Аннотация. Государственный бюджет – основной план доходов и расходов страны, без которого невозможно представить функционирование ее экономики. Изучение исторических аспектов формирования бюджета страны важно для понимания протекающих в настоящее время экономических процессов, в связи с чем цель исследования – анализ доходов государственного бюджета России за 1906 и 2022 годы.

Ключевые слова: бюджет; государственный бюджет, Российская Федерация, Российская Империя, доходы, расходы, финансовый анализ, экономический анализ, экономическая история.

Одним из базовых инструментов для развития любой страны является государственный бюджет, что отмечается отечественными исследователями [1], [7], [9].

Государственный бюджет – это основной финансовый инструмент, который определяет доходы и расходы государства на определенный период времени. В Российской Федерации в настоящее время принят трехлетний бюджетный цикл: бюджеты различного уровня составляются на текущий год и плановый период – два года. Бюджет формируется на основе общегосударственной стратегии развития и учитывает потребности различных социальных и экономических сфер. Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • первый включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
  • второй уровень – это бюджеты субъектов страны и территориальных фондов обязательного медицинского страхования,
  • третий уровень охватывает местные бюджеты.

Все уровни бюджетной системы взаимосвязаны и взаимодействуют для обеспечения устойчивого развития страны. Цель – обеспечение финансовой устойчивости государства, поддержка ее социальной сферы, стимулирование экономического роста и развития, а также обеспечение безопасности и защиты интересов граждан. Бюджеты разрабатываются с учетом мнения общественности, мнения экспертов и утверждаются соответствующим органом власти. Отчетность по исполнению бюджета, как и сами бюджеты, является открытой, а бюджетный контроль осуществляется в строгом соответствии с законодательством страны и принятыми в соответствии с ним стандартами контроля.

Государственный бюджет Российской империи в начале XX века был основан на принципе централизации и контроля государства над финансами, он планировался на годовой основе и утверждался Думой. Важным элементом бюджета было также финансирование проведения реформ, модернизации экономики и развития территорий. Государственный бюджет Российской империи играл ключевую роль в экономическом развитии страны и обеспечении ее обороноспособности. Он также отражал политические и экономические приоритеты правительства и был инструментом управления экономикой и социальной сферой.

Рассмотрим структуру доходов Российской Федерации за 2022 год (см. таблицу 1). Следует отметить, что для анализа были взяты доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ – это совокупный бюджет, который включает в себя все уровни бюджетной системы Российской Федерации: федеральный, региональные и местные бюджеты. Он показывает общие доходы и расходы всех уровней власти в рамках страны. Таким образом, консолидированный бюджет отображает общую финансовую деятельность государства и является важным инструментом для анализа финансового положения страны.

Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2022 год, руб.
(составлено автором на основании данных Федерального казначейства [5]).

Наименование показателя

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Доходы, всего

53 074 188 787 576,80

100,00%

Налоговые и неналоговые доходы

52 690 649 648 819,80

99,28%

Безвозмездные поступления

383 539 138 757,01

0,72%

Исходя из данных Федерального казначейства о доходах Российской Федерации за 2022 год можно сделать несколько выводов. Общая сумма доходов государственного бюджета составила 53074 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы составили 52691 млрд. рублей, то есть, 99,28% от общей суммы доходов страны. Это такие виды доходов, как различные налоги и сборы, страховые взносы, государственная пошлина, задолженность и перерасчеты по обязательным платежам, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от пользования государственного и муниципального имущества, платежи при пользовании природными ресурсами, штрафы, санкции, возмещение ущерба и иные доходы. Безвозмездные поступления занимают менее 1% общих доходов государства (384 млрд. рублей). Их составили различные безвозмездные поступления, перечисления для осуществления (зачета) платежей и иных сумм и доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет. Следует отметить, что общие доходы страны по сравнению с 2021 годом выросли более, чем на 10% (или почти на 5 млрд.руб.). Это, несомненно, положительный аспект, особенно если учитывать тот факт, что по результатам 11 месяцев 2023 года доходы составили почти 52,5 млрд.руб. [5], таким образом, высоко вероятно и их превышение уже достигнутой цифры по итогам 2023 года.

Вместе с тем достаточно интересно сравнить текущие показатели страны с показателями более чем вековой давности. Используя официальные источники, сделаем несколько выводов на основе доходов Российской Империи за 1906 год (см. таблицу 2).

Таблица 2. Доходы Российской Империи за 1906 г., имперские руб.
(составлено автором на основании данных Ежегодника Министерства Финансов Российской Империи [3, с. 11-12]).

Наименование показателя

Исполнение гос. росписи доходов и расходов за 1906 год

Сумма, имперские руб.

Удельный вес, %

Всего

3 355 780 610

100,00%

Обыкновенные доходы (налоговые и неналоговые)

2 271 669 948

67,69%

Чрезвычайные ресурсы

1 084 110 662

32,31%

Проанализируем основные группы доходов бюджета Российской Империи с исполнением на 1906 год. Общая сумма доходов страны составила 3,3 млрд. рублей того времени. Из них 67,69%, то есть 2,3 млрд. старых рублей, являлись «обыкновенными доходами». Они включали в себя прямые и косвенные налоги, пошлины, правительственные регалии, казенные имущества и капиталы, отчуждение государственного имущества, выкупные платежи, возмещение расходов государственного казначейства и другие доходы разного рода.

Остальные 32,31% поступлений (1,1 млрд. имперских руб.), около трети всех доходов государственного бюджета, были получены от «чрезвычайных ресурсов». В них учитывались вклады в государственный банк на время, доходы от реализации государственного займа, краткосрочных обязательств государственного казначейства, государственной ренты, специальные капиталы, обращенные в общие средства государственного казначейства, свободные остатки от реализации некоторых займов прежнего времени и возврат расходов, произведенных за счет чрезвычайных ассигнований на приобретение процентных бумаг в портфель государственного казначейства. Подобная структура доходов обусловлена государственным строем Российской Империи и спецификой деятельности государственного аппарата.

Проанализируем структуру «чрезвычайных ресурсов» Российской Империи в 1906 году. (см. таблицу 3).

Таблица 3. Структура «чрезвычайных ресурсов» Российской Империи в 1906г., имперские руб.
(составлено автором на основании данных Ежегодника Министерства Финансов Российской Империи [3, с. 11-12]).

Наименование показателя

Сумма, имперские руб.

Удельный вес, %

Чрезвычайные ресурсы, всего

1 084 110 662

100,00%

Вклады в гос. банк на время

1 621 543

0,15%

Доходы от реализации российского гос. 5% займа

704 534 774

64,99%

Доходы от реализации 5,5 % краткосрочных обязательств гос. казначейства

262 575 360

24,22%

Доходы от реализации 5 % краткосрочных обязательств гос. казначейства

74 147 250

6,84%

Доходы от реализации гос. 4% ренты

35 000 000

3,23%

Специальные капиталы, обращенные в общие средства гос. казначейства

5 483 305

0,51%

Свободные остатки от реализации некоторых займов прежнего времени

899 730

0,08%

Возврат расходов, произведенных за счет чрезвычайных ассигнований на приобретение процентных бумаг в портфель гос. казначейства

28 700

0,00%

Из структуры «чрезвычайных ресурсов» можно сделать вывод о том, что большую их часть составляют доходы от реализации государственного займа (64,99%), доходы от реализации 5,5% и 5% краткосрочных обязательств государственного казначейства (24,22% и 6,84% соответственно) и доходы от реализации государственной 4% ренты (3,23%). Это объясняется формированием внушительного государственного долга (так, к концу 1906 года он составил 8,6 млрд.руб. [6] – более 2,5 годовых доходов страны или почти 4 годовых «обыкновенных» доходов), что в дальнейшем имело негативные исторические последствия для государственного строя того времени и наглядно показало, как рискованно быть в существенной зависимости от таких источников финансирования, как государственный долг. Если же говорить о текущей ситуации в данной области, то государственный долг Российской Федерации (внешний и внутренний) на начало 2023 года, по оценке Министерства финансов, составлял около 24 трлн.руб. [2] – это менее половины годовых доходов страны, из чего можно сделать вывод, что в настоящее время у государства нет высокой зависимости от такого источника финансирования.

При анализе структур доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2022 год и бюджета Российской Империи нельзя не отметить, что большую часть государственных доходов в оба периода формировали налоговые доходы (85,97% и 46,12% соответственно).

Налоговые доходы государства представляют собой средства, которые государство получает от налоговых платежей, взимаемых с граждан, предприятий и других организаций. Эти доходы являются основным источником финансирования государственного бюджета и используются для обеспечения функционирования государства, финансирования общественных программ и услуг, а также для поддержки экономического развития. Налоговые доходы играют ключевую роль в обеспечении финансовой устойчивости государства и обеспечении благополучия его граждан.

Сформируем структурную таблицу о налоговых доходах Российской Федерации за 2022г. (см. таблицу 4).

Таблица 4. Налоговые доходы Российской Федерации за 2022 год, руб.
(составлено автором на основании данных Федерального казначейства [5]).

Наименование показателя

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Налоговые доходы, всего

45 629 348 680 149,30

100,00%

Налоги на прибыль

12 085 071 124 073,30

26,49%

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

9 397 181 970 052,35

20,59%

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

5 504 674 464 802,77

12,06%

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

3 167 343 460 300,17

6,94%

Налоги на совокупный доход

994 516 007 130,97

2,18%

Налоги на имущество

1 633 384 924 024,24

3,58%

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

12 705 780 688 763,20

27,85%

Государственная пошлина

141 273 365 593,60

0,31%

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

122 675 408,69

0,00%

Анализируя структуру налоговых доходов Российской Федерации за 2022 год, сделаем несколько выводов. Значительную часть налоговых доходов в данном случае составили налоги на прибыль (26,49%), страховые взносы на обязательное страхование (20,59%) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (27,85%). Это говорит о том, что в стране хорошо развиты и привлекательны для граждан сферы предпринимательства и страхования, а также о высокой степени использования больших природных ресурсов территории страны.

Составим структурную таблицу налоговых доходов Российской Империи за 1906 г. (см. таблицу 5).

Таблица 5. Структура налоговых доходов Российской Империи за 1906 г., имперские руб.
(составлено автором на основании данных Ежегодника Министерства Финансов Российской Империи [3, с. 11-12]).

Наименование показателя

Сумма, имперские руб.

Удельный вес, %

Налоговые доходы РИ

1 547 745 570

100,00%

Прямые налоги

163 182 406

10,54%

Косвенные налоги

494 246 670

31,93%

Пошлины

113 268 466

7,32%

Правительственные регалии

777 048 028

50,21%

По данным составленной таблицы о налоговых доходах Российской Империи в 1906 году можно сказать, что большую часть налоговых доходов формируют косвенные налоги (31,93%) и правительственные регалии (50,21%).

Доходы от правительственных регалий в Российской империи включали в себя различные источники доходов, связанных с использованием регалий. Это могли быть доходы от продажи драгоценностей, сборы за участие в церемониях коронации и других официальных мероприятиях, а также доходы от туристического и культурного потока, связанного с показом регалий в музеях и на выставках.

Также некоторые регалии, такие как короны и драгоценности, могли использоваться для залогов или продажи в случае финансовых затруднений у правительства. В целом, доходы от правительственных регалий в Российской империи были частью общего дохода государства и использовались для поддержания монархии и проведения церемониальных мероприятий.

Сравнивая значимые для бюджета государства структуры налоговых доходов, необходимо отметить о их существенном различии не только в приоритетных статьях доходов, но и в самой доле – в настоящее время доля налоговых доходов подавляющая (более 85%), в то время как в 1906 году она не дотягивала и до половины от общей суммы доходов бюджета.

Интересно сравнить сам объем доходов страны в разные исторические эпохи. С учетом того, что, на основании данных Банка России [8] на 10.01.2023 1 грамм золота равен 4186,36 рублей, а по данным БКС [4] 1 дореволюционный рубль равен 0,77 грамма чистого золота (то есть, 1 грамм золота стоил 1,30 имперских рубля), можно составить сравнительную таблицу государственных доходов за 1906 и 2022гг. (см. таблицу 6).

Таблица 6. Сравнительная таблица доходов Российском Империи за 1906 г. и Российской Федерации за 2022 г., грамм золота
(составлено автором на основании [3, с. 11-12]; [4]; [5]; [8]).

Наименование показателя

Сумма, грамм золота.

Российская Империя, 1906 г.

Российская Федерация, 2022 г.

Всего

2 583 951 070

12 677 914 839

Налоговые и неналоговые доходы

1 749 185 860

12 586 298 243

Безвозмездные поступления

 

91 616 596

Чрезвычайные ресурсы

834 765 210

 

На основании данных, отраженных в Таблице 6, можно сделать несколько выводов о динамике и изменении структуры доходов государственного бюджета. Однако, необходимо понимать, что внутренняя структура данных групп доходов в разный период времени сильно разнится, поэтому дальнейшие подсчеты и сравнения не могут быть абсолютно верными.

Общая сумма доходов государственного бюджета в Российской Федерации за 2022 год превышает общую сумму доходов Российской Империи за 1906 год в 5 раз, что является существенной разницей. Налоговые и неналоговые доходы РФ в 2022 году больше, чем в Российской Империи в 1906 году более чем в 7 раз. Это в 1,5 раза больше, чем разница между суммами общих доходов. Их этого можно сделать вывод о том, что в 2022 году доля налоговых и неналоговых доходов в государственном бюджете более существенна, чем в 1906 году в Российской империи. Это следствие различных реформ за 116 лет в сфере бюджетной системы государства. Внутренняя структура и сама суть безвозмездных поступлений отличается от «чрезвычайных ресурсов» более значимо, чем структура налоговых и неналоговых доходов, поэтому их сравнение будет не совсем корректно. Однако, если свести эти доходные статьи к общему понятию, то их суммы отличаются в 0,1 раз, что значительно меньше разниц предыдущих показателей.

Обобщая все результаты проведенного анализа, сформулируем несколько основных выводов.

Сравнивая основные группы доходов Российской Федерации за 2022 год и Российской Империи за 1906 год были выявлены некоторые структурные различия, а именно – наличие существенной доли «чрезвычайных ресурсов» в доходах Российской Империи, большую часть которой составляло привлечение займов. И именно зависимость от последних была одной из причин негативных событий в экономике страны, произошедших позднее.

Однако, есть и сходства, так как налоговые и неналоговые доходы в оба временных периоды формировали существенной часть государственного бюджета, хотя и в разной мере. Но, стоит учесть, что структура налоговых доходов достаточно сильно разнится, так же, как и налоговые статьи, приносящие больший, по сравнению с другими доходными статьями, доход государству. В 1906 году это были косвенные налоги и правительственные регалии, а в 2022 году – налоги на прибыль, страховые взносы и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Вследствие чего заметна смена стратегии развития страны в пользу развития предпринимательства, поддержания комфортного уровня жизни граждан и рационального использования природных богатств территории государства.

Благодаря сравнению доходов бюджетов в золотом эквиваленте, был выявлен значительный рост доходов бюджета государства. Доходы Российской Федерации в 2022 году при переводе в такой драгоценный металл, как золото были в 5 раз больше, чем доходы Российской Империи в 1906 году.

Список литературы:

  1. Белотелова Н.П., Кухаренко О.Г. Роль государственного бюджета в повышении уровня жизни населения // Вестник Екатерининского института. 2019. № 1(45). С. 4-11.
  2. Государственный долг. Официальный сайт Министерства финансов РФ. (дата обращения: 31.01.2024).
  3. Ежегодник Министерства финансов. Выпуск 1906/7 года. СПб.: Типография редакции периодических изданий Министерства финансов, 1907. 434 с.
  4. Золотой рубль. Большая советская энциклопедия. (дата обращения: 15.12.2023).
  5. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Официальный сайт Казначейства России. (дата обращения: 15.12.2023).
  6. Тери Э. Экономическое преобразование России. Портал Исторические материалы. (дата обращения: 15.12.2023).
  7. Тимофеева К.А. Государственный бюджет как инструмент регулирования экономики страны // Молодежный вектор таможни. 2023. №1(4). С. 117-120.
  8. Учетные цены на аффинированные драгоценные металлы. Официальный сайт Банка России. (дата обращения: 15.12.2023).
  9. Шинкарева О.В. Роль налога на доходы физических лиц и взносов на обязательное социальное страхование в консолидированном бюджете Российской Федерации и государственных внебюджетных фондах // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2016. №2(8). С. 19-25.

Analysis of Russian budget revenues of the beginning of the 20th century and the beginning of the 20 years of the 21st century

Kondratova E.A.,
student of 3 course of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Abstract. The state budget is the main plan of income and expenses of the country, without which it is impossible to imagine the functioning of its economy. The study of the historical aspects of the formation of the country's budget is important for understanding the current economic processes, in connection with which the purpose of the study is to analyze the revenues of the state budget of Russia for 1906 and 2022.
Keywords: budget; state budget, Russian Federation, Russian Empire, income, expenses, financial analysis, economic analysis, economic history.

References:

  1. Belotelova N.P., Kukharenko O.G. The role of the state budget in raising the standard of living of the population // Bulletin of the Catherine Institute. 2019. №1(45): 4-11.
  2. National debt. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. (date of the address: 31.01.2024).
  3. Treasury Department yearbook. Issue 1906/7. St. Petersburg: Printing house of periodicals of the Ministry of Finance, 1907. 434 p.
  4. Golden ruble. Great Soviet Encyclopedia. (date of the address: 15.12.2023).
  5. Consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds. The official website of the Treasury of Russia. (date of the address: 15.12.2023).
  6. Teri E. Economic transformation of Russia. Portal Historical Materials. (date of the address: 15.12.2023).
  7. Timofeeva K.A. State budget as a tool for regulating the country's economy // Youth vector of customs. 2023. №1(4): 117-120.
  8. Accounting prices for refined precious metals. Official website of the Bank of Russia.  (date of the address: 15.12.2023).
  9. Shinkareva O.V. The role of personal income tax and contributions to compulsory social insurance in the consolidated budget of the Russian Federation and state extrabudgetary funds // Bulletin of the Moscow State University. Series: Economics. 2016. №2(8): 19-25