Научный руководитель: Шульгина Дарья Павловна, заместитель заведующего кафедры, доцент общеуниверситетской кафедры всеобщей и российской истории по научной и учебной работе Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат искусствоведения, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 289.3

Аннотация. В статье рассмотрены основные причины и последствия прекращения практики полигамии у представителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в США в XIX – нач. XX вв.

Ключевые слова: мормоны, Церковь Иисуса Христа последних дней, полигамия, Манифест.

Мощное религиозное движение – Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Church of Jesus Christ of Latter–day Saint, далее ЦИХПД) появились в США в XIX веке. Они оказали огромное влияние на историю колонизации Запада США. Но больше всего они прославились тем, что были приверженцами такого необычного феномена для консервативного мира Соединенных Штатов – полигамии. И хотя практика многоженства у мормонов уже давно не практикуется, в литературе они предстают как «проклятые многоженцы», в «гаремах которых погибают девушки» [1], а в сознании обывателя как секта заговорщиков, жадных до денег, многоженцев и пьяниц.

Оппозиция многоженству начала развиваться в американской обществе как только мормоны публично объявили об учении о множественности жен. В 1862 г. был принят первый федеральный акт (Morrill Anti–Bigamy Low), запрещающий практику многоженства на Западе. Однако длительное время этот закон не действовал, поскольку юридическую систему Юты контролировали мормоны. Противостояние усилилось в 1870-х гг. и по мере своего развития приобретало все больше явно политический характер. В течение следующего десятилетия, она приобрела такой масштаб, что стала угрожать не только выживанию практики многоженства, но и самой жизнеспособности мормонизма.

В 1879 г. Верховный суд США признал полигамию «варварской политикой», которая подрывала семейные устои общества. В 1882 и 1887 гг. Конгресс принял законы Эдмундса (Endmunds Act) и Эдмундса-Такера (Edmunds–Tucker Law) об окончательном запрете полигамии. Эти акты предусматривают арест банковских счетов, конфискацию церковной собственности (на сумму 50 000 долларов), ограничение политического влияния Святых в Юте и на других западных территориях. Мормоны–многоженцы лишались права голоса и занимать судейские места, их имущество подлежало конфискации, а они сами заключались в тюрьму. Организовывалась слежка и охота на лиц, находившихся в полигамных браках, устраивались ночные облавы, обыски в домах. Сотни мужчин и несколько женщин – Святых последних дней были арестованы в Юте, Айдахо, Аризоне, Небраске, Мичигане и Южной Дакоте. Многие отцы семейств и церковные лидеры вынуждены были бежать к своим полигамным женам, друзьям и родственникам в соседние штаты. На Юге США были убиты три мормонских проповедника. Мормонская церковь расценила все эти действия как «целенаправленную и шумную политическую кампанию», наняла адвокатов и начала судебный процесс против американского правительства [2]. Сара Гордон в своей исследовательской работе «Мормонский вопрос: полигамия и конституционное право» задается вопросом – были такие действия государства по отношению к мормонам законными? Она приводит факты, что многоженство мормонов было конституционно защищено, и что Конгресс решил вести войну именно против мормонизма [3].

Новый пророк Тейлор, возглавлявший мормонов после смерти Янга в 1877 г., вынужден был скрываться от американских властей, часто менять место жительства. В июле 1887 г. он умер фактически в ссылке в поселке Кэйсвилл в 20 милях к северу от Солт-Лейк-Сити. Исходя из сложившейся ситуации, четвертый пророк Уилфорд Вудрафф 23 сентября 1890 г., написал «Манифест» – документ, положивший конец многоженству, где «церковь больше не учит многоженству и не разрешает никому вступать в данную практику». 6 октября 1890 г. этот Манифест одобрили Первое Президентство, Кворум Двенадцати Апостолов. Впоследствии текст Манифеста был напечатан в «Учении и Заветах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» как «Официальное Заявление». После официального опубликования власти постепенно прекратили судебные преследования мормонов. В начале 1893 г. были освобождены из тюрем мужчин, осуждённые за нарушение антиполигамного законодательства.

Но говорить, что Вудрафф испытал «откровение» и в результате написал Манифест, было бы неправильно. Недавние исследования показывают, что мормонские лидеры рассматривали альтернативные варианты и пытались решить, что делать, в течение трех лет до опубликования Манифеста. В своих трудах, такие авторы как Генри Генри Дж. Вулфингер (Henry J. Wolfinger) и Лео Лайман (E.Leo Lyman) нашли доказательства, что заявление Вудраффа не было внезапным решением [4, 5]. Имеет место альтернативное объяснение интерпретации Манифеста, как ответа на политическое и экономическое давление, оказываемое на Церковь. По мнению ученых, именно успех мормонизма с его полигамией породил конфликт между мормонами и традиционной американской культурой. И в конфликте с более крупной культурой «Святые» были обречены на поражение, и как результат приспособление к победившей культуре.

В подавляющем большинстве многочисленных исследований, посвященных истории мормонов и Юты, Манифесту придается центральное значение в прекращении полигамии. Но если смотреть на факты, то прекращение этой практики началось еще до того, как был сформулирован Манифест. Но даже после издания Манифеста, полигамия не сразу прекратила свое существование.

Почему же так происходило, что многоженство все еще продолжало существовать? На это есть несколько причин. Во-первых, действительно, для некоторых мормонов это был шок и не каждый смог принять такое «предательство» президента. Во-вторых, проблема была в самом Манифесте. Он вызывал куда больше вопросов, чем ответов. Документ был представлен на Генеральной конференции и принят как «авторитетный и обязательный». Что это означало? Президент Церкви Вудрафф говорил о соблюдении законов страны, но означало ли это, что новые полигамные браки могут заключаться там, где законы страны не действуют – в Канаде или в открытом море или в стране, где многоженство разрешено? Для тех, кто уже был в полигамных отношениях с женами в 1890 г., акцент Вудраффа был на отсутствии новых множественных браков и оставил статус существующих в подвешенном состоянии: были ли по-прежнему действительны соглашения, которые связывали партнеров в уже существующих множественных брачных отношениях? Если нет, то какой ответ дает Церковь на это? Каковы же будут теологические последствия?

Ответы на эти и другие вопросы должны как можно быстрее быть сформулированы. Но духовное руководство тянуло время, давало разные ответы разным людям, создавая еще больше противоречий. Некоторым давали согласие на заключение браков за пределами Соединенных Штатов; другим напоминали, что практика полигамии все-таки была приостановлена. В результате чего ситуация была настолько сложная, что в 1904 г. президент Джозеф Ф. Смит (занявший пост президента церкви в 1902 г.) издал «Второй Манифест». Двусмысленность сохранялась до 1905 г. Церковь твердо обозначила свою позицию, когда отстранила двух апостолов от Собора Двенадцати и лишив их общения с церковью за то, что они продолжали вступать в множественные браки и поощряли других к этому.

Мормонские дневники и автобиографии свидетельствуют о том, что нечто большее, чем обещание небесной славы, вдохновляло на постоянные усилия мужчин и женщин ЦИХСПД бороться за многоженство. Полигамные семьи были убеждены, что они активно занимаются «созиданием царства», как в переносном, так и в буквальном смысле. Открыто практикующие многоженство, мормоны подтверждали утверждение, что «Святые последних дней» являются потомками Авраама. Они также строили «царство», держа светское общество на расстоянии вытянутой руки достаточно долго, чтобы мормонизм смог утвердиться. Женщины ЦИХСПД сначала рассматривались как жертвы мужского полигамного патриархата, но потеряли национальную симпатию, когда некоторые из них начали защищать полигамию. И их образ превратился из жертв в образ заговорщиков, которых следует вновь лишить завоеванных политических прав и наказать вместе с мужчинами-полигамистами [3]. Тысячи упорствующих защитников полигинии, многобрачников фундаменталистов» обвинили У. Вудраффа в предательстве фундаментальных основ мормонизма, объявив его «великим Иудой», и откололись от Церкви. «Отделившиеся мормоны» в 80-е – 90-е гг. XIX века, спасаясь от гонений, с семьями переселились в Западную Канаду и Северную Мексику.

Таким образом, многоженство было одним из центральных аспектов мормонизма в штате Юта в XIX веке. И теперь от него нужно было отказаться, не нарушая библейской истории. Некоторые мормоны считают это поражением, кто-то приспособлением и выходом. Как бы то ни было, практика многоженства сыграла решающую роль в развитии мормонизма и стоит отметить, что внешнее давление было просто катализатором, а не основной причиной этого важного изменения, которое переместило религию «святых» из периода первопроходцев в современную эпоху. Из-за своей непопулярности среди самих мормонов, полигамия, вероятнее всего умерла бы естественной смертью.

The end of the practice of polygamy among Mormons in the United States in the XIX-beginning XX century

Komarova V.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shulgina Daria Pavlovna, Deputy Head of the Department, Associate Professor of the General University Department of General and Russian History for Scientific and Educational Work of the Institute of Humanitarian sciences of the State Humanitarian University of Moscow State Pedagogical University, candidate of art history, Associate Professor

Annotation. The article discusses the reasons and consequences of the termination of the practice of polygamy among representatives of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints in the United States in the XIX – beginning XX centuries.
Keywords: Mormons, the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, polygamy, manifesto.