Научный руководитель: Коханова Валентина Александровна, зав. кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Данная статья посвящена анализу и организации деятельности обучающихся на уроке литературы. Анализ проводится на примере изучения повести-феерии А.С. Грина «Алые паруса» в шестом классе. Нами представлено и апробировано сразу несколько форм деятельности, которые являются неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: деятельность, профессиональная деятельность, педагогический процесс, системно-деятельностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), Московская электронная школа (МЭШ).

Интерес к организации деятельности обучающихся основной школы на уроках литературы вызван тем, что возникла настоятельная необходимость переосмыслить формы организации урока и классно-урочной деятельности. Учителя постепенно начинают отходить от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах, индивидуальной и коллективной работой. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания. Различные формы деятельности – неотъемлемая часть педагогического процесса, как мы знаем, используется она при преподавании практически всех школьных предметов.

Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения» [2, с. 79].

Под словом «деятельность», независимо от педагогической сферы интересов, понимается труд, занятие. Деятельность связана с непрерывной работой чего-либо или кого-либо, а также с получением определенного результата, т.к. любая деятельность имеет логическое завершение. «Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема педагогической деятельности – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление педагогической деятельности обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой. Три модели педагогической деятельности: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества» [5, с. 265].

Если же говорить непосредственно о самом процессе обучения, то процесс обучения – это процесс деятельности школьника, который направлен на становление его сознания и его личности в целом. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются учащимся в готовом виде – дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Теперь, в современной школе, педагог воспринимается как помощник, который должен и обязан научить детей самих «доходить» до ядра урока, формировать цели и задачи, отвечать на основополагающие вопросы занятия. Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечить:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [4, с. 5].

Основываясь на требованиях ФГОС и системно-деятельностном подходе, который лежит в его основе, рассмотрим организацию учебного процесса на уроке литературы в 6 классе, посвященном изучению произведения А. Грина «Алые паруса».

Этот урок является третьим и заключительным при изучении данного произведения. Обучающиеся уже знакомы с некоторыми фактами из жизни писателя, и повесть-феерия почти изучена. Учитель вместе с шестиклассниками формулирует основополагающий вопрос: «Способна ли мечта стать целью жизни?», на который и предстоит ответить в конце занятия. Но сначала нам необходимо вспомнить, как у А. Грина зародилась идея создания повести и кому она посвящена. Форма работы на этом этапе – беседа. Далее педагог-словесник задает каверзный вопрос: «Какая у Александра Грина была настоящая фамилия?». Детям предлагается четыре варианта ответа в тестовом формате на платформе МЭШ (сценарий урока, прошедший модерацию), из которых выбрать необходимо один.

Конечно же, стоит заметить, что жанр произведения весьма необычен для шестиклассников. Обучающимся предложено интерактивное задание, где необходимо вспомнить определения и соединить их с названиями: повесть, феерия, повесть-феерия. Эти определения ранее уже были изучены, поэтому школьникам не составило труда справиться с этим заданием. Далее мы переходим к главным героям – Ассоль и Грэю. Каждый ученик должен выразить свое к ним отношение, заполнив таблицу «Характеристика героев». Это задание нацелено на то, чтобы дети учились правильно формулировать свои мысли и грамотно их излагать. В рамках ФГОС необходимо напомнить, что это форма работы является индивидуальной и каждое мнение имеет место быть.

Нельзя забывать и о межпредметных связях, например, с историей. Учитель показывает школьникам фрагмент видео-фестиваля «Алые паруса» в Петербурге, который проводится уже много лет. Обучающиеся после просмотра должны записать ответ на вопрос в своих рабочих тетрадях: «Что общего у повести-феерии А. Грина и фестиваля в Петербурге?». Мы выявили, что школьникам было очень интересно узнать об этом фестивале.

На одном из этапов урока была организована групповая деятельность. Использовалось задание по группам (группа – ряд сидящих друг за другом детей, 3 группы, в каждой из групп было по 6 человек). Обучающимся необходимо было работать с текстом произведения. Задание первой группы: найти в тексте фрагменты, характеризующие мечту любого из героев; задание для второй группы: найти фрагменты, которые рассказывают о суровой реальности жизни; задание третьей группы: найти фрагменты, в которых мечта и реальность соединяются.

На этот вид работы было отведено 10 минут, школьники с ним великолепно справились, оценки за групповую работу получили все обучающиеся. По итогам своей работы группы отчитывались в порядке готовности ответа, в устном формате. После ответа и подтверждения каждой из групп своего мнения следовало слово учителя, которое помогало плавно переходить от тематики одной группы к другой.

Стоит отметить еще один из этапов современного урока – рефлексия. Это этап, при котором дети учатся анализировать, сопоставлять и немного «отдыхают» от работы на уроке. Шестиклассники вместе с учителем должны были восстановить хронологическую последовательность сюжетной линии повести-феерии. Нужно было соединить картинку из фильма с определенной цифрой (в порядке возрастания). Обучающиеся справились с заданием великолепно, более того, учебная деятельность такого игрового формата понравилась им больше всего.

Далее мы плавно вернулись к основополагающему вопросу нашего занятия: «Способна ли мечта стать целью в жизни?». Безоговорочно мы пришли к выводу, что мечта может быть целью, которая не дает человеку опускать руки и сдаваться, встречая преграды на своем пути. Урок мы завершили словами А. Грина: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить».

Подводя итог, нужно сказать, что в апробированном нами уроке описаны следующие виды деятельности: групповая работа, дискуссия, индивидуальное заполнение таблицы, формулировка и ответ на основополагающий вопрос урока. Применение этих видов организации деятельности обучающихся на уроке литературы в 6 классе, посвященном изучению повести-феерии А.С. Грина «Алые паруса», было эффективным. Шестиклассники с легкостью усвоили сложную информацию, отработали навыки коммуникации и аргументации собственного мнения, анализа художественного произведения, самостоятельной работы.

The system-activity approach for study of A. Grin’s «The red sails» in grade 6

Zinovyeva Yu.A.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Research supervisor:
Valentina Aleksandrovna Kokhanova,
head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to analysis and organization of activities of students in literature lesson. The analysis is based on the example of the study of A.S. Grin’s «The Red Sails» in the sixth grade. We have presented and tested several forms of activity, which are an integral part of the system-activity approach.
Keywords: activity, professional activity, pedagogical process, system-activity approach, Federal State Educational Standard, Moscow Electronic School.