Аннотация. В данной работе на основании официальных данных, опубликованных на сайте https://www.mos.ru/ «Открытый бюджет города Москвы», был проведен анализ доходов бюджета города Москвы за 2015-2022 годы, рассмотрена динамика их удельного веса по видам поступлений. Рассмотрена динамика доходов с учетом влияния инфляции, раскрыты основные составляющие налоговых доходов бюджета города, сделаны выводы по результатам исследования.

Ключевые слова: доходы, Москва, налоговые доходы, безвозмездные доходы, неналоговые доходы, бюджет.

Город Москва - один из крупнейших городов мира, который является самым экономически значимым центром России. Важность доходов города Москвы заключается в том, что они являются одним из главных источников финансирования для развития города и обеспечения благополучия его жителей – это основа для финансирования инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, метро, аэропортов, парков, больниц и школ, развития отраслей экономики.

Значение доходов города Москвы также заключается в том, что они позволяют обеспечить благополучие жителей – существенная часть доходов мегаполиса направляется на социальные программы, такие как здравоохранение, образование, культура и спорт. Благодаря этому, город Москва имеет высокий уровень жизни и является одним из наиболее развитых городов России.

Доходы города Москвы, как и иных регионов, можно разбить на три основные категории – налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Налоговые доходы – это средства, которые город получает от обязательных платежей юридических и физических лиц. Они являются главным источником доходов муниципалитета и составляют более 70% бюджета города Москвы. Они позволяют городу обеспечивать нужды своих жителей, строить новые объекты социальной и инфраструктурной сферы, развивать экономику города.

Неналоговые доходы – это доходы, которые город получает от различных источников, не связанных с налогами. Они могут включать доходы от продажи земли и недвижимости, межбюджетные трансферты, доходы от инвестиций и др. Неналоговые доходы обладают меньшей значимостью по сравнению с налоговыми из-за существенно меньшего размера, но их влияние на экономику города также важно.

Безвозмездные поступления представляют собой благотворительную помощь от физических и юридических лиц, а также государственных источников. Такие поступления также формируют доходную часть бюджета и могут использоваться для реализации различных проектов, потребностей города Москвы.

Таким образом, доходы города Москвы позволяют городу реализовывать свои стратегические цели и обеспечивать жителей качественными услугами и благами, и важность их анализа отмечается многими исследователями [1], [2], [5]. Проведем анализ доходов города Москвы за 2015-2022 годы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Динамика доходов бюджета города Москвы за 2015-2022 годы (составлено автором на основании данных Открытого бюджета города Москвы [3]).

Виды доходов

Показатель за год, млрд.руб.

Отклонение 2022-2015, млрд. руб

Темп прироста 2022-2015, %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Налоговые доходы

1 398

1 566

1 796

2 044

2 282

2 326

2 909

3 196

1 799

129%

Неналоговые доходы

192

208

254

256

277

254

289

365

173

90%

Безвозмездные поступления

76

78

47

77

73

289

138

93

18

24%

Итого

1 665

1 853

2 097

2 377

2 631

2 869

3 336

3 655

1 990

119%

Анализируя таблицу 1, можно отметить, что общий объем доходов города Москвы за период 2015-2022 годов увеличился на 119% или на 1,99 трлн. рублей. Налоговые доходы являются основным источником доходов города Москвы, увеличившись на 1,8 трлн рублей в период 2015-2022 годы (темп прироста – 129%). Неналоговые доходы также существенно (почти в 2 раза) выросли – увеличение на 173 млрд рублей. Менее существенное повышение произошло в категории безвозмездных поступлений, динамика которых была разнородной – в исследуемом периоде можно пронаблюдать как их увеличение, так и уменьшение.

Рассмотрим удельный вес доходов города Москвы за период 2015-2022 годы (см. таблицу 2).

Таблица 2. Структура доходов бюджета города Москвы за 2015-2022 годы (составлено автором на основании данных Открытого бюджета города Москвы [3]).

Виды доходов

Абсолютные величины, %

Отклонение, %

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Налоговые доходы

83,93%

84,55%

85,64%

86,02%

86,72%

81,08%

87,20%

87,46%

3,53%

Неналоговые доходы

11,53%

11,25%

12,12%

10,75%

10,51%

8,86%

8,67%

9,98%

-1,55%

Безвозмездные поступления

4,53%

4,20%

2,25%

3,23%

2,76%

10,06%

4,13%

2,56%

-1,98%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

0%

Следует отметить, что с 2015 года до 2019 года доля налоговых доходов увеличивалась до 86,72%, при этом в 2020 году произошло снижение до 81,08%. В последующие годы доля налоговых доходов вновь начала расти и в 2022 году составила 87,46%, что говорит о восстановлении экономики города после пандемии коронавируса.

Неналоговые доходы в период с 2015 по 2017 годы колебались в диапазоне от 11,3% до 12,1%. В 2018–2019 годах произошло их снижение до 10,5-10,8%. В 2020-2021 годах произошло дальнейшее снижение их удельного веса (до 8,7-8,8%). В 2022 году доля данных доходов выросла до 10%. Доля безвозмездных поступлений в период с 2015 по 2019 годы колебалась в диапазоне 2,3-4,5%. В 2020 году произошло ее резкое увеличение до 10,06%, что можно объяснить существенными межбюджетными трансфертами из федерального бюджета в связи с пандемией коронавируса, в последующие годы прослеживается снижение доли безвозмездных поступлений до 2,6%. Таким образом, следует отметить, что наибольший вклад в доходы города Москвы вносят налоговые доходы. В период с 2015 по 2020 годы были заметны колебания в структуре доходов, вызванные изменением экономических условий, в последующие годы структура доходов стабилизировалась.

В абсолютных величинах доходы мегаполиса существенно (более, чем в два раза выросли). Вместе с тем интересно проследить изменение доходов с учетом инфляционной составляющей, приняв 2015 год за базовый (см. таблицу 3).

Таблица 3. Динамика доходов бюджета города Москвы за 2015-2022 годы с учетом инфляционной составляющей (составлено автором на основании данных Открытого бюджета города Москвы и Федеральной службы государственной статистики [3], [8]).

Виды доходов

Показатель за год, млрд.руб.

Отклонение 2022-2015, млрд. руб

Темп прироста
2022-2015, %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Налоговые доходы

1 398

1 486

1 662

1 814

1 966

1 911

2 204

2 164

766

55%

Неналоговые доходы

192

198

235

227

238

209

219

247

55

29%

Безвозмездные поступления

76

74

44

68

63

237

104

63

-13

-17%

Итого

1 665

1 758

1 941

2 109

2 267

2 357

2 527

2 474

809

49%

За исследуемый период индекс инфляции равен 1,48, то есть рост цен – на 48%. Таким образом, рост городских доходов существенно обогнал рост инфляции – реальные доходы городского бюджета увеличились на 49%, в том числе налоговые доходы – на 55%, неналоговые доходы – на 29%. Сокращение видно только в сумме безвозмездных поступлений, что говорит о снижении и так несущественной зависимости бюджета города от поступлений из федерального бюджета. В целом увеличение реальных доходов бюджета мегаполиса говорит о его достаточно устойчивом экономическом положении за данный период времени.

Так как налоговые доходы города Москвы составляют основную долю всех поступлений бюджета, проведем их анализ в разрезе основных источников – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество организаций, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), акцизы, прочие налоги и сборы (см. таблицу 4).

Таблица 4. Динамика налоговых доходов бюджета города Москвы за 2015-2022 годы (составлено автором на основании данных Открытого бюджета города Москвы [3]).

Виды доходов

Показатель за год, млрд.руб.

Отклонение 2022-2015, млрд. руб

Темп прироста
2022-2015, %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Налог на прибыль организаций

485

572

6709

764

867

793

1 083

1 041

5575

115%

НДФЛ

692

745

819

938

1 039

1 155

1 368

1 622

930

134%

Налог на имущество организаций

97

100

133

145

141

141

149

171

74

77%

УСН

52

61

76

96

113

113

157

189

137

261%

Акцизы

21

31

28

28

43

42

49

59

38

179%

Прочие налоги и сборы

51

58

70

73

79

81

103

115

64

124%

Итого

1 398

1 566

1 796

2 044

2 282

2 326

2 909

3 196

1 799

129%

Анализируя таблицу 4, можно отметить увеличение всех видов налоговых поступлений. Так, доходы от налога на прибыль организаций выросли с 485 млрд. руб. в 2015 году до 1 041 млрд. руб. в 2022 году (рост более, чем в 2 раза). Это связано с увеличением числа организаций в городе и их развитием. Пандемия коронавируса в 2020 году привела к снижению поступлений от данного налога в 2020 году (почти на 9% по сравнению с 2019 годом) из-за временного или постоянного закрытия ряда предприятий в городе, а также налоговых каникул предприятиям ряда отраслей. Правительство страны и города приняло оперативные меры поддержки экономики – так, Москва внедрила ряд программ, направленных на поддержку бизнеса и населения – субсидии и льготы для малых и средних предприятий, поддержку наиболее пострадавших отраслей через субсидии и льготные ставки кредитования, выделение дополнительных средств на медицину и социальную защиту и пр. Все эти меры помогли урегулировать ситуацию и снизить негативное влияние пандемии на экономику города, что выразилось в оперативном росте поступлений от налога на прибыль организаций – уже в следующем, 2021 году показатель вырос на 290 млрд. рублей или на 37% по сравнению с 2020 годом, что свидетельствует о существенном росте прибыли городских предприятий.

Поступления налога на доходы физических лиц выросли более, чем в 2,3 раза – с 691,6 млрд. руб. в 2015 году до 1 621,6 млрд. руб. в 2022. Это связано не только с ростом числа налогоплательщиков, но и увеличением доходов граждан – так, средняя ежемесячная заработная плата в городе повысилась с 64 324 руб. в 2015 году до 122 824 руб. в 2022 году [7].

Доходы от налога на имущество организаций выросли на 77%, с 97 млрд. руб. в 2015 году до 171 млрд. руб. в 2022 году. Это связано с ростом налогооблагаемой базы, а также с совершенствованием администрирования имущественных налогов.

Доходы от поступлений налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выросли с 52 млрд. руб. в 2015 году до 189 млрд. руб. в 2022 году. Это связано как с ростом количества малых и средних предприятий, которые применяют данный специальный налоговый режим (если в 2015 году количество налогоплательщиков составляло 332 тысячи, то в 2021 превысило полмиллиона [4]), так и с ростом их экономической активности. В 2020 году произошло небольшое снижение налоговых доходов по сравнению с предшествующим годом, связанное с социально-экономическими последствиями пандемии COVID-19, но уже в 2021 году налоговые доходы возобновили свой рост и продолжили увеличиваться в 2022 году.

Поступления от акцизов выросли с 21 млрд. руб. в 2015 году до 59 млрд. руб. в 2022 году, что составляет 178,57%. Основными причинами их существенного роста можно назвать следующие:

  1. Увеличение объемов товаров, подлежащих обложению акцизами - речь идет, в первую очередь, о табачной продукции, алкогольной продукции и автомобильном топливе.
  2. Повышение ставок акцизов, что напрямую приводит к увеличению доходов, которые идут в бюджет, так как не было отмечено существенного снижения потребления подакцизных товаров.
  3. Совершенствование налогового контроля акцизов и борьба с контрабандой и незаконным производством товаров.

Вклад прочих налогов и сборов, среди которых транспортный и земельный налоги, единый сельскохозяйственный налог, торговый сбор и др., достаточно мал [6], [9] – менее 5% на протяжении исследуемого периода, тем не менее, их собираемость также растет.

В целом, налоговые доходы бюджета города Москвы выросли с 1 398 млрд. рублей в 2015 году до 3 196 млрд. рублей в 2022 году. НДФЛ и налог на прибыль организаций по-прежнему занимают наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений, однако, рост доходов от других налогов указывает на разнообразие экономической деятельности в городе.

В результате проведенного анализа доходов города Москвы за период с 2015 по 2022 годы можно сделать ряд выводов. Доходы города Москвы постоянно растут и находятся на высоком уровне благодаря развитой экономике и активной инвестиционной деятельности в мегаполисе. Основным источником доходов является налоговые поступления, которые формируются за счет активного развития бизнеса и роста денежных доходов населения. Следует отметить, что город Москва является экономически развитым и социально ориентированным городом, который стремится к улучшению качества жизни своих жителей и созданию благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Однако, для дальнейшего развития города необходимо учитывать изменения в экономической ситуации и принимать соответствующие меры – в первую очередь, стимулировать структурную трансформацию экономики города в связи с переориентацией производственных цепочек бизнеса.

Литература:

  1. Кузнецова О.В. Бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга: сравнительный анализ // Старая и Новая Москва: тенденции и проблемы развития: сборник научных статей / Русское географическое общество. М.: ИП Матушкина И.И., 2018. С. 9-24.
  2. Орлова В.Р., Мигашкина Е.С. Влияние налоговой политики на формирование доходов города Москвы // Финансы и инвестиции мегаполиса XXI века: проблемы и перспективы развития: Cборник научных трудов. М.: Компания КноРус, 2019. С. 121-129.
  3. Открытый бюджет города Москвы (дата обращения: 04.05.2023).
  4. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Официальные данные Федеральной налоговой службы (дата обращения: 04.05.2023).
  5. Починок Н.Б. Анализ налоговых доходов бюджета города Москвы // Вестник Екатерининского института. 2019. №3(47). С. 43-47.
  6. Тория Р.А. Функции и ценность местных налогов и сборов (на примере города Москвы и Московской области) // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18, №3. С. 143-149.
  7. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. Официальный сайт (дата обращения: 04.05.2023).
  8. Федеральная служба государственной статистики (дата обращения: 04.05.2023).
  9. Шинкарева О.В., Майорова Е.А. Торговый сбор: анализ практики применения в Москве // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, №17. С. 2193-2206.

Analysis of Moscow City budget revenues for 2015-2022

Kolesnikova N.M.,
bachelor of 3 course of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Аnnotation. On the basis of official data published on the website of the mos.ru «Open Budget of the City of Moscow», an analysis of the revenues of the budget of the city of Moscow for 2015-2022 was carried out, the dynamics of their specific gravity by types of revenues was considered. The dynamics of income was considered taking into account the influence of inflation, the main components of tax revenues of the city budget were disclosed, conclusions were drawn based on the results of the study.
Keywords: income, Moscow, tax income, gratuitous income, non-tax income, budget.

Literature:

  1. Kuznetsova O.V. Budgets of Moscow and St. Petersburg: comparative analysis // Old and New Moscow: trends and development problems: collection of scientific articles / Russian Geographical Society. Moscow: IP Matushkina I.I., 2018. Page: 9-24.
  2. Orlova V.R., Migashkina E.S. Influence of tax policy on the formation of income of the city of Moscow // Finance and investments of the metropolis of the XXI century: problems and development prospects: Collection of scientific works. Moscow: KnoRus Company, 2019. Page:. 121-129.
  3. Open budget of the city of Moscow (date of the address: 04.05.2023).
  4. Report on the tax base and structure of tax accruals paid in connection with the application of the simplified taxation system. Official data of the Federal Tax Service (date of the address: 04.05.2023).
  5. Pochinok N.B. Analysis of tax revenues of the budget of the city of Moscow // Bulletin of the Catherine Institute. 2019. №3(47). Page: 43-47.
  6. Toriya R.A. Functions and value of local taxes and fees (using the example of the city of Moscow and the Moscow region) // Problems of economics and legal practice. 2022. Vol. 18, №3. Page: 143-149.
  7. Office of the Federal State Statistics Service for Moscow and the Moscow Region. Official website (date of the address: 04.05.2023).
  8. Federal State Statistics Service (date of the address: 04.05.2023).
  9. Shinkareva O.V., Mayorova E.A. Trade collection: analysis of application practice in Moscow//Russian entrepreneurship. 2016. Vol. 17, №.17. Page: 2193-2206.