Аннотация. В статье рассматривается явление одиночества на примере главных героев романов Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и Дж. Фаулза «Коллекционер» для актуализации изучения проблемы одиночества на разных этапах развития художественной литературы. В данной работе автор предлагает комплекс разработанных упражнений на базе вышеуказанных произведений с целью их применения в практике изучения английского языка, что способствует развитию социокультурной осведомленности учащихся посредством изучения всемирно известных произведений художественной литературы через призму темы одиночества.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, эскапизм в литературе, Великий Гэтсби (роман), Коллекционер (роман).
В современных реалиях литература и методика преподавания английского языка тесно связаны между собой благодаря использованию аутентичных произведений на иностранном языке в сфере иноязычного образования и изучении социальных и психологических аспектов, которые являются актуальными и находят отклик как в работах современных российских ученых Н.А. Спичко [4], К.М. Баранова [2], О.В. Афанасьева [1] и др., так и зарубежных – Р. Берман (R. Berman) [6], Е. Луми, Л. Луми (Е. Lumi, L. Lumi) [10], Х. Чанг (H. Chang), А. Сумер (А. Sumer) [11] и др.
Феномен одиночества может прослеживаться не только в произведениях особой жанровой принадлежности, относящихся к определенным литературным эпохам или движениям. Данное явление накладывается на судьбы главных героев в произведениях всемирной известности, что актуализирует данную проблему в разных литературных периодах и, более того, абсолютно различных по содержанию и структуре сюжетах.
В данной работе рассматриваются портреты главных героев наиболее известных романов, таких как «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда и «Коллекционер» Дж. Фаулза. Анализируя исторический контекст данных романов, можно прийти к выводу, что он скорее различен. «Великий Гэтсби» – яркое произведение, опубликованное в 1925 году в «эпоху джаза», когда мир делился на «черно-белое» и «цветное» в зависимости от классовой принадлежности и социального статуса.
Сюжет данного романа вращается вокруг молодого нувориша Джэя Гэтсби, чье настоящее имя Джеймс Гетц. Портрет главного героя основывается на погоне за возлюбленной и на чувстве вечной надежды, что является основным мотивом скрытого одиночества и изолированности от самого себя [5, с. 379]. Концепция одиночества в данном романе раскрывается автором через призму ложных ожиданий, что также коррелирует с идеей «американской мечты», вложенной в основу всего сюжета произведения [10, с. 1017]. Более того, прошлая жизнь главного героя и его взаимоотношения с родителями вносят вклад в преобладание одиночества в образе жизни Джэя Гэтсби. Отец главного героя не был в тесных связях с сыном, в то время как образ матери в целом не известен читателям.
Анализируя роман «Коллекционер» Дж. Фаулза, можно заметить, что образ главного героя выстроен несколько иным образом. Фредерик Клегг, главный герой произведения, является молодым клерком, служащим в Лондонском муниципалитете и в свободное время интересующимся коллекционированием бабочек. Увлечение главного героя отражено в названии романа, а также связано с его психологическим портретом, который базируется на маниакальных паттернах, вложенных в прототипный образ Фредерика Клегга. Прототипным он является по причине большого количества аллюзий, интегрированных автором в сюжетные линии и имена героев. В данном случае имя Фредерика Клегга базируется на образе одного из протагонистов Шекспировской пьесы «Буря» – Калибанна.
Важно упомянуть роль семьи в формировании психологического портрета Фредерика Клегга – отец главного героя попал в автокатастрофу в состоянии аффекта. Таким образом, основное увлечение, образ жизни главного героя, а также его обсессивное желание добиться взаимности от возлюбленной напрямую свидетельствует об отчужденности и одиночестве Клегга [4, c. 79].
На базе проанализированных и изученных портретов главных героев романов «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда и «Коллекционер» Дж. Фаулза был разработан комплекс упражнений, который может быть использован в обучении английскому языку учащихся в высших учебных заведениях с уровнем владения языком не ниже B2 с целью освоения наиболее сложных и нативных лексических единиц и выражений, а также более широкого понимания феноменов одиночества и эскапизма в изученных произведениях.
Формы работы, в рамках которых реализуется данное занятие – индивидуальная, фронтальная, групповая, дискуссионная, работа с информационными источниками. Основные использованные методы – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, поисковый, что отвечает требованиям организации иноязычного образования на ступени бакалавриата [3]. Представленная разработка рассчитана на один академический час (45 мин.).
Плановая структурa занятия включает в себя:
- Групповую дискуссию по теме одиночества в зарубежной литературе.
- Ознакомление с раздаточными материалами, содержащими описание образов главных героев и их анализ (см. таблицу 1-3).
- Дискуссию на материале прочитанного.
- Введение, ознакомление и перевод новой лексики из выбранных произведений.
- Выполнение заданий с включением новой лексики.
- Обсуждение полученной информации, получение домашнего задания, оценивание, подведение итогов.
Рассмотрим представленные нами задания.
Задание 1 (Отведенное время на выполнение задания составляет 10 минут)
Discussion points:
- Describe the personalities of the main characters presented in the novels.
- State the main plot motives and correlate them with the main characters and their development.
- Explain what happens at the end of both novels.
Задание 2 (Отведенное время на выполнение задания составляет 15 минут)
Read carefully the authentic descriptions of the main characters and analyze their personality backgrounds.
Таблица 1. Раздаточный материал к заданию 2, содержащий описание главных героев из оригинальных версий романа
Frederick Clegg, «The Collector» |
Jay Gatsby, «The Great Gatsby» |
Well, then there was the bit in the local paper |
When I came back from the East last autumn I felt that I wanted the world to be in uniform and at a sort of moral attention forever; I wanted no more riotous excursions with privileged glimpses into the human heart. Only Gatsby, the man who gives his name to this book, was exempt from my reaction – Gatsby, who represented everything for which I have an unaffected scorn. If personality is an unbroken series of successful gestures, then there was something gorgeous about him, some heightened sensitivity to the promises of life, as if he were related to one of those intricate machines that register earthquakes ten thousand miles away. This responsiveness had nothing to do with that flabby impressionability which is dignified under the name of the «creative temperament» – it was an extraordinary gift for hope... |
Задание 3 (Отведенное время на выполнение задания составляет 10 минут)
Analyze new terms and expressions from the main characters’ descriptions and provide the translation.
Таблица 2. Раздаточный материал к заданию 3 для учащихся с лексическими единицами и их дефинициями (версия для учащихся)
«The Collector» by J. Fowles |
||
Term |
Definition |
Translation |
Green round the gills (idiom) |
somewhat or someone pale, as from being sickly, nervous, or frightened (became popular from the early '30s but it is from the mid-1800) |
|
Covering-up |
the act of concealing or hiding something, usually a mistake or wrongdoing. It is often used in situations where someone has done something wrong and wants to avoid getting caught or facing consequences for their actions |
|
Etymological |
relating to the study of the origin and history of words, or of one particular word |
|
Good riddance (idiom) |
used to describe a universal meaning of satisfaction and relief upon the removal of someone or something undesirable |
|
A whopper (humorous informal) |
something that is surprising because it is so much bigger than the usual size |
|
Таблица 3. Раздаточный материал к заданию 3 для учащихся с лексическими единицами и их дефинициями (версия для учащихся)
«The Great Gatsby» by F. Scott Fitzgerald |
||
Term |
Definition |
Translation |
Riotous |
very loud and uncontrolled, and full of energy |
|
Unaffected scorn |
means that the speaker has a sincere disdain that is not subject to change or influence |
|
Flabby impressionability |
means being easily influenced or swayed, lacking firmness or strength in resisting external influences |
|
Ramification |
refers to the act or process of branching out or dividing into separate parts or consequences. It is derived from the Latin word «ramus» meaning branch. In a figurative sense, ramification denotes the complex and interconnected nature of various outcomes or implications that arise from a particular action, decision, or event |
|
Meretricious beauty |
apparently attractive but having no real value or something impressive but ultimately empty |
|
Задание 4 (отведенное время на выполнение задания составляет 10 минут)
Discussion points:
- Compare the descriptions of the main characters and explain similar features of their personalities.
- How is each character related to the phenomenon of escapism?
- What are the most influential factors that contribute to the development of loneliness and isolation in the destinies of both characters?
- Choose one character and explain what formed their specific perception of the external world.
- Find at least one example in the text that supports the idea that the main characters are lonely. (Divide into two groups: the first group works with “The Great Gatsby”, the second group works with “The Collector”)
Задание 5 (задание для самостоятельного выполнения во внеучебное время)
Create a presentation: Choose one novel and find linguistic features that the authors created to demonstrate how isolated the main characters are. (It may be dialogues, structural elements, or relations with other characters expressed through the language.)
Подводя итоги, можно заявить, что аспект семьи, обсессивные чувства и бесконечное преследование желаемого являются основной чертой (наряду с образом жизни) характеров главных героев, которых наполняет одиночество и изолированность от внешней реальности. Они абсолютно разные – клерк, являющийся заложником серого кабинета и восхищающийся исключительно мертвой красотой, и молодой бутлегер, существовавший в равнодушном, пафосном и порочном обществе и устраивающий праздные вечера в кругу «sardines-in-the-box» (по утверждению самого автора). Однако мотивы и причины, формирующие аспект одиночества и эскапизма в образе главных героев, однозначно схожи.
Более того внедрение аутентичных текстов в процесс изучения английского языка в высшие учебные заведения позволяет учащимся детально анализировать произведения мировой литературы и повышает интерес к изучению языка в целом [3].
Список литературы:
- Афанасьева О.В. Лексикология английского языка. English lexicology: Учебник и практикум / О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова, Г.Б. Антрушина. 8-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 196 с.
- Баранова К.М. XVIII столетие. Рождение американской мечты: (творчество Дж. Эдвардса и Б. Франклина). М.: Московский государственный областной университет, 2010. 250 с.
- Гулиянц А.Б. Учебно-методическое пособие по чтению художественной литературы Б. Шоу «Пигмалион» / А.Б. Гулиянц, С.Б. Гулиянц, Н.Г. Прибылова. М.: Издательство «Перо», 2019. 95 с.
- Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2004. №5. С. 44-48.
- Axelrod-Sokolov M. The madness of romantic obsession in Fowles’ The Collector. Berlin: Springer, 2018.: 77-91. (дата обращения: 27.01.2025).
- Berman R. The Great Gatsby and the twenties. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.: 79-94. (дата обращения: 27.01.2025).
- Callahan J.F. F. Scott Fitzgerald’s Evolving American Dream: The «Pursuit of Happiness» in Gatsby, Tender Is the Night, and The Last Tycoon. Duke University: Twentieth Century Literature, 1996. Vol. 42. №3.: 374-395. (дата обращения: 24.01.2025).
- Fitzgerald F.S. The Great Gatsby. Oxford: Oxford University Press, 2009. 209 p.
- Fowles J. The Collector. New York: Random House, 2010. 304 p.
- Lumi E., Lumi, L. Identity alienation in literature. London: Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 2015.: 53-56. (дата обращения: 27.01.2025).
- Sumer A. The Lost Generation: Melancholy and Joy for the Detachment from Reality in The Great Gatsby and The Sun Also Rises. Warsaw: International Journal of Science and Research, 2023. Vol. 12. Issue 12.: 1017-1019. (дата обращения: 25.01.2025).
Parallels and Contrasts in the Portrait of Loneliness: «belles lettres» and the Prose of Life
Murashova V.S.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Pribylova Natalia Gennadyevna,
Associate professor of the Department of the English Language and Cross-Cultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor
Abstract. The paper analysis is devoted to the phenomenon of escapism considered through the examples of the main characters in the novels «The Great Gatsby» by F.S. Fitzgerald and «The Collector» by J. Fowles to highlight the relevance of studying the issue of loneliness at different stages of the development of literature. In this research, the author proposes a set of assignments based on the aforementioned literary works, aimed at their application in the practice of teaching English. This approach fosters the development of students' sociocultural awareness through the study of globally renowned works of fiction, viewed through the lens of the theme of loneliness.
Keywords: English Language teaching, escapism in literature, The Great Gatsby (novel), The Collector (novel).
References:
- Afanasyeva O.V. English Lexicology: A Textbook and Practical Course / O.V. Afanasyeva, N.N. Morozova, G.B. Antrushina. 8th ed., revised and expanded. Moscow: Yurait Publishing, 2020. 196 p.
- Baranova K.M. The 18th Century. The Birth of the American Dream: (The Works of J. Edwards and B. Franklin). Moscow: Moscow State Regional University, 2010. 250 p.
- Guliyants A.B. Teaching Methodology Guide for Reading Fiction Literature: B. Shaw's «Pygmalion» / A.B. Guliyants, S.B. Guliyants, N.G. Pribylova. Moscow: Pero, 2019. 95 p.
- Spichko N.A. Educational Environment in Foreign Language Teaching // Foreign Languages at School, 2004. №5.:. 44-48.
- Axelrod-Sokolov M. The madness of romantic obsession in Fowles’ The Collector. Berlin: Springer, 2018.: 77-91. (date of the address: 27.01.2025).
- Berman R. The Great Gatsby and the twenties. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.: 79-94. (date of the address: 27.01.2025).
- Callahan J.F. F. Scott Fitzgerald’s Evolving American Dream: The «Pursuit of Happiness» in Gatsby, Tender Is the Night, and The Last Tycoon. Duke University: Twentieth Century Literature, 1996. Vol. 42. №3.: 374-395. (date of the address: 24.01.2025).
- Fitzgerald F.S. The Great Gatsby. Oxford: Oxford University Press, 2009. 209 p.
- Fowles J. The Collector. New York: Random House, 2010. 304 p.
- Lumi E., Lumi, L. Identity alienation in literature. London: Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 2015.: 53-56. (date of the address: 27.01.2025).
- Sumer A. The Lost Generation: Melancholy and Joy for the Detachment from Reality in The Great Gatsby and The Sun Also Rises. Warsaw: International Journal of Science and Research, 2023. Vol. 12. Issue 12.: 1017-1019. (date of the address: 25.01.2025).