Аннотация. В статье анализируются фоностилистические особенности англоязычных лекций TED Talks, уделяется внимание использованию элементов академического фоностиля. Исследуются такие характеристики, как громкость, темп речи, паузы и интонационные модели. Результаты показывают, что спикеры TED сознательно применяют интонационные приёмы, характерные для академического фоностиля, для структурирования информации и придания высказываниям интеллектуальной весомости.
Ключевые слова: TED Talks, академический фоностиль, просодия, интонационные модели, фоностилистика.
Лекции TED Talks представляют собой уникальный жанр публичных выступлений, который можно отнести к научно-популярному стилю. Это обусловлено их основной целью – популяризацией научных знаний среди широкой аудитории, не обладающей специализированной подготовкой, а также формированием определенного мнения у слушателей относительно актуальных научных, социальных или культурных проблем [4, с. 1491]. Однако относя лекции TED к научно-популярному стилю, исследователи отмечают характерные стилистические особенности, возникающие на смешении и пересечении признаков, характерных для художественного, публицистического и разговорного стилей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что лекции TED – это «гибридный жанр, конструируемый на основе научно-популярного стиля с включением характерных признаков художественного, публицистического, разговорного стилей» [3, с. 257]. При стилевой дифференциации речи фонетические средства могут выступать как основные, но могут также коррелировать с лексико-грамматическими средствами [1].
В настоящей статье мы анализируем фоностилистические особенности публичных лекций TED Talks. Наша гипотеза состоит в том, что в основной части лекций, где спикер последовательно и логично раскрывает свою основную идею, подкрепив её вескими доводами, ораторы сознательно используют интонационные модели, характерные для академического фоностиля. Такие приёмы помогают структурировать информацию и придать высказыванию интеллектуальную весомость. Для сравнительного анализа мы использовали описание просодических особенностей академического фоностиля, предложенного лингвистом М.А. Соколовой. Согласно М.А. Соколовой, основные характеристики академического фоностиля включают в себя:
- Умеренный темп речи, однако, характерно замедление в наиболее важных частях лекции (правила, выводы, примеры) [6, с. 138].
- Громкость вариабельна от средней до высокой, в зависимости от количества слушателей. Лектор может намеренно повышать громкость голоса, чтобы выделить отдельные слова или части предложения, чтобы акцентировать на них внимание [6, с. 139].
- Характерно использование большого количества пауз. Длинные паузы встречаются между фоноабзацами. Характерно использование эмфатических пауз для выделения важных частей высказывания. Встречаются также паузы хезитации (например, при поиске подходящих слов) [Там же].
- Наиболее распространённым предъядерным паттерном (часть мелодии, предшествующая ядру) является низкий предтакт + ступенчатая шкала. Ступенчатая шкала (Stepping Head) придаёт значимость всей интонационной группе и позволяет лектору звучать убедительно, категорично и уверенно. Иногда встречается использование высокой шкалы (High Head) в академической лекции [Там же].
- Что касается ядерного тона, то в речи используются как простые, так и сложные тона. Наиболее характерным признаком является использование низкого нисходящего тона (Low Fall). Встречается использование высокого нисходящего тона (High Fall) и нисходяще-восходящего тона (Fall-Rise). Часто встречаются сложные тоны, такие как High Fall + Low Rise, Fall-Rise, Rise-Fall-Rise. Эти интонационные средства широко применяются для логического акцентирования и создания контраста. Так, «являясь суперсегментной единицей языка, ритмомелодика <…> участвует в оформлении всех остальных уровней языка и речи» [2, с .65]. Последовательность нескольких высоких нисходящих тонов (High Fall) также делает высказывание особенно выразительным [3, с. 139].
Проанализировав три публичных выступления Ted Talks [7], [8], [9], мы выявили следующие просодические особенности, присущие академическому фоностилю:
- Громкость голоса
Громкость голоса можно охарактеризовать, как среднюю. Встречается намеренное повышение голоса и голосового тона (highlighting) для акцентирования внимания на отдельных частях предложения и при выделении смысловых центров.
…our ability to come up with novel solutions to complex problems is hugely enhanced by a night of sleep... [8].
…and languages differ in where they put boundaries between colors… [7].
Иногда встречается использование такого приема, как accidental rise. Так, Рассел Фостер, британский профессор циркадной нейронауки, в своей лекции о причинах сна выделяет наиболее важные части своих высказываний резким повышением голосового тона: …a 'whole raft of 'genes have been 'shown to be 'turned ⸌on ↑only during sleep… [8]. В данном примере Рассел Фостер с помощью повышения голосового подчеркивает важность слова «only» и акцентирует на этом внимание слушателей.
- Темп
Темп речи средний, характерный для академической лекции. Наблюдается замедление в наиболее важных частях высказывания, например, при объяснении правил, научных терминов, принципов устройства чего-либо. …and they send projections down to the brain stem here. The brain stem then projects forward and bathes the cortex… [8] – оратор замедляется при объяснении принципов работы мозга, что является достаточно сложной информацией для понимания. Таким образом, лектор выделяет важную информацию для слушателей, а также такой прием способствует лучшему восприятию информации слушателем.
Встречается использование приема Low Key: What we need — and the word’s been used many times in the past few days — is not evolution, but a revolution in education. This has to be transformed into something else… [9] – цитата из лекции Кена Робинсона. В данной фразе мы можем четко слышать ускорение спикера при произнесении выделенной фразы, что является дополнительной, второстепенной информацией, когда как остальная часть высказывания, которая является ключевой, произносится в более медленном темпе. Таким образом, лектор акцентирует внимание слушателя на наиболее важной информации.
- Паузы
Длинные паузы встречаются между фоноабзацами. Например, Лера Бородицкая в своей лекции делает длинную паузу, когда заканчивает говорить о влиянии устройства языка на систему счета, прежде чем перейти к теме особенностей восприятия различных оттенков одного цвета носителями разных языков: … But folks who don't have that linguistic trick can't do that. ǁ Languages also differ in how they divide up the color spectrum - the visual world… [7]
Иногда в лекции встречаются паузы хезитации, как заполненные, так и незаполненные. Так, Рассел Фостер в своей лекции делает следующие вставки: …Again, ⌇ perhaps ˅ intuitive. /əm/ ⌇ /əm/ ⌇ 'you essentially 'sleep to save ⸜calories. [8]. В лекции Леры Бородицкой мы также видим примеры использования пауз хезитации: 'Languages also 'differ in 'how they 'divide up the ⸌color spectrum ⌇ — the ⸜visual world. /əm/ ⌇ Some languages have ⸌lots of words for ˅ colors. [7]. Встречается также повторение слов. Например: …or ºstayed a⸜wake and…and ⌇ hasn’t ⸜moved very much… so 'I’m ⸜less convinced by the ⌇ by the energy conser⸜vation idea. [8] …We're able to transmit knowledge across /əm/ ⌇ across minds… [7]. В целом, мы можем отметить, что явление хезитации встречается нечасто ввиду того, что выступления заранее тщательно подготовлены и отрепетированы спикерами. Намеренное же использование пауз хезитации позволяет лектору достичь баланса между формальным и неформальным стилем изложения, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. Это создаёт у слушателей впечатление их вовлеченности в процесс лекции.
Большое количество эмфатических пауз также используются для выделения важных частей высказывания. Например, Russian speakers have to differentiate between light blue, ǀ «goluboy», ǀ and dark blue, ǀ «siniy» ǀ [7]. …and what that truly ghastly, awful sound does >is stop ǀ the single most important behavioral experience that we have, and that's sleep… [8].
- Шкалы
Наиболее часто используемая шкала – Descending Stepping Head, или нисходящая ступенчатая шкала. Использование данной шкалы характерно для академической лекции, она позволяет лектору звучать уверенно, категорично и убедительно. …a 'whole raft of 'genes have been 'shown to be 'turned ⸌on ↑only during sleep, ⌇ and 'those 'genes are 'associated with ⸜restoration and metabolic ⸜pathways [8]. 'Languages also 'differ in 'how they 'divide up the ⸌color spectrum ⌇ — the ⸜visual world [7].
Отметим, что в лекциях иногда встречается использование высокой шкалы, или High Level Head, что также характерно для академической лекции. Высокая ровная шкала является менее эмфатическим вариантом: …ºIf you 'compare an 'individual who 'has⌇ ⸌slept at night, ⌇ or ºstayed a⸜wake [8].
- Терминальные тоны
Характерной чертой академического стиля является Low Fall. Тезисы, ключевые важные фразы произносятся с нисходящей ступенчатой шкалой и низким нисходящим тоном, что помогает лектору звучать категорично и уверенно.
…'When we 'sat people 'facing ⸝south, ⌇ 'they orga'nized time from 'left to ⸜right. ⌇ 'When we 'sat them 'facing ⸝north, ⌇ they organized time from 'right to ⸜left. ⌇'When we 'sat them 'facing ⸝east, ⌇ 'time 'came to'wards the ⸜body… [7].
…And I 'think there are 'many 'possible expla⸜nations for it. ⌇ And ⌇ 'high among 'them is ⌇ edu⸜cation, ⌇ because education, ⌇ in a ˅ way, 'dislocates very many 'people from their ⸜natural talents. ⌇ And 'human re'sources are like ⸜natural resources; 'they're 'often 'buried ⸜deep…[9].
В лекциях также встречаются высокий нисходящий (High Fall) и нисходяще-восходящий (Fall-Rise) тоны. Они используются как средство логического, а также эмфатического выделения. Например: …The first >is 'sort of the ⸌restoration ˅ idea, and it’s ⌇ somewhat ˅intuitive… [8] …'Every edu'cation 'system in the 'world is being re⸜formed at the moment and 'it's ⸌not enough… [9]. «…Some languages have ⸌lots of words for ˅ colors, ⌇ 'some have 'only a ⸌couple words… [7]. «…But, you >know, ⌇ 'we have be'come ob⸌sessed with this linear narrative <…> I think we are ob⸌sessed with getting people to college... [9].
Встречается использование нескольких высоких падений подряд, что делает высказывание достаточно выразительным: …we re⸌store, ⌇ we re⸌place, ⌇ we re⸌build… [8, URL]. Такой прием помогает лектору внушить аудитории, что он говорит о том, в чем он совершенно уверен, с чем-то, что не требует ни споров, ни обсуждения.
Проведённый анализ фоностилистических особенностей публичных лекций TED Talks подтверждает наличие элементов академического фоностиля в лекциях. Ораторы TED сознательно используют просодические приёмы, характерные для академического фоностиля. В первую очередь, данные фонетические приемы встречаются там, где спикер представляет тезис и его пояснение, объяснение термина или, когда цитируются высказывания других людей для подтверждения важной мысли выступающего. Эти приёмы не только помогают структурировать информацию, но и придают высказыванию интеллектуальную весомость, что способствует лучшему восприятию сложных идей широкой аудиторией.
Актуальность дальнейших исследований в данной области обусловлена необходимостью более глубокого изучения фоностилистических особенностей TED Talks, включая анализ наличия признаков других фонетических стилей, таких как разговорный, художественный или публицистический. Важно отметить, что грамотное использование того или иного фонетического стиля в определенной коммуникативной ситуации является частью «фонологической компетенции» [5, c. 311] говорящего. Важно исследовать, как различные стили взаимодействуют в рамках одного выступления.
Список литературы:
- Афанасьева О.В., Морозова Н.Н., Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. English lexicology: Учебник и практикум. 8-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 196 с.
- Бурнакова К.Н., Боргоякова Т.Н. Ритмомелодическое оформление иноязычной речи: содержательный аспект // Казанская наука, 2018. №9. С. 64-67.
- Викторова Е.Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) // Жанры речи, 2019. №4(24). С. 254-266.
- Романовская Л.В., Жернова А.В. Стратегии и тактики речевого воздействия в дискурсе англоязычных публичных лекций TED Talks // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2023. Т. 16, №5. С. 1489-1495.
- Тарева Е.Г., Малых О.А. Подходы к изучению проблемы формирования фонологической компетенции в языковом вузе // Язык и социальная динамика. 2013. №13-1. С. 310-312.
- Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, И.С. Тихонова, Р. М. Тихонова, Е.Л. Фрейдина. Дубна: Феникс+, 2010. 192 с.
- Boroditsky L. How language shapes the way we think? // Ted Talks. (дата обращения 20.02.2025).
- Foster R. Why do we sleep? // Ted Talks. (дата обращения 20.02.2025).
- Robinson K. Bring on the learning revolution! // Ted Talks. (дата обращения 20.02.2025).
Elements of Academic Phonostyle in English TED Talks
Kuzina M.M.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Chenskikh Ekaterina Petrovna,
Associate Professor of English Philology Department of Institute of Foreign Languages of Moscow City University, Candidate of Philosophy
Abstract. The article analyzes the phonostylistic features of English-language TED Talks, focusing on the use of elements of academic phonostyle. It examines characteristics such as volume, speech rate, pauses, and intonation patterns. The results show that TED speakers deliberately employ intonation techniques characteristic of academic phonostyle to structure information and lend intellectual weight to their statements.
Keywords: TED Talks, academic phonostyle, prosody, intonation patterns, phonostylistics.
References:
- Afanasyeva O.V., Morozova N.N., Antrushina G.B. Lexicology of the English language. English lexicology: Textbook and practice. 8th ed., pen. and add. Moscow: Yurait Publishing House, 2020. 196 p.
- Burnakova K.N., Borgoyakova T.N. Rhythmic melodic design of foreign language speech: a meaningful aspect // Kazan science, 2018. №9.: 64-67.
- Victorova E.Y. Discursive and pragmatic specifics of the TED talk lecture genre (through the prism of discursive functions in it) // Genres of speech, 2019. №4(24).: 254-266.
- Romanovskaya L.V., Zhernova A.V. Strategies and tactics of speech influence in the discourse of English-language public lectures TED Talks // Philological Sciences. Questions of theory and practice, Vol. 16, №5.: 1489-1495.
- Tareva E.G., Malykh O.A. Approaches to studying the problems of phonological competence formation in a language university // Language and social dynamics, 2013. №13-1.: 310-312.
- Theoretical phonetics of the English language / M.A. Sokolova, I.S. Tikhonova, R.M. Tikhonova, E.L. Freydina. Dubna: Phoenix+, 2010. 192 p.
- Boroditsky L. How language shapes the way we think? // Ted Talks. (date of the address: 20.02.2025).
- Foster R. Why do we sleep? // Ted Talks. (date of the address: 20.02.2025).
- Robinson K. Bring on the learning revolution! // Ted Talks. (date of the address: 20.02.2025).