Аннотация. В статье представлены популярные в России социальные сети и описаны общие возможности их использования в работе педагога; приведена и обоснована специфика применения социальных сетей в профессиональной деятельности учителя начальных классов в процессе организации онлайн-взаимодействия с администрацией школы, родителями учеников, коллегами-педагогами, обучающимися.
Ключевые слова: социальные сети, учитель начальных классов, возможности использования социальных сетей.
Образование детей младшего школьного возраста сегодня все активнее развивается по электронно-сетевой модели. Внедрение в начальные классы компьютера, мобильных устройств и программных приложений переносит привычное манипулирование реальными объектами в виртуальное графическое пространство, а очную коммуникацию – в удаленное взаимодействие через сервисы и ресурсы общения сети Интернет, в том числе в социальные сети.
Под социальной сетью будем понимать онлайн-сервис или же веб-сайт, предназначенный для создания и организации всестороннего общения между реальными людьми в Интернете [1]. Самыми популярными из них являются: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Мой Мир, Мой круг, LinkedIn, Twitter, Google+, MySpace.
Выбор социальной сети для решения необходимых учителю начальных классов вопросов определяется либо содержанием педагогической задачи, либо удобством ее решения посредством функционала сайта, либо возрастом участников обсуждения и их предпочтениями в работе с тем или иным онлайн-сервисом. Последний аспект важен, поскольку наряду с родителями к обсуждению вопросов обучения и воспитания детей в социальных сетях присоединяются люди старшего поколения – бабушки и дедушки. При этом школьники и взрослые используют для коммуникации разные социальные сети.
Остановимся на некоторых популярных социальных сетях с описанием специфики сферы применения в условиях начальной школы.
Facebook представляет собой социальную сеть, насчитывающую 901 млн пользователей, большую часть которых составляют люди от 30 лет. Очевидно, что эту сеть педагог может чаще использовать для работы с родителями обучающихся и администрацией школы. Так на своей пользовательской странице учитель может представить информацию о прошедших или предстоящих событиях в виде своеобразного отчета или анонса. Такое оповещение взрослых со стороны классного руководителя важно, поскольку младшие школьники, с одной стороны, не готовы к запоминанию и подробному воспроизведению большого объема информации, а с другой, оценка детьми состоявшихся мероприятий носит крайне субъективный характер и не способствует формированию у родителей полной и адекватной картины происходящего.
В последнее время в практике московских школ классные руководители начальных классов прибегают к функциональным возможностям данной социальной сети для организации и проведения родительских собраний в режиме текстового или видеочата. Причинами тому являются:
- экономия времени родителей учеников на дорогу с работы до школы;
- оперативная индивидуальная консультация учителя о причинах отсутствия детей в школе;
- организация педагогом мастер-класса по обучению взрослых правилам пользования электронным дневником для получения своевременной информации об успеваемости ребенка;
- минимизация затрат на раздаточный информационный материал и высокая скорость его групповой рассылки;
- создание мероприятия (приглашение в музей, на экскурсию, в цирк, на пешеходную прогулку и т. п.) с помощью соответствующей командной кнопки на странице сайта, автоматическая рассылка-приглашение ученикам, родителям, коллегам; включение планируемого мероприятия в личный календарь событий и другие.
Социальная сеть Facebook насыщена большим количество педагогических сообществ. Это обстоятельство помогает начинающему учителю начальных классов осуществлять быстрый поиск актуальной научно-методической информации для подготовки к занятиям. Подписка в сети на страницы ведущих специалистов в области педагогического образования и рекомендованная ими профессиональная литература способствует самообразованию учителя.
ВКонтакте – самая популярная социальная сеть среди юных пользователей Интернета. Открытость среды накладывает свои обязательства для нахождения в ней среди участников.
Так, в процессе регистрации на сайте младшие школьники должны указать личную информацию о себе, своих интересах, взглядах и убеждениях и другое. Причем незаполнение ряда пунктов анкеты отчасти свидетельствует о их малой значимости для ребенка и формируют сигнал для учителя об анализе причин такого положения дел. Дальнейшее изучение содержания страницы способно помочь учителю лучше узнать своего ученика и адекватно проанализировать особенности его поведения в тех или иных ситуациях.
Например, мониторинг времени последнего визита учащимся своей страницы может подсказать педагогу, какое количество времени перед началом учебного дня ребенок отдыхал, и впоследствии проконсультироваться с родителями о причинах нарушения санитарного режима сна и бодрствования (если такое имеет место быть).
Анализ новостных записей в ленте ученика начальных классов может указать классному руководителю о важных событиях в жизни подопечного, его семье, друзьях, манере общения в неформальной обстановке.
Также эту социальную сеть можно активно использовать:
- для создания групп, решающих разноплановые педагогические задачи (работа над проектом, клуб по интересам) и включающих разных участников (учеников, коллег-педагогов, родителей, администрацию), обеспечивая ограниченный доступ к информации;
для размещения на странице документов различного вида для коллективного использования, например, видеофайлов с записью урока, экскурсии, коллективного творческого дела; - для поиска информации по теме занятия в открытых сообществах.
Одноклассники – сеть, для поиска и общения единомышленников в возрастной категории 50+. Учитывая возрастную специфику участников сети, учитель начальной школы может ее использовать для привлечения к обсуждению важных педагогических вопросов старшее поколение - бабушек и дедушек своих воспитанников.
Исторически так сложилось, что пенсионеры принимают более активное участие в жизни внуков: замещают родителей на родительских собраниях, приводят детей в кружки, помогают выполнять домашние задания, участвуют в экскурсионных программах класса и другое. Поэтому удаленное общение учителя начальной школы в этой сети с людьми пенсионного возраста позволит обеспечить их большую сопричастность к проблемам школы и класса, а благодаря накопленному опыту помочь становлению молодого учителя.
Google+ – социальная сеть для общения через Интернет с помощью специальных встроенных компонентов. В ней синхронизируются сервисы Google, благодаря чему повышается ее практическое применение в работе педагога.
Такую популярность обеспечивает создание тематического или авторского блога для размещения фотографий, видеоматериала, ссылок; создание коллажей, слайд-шоу, редактирование фотографий; размещение видеоуроков и создание онлайн-видеотеки для дальнейшего обсуждения с родителями и коллегами; возможность построения маршрутов передвижения для экскурсий и походов; осуществление поиска научной информации, статей, рефератов, библиографических ссылок для самообразования, повышения квалификации, получения и распространения личного опыта и другие.
По отношению к ранее рассмотренным социальным сетям Twitter в работе учителя начальных классов используется гораздо реже, что связано с ограничениями на длину текстового сообщения, поэтому специфика применения ресурса такова:
- создание заметок (микроблогов) оповестительного характера (скорее для популяризации и продвижения педагогом своих размышлений о профессиональной деятельности или образовании в целом);
- ретвит значимых для младших школьников и их родителей событий для информирования или построения дискуссии;
- формирование у учеников кратких и точных описаний основных идей об увиденном, услышанном, прочитанном;
- размещение важных ссылок на сайты и ресурсы посредством гипертекстовой структуры для использования их учащимися при выполнении задания.
Изучив популярные на сегодняшний день социальные сети, можно выделить ряд основных преимуществ их использования учителем начальной школы в процессе работы:
с обучающимися:
‒ поиск единомышленников и расширение круга общения младших школьников со сверстниками из других регионов и стран, в частности для изучения их культуры и языка;
‒ приобщение учеников к сетевому этикету в процессе коммуникации в социальных сетях, практическое изучение правил информационной безопасности при распространении личной и общественной информации;
- постановка и передача учебных заданий, а также заданий для самостоятельной работы;
- использование сетевого общения среди школьников, в частности для организации проектной деятельности;
- своевременная консультативная помощь ученикам, стремящимся получить дополнительную информацию в конкретной предметной области, или слабоуспевающим;
- организация учебной деятельности детей, отсутствующих на занятиях по причинам слабого здоровья, особого спортивного режима, участия в конкурсах индивидуально или в творческих коллективах и другие;
с коллегами-педагогами и администрацией: - получение учителем возможности демонстрации личного научно-методического опыта широкой аудитории;
- возможность обмена мнениями среди коллег-профессионалов в области методик преподавания отдельных учебных дисциплин в начальной школе, организации учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников; возможность выступить в роли эксперта и комментировать работы коллег;
- получение бесплатных консультаций, советов и рекомендаций по созданию, ведению и оформлению учебно-методической документации;
- планирование личного времени с учетом необходимости участия в работе сетевых сообществ над интересующей проблемой;
- повышение самооценки и получение стимула для творчества и профессионального развития;
- изучение современных сетевых сервисов для дальнейшего использования их возможностей;
- освоение правил сетевого общения и приобретения навыков дистанционной работы, в частности, для участия в различных сетевых конкурсах и проектах;
с родителями: - коммуникация для обсуждения текущих учебных проблем;
- консультация по вопросам развития ребенка и другие.
Таким образом, использование социальных сетей позволяет педагогу начальной школы, с одной стороны, совершенствовать компетентность в области использования информационных технологий в образовательном пространстве, а с другой, следовать тенденциям современного образования.
Social networks in the work of the teacher of the initial classes
Tarasova T.A.,
student of the Moscow City University, Moscow,
Puchkova Elena Sergeevna,
Assistant of the Department of Informatization of Education of the Institute of Mathematics, Informatics and Natural Sciences of the Moscow City University
Annotation. The article presents popular social networks in Russia and describes the general possibilities of using them in the work of the teacher; the specificity of the application of social networks in the professional activity of the primary school teacher in the process of organizing online interaction with the school administration, the parents of the pupils, fellow teachers and trainees.
Keywords: social networks, primary school teacher, opportunities for using social networks.
Дата публикации: 14.07.2017 г.
- Бизнес-энциклопедия «Биржевой лидер». URL: http://www.profi-forex.org/wiki/social-naja-set-.html.
- Biznes-ehnciklopediya «Birzhevoj lider». URL: http://www.profi-forex.org/wiki/social-naja-set-.html.