Аннотация. В статье производится анализ педагогических условий для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у детей на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: воспитание, школьник, изобразительное искусство, эмоционально-ценностное отношение, наблюдение, педагог.

На сегодняшний день, одной из глобальных проблем, вставших перед лицом людей всего мира является проблема сохранения природы. От её решения зависит судьба всего человечества. Антропоцентричное мировоззрение привело к плачевным результатам – сотни гектаров уничтоженных лесов, загрязненные воды, задыхающиеся от промышленных выбросов города, пища, наполненная токсичными веществами – всё это человек сотворил с планетой менее чем за 100 лет. Именно поэтому сегодня мы нуждаемся в переформатировании общественного сознания. Школа должна уже сегодня воспитывать людей, готовых нести ответственность за будущее своего города, страны и планеты.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина доказали, что особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника создает предпосылки для выявления интереса к тому, что его окружает в природной среде. Это является важным условием для усвоения детьми знаний о природе и воспитания эмоционально-ценностного отношения к ней. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, ведь именно знакомство с природой лучше всего развивает детские чувства, ум, пробуждает творчество. Задачей взрослого является в самом раннем возрасте научить ребёнка наблюдать природу, чувствовать её, понимать. Позже, подросший человек, руководствуясь эмоционально-ценностным отношением к природе сможет самостоятельно выявлять экологические проблемы и предлагать пути для их решения.

На уроках изобразительного искусства учитель способен систематически и последовательно осуществлять воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей. Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [1, с. 55]. Так какие же должны быть педагогические условия для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у детей на уроках Изобразительного искусства? Для ответа на данный вопрос мы должны определиться с тем, что мы вкладываем в понятие «педагогические условия». В научной литературе существует множество определений данного понятия, но мы остановимся на следующем: педагогические условия – это специально создаваемые педагогами обстоятельства, при которых обеспечивается результативное воспитание, успешно осваиваются знания, умения, формируется активность, положительные личные качества.

Сформулируем педагогические условия для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у детей на уроках изобразительного искусства:

  1. Организация процесса воспитания с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
  2. Создание высокого эмоционального настроя. Нужно непременно дать ребенку почувствовать, как позитивные, так и негативные моменты взаимодействия человека и природы. Короткие рассказы и красочный фото или видео ряд о величественных красотах и текущих бедствиях на нашей планете трогают сердца юных художников, попутно закладывая в них понимание о неутилитарной ценности красоты и любви жизни. Помимо использования на уроках готовых материалов, можно предложить детям понаблюдать за природой и на уроке поделиться своими собственными впечатлениями в образной речи, а затем в рисунке.
  3. Использование игровых методик. Приемы визуализации и драматизации позволяют научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира, входить в положение другого. Например, закрыв глаза, дети могут представить, что они стали беззащитным животным и пытаются поделиться своими впечатлениями. В этот момент младшие школьники чутко воспринимают, что все живое нуждается в защите. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.
  4. Расширение опыта детей по взаимодействию с природой. Ребенок должен иметь возможность постоянно наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы. Оборудованный «уголок природы» в кабинете ИЗО позволяет сделать процесс обучения радостным и интересным. А наблюдения за растениями помогают школьникам ценить природное разнообразие, понимать разницу во временах года, и осознавать необходимость своевременного ухода за флорой. Периодически проводимые экскурсии в парки, экологические музеи, позволяют детям наблюдать новые природные объекты и через изучение их форм, линий, красок, звуков, движений, осознавать принципы красоты и гармонии, заложенные во всех живых существах на нашей планете и позже запечатлевать их в своем творчестве.
  5. Трудовая деятельность детей на уроке ИЗО и во внеурочное время является непременным условием для воспитания эмоционально- ценностного отношения детей к природе. Например, дети могут нарисовать эскизы клумб, скворечников, а затем с помощью взрослых воплотить их в жизнь. Ребенок, переживший эстетические чувства от результатов собственной деятельности, становится более чувственным к красоте в окружающей природе, к предметам, созданным руками человека. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда, и гуляя в парке или в лесу он лишний раз подумает прежде чем сорвать цветок или сломать ветку.
  6. Использование межпредметных связей. Почти любую тему по Изобразительному искусству можно связать с темами по окружающему миру, литературе: рисование птиц, животных, рисование пейзажей, изображение человека, узоров из растений и ягод. Начиная с малого – коротких рассказов о предметах, которые дети используют в процессе творчества - бумаге, кисточках, красках, затраченных ресурсах на их изготовление, педагог усложняет темы и вводит детей в мир красоты природы и наших текущих проблем – мусора, вырубки лесов, загрязнения вод и многих других. Большое количество рассказов, пропитанных любовью к природе и родному раю могут быть проиллюстрированы детьми.
  7. Огромное значение в деле воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе является личность педагога. Он не только должен сам являться образцом проявления деятельностной любви к природе, но и быть готов систематично повышать информированность детей о природе, о взаимосвязях в ней.
  8. Активное участие родителей в воспитательном процессе также является необходимым. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Ведь только совместными усилиями родителей, школы и государства мы сможем привить каждому ребенку эмоционально-ценностное отношение к природе, что является неотъемлемой частью общего нравственного развития человека.

Таким образом, при соблюдении вышеизложенных педагогических условий целенаправленная художественно-творческая деятельность на уроках Изобразительного искусства воспитывает эмоционально-ценностное отношение детей к природе и формирует их нравственные, эстетические и экологические убеждения.

Pedagogical conditions of education of emotionally-value attitude to the nature at the lessons of fine art

Krasovskaya O.V.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Arkhipov Alexander Alexandrovich,
associate Professor, Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of The Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article analyzes the pedagogical conditions for the education of emotional and value attitude to nature in children at the lessons of Fine arts.
Keywords: education, schoolchildren, fine arts, emotional-value attitude, observation, teacher.


  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 400 с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония. / Ш.А. Амонашвилли. М.: 2002. 214 с.
  3. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  4. Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс. 1995. 166 с.
  5. Дубровин В.М. Воспитать людей, способных возвысить Россию // В.М. Дубровин // Воспитание школьников. 2008 №10. С. 7-10.
  6. Дубровин, В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования: монография / В.М. Дубровин М.: МГПУ, 2011, 135 с.
  7. Корешков, В.В. Художники-педагоги передовой отряд художественного образования, нравственного и эстетического воспитания молодежи / В. В. Корешков // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвузов. сб. науч. – метод. тр., посвящ. проблемам развития худ. образования и эстет. воспитания: [в. сб.] / [ред. кол.: В. В. Корешков, С. П. Рощин, Т. В. Ганова, Л. А. Буровкина, Е. В. Плотникова]. М., 2011. Вып. 2. С. 3-10.
  8. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-и т. М., 1980. С. 914
  1. Vygotsky L. S. Development of the highest mental functions. M.: NPA publishing house RSFSR, 1960. 400 pages.
  2. Amonashvili, Sh.A. Pedagogical symphony. / Sh.A. Amonashvilli. M.: 2002. 214 pages.
  3. Vygotsky, L.S. Voobrazheniye and creativity at children's age / JI.C. Vygotsky. M.: Education, 1991. 93 pages.
  4. S.D. missel. Natural object as «significant another». Daugavpils. 1995. 166 pages.
  5. Dubrovin V.M. To bring up the people capable to ennoble Russia//V.M. Dubrovin//Education of school students. 2008 No. 10. Page 7-10.
  6. Dubrovin, V.M. Patriotic education of school students in the system of art additional education: monograph / V.M. Dubrovin M.: MGPU, 2011, 135 pages.
  7. Backs, V.V. Artists-teachers advance party of art education, moral and esthetic education of youth / V.V. Koreshkov // Ways and means of improvement of quality of art education and esthetic education: interuniversity scientific collection. – it is devoted to problems of development of art education and esthetic education: [century collection] / [edition stake.: V.V. Koreshkov, S.P. Roshchin, T.V. Ganova, L.A. Burovkina, E.V. Plotnikova]. M, 2011. Issue 2. Page 3-10.
  8. Sukhomlinsky V.A. Elected of the work to 5 vol. of M., 1980. Page 914