прозрения. Поскольку Эльмире, изменившей линию поведения, удается вновь привлечь внимание мужа, его чувства вспыхивают вновь. Арист, по его собственным словам, заново влюбился в жену – и они счастливы. Развязка определена в монологе Ариста, обращенном к жене: «Как хочешь; но теперь в столице иль в пустыне с тобою дома я всегда сижу отныне. Днем, утром, вечером, и в полдень, и в полночь; все вертопрашества и суетности прочь!» [1; с. 44]. Побеждают нравственное влияние любящей женщины на ветреника мужа и укрепление семейных устоев, противопоставленных развращающему влиянию света.

Изображение семейной жизни в творчестве Тургенева – факт, отстраненный от пьесы Грибоедова почти полувеком. И протекшие десятилетия внесли значимые коррективы в сознание современников XIX века. Проблемы семьи как «гнезда», воссозданные Тургеневым, рассматривались Г.Б. Курляндской, А.И. Батюто и рядом других исследователей. М.Б. Лоскутникова пишет: «Понятие «гнездо» является для Тургенева одним из важнейших ценностных ориентиров, что отмечается как в его эпистолярии, так и в прозе 1850-х годов. Определение, совокупно переименовывающее знаки семьи и полноты семейного бытия, счастливого и тем естественного устройства жизни, вписано как в мировоззренческие представления писателя, так и в создаваемые им художественные (прежде всего романные) миры» [4: с. 105].

Обратившись к роману «Накануне», исследователь развивает эту мысль и подчеркивает: «Своей героине Елене Стаховой, начавшей вскоре после знакомства с Дмитрием Инсаровым вести дневник, писатель телеологически «поручает» выразить представления о поисках жизненных целей и связанном с ними понимании счастья: «у него [Инсарова] есть дорога, есть цель — а я, куда я иду? где мое гнездо?»» [4: с. 105].

Роман «Накануне» открывается спором двух друзей, скульптора Шубина и философа Берсенева, о счастье и об особенностях человеческой личности. В том числе молодые люди размышляют о любви, приносящей наслаждение, и о любви жертвенной. Елена Стахова оказывается образцом последней, поскольку ее жизнь подчинена готовности служить людям, и прежде всего следовать за любимым человеком на путях служения великому делу. Елена живет в поисках «деятельного добра». Главного человека своей жизни она находит в болгарине Инсарове, и его Дело по освобождению Болгарии от турецких захватчиков становится смыслом и ее жизни. «Освободить свою родину!.. Эти слова даже выговорить страшно, так они велики», – восхищается Елена [6; с. 201]. Елена сама призналась Инсарову в любви и согласилась пройти рядом через все превратности судьбы: «мы пойдем вместе, я пойду за тобой» [6; с. 266].

Главным идейным вектором Тургенева при изображении им молодой семьи Елены и Инсарова является, в результате, мысль о духовной близости двух людей, нашедших друг друга. Молодая женщина понимает, что она не способна удержать Инсарова в России, да и не будет делать этого. События же в Болгарии торопят Инсарова на родину. Свое счастье Елена, как и Инсаров, видит в отказе от личной свободы. Отсюда мотив подлинного и призрачного. Чужая в родной семье, Елена, став женой Инсарова, наконец обретает полноту бытия. Ни оторванность от родины и от родителей, ни заботы и хлопоты не заставили героиню отказаться от своего пути. После смерти мужа Елена остается верна их общему делу и отправляется не на родину к родителям, а в Болгарию – продолжать дело мужа. Обретя подлинное, Елена окончательно освобождается от призрачного.

Таким образом, «легкая» комедия Грибоедова «Молодые супруги» и роман Тургенева «Накануне», разделенные почти полувеком, обладают несомненной типологической близостью. В произведениях по-разному – в силу естественных общественно-временны́х изменений – воссоздана жизнь молодой семьи. Однако, показав ценность семейных уз, радость взаимопонимания, значимость духовной и душевной поддержки, Грибоедов и Тургенев обнаружили единство гуманистического миропонимания, свойственного русской литературе. При обращении к несхожим типам семейных отношений оба автора провели последовательную мысль о победе человеческого единства над отчужденностью и разобщенностью.

«Family Thought» in A.S. Griboedov's «Light» comedy «Young Spouses» and in I.S. Turgenev's novel «The Day Before»

Nesterova A.G.,
master of 2 courses of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Loskutnikova Maria Borisovna,
Associate Professor of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article considers the topic of the family, taken in the «light» comedy A.S. Griboedov «Young Spouses» and in the novel I.S. Turgenev «The Day Before» in the aspect of the ideological vector of the young family. In the first work the motives of love-victim and emotional-psychological vision are highlighted, in the second - the motive of genuine and ghost.
Keywords: artistic theme, motif, ideological vector.