Научный руководитель: Колышева Елена Юрьевна, заместитель заведующего кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин по научной работе Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Данная статья посвящена описанию двухлетнего опыта организации музейной деятельности в процессе литературного образования обучающихся основной школы. В работе обозначаются пути развития музейной деятельности как одного из направлений реализации внеурочной деятельности, а также анализируются результаты анкетирования контрольной и экспериментальной групп шестиклассников.


Ключевые слова: внеурочная деятельность, музейная деятельность, музей, урок литературы, образовательный процесс, урок с элементами музейной деятельности.

Уникальная ситуация складывается в современном образовании: школа теряет монополию на организацию основного учебного процесса. Как отмечает директор Московского центра музейного развития Т.В. Гафар, «…в настоящее время сложилась уникальная ситуация: образовательная реформа и новые Федеральные образовательные стандарты четко определили направление государственного заказа, связанного с вызовами времени» [1, с. 5]. Неоспоримость данного утверждения доказывает возрастающую роль внеклассной деятельности в процессе школьного образования. Действительно, на данный момент ФГОС провозглашает внеклассную деятельность важной частью образования, при этом сама она является учебным процессом, осуществляемым в формах, отличных от классно-урочной системы. Как следствие, «сегодня учитель обязан так организовывать учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, и включать в нее занятия на природе, в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, в музеях» [1, с. 5].

Музей в современном мире является не только образовательным ресурсом, неким пассивным «хранилищем» информации, но и территорией, где проходят интерактивные уроки, экскурсии и мастер-классы, местом, где качественно меняется опыт взаимодействия детей, учителей и родителей.

В своей работе мы будем опираться на определение, данное современным исследователем музейной педагогики С.Л. Троянской: «Музейная педагогика – это междисциплинарная область научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта» [2: с. 12].

Очевидно, что музейная педагогика нацелена на коммуникацию и активизацию творческих способностей обучающихся. Однако традиционно учителя-предметники подкрепляли изучение тех или иных тем лишь походами в музеи с организацией пассивного участия школьников в познавательной деятельности. На наш взгляд, подобная форма посещения музея не может в полной мере удовлетворить образовательные потребности школьников.

Согласно ФГОС, именно системно-деятельностный подход является наиболее эффективной технологией обучения. Опираясь на это положение, в своей работе мы попробовали описать модель применения музейных технологий на уроке литературы, а также провели анкетирование экспериментального и контрольного классов с целью выявления роли музея в жизни и обучении шестиклассников.

В соответствии с теоретическими аспектами организации музейной деятельности в школьном литературном образовании нами были проведены один урок и один фрагмент урока литературы в 6 «Б» классе ГБОУ «Школа № 1356». Если в 2017-2018 учебном году с этим же классом мы использовали ресурсы музея в рамках внеклассной деятельности, то уже в 2018-2019 учебном году нашей целью стало показать, как элементы музейной деятельности могут применяться в ходе классно-урочной системы школьного образования. Для подобной работы мы разработали задания на основе виртуальных экскурсий, предложенных на официальных сайтах музеев. Сам музей в таком случае становится не местом для культурного досуга обучающихся, а источником информации.

Например, 6 декабря 2018 г. на базе ГБОУ «Школа № 1356» в 6 «Б» классе нами был проведен урок литературы на тему «Художественное своеобразие повести «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина». Следуя логике занятия, обучающиеся не раз сменяли виды деятельности: актуализировали знания в ходе фронтального опроса, выполняли интерактивное задание по материалам библиотеки МЭШ, читали отрывки повести и анализировали их, составляли литературоведческий портрет главных героев произведения, а также выполняли задания на основе виртуальной экскурсии и проводили рефлексию.

Подробнее остановимся на том этапе урока, когда шестиклассникам предлагалось выполнить задания исходя из информации, содержащейся в виртуальной экскурсии. Так, для организации работы на данном этапе урока учитель с помощью технических средств обучения посещает официальный сайт Государственного музея А.С. Пушкина и по материалам указанного ресурса проводит виртуальную экскурсию по залу «Пушкин и его эпоха». В ходе виртуальной экскурсии ученикам предлагается не только пассивно получать информацию, но и активно выполнять задания. Например, рассмотреть экспозицию и записать названия тех предметов, которые можно было бы использовать для постановки на сцене повести «Барышня-крестьянка»; рассмотреть платья на манекенах музея и сделать вывод о том, какие «маски» героев повести позволили бы надеть представленные костюмы; подготовить рассказ о тех предметах экспозиции, которые напомнили бы о занятиях «старшего поколения» героев повести.

Таким образом, на данном этапе урока использование элементов музейной деятельности, в частности, виртуальной экскурсии позволило по-новому организовать словарную работу, расширить представление обучающихся о реалиях пушкинской эпохи. Особенно отметим, что принцип наглядности позволяет включить в активную работу весь класс, а также лучше усвоить устаревшие слова и выражения.

Следующий урок литературы у 6 «Б» класса состоялся 10 декабря 2018 г. Мы провели лишь фрагмент урока, который также был основан на включении элементов музейной деятельности (виртуальная экскурсия) в процесс обучения. На данном занятии по теме «Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М.Ю. Лермонтова» после чтения и основного анализа стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтова, которые проходили под руководством учителя, мы организовали групповую работу, где каждая группа должна была создать макет дома Лермонтова, при этом не забывая, каким настроением проникнуты его стихотворения.

После проектирования и защиты макетов в группах ученики просмотрели виртуальную экскурсию на официальном сайте Дома-музея М.Ю. Лермонтова, в ходе которой отметили несоответствие светлых, красочных, просторных комнат тем макетам, которые были созданы самими группами.

Далее мы предложили шестиклассникам ответить на вопросы сопоставительного характера («Какие цвета преобладают в настоящем доме М.Ю. Лермонтова? Сравните цветовую гамму с теми красками, которые вы использовали для макета», «Какие предметы мебели стоят в доме М.Ю. Лермонтова? Сравните их с теми, которые вы расположили в макетах» и т.д.). В итоге сравнения дома М.Ю. Лермонтова, который учащиеся увидели в ходе виртуальной экскурсии, и собственноручно созданных ими макетов сформировался вывод о том, что одиночество – это, скорее всего, душевное состояние Лермонтова, которое отразилось в лирике.

Таким образом, в данном случае виртуальная экскурсия служит средством создания личностно-ориентированных заданий сопоставительного характера, что позволяет обучающимся не только проявить творческие способности и совершенствовать навык работы в группе, но и достигнуть предметных целей урока, получив новую информацию о жизни и творчестве поэта.

Результатом урока с использованием музейных технологий, как и обычного традиционного урока, должно быть достижение обучающимися предметных результатов. Однако не стоит забывать о метапредмпетных и личностных образовательных результатах, достичь которые также позволяют ресурсы музея. Возможность дать оценку пользе работы с музейными технологиями мы позволили самим обучающимся. Для этого мы провели анкетирование параллели шестых классов ГБОУ «Школа № 1356» о роли музея в жизни и процессе обучения ребят. Для объективности показателей мы взяли два класса: 6 «Б» – тот класс, с которым в прошлом году мы проводили педагогический эксперимент и в котором ученики самостоятельно организовывали экскурсии по местам поэта; 6 «А» – класс, с которым описанная работа нами не была проведена.

Опрос показал, что в обоих классах шестиклассники посещают музей со школьной группой (от одного раза в месяц до одного раза в полугодие) намного чаще, чем с друзьями или семьей (от одного раза в несколько месяцев до ответа «редко»). Подобная статистика вызывает удивление: получается, что подростки проводят время и в образовательных учреждениях, и в центрах культуры с одним и тем же школьным коллективом, в то время как посещение музея с семьей становится редкостью.

Находясь в музее, обучающиеся и 6 «А» и 6 «Б» классов предпочитают самостоятельно исследовать экспозицию (43 % и 42 %), вместе с этим многие любят проходить квесты в музее и выполнять различные задания (21 % и 26 %), а также слушать рассказ экскурсовода (31 % и 10 %). Однако значимую часть ответов у обучающихся 6 «Б» класса занимает вариант «сам рассказываю факты, касающиеся тематики музея» (21 %), в то время как лишь один ученик 6 «А» класса выбрал подобный ответ (3 %). Такой результат свидетельствует о том, что коллективу 6 «Б» еще с прошлого года знакома и понятна форма урока в музее.

Использование учителями виртуальной экскурсии на уроках подтвердили абсолютно все ученики 6 «Б» класса (100 %), а в 6 «А» 9 % опрошенных не заметили подобную форму организацию занятия.

Большинство ребят 6 «Б» класса подтвердили организацию учителем литературы урока в музее (66 %), в 6 «А» классе 80 % опрошенных указали, что урока в музее у них не было, и лишь 19 % ребят присутствовали на подобном занятии. Данный результат объясняется тем, что в 2017-2018 учебном году в рамках предметной недели русского языка и литературы нами было организовано внеклассное мероприятие «Урок литературы в музее» для параллели 5-х классов, которое смогли посетить не все ученики нынешних 6 «А» и 6 «Б» классов. Соответственно, положительно ответили на вопрос о проведении урока в музее те ученики, которые посетили данное мероприятие в прошлом учебном году. Интересно, что больше уроков в музее ни по одному другому предмету не было.

На вопрос о посещении музеев или сайтов музеев для выполнения каких-либо заданий по школьным предметам шестиклассники в большинстве своем ответили «Нет» (100 % и 72 % – 75 %). Естественно, подобный результат напрямую связан с теми заданиями, которые предлагают выполнить ребятам педагоги. Можно сделать вывод, что подобная форма выполнения домашнего задания не практикуется в нашей школе.

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б» класса с удовольствием отвечали на вопрос о том, какие именно музеи им нравятся. Самыми популярными стали ответы о военных (29 % и 10 %), исторических (29 % и 26 %) и интерактивных (13 % и 31 %) музеях.

Интересно мнение шестиклассников по вопросу с открытым ответом «Если бы ты был директором музея, сотрудничал бы со школами? Поясни, пожалуйста, свой ответ». Все ребята ответили положительно, но при этом предлагали разные формы работы. Например, «устрою конкурсы», «покормлю школьников», «квест с подарками», рассказывать «развлекательные истории об экспонатах».

Исходя из данных ответов можно сделать вывод, что школьникам уже не так интересен музей, как «хранилище древностей». Подросткам важно принимать непосредственное участие в постижении культуры современной организацией досуга, вовлеченностью в деятельность.

В целом музей – бесценный, ни с чем не сравнимый по богатству образовательный ресурс: это всестороннее развитие личности ребенка, профессиональная ориентация, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гражданственности и многое другое.

На сегодняшний день, имея опыт в реализации музейных технологий, все чаще педагоги ставят перед собой задачу средствами музейной педагогики пробуждать интерес современного школьника к знаниям. Мы, в свою очередь, лишь предложили несколько моделей организации обучения литературы с использованием возможностей музея.

Опыт организации музейной деятельности в процессе школьного литературного образования в 6 классе позволил сделать вывод о том, что музейная деятельность может являться не только ресурсом организации внеклассной деятельности, но и органично существовать в классно-урочной системе.

Experience of organization of museum activity in the process of literary education of pupils of basic school

Yamanaeva Yu.E.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurevna,
Deputy Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines on Scientific Work of the Institute of the Moscow City University, Moscow, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to the description of the two-year experience of the organization of museum activities in the process of literary education of students of the basic school. The work identifies the ways of development of museum activity as one of the directions of implementation of out-of-school activities, as well as analyses the results of questionnaires of control and experimental groups of sixth graders.
Keywords: extracurricular activities, museum activity, the museum, a literature lesson, educational process, a lesson with elements of museum activity.