Аннотация. Статья посвящена анализу взаимосвязи русского космизма и культуры авангарда, раскрывающей их общие философские и эстетические принципы. Рассматривается влияние идей Николая Фёдорова на художественные и интеллектуальные поиски авангардистов. Особое внимание уделено концепциям преображения мира, синтезу науки и искусства, а также утопическому мышлению, характерному для обоих направлений. Автор подчеркивает, что русский космизм и авангард не только стремились к созданию нового миропорядка, но и сформировали уникальную культурную среду, повлиявшую на развитие отечественной и мировой философской мысли.

Ключевые слова: русский космизм, культура авангарда, Николай Фёдоров, философия космизма, эстетика авангарда.

Космическое мироощущение уходит корнями далеко вглубь прошлого. Еще с ранних времен прослеживалась особенная связь космоса и людей. Человек ощущал себя перед лицом таинственной реальности, которую стремился познать. Его беспокоили фундаментальные вопросы бытия, вопросы о происхождении Вселенной, Солнца, других объектов космического пространства.

Предпринимая первые попытки преодоления незнания, поиска первоначала, древний человек старался объяснить ход вещей и природные явления при помощи мифов, одушевляя объекты природы, наделяя их антропоморфными характеристиками, например, в древнеегипетской и славянской мифологиях смена дня и ночи понималась как борьба света и тьмы и т.д. Древние народы Египта, Индии, Китая, Греции пытались ответить на вопрос о происхождении Вселенной, обращаясь к астрономическим знаниям. Астрономия была очень близка с мифологией, так как эти знания развивались параллельно и объединяла их тема происхождения мира, которая изучалась с разных сторон.

Наши предки – славяне также верили, что вся человеческая жизнь связана с миром звёзд, космосом. Интересным является этимологический факт, подтверждающий проявление глубокой взаимосвязи человека с космосом у славян: слово «звезда» в древнем праславянском языке звучало как «гвезда». От понятия «гвезда» образовано слово «гвоздь»: подобное народное сравнение звёзд с гвоздями – не примитив, а указание на отношение к звезде понятия «гвоздь», гвозди держат доску, как звезды держат небо [2].

У древних славян существовали поверья, что даже после смерти человека его жизнь продолжается в небесном пространстве. Так, М. Семёнова пишет: «В сказаниях многих народов, близких к славянам, упоминают мост в языческий рай, чудесный мост, по которому могут пройти лишь души добрых, мужественных и справедливых. По мнению ученых, существовал подобный мост и у славян. Его мы видим на небе в ясной ночи. Теперь мы называем его Млечным путем. Самые праведные люди без помех попадали по нему прямо в Светлый Мир. Обманщики, мерзкие насильники и убийцы проваливаются со звездного моста вниз – во мрак и холод Нижнего Мира. А иным, успевшим натворить в земной жизни и хорошего, и дурного, перейти через мост поможет верный друг – Черная Собака…» [4].

Со временем развитие идей о космосе вышло за порог мифологического объяснения и нашло свое продолжение в русле рационального философского мышления. В период Античности философы Древней Греции основой своего размышления сделали идею космоцентризма (греч. Κοσμος – «упорядоченность», «порядок», «мироздание»). Древние греки воспринимали мир как огромный и таинственный Космос, гармоничный и многообразный в своих проявлениях. Математика являлась языком описания Космоса, а философия – способом его понимания. Что в целом характеризует древнегреческие представления о Космосе как рациональные. В последующие периоды истории философии эта тема утрачивает свое значение, поскольку развитие общественных идеалов и ценностей, определяющих направление размышлений мудрецов, базировалось на религиозных, художественных, научных догматах. Однако идея о Космосе как о гармоничном целом нашла своё продолжение в произведениях искусства, математических решениях, понимании построения музыкальной композиции, повлияла на развитие мировоззрения эпохи Ренессанса.

В конце XIX – начале XX веков тема Космоса обрела свою актуальность в России. Появились философы, ученые, художники, которые особенно заинтересовались взаимосвязью Космоса и человека. Так в философии появилось течение «русский космизм», которое было построено на холистическом видении мира, основанном на идеях всеединства, взаимосвязи земных и космических процессов, гармонии микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), поиске места человека в Космосе.

Главной идеей русского космизма, а именно его религиозно-философской ветви, является идея о космическом предназначении и назначении человека. Человек является космическим существом, которое проходит только часть своей эволюции на Земле. Смысл существования человека стоит искать именно во Вселенной, а сам Космос прямо влияет на события, происходящие на планете. 

Уникальностью русского космизма является его зарождение во время господствующих в то время идей материализма и социал-дарвинизма.  Особенностью русского космизма была его направленность на духовность, на творческое преображение Космоса. Русские философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев и П.А. Флоренский считали, что само творчество – это процесс космический, а сам Космос требует от человека преображения. Так, С.Н. Булгаков полагал, что: «Весь мир есть постоянно осуществляемое произведение искусства, которое в человеке, в силу его центрального положения в мире, достигает завершенности, ибо лишь в нем, как царе творения, завершается космос» [1, с. 221]. Исключительное предназначение человека – творить. Ни одно иное существо не имеет к этому способности. Эту мысль подчёркивали и представители искусства. Творчество – это метод познания и преображения Космоса, соединения с ним.

Одним из основополагающих трудов русского космизма является «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова. В своей работе философ пытается ответить на вопросы о братстве, единстве, необходимости спасения в условиях позитивизма. По Федорову, необходимо заниматься наукой, «овладеть атомами», победить смерть, ведь «всеобщее счастье невозможно, пока есть смерть» [5], регулировать природу. Только так человечество сможет стать единым, подчинить себе природу, чтобы она управлялась не «слепой силой», а разумом; человечество сможет выйти за пределы Земли и познать космос. Идеи Н.Ф. Федорова также, заключались в достижении бессмертия посредством воскрешения мертвых, колонизации Космоса в будущем и объединении космических миров человечеством, поэтому изучение космоса было естественной необходимостью.

Ввиду заинтересованности в освоении космического пространства направление русского космизма получило особенную популярность в ХХ веке. Русский космизм объединяет в себе идеи философии, науки, религии, искусства, псевдонауки, оккультизма и эзотерики. Русский космизм вышел за пределы философских размышлений, он вбирал в себя и мифологию славян, размышления о воскрешении, мечтания русских мыслителей о будущем человечества, научно-техническом прогрессе, преодолении несовершенства. Он воплотился и в музыкальных произведениях, полотнах художников.

Сегодня, когда технический прогресс стремительно развивается, космические корабли активно исследуют внеземное пространство и близится день, когда обычный человек сможет открыть для себя Космос как туристический объект, нам сложно понять идеи русского космизма и представить их в воплощении. Но одновременно с этим значение русского космизма как теории возрастает, так как человечество встает на путь космического развития. Данное философское течение следует изучать и развивать, чтобы иметь представление о космическом будущем, о человечестве в космическом пространстве, ведь именно это космизм выработал подход к познанию вечной, бесконечной Вселенной.

Русский космизм оказал влияние на культуру, его можно отнести к всеобщему методу, наряду с диалектикой, метафизикой, феноменологией и др., который определяет стратегию познания, а также творчества. Данная философия стала доминирующей в мировоззренческом плане и определила культурно-смысловую составляющую периода конца XIX – начала XX века [3]. Отметим уникальное явление ХХ века – слияние идей русского космизма и культуры русского авангарда, которое позволило художникам, писателям и другим деятелям искусства воплотить свои представления о Космосе и всеединстве в особой творческой форме.

Советское авангардное искусство восприняло идеи Н. Федорова как основополагающую концепцию. Общей задачей авангарда и космизма стало создание «нового мира» и преобразование существующей действительности, изменение мышления человека, реорганизация материальной среды, подчинение законам «космического мира». Идеи космизма в своих произведениях развивали такие художники как Казимир Малевич и его ученики, Василий Кандинский, участники группы «Амаравелла».

Казимир Малевич в своей книге «Черный квадрат» писал следующее: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто живописное произведение». Цитату можно сравнить с мнением Николая Федорова об искусстве: «Все, что прежде имело серьёзное, даже священное значение, обращается в игру, в простую забаву» [5]. Искусство стало устрашающим, чувственно-привлекательным, примитивным. В настоящем искусстве содержание должно превалировать над формой; задача искусства – преображать все сущее.

В своих картинах художник воплощает разработанную концепцию «чистого художественного чувства», которая заключается в стремлении к передаче духовности, высшего чувства на полотнах. Абстрактное искусство – идеальный вариант для передачи «чистого художественного чувства», так как через абстракционизм можно передать то, что нельзя передать через реализм. В трех главных произведениях Малевича («Черный квадрат», «Белое на белом», «Красный квадрат») художник передает свои идеи через геометрические формы и цвета: квадрат является фигурой, передающей гармонию, а цвета представляют собой символы (черный – отсутствие материального мира, высшая духовность; красный – энергия и движение; белый – идеальная гармония, «чистое чувство»).

На картинах Василия Кандинского сперва видят хаос в чистом виде, однако это не так: «хаос» на картинах художника упорядоченный и гармоничный. Художник старался выйти за рамки предметности, расширить границы искусства, преодолеть границы известной реальности. Подобно Малевичу, Кандинский вкладывал в формы и цвета наибольший смысл, считал содержание главным в художественном проявлении. Помимо этого, некоторые картины Кандинского вызывают ассоциации с космосом, небесными телами и звездными системами.

Группа «Амаравелла», появившаяся в 1922 году, объединила в себе художников-космистов, на которых сильно повлияла философия Н. Рериха. Они ставили перед собой задачу раскрыть космические аспекты в различных проявлениях – пейзажи, образы людей, отображении внутреннего мира. Тем не менее, полотна художников «Амаравеллы» отличается от супрематических картин, на фоне которых возникла группа. Однако они стремились искать новые пути в искусстве посредством своего творчества.

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить точку соприкосновения философии русского космизма и культуры авангарда: авангард «черпает вдохновение» из философского направления. Их объединяет утопичность, футуристичность, поиск новых смыслов действительности, стремление к высшей духовности. Синтез философии русского космизма и авангардного искусства позволил создать новую эру в искусстве и устремился к созданию иной реальности, став при этом новым методологическим решением постижения Космоса.

Список литературы:

  1. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
  2. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Рус. космизм вчера, сегодня, завтра; Акад. космонавтики им. К.Э. Циолковского и др. М.: Букинист, 1993. 428 с.
  3. Парфенова А.И. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века: диссертация ... кандидата культурол. наук: 24.00.01 / Парфенова Анна Игоревна. СПб.:: 2001. 168 с.
  4. Семёнова М.В. Мы – славяне! М.: «Азбука-Аттикус», 1997. 560 с.
  5. Федоров Н. Философия общего дела. М.: Эксмо, 2008. 750 с.

Russian cosmism and avant-garde culture

Grant E.M.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Trubina Natalya Alekseevna,
Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philosophical Sciences

Abstract. The article is devoted to the analysis of the relationship between Russian cosmism and avant-garde culture, revealing their common philosophical and aesthetic principles. The influence of Nikolai Fedorov's ideas on the artistic and intellectual searches of the avant-gardists is considered. Special attention is paid to the concepts of the transformation of the world, the synthesis of science and art, as well as utopian thinking, characteristic of both directions. The author emphasizes that Russian cosmism and the avant-garde not only sought to create a new world order, but also formed a unique cultural environment that influenced the development of Russian and world philosophical thought.
Keywords: Russian cosmism, culture of the avant-garde, Nikolai Fedorov, philosophy of cosmism, aesthetics of the avant-garde.

References:

  1. Bulgakov S.N. The light of the evening: contemplation and speculation. Moscow: Republic, 1994. 415 p.
  2. Demin V.N., Seleznev V.P. To the stars faster than light: Russian cosmism yesterday, today, tomorrow; Academy of Cosmonautics named after K.E. Tsiolkovsky and others. Moscow: 1993. 428 p.
  3. Parfenova A.I. The influence of the philosophy of cosmism on Russian culture of the late 19th-early 20th century: dissertation ... Candidate of Cultural Sciences : 24.00.01 / Parfenova Anna Igorevna. St. Petersburg: 2001. 168 p.
  4. Semenova M.V. We are Slavs! Moscow: «ABC-Atticus», 1997. 560 p.
  5. Fedorov N. Philosophy of common cause. Moscow: Eksmo, 2008. 750 p.