Код уникальной десятичной классификации: 373.1

Аннотация. В статье рассмотрены возможности трансформации Портфолио достижений обучающегося в Личный кабинет достижений, создаваемый на основе сбора цифровых образовательных следов обучающегося. Использование информационного образовательного пространства усилит функциональную значимость реализации Портфолио достижений в новом формате.

Ключевые слова: Цифровизация образования, цифровой образовательный след, образовательный мониторинг.

Рассматривая вопрос об организации сбора и предоставления документального подтверждения образовательной активности обучающегося на любом уровне образования, сталкиваемся с рядом исследований данного вопроса, в которых сами авторы (Зеленской Н.А., Ливн М.В., Африкян Т.Г., Петровой Г.А. [2] ) подтверждают несостоятельность существования Портфолио достижений, так как только 29 % обучающихся отметили его положительное влияние на формирование профессиональных притязаний. [2 , c.31-32]. В первую очередь обучающиеся обращают внимание на следующие негативные элементы:

  • большая трудоемкость к формированию Портфолио и отсутствие помощи со стороны педагогов в работе с ним;
  • большое количество времени для сбора подтверждающих документов;
  • отсутствие организованности в работе самого автора Портфолио;
  • отсутствие педагогического эффекта на автора Портфолио.

В данном случае первый и второй пункт мог бы легко нивелироваться при подключении к системе работы с Портфолио педагогов, обладающих достаточными компетенциями в этой области.

Объективность в оценивании собственного уровня регулятивных универсальных учебных действий свидетельствует о работе педагогов с респондентами по формированию их адекватной самооценки.

На мой взгляд, самый большой дефицит с такой формой Портфолио отмечен респондентами в четвертом пункте. Это свидетельствует не только об отсутствии понимания у авторов функций Портфолио [1], мотивации в работе с содержанием, но и обнуляет его эффективность.

В условиях перехода общества в эпоху глобальной цифровизации система работы с Портфолио должна базироваться на основе фиксации цифровой образовательной активности обучающихся, так называемой фиксации цифровых образовательных следов.

Цифровой след пользователя уже сегодня фиксируется в различных информационных системах: on-line образовательные курсы и тестирующие системы; электронный журнал, представляющий государственную услугу по информированию обучающихся и родителей о текущих отметках и промежуточной аттестации; регистрация в личных кабинетах электронных библиотек, позволяющая пользователям получать актуальные новости, документы. С 2013 года прекращена выдача сертификатов по результатам ЕГЭ, результаты государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования стали доступными ВУЗам из единой Федеральной базы; с 2018 года подача заявлений на прохождение государственной итоговой аттестации стала возможной в системе государственных услуг.

Цифровизация образовательного пространства развивается на сверхскоростях, что совсем скоро позволит, не выходя из дома, не собирая дополнительных документов, получить полную информацию об активности обучающегося. Автоматизация анализа данных на основе цифровых следов позволит пользователю самостоятельно контролировать свое состояние здоровья, академическую успешность, творческую, финансовую и иную активности. Сделает субъекта персональных данных субъектом индивидуального развития.

Важным моментом в процессе сбора информации из каждой системы является возможность интеграции данных всех систем в единое целое, цифровое пространство образования. Техническое обеспечение процесса интеграции данных в информационных системах осуществляется на основе протоколов передачи данных. Важным становится трансформирование Портфолио достижений обучающихся в личные кабинеты пользователей цифрового образовательного пространства (Личные кабинеты достижений), в которые передаются данные всех информационных систем, собираются все цифровые следы. Субъекту данных остается пройти авторизацию, где сегодня хорошими примером этому может служить способ авторизации в системе государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/) и в системе московских государственных услуг (https://www.mos.ru/services).

В личный кабинет субъекта данных может вносится информация начиная с рождения и сопровождать всю его активность на протяжении жизни. Организация цифрового пространства на основе соглашений о предоставлении доступа к персональным данным позволит обеспечивать информационную безопасность со стороны самого субъекта персональных данных, который станет контролировать свои действия и действия всех государственных органов и служб в отношении доступа к своим персональным данным.

Личный кабинет достижений как одно из направлений в развитии цифровизации общества должен способствовать формированию и развитию компетенций XXI века наших выпускников. В рамках существующего федерального государственного стандарта метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отнесены к части формирования универсальных учебных действий (далее  УУД). Планирование и построение процесса, оценивание и анализ результатов своей деятельности как регулятивные УУД; умение презентовать свои достижения, представлять свою работу как коммуникативные УУД – способности, которые могут служить маркерами педагогического эффекта не только в работе с новым электронным ресурсом, Личным кабинетом достижений, взамен Портфолио достижений, но и педагогическим эффектом выстраиваемой внутренней системы оценки качества образования школы, самооценки образовательных достижений субъекта данных.

Существенный прорыв в оценки метапредметных результатов освоения основных образовательных программ сегодня сделан Московским центром качества образования (МЦКО). В качестве инструментария образовательного мониторинга школам Москвы предложены материалы независимых диагностик МЦКО по оцениванию естественнонаучной, математической, финансовой, читательской грамотностей, информационной компетенции, материалы для проведения диагностик метапредметных познавательных, коммуникативных и регулятивных умений, которые соответствуют современным международным стандартам оценки качества образования. Разработка МЦКО ресурса «Мои достижения» становится прообразом нового Портфолио достижений, Личного кабинета достижений, содержащего некоторые результаты активности обучающегося. К сожалению, результаты диагностик МЦКО, ресурс «Мои достижения» пока еще закрыты для автоматической интеграции с другими системами.

Мощной интегративной платформой для реализации описываемых функций теперь уже Личного кабинета достижений могут послужить сервисы Московской электронной школы (https://www.mos.ru/city/projects/mesh/) (МЭШ), в том числе «Электронный дневник и журнал». Система соединила в себе как возможности информирования об образовательных результатах обучающихся и законных представителей, так и активность обучающихся в программах внеурочной деятельности и дополнительного образования, стала площадкой для диссеминации передового педагогического и методического опыта. Развитие этой среды до возможностей сбора цифровых следов обучающихся: от первого входа в школу, от каждой почитанной книги, от результатов участия в диагностике, олимпиаде и конкурсе, позволит школе через анализ данных корректировать и повышать эффективности своей деятельности, а ребенку – анализировать, прогнозировать, самостоятельно оценивать процессы и саморазвиваться.

Таким образом, любая образовательная активность обучающегося сможет интегрироваться в Личный кабинет достижений, в единую информационную образовательную среду, позволяющую визуализировать аналитические данные от цифровых образовательных следов, преобразовать внешнюю оценку в самоанализ и в самостоятельное осознанное проектирование образовательной траектории. Все это станет признаками эффективности образовательного мониторинга, становления процесса саморазвития обучающегося как педагогического эффекта новой формы Портфолио достижений – личного кабинета информационного образовательного пространства, Личного кабинета достижений.

Private office of achievements - transformation of the portfolio of achievements of the student

Momotova G. V.,
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Annotation. In article the possibilities of transformation of the Portfolio of achievements of the student in the Private office of achievements created on the basis of collecting digital educational traces of the student are considered. Use of information educational space will enhance the functional importance of realization of the Portfolio of achievements in a new format.
Keywords: Education digitalization, digital educational trace, educational monitoring.