Аннотация. В статье рассматривается роль благотворительности в решении социальных проблем и оптимизации городского пространства Самары в XIX-XX веках через призму проектов купца I гильдии А.Н. Шихобалова.

Ключевые слова: благотворительность, купечество, социальные проекты, городское пространство, Самара, Самарская губерния, А.Н. Шихобалов.

Актуальность темы связана с необходимостью изучения вклада купца первой гильдии Антона Николаевича Шихобалова (1827-1908 гг.) в развитие города Самары. В настоящее время А.Н. Шихобалов менее известен жителям Самары, по сравнению с его современниками – П.В. Алабиным, А.Ф. Вакано и К.П. Головкиным. Однако современная ул. Ленинская носила его имя, а самому купцу был установлен один из первых в городе памятников.

17 февраля 1908 года в Самаре состоялся юбилейный обед в честь 50-летия благотворительной деятельности Шихобалова. Особенностью юбилейных обедов начала XX века были специально оформленные меню: в центре располагалась фотография человека, в честь которого проводился обед, а по бокам – его достижения. В фондах Самарского историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина хранится меню в честь этого обеда [9]. Вокруг фотографии Шихобалова можно увидеть здания Самары, построенные на его средства: Самарский кафедральный собор, Ильинскую церковь, Покровский собор, Троицкую церковь, Самарскую городскую больницу и богадельню.

Общенациональной благотворительной традицией являлось пожертвование на храмовое строительство и благоустройство церквей. Неоценимую роль в храмовое строительство в Самаре внес А.Н. Шихобалов, благодаря финансовой поддержке которого в городе были возведены несколько церквей: Покровский собор (1861), Всехсвятская церковь (1865), Ильинская церковь (1889) и Самарский кафедральный собор (1894). На средства Шихобалова были созданы уникальные интерьеры, а в кафедральный собор даже было проведено электричество. Интерес к строительству соборов в Самаре у Шихобалова объясняется его религиозностью, причину которой стоит искать в истории семьи. Шихобаловы происходили из государственных крестьян Симбирской губернии [7, с. 26]. Семья отличалась своей грамотностью и религиозностью. Отец Шихобалова Николай, несмотря на обеспеченность, предпочитал скромную жизнь и не пропускал ни одной церковной службы [3, с. 19]. На формирование личности Шихобалова также повлияли братья: Емельян, бывший ратманом (городским головой) Самары до создания губернии в 1851 г. [3, с. 30] и Михей.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор) – в настоящее время действующий православный храм. Строительство церкви, начавшееся 14 сентября 1857 г. [3, с. 213], было определено расширением Самары. Ранее на этом месте располагалась деревянная кладбищенская Предтеченская церковь, которая, по мнению городского головы Самары П.В. Алабина, не могла более удовлетворять потребности граждан ввиду своей ветхости и малых размеров [1, с. 104]. Инициативу по постройке новой церкви взяли на себя братья Шихобаловы. В 1857 г. был утверждён проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. В начале строительства Шихобаловы пожертвовали 34 тыс. руб. [3, с. 150], которых хватило на строительные материалы, заработную плату строителям и первичную отделку внутри храма. 17 июля 1861 г. Покровский собор был освящён. Новая каменная церковь вмещала в себя до 2000 человек. Архитектурный облик Покровской церкви отражает традиции московского храмового зодчества XVII века. Здание представляет собой пятиглавый храм с шатровой колокольней. Интерьер церкви отличался изысканностью: алтари были декорированы искусственным мрамором, а стены украшали фрески художников Криволуцкого и Князева. На средства Шихобалова храм снабдили утварью и библиотекой с редкими богослужебными книгами [3, с. 154].

Окружающая территория бывшего кладбища оставалась неухоженной, поэтому Антон Николаевич решил лично заняться благоустройством территории. Новый сквер, ставший вторым крупнейшим сквером в Самаре, назвали Покровским в честь храма. Также купец оплатил строительство деревянного дома с квартирами для церковного штата. Ввиду обширной поддержки Покровский собор разрешил Шихобалову организовать на своей территории фамильный склеп, где в дальнейшем были захоронены члены семьи и сам купец.

После закрытия кладбища Покровского собора, в 1857 г. было открыто новое Всехсвятское кладбище, располагавшееся около вокзала Самаро-Златоустовской железной дороги. В 1864-1865 гг. М.Н. Шихобаловым была сооружена Кладбищенская Церковь Всех Святых или Всехсвятская церковь [3, с. 162]. В 1883 г., уже после смерти Михея Шихобалова, церковь перестроили при участии Емельяна и Антона Шихобаловых, расширивших храм с восточной стороны. Он стал вмещать до 1500 человек. На деньги А.Н. Шихобалова интерьер был дополнен росписями самарских художников Белоусова и Месяцова. Церковь также владела собственной библиотекой. В общей сумме для этого здания Антон Николаевич пожертвовал около 12 тыс. руб.

К 1889 г. была построена церковь Илии Пророка, ныне утраченный храм в русско-византийском стиле, сооруженный на Ильинской площади (бывшей Острожной). Постройка церкви была обусловлена сразу двумя причинами: расширением границ города [4, с. 230], а также инициативой монаха Тихона о постройке часовни в честь привезённой им в Самару иконы Казанской Божьей Матери в 1851 г., именуемой Табынской [3, с. 167-168].

После переговоров епископа Серафима и Антона Шихобалова было решено соорудить на площади полноценный храм. За основу был взят проект Покровского храма [4, с. 230] с увеличенным объёмом колокольни, пропорций главок и внешнего композиционного решения. Шихобалов выделил основное финансирование и лично возглавил строительный комитет. Непосредственным руководителем работ стал его зять В.М. Сурошников. В 1904 году, в память умершего внука Н.В. Сурошникова, купец расширил церковь, обустроил помещение для хора и соорудил пол из керамической плитки. Шихобалов пожертвовал на Ильинскую церковь сумму в 100 тысяч рублей [3, с. 60]. В начале XX века это была одна из самых дорогих церквей Самары, вмещавшая до 2000 человек. При церкви открыли церковно-приходскую школу для мальчиков, а архитектор А.А. Щербачёв переработал и благоустроил саму площадь.

Построенные Шихобаловым храмы сформировали новый архитектурный облик города, а также сыграли и социальную роль – церкви имели свои библиотеки, при них открылись церковно-приходские школы, позволившие детям с окраин города из низших сословий получить образование. Перечисленное было бы невозможно без финансовой поддержки и личных инициатив купца.

Самару рубежа XIX-XX веков было невозможно представить без главной архитектурной доминанты города – Храма Христа Спасителя или Самарского кафедрального собора, построенного в русско-византийском стиле в 1894 г. Император Николай II во время своей поездки на поезде в 1905 г. упоминал: «Хорош у вас собор. Я им любовался из окна вагона» [3, с. 61]. Поводом для начала его строительства стало неудачное покушение на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 г. [3, с. 219]. Жители Самары, узнав об известии, массово заполонили Вознесенский собор, и он не вместил всех молящихся. В этот момент в храме находились братья Шихобаловы, предложившие затем идею о строительстве нового собора. Предложение поддержала деловая элита города, направившая коллективное письмо императору, написав: «Этот храм веры, мира и любви да будет вечным памятником несокрушимых уз, связующих русский народ с его Государем» [3, с. 221]. Сам император пожертвовал на строительство 2 тыс. руб.

29 августа 1871 г., путешествуя по Поволжью, Александр II вместе с сыновьями посетил Самару [8, с. 28]. Царь посетил Вознесенский собор, здание дворянского собрания, женское епархиальное училище и несколько приютов. Главным событием тех дней стало торжественное возложение императором камня в стену строящегося храма. Царь беседовал со строителями, в том числе с братьями Шихобаловыми, а также лично рассматривал план здания.

Во время создания храма были и трудности, первая из которых – сам проект. Изначальный проект губернского архитектора М.С. Муратова по подобию Александро-Невского собора в Вятке был отвергнут императором из-за высокой стоимости – 200 тыс. руб. [10]. В итоге 18 июня 1867 г. управляющий Министерством Внутренних дел направил письмо самарскому губернатору Г.С. Аксакову об утверждении царём проекта Э.И. Жибера в неовизантийском стиле стоимостью 160 тыс. руб. Парадоксально, но к 1887 г. на строительство уже затратили более 320 тыс. руб. – вдвое больше предполагаемой суммы. П.В. Алабин связывал это с тратами на транспортировку материалов и постройкой ранее не предусмотренного подвального этажа [2, с. 27]. Проект также корректировался архитектором А.А. Щербачёвым, заявившим, к примеру, о необходимости строительства наружной железной галереи [11]. Всего на строительство собора было потрачено около полмиллиона рублей.

7 октября 1888 г. Е.Н. Шихобалов скончался, и городская дума на заседании 28 октября возложила обязанности на дальнейшее сооружение собора и сбор пожертвований на его брата А.Н. Шихобалова [5, с. 445-446]. С этого момента Антон Николаевич занимался внутренней отделкой храма. На окончательную отделку интерьеров было необходимо около 325 тыс. руб. Большую часть суммы пожертвовал купец лично [7, с. 29]. Он также оплачивал материалы и счета от мастеров [3, с. 234].

Стены храма были расписаны работами таких художников, как Белоусов, академик Новоскольцев и Турыгин, написавший образы Святого Князя Владимира и Святого Князя Александра Невского [12]. На торжественное богослужение Антон Николаевич приобрёл полные облачения общей стоимостью 1200 руб. Одной из последних трат купца стало устройство электрического освещения стоимостью 5 тыс. руб.

В 1930 г. в рамках антрелигиозной политики СССР собор закрыли, проекты перестройки здания во дворец культуры отвергли, после чего началась разборка храма на стройматериалы. К середине 1932 г. собор был уничтожен. В настоящее время на его месте находится театр оперы и балета.

Купечество принимало участие и в благоустройстве городов, и в помощи горожанам. Самара второй половины XIX века столкнулась с бурным экономическим ростом, прежде всего, ростом производства хлеба [6, с. 303]. Характерной приметой стали бесчисленные амбары на берегах реки Самары, необходимые для транспортировки продукции на баржи. Несмотря на экономическую пользу амбаров, они были проблемой для города, так как стали местом пристанища тысяч бездомных. Здесь распространялись эпидемии – скарлатина, тиф, оспа. Количество краж и пожаров также достигло критического уровня [3, с. 112].

20 февраля в Самаре на пересечении улиц Почтовой (ныне Рабочей) и Ильинской (Арцыбушевской) был открыт Дом трудолюбия, в котором бедным людям предоставлялась работа, бесплатные обеды и ночлег [11]. А.Н. Шихобалов передал Обществу трудолюбию участок с двумя двухэтажными домами: каменным и деревянным. Даже после смерти купца, его имя печаталось в годовых отчетах в дань уважения [3, с. 120]. В первые годы Дом трудолюбия предоставлял кров 300 людям обоего пола. Среди них были те, кто трудился в мастерских и получал как ночлег и питание, и те, кто пользовался лишь ночным приютом.

В Доме трудолюбия было две мастерских: веревочно-пакельная мастерская, где изготавливали веревки, швабры и пароходные кранцы, и щёточно-мочальная мастерская, где производили мочальные щётки и ковры. В Доме создавали мебель, конверты, картонные упаковки, аптечные и торговые пакеты. Работы в мастерских начинались с осени и продолжались до Пасхи. Изделия пользовались успехом благодаря низким ценам. Среди постоянных клиентов Дома трудолюбия были Самаро-Златоустовская железная дорога, Троицкий базар и множество местных магазинов.

В здании работали библиотека, школа для мальчиков-сирот. Обучение в школе велось по программе церковно-приходских школ. Медицинскую помощь на протяжении 11 лет безвозмездно оказывал доктор Гринберг. Для рабочих организовывались благотворительные спектакли и литературные вечера. В фондах музея им. П.В. Алабина сохранилась афиша спектакля по пьесе В.А. Александрова «На жизненном пиру» (реж. Н.А. Харьков), организованного в стенах Дома (КП-18748/3-2).

Особой проблемой Самары рубежа XIX/XX вв. оставалась неустроенность пожилых людей: заниматься тяжёлым трудом они уже не могли, а поддержку от своих семей получали не все. В 1893 г. Шихобалов отдал под богадельню двухэтажный каменный особняк с торговыми помещениями и надворными постройками [9, с. 74] на углу Алексеевской (Красноармейской) и Уральской (Братьев Коростелевых) улиц. Учреждение давало кров, пищу и заботу о душевном и физическом состоянии пожилых людей и инвалидов всех сословий. Здание имело палаты для мужчин и женщин, квартиру смотрителя [3, с. 102].

На дореволюционных фотографиях также запечатлён аптекарский магазин, находившийся в правой части здания. Во дворе оборудовали баню. Современники описывали палаты, как просторные и светлые, с высокими потолками [3, с. 103].

Одна из палат на 25 мест была рассчитана на пожилых женщин, постоянно живущих в богадельне. Их обеспечили чистым постельным бельем, чайными принадлежностями, книгами, изделиями рукоделия, комнатными растениями и религиозными принадлежностями. В 1894 г. при богадельне А.Н. Шихобалов открыл церковь во имя преподобного отца Серафима Саровского. Содержание богадельни обошлось в 65 тыс. руб., 30 тыс. из которых выделил Антон Николаевич [11]. По его условию подбирать призреваемых мог только сам купец, либо его наследники. Хотя изначально учреждение было рассчитано на одновременное проживание 68 человек, в 1910 г. в нём проживали уже 76 лиц. Около 81% от всех проживающих составляли женщины. Среди проживающих числились люди преклонного возраста, а также 9 слепых, душевнобольная и хронически-больной [3, с. 106]. Большинство занималось рукоделием: вязанием и плетением ковров, оставляя себе небольшой доход от продаж изделий.

В первой половине XIX века в Самаре не было развитой системы здравоохранения. Город нуждался в дополнительных медицинских учреждениях, применяющих передовые технологии и методы лечения. В.М. Сурошников предложил А.Н. Шихобалову построить городскую больницу [3, с. 90]. Протоиерей Ильинской церкви П.П. Виноградов вспоминал, что когда предупредил купца о больших затратах, Шихобалов ответил: «Деньги есть, надо строить» [3, с. 43]. Больница обошлась ему в 202 тыс. руб., из них на строительство задания было потрачено 133 тыс. руб., на необходимое оборудование выделили 18 тыс. руб., на канализацию и водопровод было затрачено 12 тыс. руб., а на собственную электростанцию – 37 тыс. руб.

Архитектор А.А. Щербачёв спроектировал здание в стиле немецкого неоренессанса, корпуса для квартир персонала и технические помещения. Выбрали территорию рядом с Покровским сквером, дополнив ансамбль из созданных Шихобаловом зданий. Уже в 1907 г. состоялось открытие учреждения, имеющего в себе хирургическое и неврологические отделения, платные и бесплатные палаты для больных обоих полов, библиотеку, аптеку, столовую, водолечебницу, операционные и рентгеновский кабинет, который считался одним из самых современных в Самаре на тот момент. Больница отличалась хорошим освещением, благодаря удачно подобранной архитектором форме окон. Коридоры были заполнены растениями, а на первом этаже имелся увлажняющий воздух фонтан. Современники упоминали о каминах, вентиляторах и настенных термометрах для регулирования температуры. В здании действовало калориферное отопление, передающее теплые потоки воздуха по помещениям [3, с. 83].

Перед размещением в палаты пациенты принимали ванны. Пациентов с инфекционными заболеваниями не принимали, т.к. размещение здания в центре города создавало риск распространения болезней. Фактически число пациентов, получающих бесплатное лечение (в основном, бедное население города), превосходило количество платных. С 1 ноября 1908 г. по 1 ноября 1909 г. из 505 пациентов 62,7% (317 чел.) пользовались бесплатным лечением, а 37,3% (188 чел.) – платным [3, с. 93].

Городская больница оказалась одним из последних благотворительных проектов Шихобалова: 4 июля 1908 г. купец скончался. В 1909 г. городской голова Д.К. Мясников предложил установить памятник Шихобалову у больницы. В.М. Сурошников заказал бюст у петербургского скульптора И.Я. Гинцбурга. 1 ноября состоялось торжественное открытие бюста. Присутствовали вице-губернатор, городской голова, родственники и друзья Антона Николаевича. На пьедестале была выгравирована золотая надпись: «Почетному Гражданину г. Самары, Коммерціи Совѣтнику Антону Николаевичу Шихобалову, благодарное городское общество». На заседании городской думы 4 ноября 1909 г. Сурошников предложил переименовать улицу Сокольничью, на которой располагалась больница, в Шихобаловскую. Гласный городской думы М.Д. Челышов в ответ заявил, что переименование улицы не создаст никаких проблем, и решение было принято.

Обширная благотворительность А.Н. Шихобалова не ограничивалась одними лишь зданиями, изображенными на юбилейном меню, и даже выходила за пределы Самарской губернии. До сих пор трудно назвать точную сумму пожертвований: никаких данных о своих финансовых операциях Шихобалов не записывал, предпочитая держать всё в голове. Одна черта благотворительности Антона Николаевича прослеживается во всех созданных им учреждений: стремление помочь людям так, чтобы эта самая помощь носила не временный, а постоянный характер. 

Список литературы:

  1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города: историко-статистический очерк. Самара: 1877. 744 с.
  2. Алабин П.В. Трёхвековая годовщина города Самары. Самара: 1887. 215 с.
  3. Антон Николаевич Шихобалов: его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени. М.: 1912. 300 с.
  4. Востриков В.Н. Пространственно-пластическая эволюция Ильинской площади г. Самары второй половины XIX века. // Самарский край в истории России. Материалы юбилейной науч. конф. Самара, 2001. С. 230-232.
  5. Журнал Самарской городской думы за 1888 год. Самара: 1888. 516 с.
  6. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней: Самарское Поволжье во второй половине XIX – начале ХХ века / гл. ред. П.С. Кабытов. Самара: 2020. Т. 2. 480 с.
  7. Казанцева С., Зубова О. Нравственно обязан. Традиции благотворительности Самарской губернии на рубеже XIX-XX веков. Самара: Печатный двор «САМБР», 2005. 74 с.
  8. Крамарева И.В. В память такого незабвенного для Самары События // Коллекционируя Самару. Избранное. Сборник к 135-летию СОИКМ им. П.В. Алабина. Самара: 2021. С. 28-29.
  9. СОИКМ им. П.В. Алабина. КП-6407/23.
  10. Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 1. Оп. 12. Д. 1711.
  11. ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 596, 678; Оп. 36. Д. 1000, 1585.
  12. ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 7. Д. 3608.

The Role of A.N. Shihobalov in Shaping the Urban Space and Social Infrastructure of Samara in the 19th-20th Centuries

Komyzin Ye.P.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University (Samara branch), Samara

Research supervisor 
Barinova Ekaterina Petrovna, 
Professor at the Department of History and Social-Political Disciplines of the Samara campus of the Moscow City university, Doctor of Historical Sciences, Professor

Abstract. The article examines the role of charity in addressing social issues and optimizing the urban space of Samara in the 19th-20th centuries through the lens of the projects of merchant of the 1st guild A.N. Shihobalov. 
Keywords: charity, merchant class, social projects, urban space, Samara, Samara Province, A.N. Shihobalov.

References:

  1. Alabin P.V. The Twenty-Five Year Anniversary of Samara as a Provincial City: Historical and Statistical Outline. Samara: 744 p.
  2. Alabin P.V. The Three-Hundred Year Anniversary of the City of Samara. Samara: 215 p.
  3. Anton Nikolaevich Shikhobalov: His Life, Educational and Charitable Institutions Named After Him. Moscow: 1912. 300 p.
  4. Vostrikov V.N. Spatial-Plastic Evolution of Ilyinskaya Square in Samara in the Second Half of the 19th Century. // Samara Region in the History of Russia. Materials of the Jubilee Scientific Conference. Samara, 2001.: 230-232.
  5. Journal of the Samara City Duma for the Year 1888. Samara: 516 p.
  6. History of the Samara Volga Region from Ancient Times to the Present: The Samara Volga Region in the Second Half of the 19th – Early 20th Century / Chief Editor P.S. Kabytev. Samara: Vol. 2. 480 p.
  7. Kazantseva S., Zubova O. Morally Obliged: Traditions of Charity in Samara Province at the Turn of the 19th-20th Centuries. Samara: Printing House «SAMBRA», 2005. 74 p.
  8. Kramareva I.V. In Memory of Such an Unforgettable Event for Samara // Collecting Samara: Selected Works. Collection Dedicated to the 135th Anniversary of the P.V. Alabin Samara Regional Museum of Local Lore. Samara:: 28-29.
  9. Samara Regional Museum of Local History named after P.V. Alabin (SOIKM). KP-6407/23.
  10. Central State Archive of the Samara Region. Fund 1. Inventory 12. Case 1711.
  11. Fund 153. Inventory 9. Cases 596, 678; Inventory 36. Cases 1000, 1585.
  12. Fund 32. Inventory 7. Case 3608.