Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема популярности у современных подростков. На основе интервьюирования учеников 7 класса выявлены их представления об этом вопросе и ключевые моменты, влияющие на их статус среди сверстников. По полученным результатам сформулирован ряд рекомендаций для учителей и родителей. Данные рекомендации направлены на повышение образовательных результатов школьников, выявление и предупреждение случаев буллинга, поддержание здоровой моральной атмосферы класса и снижение числа возможных конфликтных ситуаций в семье подростка.

Ключевые слова: подростковый возраст, старшие подростки, популярность, интервью.

Ведущей деятельностью для подростков является уже не обучение, а общение. В связи с этим обстоятельством учителю становится намного сложнее заинтересовать школьников работой на уроке. Очень легко можно потерять и так низкое внимание учеников, а одной из задач учителя является использование текущих обстоятельств для достижения максимальной общей пользы в отношении образовательного процесса. Вот почему, на наш взгляд, для учителя так важно знать, что происходит внутри его класса, понимать, у кого какой статус и грамотно использовать это при организации как работы на уроке, так и для поддержания здоровой моральной атмосферы класса. Ведь именно в этом возрасте некоторые школьники имеют огромное влияние на своих одноклассников, а проблема буллинга достаточно актуальна. Учителю необходимо понимать, что складывающаяся в его классе иерархия статусов ребят на данный момент для них очень важна, уметь использовать эту информацию для достижения хорошего результата и избегания возможных неприятных ситуаций в их коллективе.

Исследованием популярности у подростков занимались многие ученые. Так в работах Е.О. Смирновой дается толкование терминов «популярный», «непопулярный». В ее исследованиях понятие популярности раскрывается как привлекательность подростка для остальных членов его группы. Способность к удовлетворению потребности в общении является основополагающей для построения межличностных отношений и достижения популярности. При этом наиболее популярные подростки сами нуждаются в коммуникации и признании и стремятся эти потребности удовлетворить.

Между тем, К.Х. Рубин, Л. Роуз-Креснор считают, что подростки, наделяя высоким статусом своих сверстников и не получая взаимной обратной связи, воспринимают такую ситуацию как стрессовую. Она ведет к понижению самооценки, неуверенности в себе и негативному самоотношению. Именно такие качества характерны для непопулярных, низкостатусных ребят.
Данные исследования дают понять, что положение и статус в коллективе особенно важны для подростков. Проанализировав перечисленные работы, мы провели собственное практическое исследование, в котором изложили представления о популярности у современных подростков.

Имея возможность какое-то время наблюдать за ребятами на уроках и лично общаться с ними в рамках прохождения практики в 7 классе, мы решили провести эту работу в форме интервью на тему “Понятие популярности у подростков”.

Ученикам были заданы следующие вопросы:

  1. Популярный подросток: какой он?
  2. Какие плюсы и минусы на твой взгляд есть в жизни популярного и непопулярного подростка?
  3. Почему кто-то из ребят популярен среди сверстников, а кто-то нет?
  4. Существует ли понятие “карьерной лестницы” в вопросах популярности? Можно ли своими усилиями подняться или опуститься по ней и если можно, то как?
  5. Считаешь ли ты себя популярным и почему?
  6. Хотел бы ты поменять свой статус в этом вопросе и почему?


Всего было опрошено четыре человека, но выбраны они были не случайно. Во-первых, среди выбранных ребят мы постарались захватить в равной мере и девочек и мальчиков, во-вторых, интервью организовывалось сразу после проведения социометрического исследования на данном классе, что дало нам возможность ориентироваться и на их статус. Среди проинтервьюированных были (имена изменены): Андрей – один из самых популярных ребят класса, Света - достаточно популярная девочка, но крайне интересен тот факт, что те, кто по ее предположению, должен был ее отвергнуть – выбрали ее, а те, кого выбрала она, напротив, ее отвергли, а также Костя и Кира – ребята средней популярности. Нами была предпринята попытка опросить и «отверженных». Один мальчик – Антон, просто отказался отвечать на наши вопросы, а при попытке опросить Виктора мы потерпели неудачу. На середине интервью к нам подошли другие ребята и стали тоже принимать участие в обсуждении. Среди сверстников они имели большую популярность чем Виктор, и было заметно, как мальчик сразу отстранился от разговора, не отвечал на вопросы искренне, а просто бросал пару контрольных фраз, а под конец – надел наушники, полностью передав инициативу лидеру мужской половины класса – Андрею.

Перейдем к описанию результатов интервью. Из ответов ребят постараемся привести мысли, показавшиеся нам наиболее значимыми, не потеряв при этом общую суть их размышлений.

  • Популярный подросток: какой он?
    «Человек, которого знают в своем круге» (Костя).
    «Он должен быть умным и, конечно, опрятно одеваться» (Андрей).
    «Подросток, который умеет шутить, который нормально одевается и умеет общаться с людьми» (Света).
  • Какие плюсы и минусы на твой взгляд есть в жизни популярного и непопулярного подростка?
    «Плюсы популярного в том, что ему могут помочь в какой-нибудь беде, его просто лучше знают. А из минусов то, что его опять же все знают. Получается, это и плюс, и минус в одно и то же время» (Костя).
    «Популярный подросток может мало времени уделять семье, потому что у него много друзей - это минус. А у непопулярного... ну, тебя никто не знает. Это можно считать и плюсом, и минусом» (Андрей).
    «Если ты популярный и у тебя что-то случилось, то ты можешь надеяться на друзей, попросить кого-нибудь о помощи. Но если, к примеру, будут какие-то сплетни, то о них будет знать вся школа» (Кира).
    «Плюсы популярного в том, что у него много друзей, у него рядом всегда есть кто-то, чтобы помог. Минус в том, что он может быть самолюбивым. Обычно популярные подростки они такие: «Ты мне дай, а я тебе ничего». У непопулярного есть всего один лучший друг, но он может ему доверять. Минусы, что у него, возможно, нет вообще друзей, но зато он умный, у него есть время на учебу» (Света).
  • Почему кто-то из ребят популярен среди сверстников, а кто-то нет?
    «Это зависит, наверное, от того, насколько человек активно общается» (Костя).
    «Кто-то общителен, а кто-то нет» (Андрей).
    «Ну, просто некоторых общество принимает, а некоторых отталкивает. Почти всегда людей отталкивают из-за внешнего вида, скорее не из-за внутреннего, а именно из-за внешнего. То есть человек, допустим, невкусно пахнет или выглядит не очень. Но бывает, что общество просто отталкивает и забирает к себе только тех, кто нормально выглядит, с кем не стыдно будет общаться» (Света).
  • Существует ли понятие «карьерной лестницы» в вопросах популярности? Можно ли своими усилиями подняться или опуститься по ней и если можно, то как?
    «Да, наверное. Расширять круг общения, общаться больше» (Костя).
    «Конечно. Можно начать больше общаться. Опуститься можно, если с кем-нибудь поругаться» (Андрей).
    «Можно поменять свой стиль, можно поменять свой образ жизни. Допустим, научиться шутить, понимать чужое чувство юмора, может быть, учиться лучше».
    «Все-таки я считаю, что учеба - это важно. Даже если ты популярен, все равно должно быть время на учебу. Обычно, конечно, на это не обращают внимания, но я думаю, что это важно. Можно что-нибудь не то сказать, и ты скатишься с популярного места на самое низшее, допустим, оскорбишь кого-то или расскажешь свой секрет, который потом разойдется по всей школе» (Света).
  • Считаешь ли ты себя популярным и почему?
    «Не знаю, может быть. Ну, я, наверное, у человек 30 жму руку каждый день в школе» (Костя).
    «Если только немного. Друзей много из старших» (Кира).
    «Ну, вообще, у меня очень много друзей. Люди ко мне тянутся, потому что я умею общаться, но я не считаю себя популярной» (Света).
  • Хотел бы ты поменять свой статус в этом вопросе и почему?
    «Ну сейчас у меня все нормально» (Костя).
    «Нет, мне и так нормально, зачем» (Андрей).
    «Меня все устраивает» (Кира).
    «Нет. Мне кажется, мне это не нужно. Потому что обычно популярные девушки, они… не очень хороши как личности, скажем так» (Света).


На основе полученных ответов мы сделали ряд выводов. У ребят есть устойчивое мнение, что при большей популярности и увеличенного круга общения, идет и эскалация поддержки и помощи со стороны этих знакомых. Следовательно, повышение популярности напрямую связано с расширением круга друзей и знакомых. Очень важным показался момент, что в отношении популярности речь идет скорее о количестве друзей, чем о их качестве. «Одна из социальных задач в этот период – расширить круг знакомств, научиться общаться и ладить с самыми разными людьми. Обычно в течение раннего подросткового периода (примерно до 15 лет) число друзей возрастает» [3, С. 505]. То есть, ребята не исключают, что не всегда могут положиться на тех, кого называют друзьями. В то время как у непопулярного подростка, по их мнению, есть, как правило, один друг, но такой, которому можно все доверить.

Очень интересно, что в данной школе многие ребята придерживаются той позиции, что учеба все-таки важный аспект жизни школьника, его популярности это не мешает и учиться хорошо вовсе не зазорно, а, напротив, даже неплохо. Это, как нам кажется, скорее является специфической чертой конкретной школы, чем чертой всех подростков в принципе.

Было интересно заметить, что общение с более взрослыми ребятами также является показателем популярности. По нашему мнению, это связано с тем, что для подростков на данном этапе жизни характерно жить будущим, стремясь поскорее сделаться старше. «Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем, что взрослые в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так, как хотят. Следовательно, быть взрослым в глазах подростка означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям» [1, С. 340-342].

Подростки также много внимания уделяют внешнему виду, как можно понять по ответам многих школьников, в которых особенный упор был сделан на одежду, прическу и стиль в общем. Ребят интересует, что думают о них окружающие, их мнение важно, что является одной из существенных черт подросткового возраста. Данный момент подробно описан в литературе (См., например, [2]). Как отмечали сами школьники, с кем-то могут не общаться не потому что он плохой человек, а потому что с ним может быть просто стыдно иметь дело. Но внешний вид является также ключом к повышению своего статуса, достаточно просто изменить стиль одежды.

По мнению школьников, падение по «карьерной лестнице» может с легкостью настигнуть популярного подростка, ведь он всегда на виду и любая его оплошность вмиг становится достоянием общественности. Вот почему его жизнь не так легка, необходимо постоянно следить за каждым своим шагом, словом, а доверить кому-то свой секрет для такого подростка иногда бывает просто невозможно.

Проанализировав ответы ребят, мы постарались сформулировать ряд советов, которые помогли бы при работе со старшими подростками. В первую очередь, на наш взгляд, родителям и учителям очень важно не относиться пренебрежительно к проблеме популярности у подростков. Даже если взрослому человеку это распределение статусов может показаться пустяком, не влияющим ровным счетом ни на что, мы явно смогли убедиться, что для подростков это играет чрезвычайную важность. Если мы знаем и понимаем это, видим, в каком положении находится каждый ребенок, есть вероятность использовать эту информацию во благо. Для родителя эта информация может стать ключом к пониманию многих поступков своего ребенка, которые раньше остались бы без внимания или, что еще хуже, стали бы поводом для их разногласий.

Родителям, замечающим за собой некоторую властность в отношениях с подростком, стоит давать ребенку чуть больше свободы самовыражения, а особенно тогда, когда дело касается внешнего вида. Этого не стоит бояться, всегда можно договориться с ребенком и прийти к компромиссу, в то время как полностью контролировать его внешний вид может быть губительно. Мы смогли убедиться, что в данном возрасте ребята как никогда “встречают друг друга по одежде” и поводом для отвержения подростка может стать всего лишь его внешний вид.

В свою очередь учитель, опираясь на данную информацию, может также успешно использовать ее. В старшем подростковом возрасте лидеры имеют огромное влияние на остальной класс. Общаясь и работая с таким человеком, мы можем задать ему положительное направление, а остальные ребята уверенно пойдут за ним. Понимание того, кто из класса оказался в положении изгоя, также поможет сгладить острые углы и предупредить некоторые неприятные ситуации. Возможны также случаи, когда учитель, сам того не подозревая, случайной фразой может обострить конфликт между ребятами. Осознание того, кто из его учеников какое положение занимает и почему так происходит, поможет существенно уменьшить риск возникновения подобной ситуации.

Незаменимым станет понимание распределения статусов в классе и при организации групповой деятельности. Собрав группы из ребят самых разных статусов, мы можем сплотить их. Соревновательный момент в обучении на какое-то время стирает грань между популярным и непопулярным подростком - сейчас они одна команда и главная их цель - общими усилиями достичь положительного результата. Подобная практика может помочь ребятам увидеть друг друга с иных сторон и, возможно, поменять свое отношение к другим.
Таким образом, мы убедились в чрезвычайной актуальности проблемы популярности для подростка, увидели, что, по их мнению, влияет на их статус, какие ключевые моменты в их внешнем виде и поведении могут спровоцировать их рост или падение по этой лестнице. Мы также поняли, насколько важно нам, как взрослым, знать это и понимать текущую ситуацию в классе, с которым мы работаем, как использовать эти знания для достижения максимальной общей пользы.

The idea of popularity among modern teenagers
Yakushina M.Yu.,
Bushmarina D.A.,
bachelors, 3 course “Moscow Pedagogical State University”, Moscow

Annotation. In this article we consider the problem of popularity among modern adolescents. The views of this issue of the 7th form pupils and the main points affecting their status among peers were revealed after the interview. A series of recommendations for teachers and parents is formulated on the basis of the results obtained. These recommendations are aimed at improving the educational results of pupils, identifying and preventing incidents of bullying, maintaining a healthy moral atmosphere of the class and avoiding conflict situations in teenagers’ families.

Keywords: adolescence, teens, popularity, interview.


  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  2. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер.– М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 160 с.
  3. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.
  4. Рубин К.Х., Л. Роуз - Креснор. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей. // Хрестоматия по психологии. Межличностное общение/ Под ред. Н.В. Казариновой , В.М. Погольши. - СПб.: Питер, 2001
  5. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии, 1998.
  1. Averin V.A. Psihologija detej i podrostkov: Ucheb. posobie. – 2-e izd., pererab. – SPb.: Izd-vo Mihajlova V.A., 1998. – 379 s.
  2. Huhlaeva O.V. Psihologija podrostka: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. – 3-e izd., ster.– M.: Izdatel'skij centr “Akademija”, 2008. – 160 s.
  3. Rajs F., Doldzhin K. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta. – 12-e izd. – SPb.: Piter, 2010. – 816 s.
  4. Rubin K.H., L. Rouz - Kresnor. Reshenie mezhlichnostnoj problemy i social'naja kompetentnost' v povedenii detej. // Hrestomatija po psihologii. Mezhlichnostnoe obshhenie/ Pod red. N.V. Kazarinovoj , V.M. Pogol'shi. - SPb.: Piter, 2001
  5. Smirnova E.O., Kaljagina E.V. Otnoshenie populjarnyh i nepopuljarnyh doshkol'nikov k sverstnikam// Voprosy psihologii, 1998.