Аннотация. В статье рассматривается вопрос освещенности темы автомобилизма дореволюционной России в отечественной историографии. Были изучены работы дореволюционного, советского и постсоветского периода, рассмотрены труды и научные работы прямо или косвенно затрагивающие вопросы автомобильного дела в дореволюционной России.

Ключевые слова: автомобилизм, Российская империя, автомобильная промышленность, автомобильный спорт, спортивные общества.

Тема автомобильного дела в дореволюционной России представляла особый интерес и два хронологических периода: дореволюционный и современный. Объясняется это тем, что в дореволюционное время автомобиль представлял из себя своеобразное новшество, которое вызывало некоторый интерес общественности. Для дальнейшего увеличения заинтересованности к новому виду транспорта современниками писались соответствующие работы, которые были способны превентивно ответить на возникающие у российского населения вопросы о сущности автомобиля. В современный период тема существования автомобилизма в Российской империи приобрела особый интерес у исследователей. Однако многие аспекты данной темы остаются мало освещенными и раскрытыми в соответствующих трудах. В настоящее время тема по-прежнему остается достаточно актуальной и перспективной в контексте изучения технической истории и истории повседневности.

Историография по данной теме достаточно обширна и затрагивает следующие направления:

  1. Общие работы по истории автомобильной промышленности Российской империи и юридических аспектов в вопросе эксплуатации или процесса продажи автомобиля.
  2. Работы, посвященные непосредственно автомобилю и его роли в повседневности Российской империи.

Для проведения глубокого и качественного анализа необходимо упомянуть, что представленные направления, в свою очередь, делятся на следующие периоды:

  1. Дореволюционный период;
  2. Советский период;
  3. Современный период.

Дореволюционные работы не располагают большим объемом информации, писались современниками и носили преимущественно описательный характер. Тем не менее, существовали исследования, которые приводили статистические данные о развитии автомобилизма в Российской империи и отвечали на ряд насущных вопросов, касавшихся законодательства по отношению к новому для государства виду транспорта. Так, в работе Г.В. Мерцалова «Автомобильное дело в России по данным Русско-Балтийского завода» [10] содержатся ценные сведения о состоянии и перспективах российской автомобильной промышленности на начало 1910-х годов, а также о нормах российского налогового законодательства по отношению к импортному и отечественному транспорту. На заре активного встраивания автомобиля в повседневную жизнь многие задавались вопросами: что есть автомобиль, сколько он стоит и какую пользу он может принести обществу. В это время инженером Н.Г. Кузнецовым был написан обширный труд «Курс автомобилизма» [6], в котором, помимо ответов на данные вопросы, освещались перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности – предполагалось, что автомобиль прочно войдет в жизнь россиян. Кроме того, в дореволюционный период были опубликованы социально-экономические труды, которые были призваны ответить на вопрос о перспективности развития логистики и инфраструктуры за счет развития автомобилизма. Примером такой работы можно считать «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России» за авторством князя Михаила Накашидзе [11]. Помимо этого, регулярно оценивалось значение автомобиля, представлялись новшества в данной сфере и подводились своеобразные итоги развития автомобилизма за предшествующий написанию труда год. В качестве такой работы можно рассматривать «Электрические автомобили системы И.В. Романова», автором которой являлся В.С. Мелентьев [9].

В работах, относящихся к советскому времени, информация об истории развития автомобилизма не является основной, а носит преимущественно технический характер. В труде А.А. Радцига «История теплотехники» [13] имеется описание и устройство первых двигателей внутреннего сгорания. Следует также выделить работу А.К. Постникова «Мотоцикл» [12], в которой, в отличие от более современных источников, утверждается о полном отсутствии автомобилестроительной промышленности в Российской империи. Тем не менее вопросы истории развития автомобильного дела дореволюционной России начинают затрагиваться в различных исследованиях, начиная с 1980-х годов. Конкретно теме использования автомобиля в качестве спортивного снаряда до 1917 года посвящена глава в работе Э.Г. Сингуринди «Автомобильный спорт» [15]. Более подробно рассматривается история автомобиля в общем и в России, в частности, в труде Ю.А. Долматовского «Автомобиль за 100 лет», в которой прослеживается развитие автомобиля, начиная с конных экипажей и заканчивая встраиванием двигателей на паровой и бензиновой тяге [4]. Кроме того, впервые начала затрагиваться тема применения российской армией транспорта во время Первой мировой войны. В работе Н.Г. Васильева «Транспорт России в войне 1914-1918 гг.» [3] можно обнаружить ценные данные о первом применения различного моторизированного транспорта на фронте, преобразования автомобильной промышленности с целью обеспечения войск транспортными средствами, а так же статистическими данными о количестве изъятых автомобилей и мотоциклов у населения в пользу русских военных частей во время Первой Мировой войны.

В современный период российский автомобилизм как историческое явление вызывает все большой интерес со стороны исследователей. Причина этому видится в более расширенном доступе как к неопубликованным, так и к опубликованным источникам. Большим трудом, затрагивающим темы появления первых автомобилей, процесса распространения по миру и России, а так же причины столь медленного развития российского автомобилизма является исследование В.И. Дубовского «Автомобили и мотоциклы России (1896-1917)» [5], в которой интерес представляет подробные описание устройства и характеристики первых автомобилей и моторных велосипедов, а также подробная характеристика автомобильного и мотоциклетного производств на территории России. Наиболее подробно раскрыты вопросы процесса импорта зарубежных моделей транспортных средств и вопросы логистики в исследовании О.В. Курихина «История отечественных мотоциклов, 1899-1945 годы» [7].

Немаловажным аспектом изучения темы российского автомобильного дела являлись меры со стороны государства и органов власти, которые предпринимались в связи с началом активного, хоть и ограниченного использования моторизированных транспортных средств. На данные вопросы могут дать соответствующую информацию несколько исследований. Так в труде А.Д. Рубеца «История автомобильного транспорта России» [14] рассказывается о юридических особенностях владения и управления автомобилем в России. Информацию о первых указах, регулирующих дорожное движение, можно получить из работы М.Я. Блинкина и Е.М. Решетовой «Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые инструкции» [2].

Таким образом упомянутые выше работы раскрывают вопросы преимущественно технического и юридического характера. О месте автомобиля в повседневной жизни и связанных с ним явлениях повествуют следующие работы.

Интересным и даже основополагающим явлением в вопросе организации автомобильного дела являлись автоспортивные общества, целью которых являлось развитие автомобилизма и агитация среди общественности о практической пользе данного транспорта в российских условиях. Достаточно подробное исследование данной темы провела И.Б. Хмельницкая, результатом которой стал труд «Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX века: Петербург и Москва» [19], в котором подробно описывается деятельность автомобильных обществ и их основной состав. В труде Татьяны Андреевы «Российский спорт: от элитных забав к первым олимпийским наградам» [1] раскрывается история становления спортивных обществ и роли спорта в жизни разных слоев населения. Важно отметить, что помимо сплошного текста в исследовании используются и фотографические материалы, что способствует более «живому» рассмотрению данной темы. Аналогичную и дополнительную информацию нам может предоставить сборник статей конференции «Становление физического развития и спортивного движения народонаселения царской России (с 1909 до 1917 г.)» [16].

Упоминая деятельность автомобильных обществ необходимо обратить внимание на мероприятия, которые устраивались при их поддержке. В данном вопросе выделяется работа К.В. Шляхтинского «Автомобиль в России» [20], в которой мы можем обнаружить информацию о первых мероприятиях, способствовавших укреплению доверия общественности по отношению к автомобилям, а именно проведение автомобильных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других городах Российской империи и развитию периодической печати, посвященной тематике становления и развития автомобилизма в общественной среде.

Немаловажным инструментом популяризации автомобиля среди населения стал автомобильный спорт, благодаря которому наглядно показывались преимущества данного вида транспорта по сравнению с более распространенным на тот момент гужевым транспортом. На эту тематику существует достаточное количество научной литературы. Так, работа А.Б. Суника «Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков» [17] описывает первые шаги российского автомобильного спорта. Подробную картину о первых отечественных соревнованиях на автомобилях дает нам работа «История автоспорта в России: Formula 1: 1898-2018» [18].

Наиболее обширным и подробным трудом на сегодняшний день по теме автомобилизма в Российской империи можно считать «Автомотострасти Российской империи: исторические очерки» Ю.А. Мелентьева [9], в котором повествуется о первых шагах автомобиля в Российской империи, дается подробная характеристика крупных автомобильных соревнований на территории Российской империи и за границей, а также анализируется влияние автомобиля на повседневную жизнь российского населения и эволюция общественного отношения к данному виду транспорта. 

В целом, рассматривая современный период, можно отметить, что тема автомобилизма приобрела больший интерес исследователей по сравнению с предшествующими периодами. Причиной такого интереса стала уже фактическая распространенность автомобиля и связанный с этим интерес об истории его происхождения.

Таким образом, наиболее подробно вопросы, связанные с автомобильным транспортом в Российской империи, были освещены в современный период. Однако исследователи не уделили должного внимания некоторым аспектам, таким как степень интереса государства к новому транспортному средству, уровень развития российской автомобильной промышленности, процесс распространения автомобильного транспорта и его влияние на социально-экономическое развитие Российской империи.

Список литературы:

  1. Андреева Т.В. Российский спорт: от элитных забав к первым олимпийским наградам. / Т.В. Андреева. СПб: Лики, 2018. 303 с.
  2. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. 238 с.
  3. Васильев Н.Г. Транспорт России в войне 1914-1918 гг. М.: Воениздат, 1939. 260 с.
  4. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. М.: Знание, 1986. 235 с.
  5. Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы России, 1896-1917 гг. М.: Транспорт, 1994. 301 с.
  6. Кузнецов Н.Г. Курс автомобилизма. СПб: Самиздат, 1909. 207 с.
  7. Курихин О.В. История отечественных мотоциклов, 1899-1945 годы. М.: Наука, 2007. 179 с.
  8. Мелентьев В.С. Электрические автомобили системы И.В. Романова. СПб: Собрание инж. пут. сообщ., 1901. 48 с.
  9. Мелентьев Ю.А. Автомотострасти Российской империи: исторические очерки. Санкт-Петербург: Политехника, 2005. 294 с.
  10. Мерцалов Г.В. Автомобильное дело в России по данным Русско-Балтийского завода. СПб.: Правл. О-ва Рус.-Балт. вагон. завода, 1913. 48 с.
  11. Накашидзе М.А. Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России. СПб: тип. П.Ф. Вощинской, 1902. 80 с.
  12. Постников А.К. Мотоцикл. М.; Л.: Изд-во Наркомхоза РСФСР, 1942. 256 с.
  13. Радциг А.А. История теплотехники. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1936. 430 с.
  14. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008. 302 с.
  15. Сингуринди Э.Г. Автомобильный спорт. М.: Изд-во ДОСААФ, 1982. 304 с.
  16. Становление физического развития и спортивного движения народонаселения царской России (с 1909 до 1917 г.): материалы Всероссийской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников, посвященной 150-летию со дня рождения В.Н. Воейкова, 20-21 сентября 2018 г / Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) [и др.]. Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. 344 с.
  17. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже ХIХ-ХХ веков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Совет. спорт, 2004. 763 с.
  18. Ушаков С.В., Атоян А.К. История автоспорта в России: Formula 1: 1898-2018: [первое юбилейное издание к 120-летию российского автомобильного спорта и 5-летию первого в мировой истории Гран-при России Formula 1. М: Моторспорт Глобал, 2018. 381 с.
  19. Хмельницкая И.Б. Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX века: Петербург и Москва. М: Новый хронограф, 2011. 335 с.
  20. Шляхтинский К.В. Автомобиль в России: История автомобиля. М.: Хоббикнига, 1993. 95 с.

Automotive business in the Russian Empire in Russian Historiography

Kosorotov D.S.,
undergraduate of 2nd course of the Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg

Research supervisor:
Karpova Veronika Viktorovna,
Associate Professor of the Department of Russian History at Pushkin Leningrad State University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. The article examines the issue of coverage of the topic of motorism in pre-revolutionary Russia in Russian historiography. The works of the pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods were studied, works and scientific papers directly or indirectly affecting the issues of automotive business in pre-revolutionary Russia were considered.
Keywords: motorism, the Russian Empire, the automotive industry, motor sports, sports societies.

References:

  1. Andreeva T.V. Russian sport: from elite amusements to the first Olympic awards. St. Petersburg: Liki, 2018. 303 p.
  2. Blinkin M.Ya., Reshetova E.M. Road safety: background, international experience, basic institutions. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2013. 238 p.
  3. Vasiliev N.G. Transport of Russia in the war of 1914-1918. Moscow: Voenizdat, 1939. 260 p.
  4. Dolmatovsky Yu.A. A car for 100 years. Moscow: Znanie, 1986. 235 p.
  5. Dubovskaya V.I. Automobiles and motorcycles of Russia, 1896-1917. Moscow: Transport, 1994. 301 p.
  6. Kuznetsov N.G. The course of motorism. St. Petersburg: Samizdat, 1909. 207 p.
  7. Kurikhin O.V. The history of domestic motorcycles, 1899-1945. Moscow: Nauka, 2007. 179 p.
  8. Melentyev V.S. Electric cars of the I.V. Romanov system. St. Petersburg: Collection of eng. put. communication, 1901. 48 p.
  9. Melentyev Yu.A. The automotive industry of the Russian Empire: historical essays. St. Petersburg: Polytechnic, 2005. 294 p.
  10. Mertsalov G.V. Automotive business in Russia according to the Russian-Baltic plant. St. Petersburg: Pravl. The Russian-Baltic railway carriage. factory, 1913. 48 p.
  11. Nakashidze M.A. The automobile, its economic and strategic importance for Russia / Book by M.A. Nakashidze. St. Petersburg: P.F. Voshchinskaya type, 1902. 80 p.
  12. Postnikov A.K. Motorcycle. Moscow; Leningrad: Publishing house of the People's Commissariat of the RSFSR, 1942. 256 p.
  13. Radzig A.A. History of thermal engineering. Moscow; Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1936. 430 p.
  14. Rubets A.D. The history of automobile transport in Russia. Moscow: Eksmo, 2008. 302 p.
  15. Singurindi E.G. Motor sport. Moscow: DOSAAF Publishing House, 1982. 304 p.
  16. The formation of physical development and sports movement of the population of Tsarist Russia (from 1909 to 1917): materials of the All-Russian scientific and practical conference of students and scientific and pedagogical workers dedicated to the 150th anniversary of the birth of V.N. Voeikov, September 20-21, 2018 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution Penza State University of Higher Education (PSU) [and others]. Penza: Publishing House of PSU, 2018. 344 p.
  17. Sunik A.B. Russian sport and the Olympic movement at the turn of the XIX-XX centuries. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Council. sport, 2004. 763 p.
  18. Ushakov S.V., Atoyan A.K. The history of motorsport in Russia: Formula 1: 1898-2018: [the first anniversary edition dedicated to the 120th anniversary of Russian motor sport and the 5th anniversary of the first Formula 1 Russian Grand Prix in world history / S.V. Ushakov, A.K. Atoyan. Moscow: Motorsport Global, 2018. 381 p.
  19. Khmelnitskaya I.B. Sports societies and leisure in the capital city of the beginning of the XX century: St. Petersburg and Moscow. Moscow: New chronograph, 2011. 335 p.
  20. Shlyakhtinsky K.V. The automobile in Russia: The history of the automobile. Moscow: Hobbikniga, 1993. 95 p.