Аннотация. Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат. Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация. Метод творческих проектов может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, учебный проект, начальная школа, виды учебных исследований, структура проекта, стадии проекта.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми педагогами. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе методов проектно-исследовательской деятельности. Это главное условие в реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В связи с этим изучение особенностей проектно-исследовательской деятельности в начальной школе имеет большое практическое значение.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата [1, с.10].

Исследовательская деятельность, как отмечает А.И. Савенков, – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского обучения [4, с.22-32].

Главная идея проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что эта деятельность направлена на конечный результат, получаемый в ходе решения практической, теоретической, а также в обязательном порядке личностной и социально значимой проблемы. Конечный результат носит название «проект». Проект – это вид обоснованной, спланированной и осознанной деятельности, которая направлена на создание у школьников конкретных интеллектуальных и практических умений и навыков. В ходе работы над проектом дети могут получить практику в социальном плане вне школы, могут научиться адаптироваться к современным жизненным условиям.

Проектно-исследовательская деятельность осуществляет деятельностный подход к процессу обучения. Базой в каждом учебном исследовании является проблема, из которой определяется цель и задачи деятельности учеников. Проблема исследовательского проекта объясняет метод деятельности, которая направлена на решение этой проблемы. Цель такой работы состоит в поиске способов решения проблемы, а задача – достичь цель в определенных условиях.

Первостепенный компонент проектно-исследовательской деятельности – это интеллектуальный поиск, который выступает в форме мысленного решения поставленной задачи [5, с. 342-344].
Проект, как его видит ученик, – это возможность сделать что-либо интересное самому, в группе или индивидуально, по максимуму применяя свои способности. Кроме этого, проект – это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать собственные силы, использовать собственные знания, принести пользу и показать перед другими свой достигнутый результат.

Учебный проект, как его видит учитель, – это дидактическое средство, которое позволяет обучить проектированию, т.е. обучить проводить целенаправленную деятельность по поиску способа решения проблемы с помощью решения задач, которые вытекают из этой проблемы при изучении ее в конкретной ситуации. Виды учебных исследований в начальной школе представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные виды учебных исследований в начальной школе [2, с. 62-64]

1

Наглядное и образное мышление у младшего школьника обуславливает основные 8 правил выбора темы проекта, которые представлены в табл.2.

Таблица 2. Основные правила выбора темы проекта в начальной школе

2

Дети не имеют способности длительное время самостоятельно проводить какую-либо работу без контроля взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на последующий этап работы. Чтобы поддержать мотивацию и осуществлять руководство реализацией проекта младших школьников можно выделить не 3 этапа, как у старших школьников, а 4, 5, или 6. Количество этапов зависит от поставленных задач, содержания и времени работы над проектом.

Если пропустить даже один из этих этапов, то можно существенно снизить эффективность работы над всем проектом.

Специфическая особенность исследовательской работы в начальной школе состоит в том, что присутствует систематическая направляющая, которая стимулирует и корректирует роль учителя. Первое место для учителя – увлечение детей, а также их родителей в процесс исследования, повысить уверенность у детей в себя и свои силы. Для этого дети и родители должны совместно делать фотографии, выполнять простые наблюдательные исследования, помогать икать информацию для теоретического описания проекта, помогать своему ребенку приготовить защиту работы.

Велика роль учителя именно на первом и последнем этапах. И от того, как учитель сможет выполнить свою роль на этапе погружения в проект, будет зависеть судьба проекта в общем. На 4-м этапе роль учителя снова велика, т.к. школьнику не всегда удается обобщить весь изученный материал, плавно перейти к следующей теме, сделать умозаключения, которые делаются при помощи учителя за счет его богатого житейского опыта, научного кругозора и аналитического мышления.

Итоги законченных проектов должны быть ощутимы и могут быть в виде атласа, видеофильма, диафильма, газеты, журнала, коллекции, гербария, костюма, макета, модели, наглядных пособий, плакатов, публикаций, справочников, словаря, экологической программы, книги, викторины, панно и т.д.

Пристальное внимание в начальной школе заслуживает последний этап проектной деятельности – это презентация или, как её еще называют «защита проекта», в ходе которого школьники делают доклады о проведенной ими работе. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков.

Процесс оценки законченных проектов имеет стимулирующий характер. Однако, нужно сделать презентацию в качестве соревнования проектов, в ходе которого присуждались бы призовые места.

Школьники, которые добились отличительных результатов нужно отметить дипломами или памятными подарками, не указывая номера занятых мест. В начальной школе поощрение должен получить каждый школьник, кто принимал участие в проекте. Кроме личных призов нужно приготовить общий приз для всего класса в связи с успешным завершением проекта.
Процесс знакомства каждого ученика с «техникой» реализации проекта должен состоять из нескольких фронтальных занятий.

Чтобы провести тренировочные занятия, нужно с толком применять карточки с изображением символов этапов: выбрать тему, подумать, спросить у другого человека, получить информацию из книг, понаблюдать, посмотреть по телевизору, провести эксперимент, обсудить в группе, подведение итогов, оформление результатов, представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта, презентация проекта.

Школьник начальных классов весьма затруднительно делает обобщение полученных знаний в ходе исследования. Но при этом, в ходе работы над проектом хорошо идёт развитие творческих способностей и мышления. Они пробуют делать выделение главных идей и отличать второстепенные цели. Этот процесс, который, имея мыслительную сложность, не имеет отличия от работы настоящего учёного.
Этап текущей рефлексии – это обязательное условие для того, чтобы школьники смогли видеть схему организации проекта, смогли осознать рассматриваемую проблему и смогли оценить промежуточные итоги. Они должны иметь понятие о способах деятельности, обнаруживать ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии бывают различные от устного обсуждения до графического изображения происходящих изменений в ходе проекта. Школьники начальной школы любят графическую рефлексию в том случае, когда нужно сделать чертёж, рисунок либо по-другому изобразить свое настроение в ходе проекта [3, с. 91-129].

Защита проекта является обязательным пунктом. Без нее исследование не считается законченным. Это самый главный этап обучения для начинающего исследователя. Защита проекта должна проходить публично и привлекать авторов других проектов, зрителей из завучей, учителей и родителей. Таким образом, ребенок пытается научиться излагать изученную информацию, изучает другие мнения и взгляды на проблему, пытается научиться доказывать собственную точку зрения.

Время защиты проекта стоит сделать не более 7–9 минут. Достижению целей обучения как проектной, так и исследовательской деятельности способствует обучение школьников специфическим умениям и навыкам, которые обеспечивают успешное овладение данными видами деятельности. Ниже показано сравнение умения и навыков, которые формируются в результате применения проектного и исследовательского методов обучения (табл. 3).

Таблица 3. Сравнительный анализ исследовательских и проектных умений школьников.

3

Как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения, активно развивая исследовательские умения детей. Таким образом, проектное обучение не вытесняет классно-урочную систему, а становится методом формирования устойчивой познавательной мотивации школьников.

Features of the organization of design and research activity of younger school students.

T.S. Shiryaeva,
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. The main idea of design and research activity - orientation of educational cognitive activity on result. Intellectual search, the major part - a stage of the mental solution of an objective has to be the main component of design and research activity. Results of the executed projects have to be tangible. The special attention at elementary school demands the final stage of design activity – the presentation. The method of creative projects can effectively be applied already in initial classes. At the same time educational process by a method of projects significantly differs from traditional training.

Keywords: design and research activity, educational project, elementary school, types of educational researches, structure of the project, project stage.

  1. Арапова П.И. Проектно-исследовательская деятельность: возможности подготовки школьника к выбору // Начальная школа. – 2016. – № 3. – С. 10 – 15.
  2. Бичерова Е.Н. Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников в современных условиях обучения // Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции. Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – 2007. – С. 62-64.
  3. Вовк Е.В. Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности младших школьников / Под общей редакцией Е.В. Везетиу. // В книге: Специфика организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в условиях модернизации системы образования. – 2017. – С. 91-129.
  4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. // Исследовательская работа школьников. – 2004. – №1. – С. 22-32.
  5. Числова С.Н. Проектная деятельность младших школьников // В сборнике: Гносеологические основы образования международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. Елец. – 2015. – С. 342-344.
  1. Arapova P.I. Design and research activity: possibilities of training of the school student for the choice//Elementary school. – 2016. – No. 3. – Page 10 – 15.
  2. Bicherova E.N. Features of the organization of research activity of younger school students in modern conditions of training//Pedagogical innovations in preschool and primary education: Collection of articles of the Regional scientific and practical conference. Tobolsk: TGPI of D.I. Mendeleyev. – 2007. – Page 62-64.
  3. Vovk E.V. Pedagogical maintenance of design and research activity of younger school students / Under the general edition of E.V. Vezetiu.//In the book: Specifics of the organization of design and research activity of younger school students in the conditions of modernization of an education system. – 2017. – Page 91-129.
  4. Savenkov A. I. Research training and design in modern education.//Research of school students. – 2004. – No. 1. – Page 22-32.
  5. Chislova S.N. Design activity of younger school students//In the collection: Gnoseological bases of education the international collection of scientific works devoted to professor S.P. Baranov. Yelets. – 2015. – Page 342-344.