Аннотация. Статья посвящена развитию творческих способностей.
Ключевые слова: творческая способность, креативность, развитие личности.
Исследование понятия креативности позволяет выявить, какие психологические и педагогические факторы влияют на реализацию творческого потенциала учащихся. Не секрет, что на креативность влияют не только внешние факторы, но и внутренние установки самого человека: мотивация при достижении поставленной цели, готовность отстаивать нестандартные пути решения задачи, наличие знаний (для проявления креативности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры) и ценностные ориентации, которые позволят воплотить креативное решение в жизнь. Личностные качества, которые позволяют создать что-то новое и, с другой стороны дают силы для преодоления препятствий, появляющихся на пути создания нового, также являются значимым фактором.
Структурные компоненты креативности в комплексе определяют творческую стилистику поведения, обеспечивают продуктивность, новизну, уникальность способов и результатов деятельности, предрасположенность и готовность личности к творческим преобразованиям в различных сферах жизнедеятельности.
Согласно Барышевой Т.А., процесс становления креативности в онтогенезе включает несколько этапов:
- пробуждение (мотивационный импульс);
- имитация (подражание, освоение эталонов креативного поведения, способов творческой деятельности);
- трансформация (преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями);
- гармонизация психологической структуры креативности и индивидуализация творческой деятельности [1, с.10].
Эти этапы могут быть ориентированы для учителя в общеобразовательной школе.
По мнению Тороповой А.В., первые музыкальные и интонационно-пластические открытия ребенка в раннем детстве могут считаться творческими актами развивающейся психики и характеризуются исследователями как «наивная креативность», то есть естественное спонтанное самовыражение на фоне отсутствия стереотипов. Эта стадия становления фундамента сознания, который ближе к «биологии» человека, чем культуре. Этот вид креативности угасает по мере накопления эстетических моделей и стереотипов музыкальной деятельности, дети в процессе музыкального воспитания постепенно теряют непосредственность творческого самопроявления музыкального сознания и «выступают» с помощью освоенных образцов: интонационных штампов и закрепившихся в музыкальном опыте мини-произведений и их фрагментов. Развиваясь, ребенок и его музыкальное сознание неизбежно перестраивается на иного рода креативность – «культурную креативность», которая развивается, в свою очередь, в опоре на разнообразный опыт и мотивацию к творческой деятельности [10, с. 88].
Как же пробудить креативность? Проявлению креативности способствуют интенсивные эмоциональные переживания. Самыми сильными побудителями проявления творческих способностей являются любовь, зависть и чувства, проявляющиеся в стремлении достичь чего-либо, приобрести материальные блага или привлечь внимание.
Кроме факторов, способствующих проявлению креативности, существуют факторы, которые этому препятствуют. К ним относятся страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность и лень. Следовательно, в музыкальной педагогике важно учитывать эмоциональный контекст творческой деятельности.
С другой стороны, креативность как общая творческая способность не служит адаптации, то есть в регламентированных условиях тестовой ситуации индивид, обладающий креативностью, может ее не проявлять, поскольку принятие задания предполагает адаптивное поведение. Этим, очевидно, и обусловлены положительные корреляции между интеллектом и креативностью, получаемые иногда исследователями. Следовательно, творческая продуктивность, проявленная индивидом при решении задач на креативность, разумеется, свидетельствует о наличии способности к творчеству, но отсутствие проявления креативности при решении задачи не говорит о том, что испытуемый не способен к творчеству [3, с. 67].
В современной педагогике актуально обсуждение критериев и уровней развития каких-либо качеств, в том числе – креативности.
В.Н. Дружинин утверждает, «что диагностика креативности использует положительный критерий: проявление креативности при тестировании свидетельствует о том, что индивид – креативен, но обратное – неверно. Отсюда вытекает бессмысленность использования тестов креативности при отборе «одаренных детей» во всякого рода гимназии, лицеи и т.д., и т.п. Есть шанс упустить по настоящему талантливых детей».
Существует весьма распространенный и относительно легкий способ оценить степень творческой одаренности ребенка. Для этого предлагается проверить, обладает ли ребенок отдельными психологическими или психофизическими качествами, необходимыми для занятий данным видом искусства. Например, звуковысотным слухом, чувством ритма, тонким цветоразличением, зрительной памятью, пластикой, гибкой моторикой и т.д. Такой подход созвучен традиционным исследованиям специальных, в том числе художественных способностей, которые долгое время трактовались как совокупность психологических качеств или «компонентов», отвечающих требованиям данного вида деятельности. Вопреки первому впечатлению, подобные качества, взятые сами по себе, вовсе не являются ни элементами, ни признаками одаренности к художественному творчеству, а в лучшем случае ее возможными предпосылками. Конечно, живописец тонко различает цвета, но человек, сколь угодно тонко различающий цвета, может не иметь никакого отношения к искусству живописи. Тончайшим звуковысотным слухом может обладать не только талантливый музыкант, но и настройщик инструментов, и человек, чья профессия и область интересов никак не связаны с музыкой» [6, с. 27].
Другие критерии выделил Медник С., который является представителем ассоциативной теории креативности. Он считал главным критерием оценки творческой одаренности легкость ассоциирования и способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи. Этот критерий также предполагает умение сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения.
Некоторые исследователи и педагоги, например, Н.А. Бергер, считают, что для повышения степени проявления у ребенка креативности необходимо:
- давать ребенку возможность делать выбор самостоятельно (дать ему психологическую свободу);
- повышать его самооценку;
- снижать наказание за проступки и всячески поддерживать его исследовательскую активность. Креативность развивается у ребенка тогда, когда ему при решении задачи не дают инструкции и образца действий [2, с. 45].
Креативность сама по себе не гарантирует достижение результатов, если человек, обладающий творческими способностями, не имеет волевых качеств, внутренней выдержки. Реализованная креативность является следствием проявления сильных личностных качеств, таких как умение противостоять негативному влиянию общества, добиваться реализации поставленной цели преодолевать трудности и самосовершенствоваться.
Concepts of creativity and creativity in modern musical pedagogics
O.A. Naumova,
master 2 courses GAOU VO MGPU, Moscow
Abstract. Article is devoted to development of creative abilities.
Keywords: creative ability, creativity, development of the personality.
- Барышева Т.А. Психологическая структура креативности / Т.А. Барышева. – СПб., 2012.
- Бергер Н.А. Младенец музицирует / Н.А. Бергер. – СПб., 2004.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1999.
- Левина И.Д. Значение социокультурной среды вуза в профессиональном становлении будущего специалиста / И.Д. Левина // Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: проблемы и перспективы. – М.: МГПУ, 2014. – С. 5-11.
- Левина И.Д. Приоритетные направления реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации / И.Д. Левина // Современный ученый. – 2017. – Т. 1. – № 1. – С. 146-151.
- Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность и ее развитие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М., 2010.
- Низамутдинова С.М. Аспекты педагогики сотворчества в реализации задач современного музыкального образования / С.М. Низамутдинова // Казанская наука. – 2016. – № 8. – С. 65-67.
- Низамутдинова С.М. Особый дар художественной восприимчивости / С.М. Низамутдинова // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса. – М.: Перспектива, 2017. – С. 74-79.
- Низамутдинова С.М. Педагогические подходы В.К. Мержанова к воспитанию творческой личности ученика / С.М. Низамутдинова // Музыка и живопись как средство коммуникации. – М., 2012. – С. 98-101.
- Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А.В. Торопова – М., 2010.
- Barysheva T.A. Psychological structure of creativity/T. A. Barysheva. – SPb., 2012.
- Berger N.A. The baby plays music / N.A. Berger. – SPb., 2004.
- Druzhinin V.N. Psychology of the general abilities / V.N. Druzhinin. – M, 1999.
- Levina I.D. Value of the sociocultural environment of higher education institution in professional formation of future expert / I.D. Levina//Vocational training of experts of the social sphere: problems and prospects. – M.: MGPU, 2014. – Page 5-11.
- Levina I.D. The priority directions of implementation of the concept of teaching subject domain "Art" in the Russian Federation / I.D. Levina//the Modern scientist. – 2017. – T. 1. – No. 1. – Page 146-151.
- Melik-Pashayev A.A. Art endowments and its development / A.A. Melik-Pashayev, Z.N. Novlyanskaya. – M, 2010.
- Nizamutdinova S.M. Aspects of pedagogics of coauthorship in realization of problems of modern music education / S.M. Nizamutdinova//the Kazan science. – 2016. – No. 8. – Page 65-67.
- Nizamutdinova S.M. A special gift of art susceptibility / S.M. Nizamutdinova//the Prospects of cultural development and arts in educational space of the capital megalopolis. – M.: Prospect, 2017. – Page 74-79.
- Nizamutdinova S.M. Pedagogical approaches of V.K. Merzhanov to education of the creative person of the pupil / S.M. Nizamutdinova//Music and painting as communication medium. – M, 2012. – Page 98-101.
- Toropova A.V. Musical psychology and psychology of music education / A.V. Toropova – M., 2010.