Аннотация. Статья посвящена рассмотрению использования event-мероприятия как одного из основных PR-технологий продвижения спортивных практик на примере игры в петанк. Большая часть работы включила в себя анализ деятельности Всероссийской федерации боулспорта, на основе которого были сделаны выводы по эффективности и основным аспектам включения event-мероприятий в стратегию популяризации не национальной игры, а также были предложены свои рекомендации по повышению эффективности.

Ключевые слова: event-мероприятия, петанк, популяризация, Всероссийская федерация боулспорта.

Культурно-спортивное многообразие является важным условием для возникновения и накопления творческого потенциала городов и страны в целом. Поэтому интернационализация спортивно-досугового пространства через внедрение зарубежных спортивных практик способно преобразовать культурный опыт граждан. Далее речь пойдет о популяризации такой ненациональный игры, как петанк.

Петанк – очень древняя и одна из самых популярных игр Франции. Это связано с тем, что игра является наиболее доступной для всех слоев населения. Принято считать, что петанк в современном виде появился в начале XX века в Провансе, а предпосылки формирования зародились еще в Древней Греции. В переводе с французского петанк означает – держать ноги вместе, что связано с правилом игры, которое гласит, что при броске шара ноги игрока не должны выходить за границу бросковой зоны. Участвуют в ней несколько игроков, от двух до шести человек. Суть игры – кинуть шары как можно ближе к кошонету – маленькому деревянному шарику.

В России игра появилась в 2003 году: ее привез в страну Евгений Осокин – первый президент Федерации петанка и боулспорта России. До 2003 года развитие петанка в стране основывалось лишь на инициативе энтузиастов-одиночек. В 2018 году уже была создана Всероссийскую федерацию боулспорта (ранее – Федерация петанка России). Важно уточнить, почему есть несколько терминов. Боулспорт – это общее название, объединяющее следующие группы дисциплин: петанк, бочче-раффа и бочче-воло [2]. В мировой практике все эти виды развивались отдельно.

С конца 2010-х петанк выходит на новый этап популярности. Теперь он представлен Федерацией и ее девятью региональными отделениями и множеством игровых площадок. Стационарные профессиональные площадки для игры есть в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Анапа, Геленджик, Абрау-Дюрсо, Георгиевск, Ульяновск, Казань, Тула, Балаково (Саратовская область), Десногорск (Смоленская область). Их открытия, как правило, становятся информационным поводом для местных СМИ.

Постоянно растет количество поисковых запросов «петанк» в медиапространстве. По данным Google Trends за последние пять лет, в сентябре 2022 года, впервые уровень интереса по теме «петанк» достиг ста баллов (см. рисунок 1). А Яндекс Wordstat посчитал, что за сентябрь 2022 года был самый высокий показатель фактических (абсолютных) показов слова – 21 499 (см. рисунок 2).

Рис. 1. Статистика Google Trends

Рис. 2. Статистика Яндекс Wordstat

Сейчас входят в обиход и другие методы популяризации игры в петанк. Так, открываются общественные и коммерческие организации – петанк-клубы (Межрегиональная спортивная общественная организация «ПЕТАНК-КЛУБ», Спортивно-рекреационный клуб «Петанк», Петанк-клуб «Сокол» и т.д.), которые проводят мероприятия как на открытых, так и крытых площадках. Появляются даже кафе с возможностью поиграть в петанк на свежем воздухе, в Москве – «Cochonnet» в ЦПКиО им. М. Горького. Летом там организовываются турниры, а также проводятся дополнительные необычные спортивные мероприятия, например игры в поддержку приюта животных.

Наиболее используемый метод популяризации игры в петанк в городской среде – event-мероприятия – специально организованные события, используемые для влияния на мнение аудитории [1]. В спортивной сфере event-мероприятия являются необходимым инструментом PR-продвижения. А петанк – это игра на местности, учиться ей надо вживую.

Ранее уже были приведены примеры спортивных event-мероприятий: это и турниры от тематических кафе, и соревнования, проводимые петанк-клубами. Один из последних масштабных ивентов – День Московского спорта в Лужниках, который проходил 25 июня 2021 г. и предлагал попробовать себя в разных активностях, в том числе и в петанке. Можно уверенно утверждать, что с 2003 года это самое масштабное городское мероприятие (его посетили более 117 тыс. горожан), в программу которого был включен петанк.

Только Всероссийской федерацией боулспорта за 2021 год было проведено 21 мероприятие по петанку. Федерация играет огромную роль в процессе популяризации петанка в России: проводит чемпионаты, Кубки и первенства по игре в петанк, соревнования в регионах, а также многоэтапные всероссийские соревнования (Гран-при). Последнее мероприятие – Чемпионат ВФБ, который шел с 30 сентября по 3 октября 2021 года в Краснодарском крае, поселке Абрау-Дюрсо. В дисциплине петанк-точность приняли участие 21 спортсмен, а в игровой дисциплине петанк-тройка – 10 команд из шести регионов. Для игры, которая только набирает популярность в стране, результаты по посещению были достаточно высоки.

Чтобы понять, как организуется деятельность Всероссийской федерации боулспорта по проведению event-мероприятий, выделить достоинства и недостатки, было задано несколько вопросов исполнительному директору Федерации – Юлии Шафенковой.

По полученным ответам можно выделить пять основных этапов организации мероприятий по петанку:

  • самый емкий и долгий по времени этап – согласование мероприятия;
  • второй этап – подготовка места проведения;
  • третий этап – организация работы секретариата;
  • четвертый этап – работа технической службы;
  • пятый этап – непосредственно само проведение мероприятия: открытие, закрытие, награждение.

Заметно, что информирование в СМИ и на других сторонних ресурсах медиапространства в этапы организации ивентов не входит. Вопрос об освещении и продвижении мероприятий тоже был задан. Анонсы публикуются на официальном сайте Федерации в разделе «пресс-центр», а также в сообществе Федерации во «ВКонтакте». Есть и календарь всех предстоящих событий. Помимо этого, Федерация ведет группы с основной информацией в Telegram и WhatsApp. Однако запланированной масштабной информационной кампании нет, анонсы на сторонних ресурсах встречаются очень редко.

Посещение мероприятий «…бывает различным. Если это потоковые мастер-классы (дни города, олимпийские дни, спортивные праздники) – количество людей варьируется от 50 до 150-200, может быть и больше. Если заявлен игровой формат мероприятий, там участвует меньше людей: в Георгиевске (Ставропольский край), например, одновременно на четырех площадках за час было 50 человек». Скорее всего такие показатели связаны именно с освещением event-мероприятий: широко анонсируемые и известные ивенты, организуемые в партнерстве с крупными государственными организациями, посещают большее количество людей, нежели отдельные и небольшие игры исключительно от Федерации. 

Исходя из проделанного анализа можно выделить основные проблемы популяризации данной игры в городской среде с помощью event-мероприятий:

  1. Главная и самая проблемная зона – освещение в медиаполе. Продвижения в средствах массовой информации практически нет, особенно если мы говорим о главной организации, связанной с петанком – Всероссийской федерации боулспорта. Необходимо наладить взаимодействие со СМИ и начать размещать анонсы и другие пресс- и пост-материалы на сторонних ресурсах, чтобы увеличить зону информирования и привлечь больше участников. Следует задуматься и об увеличении количества имиджевых статей для популяризации игры в петанк. Единственная существующая статья – партнерский материал на РБК.Спорте совместно с Федерацией боулспорта [3]. С помощью такой публикации организация старается увеличить узнаваемость игры и привлечь к ней новую аудиторию.
  2. Второе проблемное поле неразрывно связано с первым пунктом – малая вовлеченность в тему, если судить по тематическим сообществам в социальных сетях. Например, в той же группе Федерации во «ВКонтакте» низкое количество подписчиков и невысокая активность. Возможно, стоит разнообразить контент через внедрение нескольких рубрик, а также настроить таргетированную рекламу, чтобы привлекать аудиторию в сообщество.

Разобрав популяризацию петанка в разрезе event-мероприятий, можно сделать несколько выводов.

  1. Частотность проведения. На территории РФ спортивных мероприятий по игре в петанк проводится много и часто. Некоторые организации занимаются спортивными встречами только в летние сезоны. Однако, если посмотреть на календари мероприятий основных центров продвижения петанка – Федерацию боулспорта и общественную организацию «Спортивно-рекреационный клуб «Петанк», ивенты проходят в любое время года с периодичностью как минимум один раз в месяц, иногда и несколько раз за 30 дней.
  2. Целевая аудитория. Мы видим, что event-мероприятия по игре в петанк охватывают граждан всей территории РФ:
  • Федерация боулспорта проводит долговременные соревнования, этапы которых проходят в разных городах России.
  • Отдельные петанк-клубы сконцентрированы на аудитории по своему месту деятельности, при этом в мероприятиях принимают участие команды и из других городов, что можно судить по заметкам с результатами ивентов на их сайтах.

Что касается социально-демографических характеристик, то здесь точных данных пока что нет. Известно, что серьезных ограничений не имеется: возраст участников в основном зависит от специфики самого ивента / соревнования. Но если смотреть на все вместе – мероприятия охватывают как любителей, так и профессионалов любого возраста и любого уровня.

  1. Media Relations. Данный компонент PR-деятельности был затронут ранее в проблемах популяризации петанка с помощью event-мероприятий. Информированность об ивентах не очень высокая, так как публикуются материалы лишь на личных каналах коммуникации. Получается, что для полноценного информирования аудитории организациям не хватает PR-ресурсов: возможно, человеческих, временных или даже финансовых. На данный момент этот вопрос остается не до конца раскрытым – причины такого построения медиаобеспечения будут выяснены уже в дальнейшей работе по анализу спортивно-досугового пространства современного мегаполиса.

Для наглядности все полученные данные и сделанные выводы были оформлены в виде схематичного SWOT-анализа (см. таблицу 1).

Таблица 1. SWOT-анализ

Сильные стороны

1. Существует много организаций, которые проводят ивенты.
2. Мероприятия имеют разную специфику: есть профессиональные соревнования, есть любительские игры для проведения досуга.
3. Высокая частотность проведения мероприятий.
4. Широкий географический охват.

Слабые стороны

1. Отсутствие взаимодействия с медиаканалами для информирования аудитории об ивентах.
2. Низкая вовлеченность аудитории в сферу петанка в принципе из-за недостатка материалов о нем в медиапространстве – не хватает огласки.

Возможности (поэтапно)

1. Начать PR-кампании по информированию об ивентах в СМИ и других каналах коммуникации.
2. Начать привлекать большее количество участников на мероприятия.
3. Повысить интерес к игре в петанк среди горожан РФ.
4. Создать крупный проект по вовлечению граждан в петанк отдельно в разных точках по всей стране совместно с Федерацией боулспорта и несколькими общественными организациями по игре в петанк с оглаской через национальные и региональные СМИ, лидеров мнений и инфлюенсеров для уже массовой популяризации этого вида спорта в будущем.

Угрозы

1. Число участников ивентов не будет увеличиваться, так как нет заинтересованности в игре.
2. Налаженное медиаобеспечение даст малое количество охватов и не повысит качество информирования населения.

Литература:

  1. Оганян Л.А. Event-мероприятия как инструмент PR-деятельности. // Молодой ученый. 2022. №24(419). С. 511-515 (дата обращения: 23.11.2022).
  2. Официальный сайт Всероссийской федерации болуспорта (дата обращения: 19.11.2022).
  3. Что такое петанк. Как освоить французскую игру в России (дата обращения: 20.11.2022).

Use of events for the popularization of petanque

Timofeeva E.D.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Yudina Elena Yurevna,
Associate Professor of the Institute of Natural Science and Sports Technologies of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of Moscow State Pedagogical University, Candidate of Historical Sciences.

Annotation. The paper considers the use of an event as one of the main PR technologies for promoting sports practices on the example of petanque. Most of the article focuses on the analysis of the activities of the Russian Boules Sport Federation. The conclusions about the effectiveness and main aspects of including events in the popularizing strategy for non-national game were made, and recommendations of increasing the efficiency were given.
Keywords: events, petanque, popularization, Russian Boules Sport Federation

Literature:

  1. Oganyan L.A. Events as an instrument of the PR activity. // Young scientist. 2022. №24(419). Page: 511-515 (date of the address: 23.11.2022).
  2. The official website of Russian Boules Sport Federation (date of the address: 19.11.2022).
  3. What is petanque. How to master the french game in Russia (date of the address: 20.11.2022).