Аннотация. В статье обсуждается школьный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в качестве условия развития личности младшего школьника. Показывается воспитательный потенциал курса ОРКСЭ, описываются его цели и задачи. Приводятся примеры реализации курса ОРКСЭ на основании одного из модулей – «Светская этика».

Ключевые слова: основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ, личностное развитие, младший школьник, толерантность.

Для стабильного функционирования любого общества большое значение играет духовно-нравственное воспитание его субъектов. Формирование нравственности рассматривается в качестве исключительно важной задачи в воспитании личности. Поскольку любой человек является членом социальной системы, ему приходится учитывать как личные, так и общественные интересы, согласовывать свою деятельность с другими членами общества, подчиняясь определенным нормам, правилам и требованиям. Некоторые такие правила регулируются нормативно-правовыми актами, соблюдение которых контролируется государством. Но также существуют нормы и правила поведения, которые не зафиксированы юридически, но при этом приняты в обществе – нормы морали. В процессе нравственного воспитания усваиваемые человеком нормы морали образуют основу его нравственного сознания [1].

В младшем школьном возрасте происходит активное усвоение правил поведения в обществе, закладываются основы духовно-нравственного воспитания развивающейся личности ребенка. В связи с этим обращать внимание на культурное, патриотическое, духовно-нравственное воспитание следует уже в начальной школе.

В настоящее время в программу начального общего образования наряду с обязательными предметами включен курс, способствующий духовно-нравственному развитию младших школьников. Президентом Российской Федерации совместно с лидерами религиозных организаций была выдвинута инициатива апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой разных религий и основами светской этики. Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для общеобразовательных учреждений прошла успешно, и он стал преподаваться в 4 классах на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.

В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий информация стала более доступной для младших школьников. Зачастую учащиеся пользуются недостоверными источниками, информация не всегда фильтруется и может носить как развивающий, так и разрушающий потенциал для ещё формирующейся личности ребенка. Роль родителей и учителей в становлении личности младшего школьника существенно возрастает. Перед взрослыми ставится ответственная задача: помочь учащимся в освоении основных норм морали, принятых в обществе, в условия профицита информации.

Психическому становлению ребенка способствуют как внешние факторы (биологические предпосылки, общество), так и внутренние (природные склонности, чувства и переживания). Согласно В.С. Мухиной, личность понимается как индивидуальное бытие общественных отношений. Личность одновременно и индивидуальна, что выражается в своеобразии ее психического склада, и социально типична, что проявляется в ее поведенческом и психическом сходстве с другими людьми [7]. Личность формируется на протяжении всей жизни, поэтому у учителей, родителей, воспитателей есть возможность развивать личность своих учеников различными формами, способами, методами через разнообразную деятельность.

Развитие личности реализуется через присвоение материальной и духовной культуры. Особое значение в этом процессе имеет развитие ценностно-смысловых ориентаций и становление структуры самосознания [7]. Самосознание напрямую связано с процессом определения значимости и смысла чего-либо по отношению к собственному бытию личности [2, 6].

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» реализует идею объединения процесса обучения и воспитания, точнее способствует уплотнению связей между обучением и воспитанием. Данный курс рассчитан на личностные результаты (становление самосознания ребенка) как в основной программе, так и в духовно-нравственном развитии. Однако, с практической и исследовательской точек зрения, важен вопрос: действительно ли курс ОРКСЭ влияет на личностное развитие младшего школьника или производит скорее ознакомительный культурологический эффект?

Декларируемая цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений [6].

Заявленными задачами данного курса являются следующие:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное – восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия [6].

Для реализации курса используются следующие модули:

  • «основы православной культуры»;
  • «основы исламской культуры»;
  • «основы буддистской культуры»;
  • «основы иудейской культуры»;
  • «основы религиозных культур»;
  • «основы этики» [6].

Общей для всех модулей является тема «Россия – наша Родина», что говорит о том, что основу содержания духовно-нравственного развития и воспитания, по мнению создателей курса, являются национальные ценности, культурные и семейные традиции.
Данный курс дает возможности для воспитания толерантного отношения к культуре, к людям других национальностей, истории и традиций других народов на основе общечеловеческих ценностей. Например, содержание учебника А.И. Шемшуриной «Основы светской этики» направлено на нравственное воспитание на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие интереса обучащихся к окружающему миру, формирование уважительного отношения, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в семье и школе [8].

Большим достоинством курса «Основы религиозных культур и светской этики» является вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания. В каждом разделе присутствуют задания, побуждающие учащихся на взаимодействие с родителями через решение общих вопросов. Например, взять интервью у родителей, написать совместное эссе о своей родословной, описать семейные традиции, провести беседу со старшими и т.д. Задания построены таким образом, что учащему практически невозможно выполнить их без участия родителей. Такой принцип способствует укреплению семейных отношений и создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Посредством подобных заданий ребенок нацеливается на осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Важным фактором успешности реализации курса ОРКСЭ и достижения заявленных целей и задач является сама личность учителя. Его нравственная позиция, гуманистическая направленность, внимательность к чувствам и моральным суждениям учащихся играют гораздо большую роль в процессе преподавания данной дисциплины, нежели методическая оснащенность [3 – 4]. В содержание курса включены задания, при выполнении которых учащийся рефлексирует свое отношение к учителю и формирует образ учителя как помощника, наставника, друга.

Важным содействием курса и коммуникаций является подбор источников интернета и литературы для обсуждения и анализа ситуаций, представленных в модуле «Светская этика»: например, книга А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах», благодаря доступному изложению материала, поможет младшим школьникам освоить правила этикета [8].

Таким образом, освоение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) должно содействовать усвоению младшими школьниками основных норм морали, ценностей, принятых в обществе, духовно-нравственному развитию, развитию толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедания, формированию сплоченного школьного коллектива и положительного образа учителя.

Возможности для личностного развития младшего школьника в процессе освоения курса ОРКСЭ также заключаются в предлагаемом авторами курса формате развивающего общения ребенка со взрослыми (учителем, родителями), а также в формате проектной деятельности и коллективных творческих дел, направленных на получение практического опыта осмысления духовно-нравственного наследия народов России на понятийно приемлемом для младших школьников уровне.

Opportunities of the course "basics of religious cultures and secular ethics" for personal development of primary schoolchildren

T.A. Fedorova,
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. The article discusses the school course «Basics of religious cultures and secular ethics» (BRCSE) as a condition for the personality development of primary schoolchildren. The educational potential of the course is shown as well as its goals and objectives are described. The author gives the examples of implementation of the BRCSE, using one of the course modules – «Secular ethics».

Keywords: basics of religious cultures and secular ethics, personal development, primary schoolchildren, tolerance.


  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. М.: Просвещение, 2008.
  2. Двойнин А.М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология, 2012. №3 (22). С. 137–151.
  3. Двойнин М.Л., Лебедева Л.В. Методические особенности лекционных и лабораторных занятий // Психопедагогика в правоохранительных органах,1996. № 1. С. 89–90.
  4. Двойнин А.М., Двойнин М.Л. Влияние личности учителя на процесс развития личности ученика // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-13 апреля 2016 г., г. Москва / Под ред. О.И. Ключко. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. С. 215–222.
  5. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия / Виноградова И.А., Винокурова Г.А., Голубушина К.К., Данилова Г.И., Двойнин А.М. и др. / Под ред. О.И. Ключко. М.: МГПУ, 2015.
  6. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Казьмина О.Е. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы / Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2010.
  7. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006.
  8. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V. A. Spiritual and moral education of the Russian school students. M.: Education, 2008.
  2. Dvoynin A.M. Smyslozhiznennye of orientation of the religious personality//PSTGU Bulletin. Series IV. Pedagogics. Psychology, 2012. No. 3 (22). Page 137-151.
  3. Dvoynin M.L., Lebedeva L.V. Methodical features of lecture and laboratory researches//Psychopedagogics in law enforcement agencies, 1996. No. 1. Page 89-90.
  4. Dvoynin A.M., Dvoynin M.L. Influence of the identity of the teacher on development of the identity of the pupil//the Child in educational space of the megalopolis: materials of the All-Russian scientific and practical conference on April 12-13, 2016, Moscow / Under the editorship of O.I. Klyuchko. SPb.: Research Center ART, 2016. Page 215-222.
  5. Vital prospects of the studying youth: values and Life / Vinogradov I.A. meanings., Vinokurova G.A., Golubushina K.K., Danilova G.I., Dvoynin A.M., etc. / Under the editorship of O.I. Klyuchko. M.: MGPU, 2015.
  6. Tishkov V. A., Shaposhnikova T. D., Kazmina O.E., etc. Bases of religious cultures and secular ethics. The book for the teacher. 4-5 classes / Under the editorship of V.A. Tishkov, T.D. Shaposhnikova. M.: Education, 2010.
  7. Mukhina B.C. Age psychology. Development phenomenology: the textbook for student. высш. studies. institutions. – 10th prod., reslave. and additional M.: Academy, 2006.
  8. Shemshurina A.I. Bases of religious cultures and secular ethics. 4-5 classes: manual for educational institutions. M.: Education, 2010.