Аннотация. Статья посвящена краткому обобщению возрастных особенностей детей 4-5 лет, их музыкальному развитию и способностям.

Ключевые слова: дошкольный возраст, музыкальное развитие, творческие способности.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – сенситивный период для формирования музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это будет способствовать эффективному формированию его музыкальных способностей.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая возрастные изменения – основная задача родителей и педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в музыкальном развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием определения звуковысотности, которое легко выполняет более младший ученик. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Существуют общие тенденции возрастного развития 4-5 лет. В этом возрасте дети активно проявляют творческую фантазию. С удовольствием пробуют играть на музыкальных инструментах, определяют простыми словами характер музыкального произведения. Необходимо поощрять стремление ребенка проявлять творчество: придумывать мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на музыкальном инструменте. Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал музыку, необходимо выбирать музыкальные произведения с выразительной мелодической линией. Полезно заранее подбирать иллюстрации, игрушки, стихи, придумывать небольшие сюжеты.

Как правило, дети в возрасте 4-5 лет наблюдательны, способны определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян и т.д.). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
В данном возрасте голосовой аппарат ребенка укрепляется, голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах нот от «ре» до «си» первой октавы. Певческие интонации становятся более устойчивыми, налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая другим, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей.

Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с ее проявлениями у отдельных детей, то мы увидим, что одни музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать, как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

В научной литературе существует множество определений понятия способности. Рассмотрим некоторые из них. «Способности – устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в различных видах деятельности. Способный человек – тот, кто хорошо умеет делать какое-либо дело, причем справляется с ним так, что добивается высоких результатов и получает высокую оценку со стороны окружающих людей; неспособный человек не в состоянии что-либо делать хорошо или делает это плохо, на низком уровне» [2: с. 226].

По мнению Д.К. Кирнарской, «способности - это психическое свойство, способствующее освоению и обучению, а не открытию и изобретению; способности не равны таланту, с помощью которого рождаются высочайшие достижения человечества» [1: с. 35].

Уже в дошкольном возрасте следует развивать у детей музыкальные способности, начинать лучше с легких попевок. По определению Б.М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Он выделяет три основные музыкальные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Как мы видим из определения психолога, музыкальная память не включается им в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма» [5: с. 328].

Таким образом, проанализировав работы различных исследователей, подчеркнем, что развитие музыкальных способностей необходимо осуществлять на всех этапах возрастного развития, уделяя особое внимание индивидуально-психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование - составная (вариативная) часть общего образования, которое является мотивированным образованием, позволяющим обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве [6: с. 12].

Age features of musical development of the child of 4-5 years

O.A. Naumova,
master 2 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. The article is devoted to a brief generalization of the age features of children aged 4-5, their musical development and abilities.

Key words: preschool age, musical development, creative abilities.


  1. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI век, 2004.
  2. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  3. Низамутдинова С.М. Проблемы современного музыкального образования / С.М. Низамутдинова // Ключевые вопросы современной науки, 2014. – С. 3-6.
  4. Опарина Н.А. Организация зрелищно-игрового досуга детей / Н.А. Опарина, М.Г. Кайтанджян // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы, 2015. – С. 203-206.
  5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. – Т. 1. / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. – М.: Педагогика, 1985.
  6. Шангутова М.А. Воспитательные эффекты в музыкальном образовании детей / М.А. Шангутова. – Ульяновск, 2011.
  1. Kirnarskaya D.K. Psychology of special abilities. Musical abilities / D.K. Kirnarskaya. – M.: Talanty-XXI century, 2004.
  2. Nemov R.S. Psychology: dictionary reference: in 2 h / R.S. Nemov. – M.: VLADOS-PRESS, 2003.
  3. Nizamutdinova S.M. Problems of modern music education / S.M. Nizamutdinova//Key questions of modern science, 2014. – Page 3-6.
  4. Oparina N.A. Organization of spectacular and game leisure of children / N.A. Oparina, M.G. Kaytandzhyan//Traditional and innovative science: history, current state, prospects, 2015. – Page 203-206.
  5. Teplov B.M. Chosen works: in 2 t. – T. 1. / B.M. Teplov//Psychology of individual distinctions. – M.: Pedagogics, 1985.
  6. Shangutova M.A. Educational effects in music education of children / M.A. Shangutova. – Ulyanovsk, 2011.