Аннотация. В данной статье представлена методика экологического воспитания школьников на примере интегрированного урока литературы и экологии в 9 классе на тему «Взаимоотношение человека и природы в романе Чингиза Айтматова «Плаха». В статье затрагиваются проблемные задачи, связанные с экологией. Представленный анализ является основой для выбора методов преподавания литературы в современной школе.

Ключевые слова: интеграция, литература, экологическая культура, экологическое воспитание.

Очень важной задачей современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, обретение ими навыков экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, иными словами, воспитание у школьников экологической культуры.

Экологическая культура – это качество личности ученика, которое включает в себя следующие компоненты:

  1. интерес к природе и проблемам ее охраны;
  2. знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
  3. нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  4. экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
  5. мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В связи с этим одной из задач уроков является воспитание учащихся в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Таким образом, развиваются духовно-нравственные качества учащихся, а также воспитываются экологическое сознание и чувство ответственности.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы на уроке литературе с помощью изучаемого произведения вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся на уроках литературы. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

Таким образом, важную роль приобретает экологический подход, т. е. видение мира в аспекте существующих связей и взаимозависимостей между живой и неживой природой, между объектами живой природы.

Он позволяет ставить вопрос «почему?» и находить на него ответ, а значит – раскрывать смысл многих естественно-научных понятий. Последнее особенно важно, т.к. знание, обладающее для человека смыслом, становится «живым». «Живое знание» усваивается ребенком в процессе познания, может расти и развиваться по мере изучения учебного материала. При обучении экологический подход обеспечивает наибольшую возможность реализации развивающего обучения, поскольку позволяет выходить за рамки эмпирического исследования, подниматься до теоретических обобщений, формулировки гипотез и их эмпирической проверки.

Экологический подход дает возможность рассматривать изучаемые произведения с разных точек зрения, совмещать их, проводить классификацию по разным основаниям, что способствует развитию гибкости и самостоятельности мышления.

Только с позиций экологического подхода земной мир может осмысливаться ребенком как единое целое, поскольку для Земли живая и неживая природа есть единая, взаимосвязанная сущность. Дифференцированное изучение литературы и экологии в старших классах средней школы является необходимым следствием дифференциации и специализации наук, основы которых закладываются в интегрированном изучении, ведь экологическая составляющая в той или иной степени присутствует во многих литературных произведениях.

Так, экологическая составляющая романа Ч. Айтматова «Плаха» передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Поэтому, проводя интегрированный урок литературы и экологии, необходимо формировать у школьников следующие качества: потребность общения с природой, интерес к познанию ее законов; установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы, рационального характера природопользования; убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении здоровья своего и других людей; системных научных знаний о единстве человека, общества и природы, о способах охраны природы, бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной и практической деятельности.

Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе: эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование. Данные средства направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирование мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников. Также методами воспитательной работы могут выступать:

  1. устное изложение материала учителем (рассказ, объяснение, лекция);
  2. беседа (учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, эстетического восприятия окружающей жизни и искусства; во время беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний).

В разработанном уроке литературы используются такие методы, как беседа, устное изложение материала, рассказ (о биографии писателя, о проблематике литературного произведения), интегрально-поисковая групповая работа с системой поощрения в виде баллов (за наибольшее количество заработанных баллов группе выставляются высокие отметки, в зависимости от активной работы на уроке).

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объему учебного материала.

Если данные методы будут использоваться на нужном этапе обучения с учетом психологической подготовленности учеников и природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к произведению, которое позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственные искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для воспитания экологического сознания.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к уроку литературы. При описательном же изучении интерес у школьников постепенно снижается. Если же при изучении произведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. В литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Связи между человеком и природой проявляются прежде всего в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое, в свою очередь, может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и др.).

Не случайно через весь роман проходит параллель: человек – волк. И кажется невероятным, что писатель, обнажая звериное в людях, видит человеческое в звере. Не случайно синеглазая волчица-мать, понимающая предсмертные страдания Авдия, сливается для него с образом самой Природы – «великой матери всего сущего».

Исходя из вышеописанного, можно сказать, что экологическое воспитание на уроках литературы помогает развить потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать. Таким образом, развиваются духовно-нравственные качества учащихся, а также воспитываются экологическое сознание и чувство ответственности.

Environmental education of high school pupils using the example of an integrated literature and ecology lesson

Kurbatova M.A.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kanunnikova Irina Alekseevna,
assistant manager department of Russian and method of teaching philological disciplines of study of institute of the humanities of the Moscow City University, Moscow, associate professor Candidate of Philology, associate professor

Annotation. This article presents the methodology of ecological education of schoolchildren on the example of an integrated lesson of literature and ecology in the 9 class on the topic «Relationship between a man and nature in the novel by Chingiz Aitmatov «Plaha». The article addresses environmental challenges. The presented analysis is the basis for the choice of methods of teaching literature in modern school.
Keywords: integration, literature, ecological culture, ecological education.


  1. Гаврилов А.В., Гаврилова Л.А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция – состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999). Минск, 1999. С. 201-203.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. С. 36-38.
  3. Жунусова З.А. Воспитание гуманного отношения к природе // Начальная школа. 1989. № 5. С. 79.
  4. Зарипова М.Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. 2014. № 1. С 524-525.
  5. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. 1989. № 5. С. 25-27.
  1. Gavrilov A.V., Gavrilova L.A. Didactic Principles of Environmental Education of Students in Higher School // Materials of the III International scientific and practical conference «Professional Education at the Turn of the Millennium: Continuity and Integration – State, Problems and Development Prospects». Part I. (Minsk, April, 1999). Minsk, 1999. Page 201-203.
  2. Deryabo S.D., Yasvin V.P. Environmental Pedagogy and Psychology. Rostov-on-Don., 1996. Page 36-38.
  3. Zhunusova Z.A. Education of humane attitude to nature // Primary School. 1989. № 5. Page 79.
  4. Zaripova M.D. Forms and methods of ecological education of students // Young scientist. 2014. № 1. Page 524-525.
  5. Kirillova Z.P. Environmental education and education of schoolchildren in the process of nature study // Primary School. 1989. № 5. Page 25-27.