Код уникальной десятичной классификации: 373.51

Аннотация. На современном этапе развития системы образования образовательное пространство школы, насыщенное в том числе информационными технологиями, требует нового подхода к гуманитарному образованию, центром которого, несомненно, является такая предметная область, как «Филология», включающая в себя языки и литературу. В сфере контроля качества образовательных достижений остается нерешенным ряд вопросов: какой метод контроля качества образовательных достижений в обучении русскому языку более объективен; может ли тестирование полностью заменить традиционные способы оценки знаний, навыков и умений; по каким принципам производить отбор тестовых материалов; можно ли устранить недостатки в существующих методах контроля и др. В статье описан новый подход к моделированию системы диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9 классе.

Ключевые слова: качество образования, основное общее образование, образовательные достижения, модель системы диагностики, изучение русского языка.

Изменения, происходящие в российском образовании, обусловленные в том числе, все более активным влиянием основных положений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее – ФГОС), предполагает переосмысление самого понятия «качество образования».

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» понятию «качество образования» дается следующее определение: комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [6].

В соответствии с приведенным определением, основным объектом системы оценки качества образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Существуют различные уровни организации контрольно-оценочных процедур. Так, например, система оценки качества на уровне образовательной организации представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного процесса и строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с ФГОС основного общего образования система оценки качества образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

В современной педагогической теории контроль за результатами обучения и их оценка рассматривается как средство получения информации об уровне развития умений (как универсальных, так и предметных), глубины усвоенных знаний, эффективности используемых методов обучения, качестве УМК, по которым идет обучение [8].

Под оцениванием качества преподавания русского языка понимается объективное измерение процесса и результата преподавания русского языка и сравнение данных этих измерений с установленными эталонами (нормами оценки, стандартами). Результат процесса оценивания, выступающий как суждение о соответствии, несоответствии или неполном соответствии процесса преподавания русского языка или результатов преподавания русского языка эталонам (нормам оценки, стандартам), даёт возможность говорить о качестве преподавания русского языка. Сравнение результатов оценивания позволяет делать выводы об изменении (повышении или снижении) уровня владения русским языком разными категориями обучающихся [4].

Особая нагрузка и ответственность в аспекте организации процесса подготовки учащихся к стандартизированным контрольно-оценочным процедурам (ОГЭ и ЕГЭ) приходится на учителей, и в частности, на учителей русского языка, т.к. данный предмет является обязательным в рамках государственной итоговой аттестации, как за курс основной, так и старшей школы.

В соответствии с документами, регламентирующими содержание КИМ ОГЭ по русскому языку (Спецификация и Кодификатор), задания экзаменационных вариантов проверяют сформированность у обучающихся знаний по основным разделам курса: фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, грамматики и морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации, речи. Среди умений, которые должны быть сформированы к моменту окончания основной школы, назовем следующие: чтение текста и его анализ, аудирование и письмо.

Важно также заметить, что дальнейшее изучение курса русского языка в 10-11 классах, предполагает, главным образом, совершенствование уже сформированных умений. А это ставит перед учителем русского языка задачу не только оценить итоговый уровень подготовки обучающихся 9-х классов, но и выявить существующие на этом этапе конкретные недочеты в их подготовке, что позволит в дальнейшем организовать коррекционную или развивающую работу.

Таким образом, представляется возможным сформулировать тезис о том, что современные научно-методические подходы к контролю и оцениванию образовательных достижений учащихся по русскому языку должны обеспечивать реализацию не только контролирующей и обучающей функций, но также и диагностической, управляющей, мотивационной функций системы оценки качества обучения. Для реализации данных функций, а также с целью учета индивидуальных возможностей учащихся при изучении русского языка, автором была разработана модель системы для текущей и рубежной (промежуточной) диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9-м классе, которая представлена на схеме 1.

Модель системы диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9 классе 

Схема 1. Модель системы диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9 классе

Как видно из схемы, данная модель подразумевает осуществление последовательности аналитических и обучающих действий, которые чередуются с этапом диагностики качества образовательной подготовки обучающихся по русскому языку. Опишем каждый из этапов подробнее.

На первом этапе (в начале 9 класса) проводится диагностическая работа, составленная преимущественно с использованием моделей заданий ОГЭ по русскому языку. Такой подход позволяет четко определить уровень подготовки каждого из учащихся по русскому языку.

По результатам диагностики учитель выявляет проблемы в индивидуальной подготовке учащихся, в соответствии с кодификатором ОГЭ. На этом этапе учитель анализирует две составляющие образовательной подготовки: качество усвоения изученных элементов содержания и уровень сформированности предметных умений. Для проведения анализа учителем была использована таблица-матрица, в которой были отражены поэлементные результаты выполнения заданий учащимися.

На следующем этапе происходит распределение учащихся по трем группам подготовки для проведения дальнейшей коррекционной и развивающей работы: с высоким уровнем подготовки, с отдельными проблемами в подготовке, с существенными проблемами в подготовке. После распределения производится коррекционная и/или развивающая работа с учащимися с использованием разноуровневых заданий и упражнений. В зависимости от уровня подготовки группы помощь учителя будет либо активной, либо ограниченной, либо же дети будут работать практически самостоятельно.

По итогам первого полугодия проводится повторная диагностическая работа, имеющая структуру и содержание аналогичные стартовой диагностике. Учителем также проводится поэлементный анализ выполнения заданий, и сравнение результатов каждого из учащихся с исходными показателями. По результатам данной работы удается выявить динамику в их образовательной подготовке и спланировать дальнейшую работу.

Реализация данной модели осуществляется в рамках следующих видов занятий: уроков, элективных курсов, внеурочной деятельности, домашней работы.

Рассмотрим примеры упражнений, предлагаемых обучающимся на различных этапах работы в классе и дома при отработке умения сжатия текста.

Актуальность отработки данного умений объясняется не только наличием соответствующих заданий в КИМ ОГЭ по русскому языку (задание 1), но также и востребованностью данного умения при пересказе любого текста, в том числе, в рамках устного собеседования в 9 классе. В настоящее время разработаны пособия, включающие упражнения, направленные на отработку умения сжатия текста [7]. Чем более разнообразными приемами овладеют учащиеся, тем более качественно им удастся выполнить данную операцию. Возможно применение различных вариантов упражнений, уровней сложности, которые подбираются в зависимости от подготовки группы. 

1.1 Упражнения для отработки умения сжатия текста

Группа 1.

Задание. Прочитайте два текста: текст А – исходный текст; текст Б – текст сжатого изложения. Подумайте, какие способы сжатия текста были применены.

А) Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот момент только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Б) Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас всю жизнь. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит ласково.
Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет. В сложных жизненных обстоятельствах мы обязательно вспоминаем маму. Человек зовет мать и верит, что она спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько творцов создали замечательные произведения о маме! К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость всегда. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Методический комментарий: выполнение задания предполагает активную помощь учителя (учитель оказывает консультацию, вносит исправления по ходу работы). Форма работы: работа с текстом сжатого изложения, определение способов сокращения текста.

Группа 2.

Задание. Прочитайте текст, напишите изложение, применив различные способы сокращения текста.

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот момент только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Методический комментарий: выполнение задания предполагает помощь учителя (учитель вносит исправления по ходу работы). Научившись применять способы сжатия на примере печатного текста, обучающийся переходит в группу 3. Форма работы: написание сжатого изложения по прочитанному тексту, использование способов сокращения текста.

Группа 3.

Задание. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Текст будет прочитан три раза.
Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: написание сжатого изложения по прослушанному тексту, использование способов сокращения текста. В начале работы текст читается трижды, впоследствии количество прочтений текста сокращается до 2 раз. В случае успешного написания изложения текста, прочитанного учителем, обучающийся 3 группы пробует писать сжатый вариант по аудиозаписи.

1.2 Упражнения по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Группа 1.

Задание. Выполните синтаксический разбор трех предложений. Найдите предложение, которое соответствует схеме (см. рисунок 1):
А) Когда все отправились пить чай, нам сообщили, что завтра приезжает бабушка.
Б) Мама сказала, что я подрос, что я посмелел и поумнел.
В) Я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

синтаксический разбор трех предложений 

Рис. 1. Схема предложения.

Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: выполнение синтаксического разбора предложения, соотнесение предложения с указанным вариантом схемы.

Группа 2

Задание. Установите соответствие между предложением и типов подчинения в нем: к каждой позиции левого множества выберите позицию из правого.

 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТИП ПОДЧИНЕНИЯ
А) Когда все отправились пить чай, нам сообщили, что завтра приезжает бабушка 1) однородное соподчинение придаточных
Б) Мама сказала, что я подрос, что я посмелел и поумнел. 2) последовательное подчинение придаточных
В) Я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться 3) параллельное подчинение придаточных
Ответ: А Б В
     

Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: выполнение синтаксического разбора предложений, определение типа подчинения в каждом из предложений.

Группа 3.

Задание. Среди предложений 6-10 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Составьте схему этого предложения, укажите средства связи.

(6) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. (7) Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку. (8) Имени своего он ещё не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим. (9) Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». (10) И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.

Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: выбор предложения из группы предложений по заданным грамматическим характеристикам.

Разработанная модель системы диагностики позволяет своевременно выявлять и устранять индивидуальные пробелы в знаниях обучающихся на пути к итоговой аттестации. А проводимая систематическая, комплексная работа позволяет работать не только с обучающимися, испытывающими существенные проблемы в подготовке, но и создавать условия для закрепления и повышения качества знаний и умений у наиболее подготовленных. Важным также является и то обстоятельство, что работа с использованием предложенной модели позволяет самим обучающимся отслеживать динамику в своих достижениях по русскому языку, осуществлять продвижение от уровня к уровню.

Таким образом, разработка новых и совершенствование традиционных методов оценки результатов обучения направлены на объективизацию оценок, позволяющих сопоставлять результаты обучения по разным параметрам, к примеру, достижений образовательного учреждения относительно достижений того же учреждения за прошлый год.

Modelling of the system of diagnostics of quality of educational achievements when studying russian in 9 class

Smolyanova E.S.,
undergraduate 2 courses GAOU VO MGPU Moscow

Annotation. At the present stage of development of the education system, the educational space of the school, including saturated with information technologies, requires a new approach to humanitarian education, the center of which, of course, is such a subject area as "Philology", which includes languages and literature.
In the sphere of quality control of educational achievements, a number of tasks remain unsolved: which method of quality control of educational achievements in teaching Russian is more objective, whether testing can completely replace traditional methods of assessing knowledge, skills and abilities, on what principles to select test materials, whether it is possible to eliminate shortcomings in existing methods of control.
The article describes a new approach to modeling the system of diagnostics of the quality of educational achievements in the study of the Russian language in grade 9
Keywords: Quality of education, basic General education, educational achievements, diagnostic system model, Russian language learning.