Аннотация. В статье рассматривается использование подкастов как современного инструмента для развития навыков аудирования у старшеклассников при изучении китайского языка. Акцентируется внимание на важности применения аутентичных материалов, которые способствуют улучшению восприятия речи, освоению диалектов и повышению мотивации обучающихся в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: подкасты, аудирование, китайский язык, мотивация, диалекты, технологии, обучение, языковая среда, ЕГЭ.

В последние годы использование новых технологий в образовательном процессе становится неотъемлемой частью педагогической практики. В этой связи важно рассмотреть применение подкастов как одного из современных средств, позволяющих эффективно развивать аудитивные умения у обучающихся, а также повышать мотивацию к изучению иностранного языка, включая китайский [1, c. 45].

Необходимость внедрения технологий в учебный процесс была предусмотрена Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), которые акцентируют внимание на использовании активных и интерактивных форм обучения [4]. В условиях цифровизации образования особенно важно развивать у обучающихся умения работать с информацией, использовать различные цифровые ресурсы и методы, такие как подкасты, для эффективного освоения учебного материала. В ряде научных работ, таких как исследования С.Б. Ступина, С.Г. Григорьева и В.В. Гриншкуна, а также А.В. Филатовой, отмечается, что использование телекоммуникационных сервисов активно способствует улучшению учебной деятельности, обеспечивая учащихся новыми возможностями для развития ключевых навыков [5], [6]. Среди таких возможностей можно выделить:

  • расширение форм и методов представления учебного материала;
  • повышение индивидуализации обучения;
  • проведение виртуальных учебных занятий в реальном времени;
  • создание сетевых сообществ педагогов и студентов;
  • развитие коммуникативных навыков и культуры общения.

Одним из таких инструментов, которые активно внедряются в процесс обучения, является подкастинг.

Термин «подкастинг» появился относительно недавно, в начале 2000-х годов, и быстро вошел в обиход. В 2004 году Бен Хаммерсли в статье для британской газеты The Guardian предложил использовать слово «подкаст» для описания нового способа распространения аудиофайлов через Интернет [7]. Это слово является сочетанием «iPod» (портативный MP3-плеер) и «broadcasting» (вещание) [8]. В том же году технология получила широкое распространение благодаря ведущему канала MTV Адаму Карри, который начал использовать подкасты для распространения радиопередач. Подкастинг был признан «словом года» по версии Оксфордского словаря в 2005 году.

Подкаст – это аудиофайл или запись радиопередачи, который можно скачать на цифровое устройство и прослушать в любое удобное время. Подкасты могут быть использованы для различных целей, включая образование. В обучении иностранным языкам подкасты позволяют обучающимся получать доступ к аутентичным материалам, которые помогают развивать навыки восприятия речи на слух [9].

Подкасты также являются отличным инструментом для людей с разными стилями обучения, поскольку позволяют адаптировать процесс обучения под личные предпочтения и график. Особенно они полезны для тех, кто привык обучаться «в пути» – во время поездок, тренировок или других повседневных дел, что делает их удобным и гибким ресурсом для непрерывного саморазвития [10].

Подкасты активно используются в обучении иностранным языкам в разных странах. Они представляют собой ценную образовательную технологию, поскольку позволяют обучающимся на практике работать с реальной речью носителей языка. Это особенно важно для развития умений аудирования, так как подкасты предоставляют возможность прослушивать материалы, использующие естественный, живой язык, с различными интонациями и темпом речи, а также акцентами и диалектами, что особенно актуально для китайского языка. Важно отметить, что в кодификаторе ЕГЭ 2025 года появилось требование «владение навыками распознавания и различения пекинского диалекта (путунхуа) от других местных диалектов» (см. рисунок 1), что подчеркивает необходимость использования подкастов в обучении [11].

Рис. 1. Кодификатор ЕГЭ

В зарубежной педагогике подкасты начали использовать еще в начале 2000-х годов. Например, в США и Великобритании они активно применяются для обучения английскому языку как второму. Исследования показывают, что использование подкастов помогает учащимся улучшать их способность понимать речь на слух, а также развивать словарный запас и грамматические навыки. Робин Кэй отмечает, что технология подкастинга может быть отличным дополнением к уже существующему сетевому и компьютерному обучению. Подкасты становятся мощным инструментом мотивации, поскольку позволяют учащимся выбирать темы, которые их интересуют, и слушать материалы в удобное время, используя аутентичные материалы.

В России подкасты начали использовать в образовательной практике несколько позднее, однако их роль в обучении иностранным языкам становится все более значимой. В частности, для обучения китайскому языку использование подкастов предоставляет множество преимуществ.

Китайский язык, с его уникальной системой тонов, иероглифов и грамматикой, представляет собой особую трудность для изучающих. Особенно сложным является восприятие речи на слух, поскольку китайский язык использует тоновые различия, которые могут быть трудными для восприятия на начальных уровнях обучения. Здесь подкасты могут стать важным инструментом для эффективного освоения аудирования.

Использование подкастов для обучения китайскому языку позволяет учащимся познакомиться с разнообразными акцентами и диалектами китайской речи, что способствует улучшению навыков восприятия китайского языка на слух. Кроме того, подкасты могут быть полезны для знакомства с культурными особенностями Китая, поскольку они часто включают интервью с носителями языка, рассказы о традициях, истории и современных событиях. Это создает культурологический контекст, который помогает учащимся лучше понять язык и его использование в реальной жизни, а также осветить основные темы кодификатора ЕГЭ.

Также при помощи подкастов можно создавать тематические уроки, посвященные праздникам или важным политическим событиям или новостям. В данном случае подкасты всегда будут обладать актуальным материалом, в отличие от учебников, которые не обновляются.

Рассмотрим несколько ресурсов для подкастов на китайском языке:

Применение подкастов в рамках уроков китайского языка может быть разнообразным. Например, учитель может использовать подкасты для прослушивания текстов на слух, выполнения упражнений по восприятию речи, обсуждения услышанных материалов и расширения словарного запаса учащихся.

Также подкасты могут быть полезны для подготовки к экзаменам, таким как Единый государственный экзамен (ЕГЭ), где один из ключевых разделов – это аудирование. Аутентичные материалы, представленные в подкастах, помогают учащимся привыкнуть к различным акцентам и темпам речи. Но важно также использовать подкасты в соответствии с уровнем обучающихся, а также использовать дополнительные задания после/в течении прослушивания для лучшего усвоения материала.

Как могут выглядеть данные задания? После прослушивания тематического подкаста (см. рисунки 2-6) обучающиеся знакомятся с лексикой и выражениями из подкаста, а после выполняют упражнения на отработку данного материала.

Рис. 2. Ресурс с тематическими подкастами для начинающих

Рис. 3. Полезная лексика и выражения из подкаста (пример)

Рис. 4. Упражнение после прослушивания №1

Рис. 5. Упражнение после прослушивания №2

Рис. 6. Упражнение после прослушивания №3

Применение подкастов в образовательном процессе имеет ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют учащимся слушать аутентичные тексты, что способствует более глубокому пониманию языка и его диалектов. Во-вторых, подкасты можно слушать в любое время и в любом месте, что дает учащимся возможность практиковаться в удобных для них условиях. В-третьих, использование подкастов повышает мотивацию, поскольку учащиеся могут выбирать темы, которые им интересны, и таким образом развивать навыки не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами.

Однако существуют и некоторые недостатки. Например, учащимся может быть сложно воспринимать речь, если они только начинают изучать язык. Поэтому на начальном этапе необходимо использовать адаптированные материалы или визуальную поддержку (в виде новой лексики и конструкций, а также некоторых сложных для понимания реплик). Кроме того, недостаток взаимодействия с преподавателем при использовании подкастов может привести к недостаточному пониманию материала и отсутствию обратной связи.

Использование подкастов в обучении китайскому языку предоставляет широкие возможности для развития навыков аудирования и повышения мотивации учащихся. Помимо тематических уроков, подкасты могут использоваться для создания проектной деятельности, в рамках которой учащиеся могут анализировать информацию, собранную из разных источников [3]. Это развивает критическое мышление и позволяет более глубоко погружаться в изучаемую тематику. Таким образом, подкасты могут превратиться в источник вдохновения для обсуждений о культуре, языке и современных реалиях Китая.

Необходимо также учитывать, что подкасты могут быть интегрированы в другие аспекты обучения, такие как использование видео- или аудиоматериалов в рамках домашней работы. Это разнообразит подходы и поможет учащимся чувствовать себя более вовлеченными в процесс обучения. Подкасты – это эффективный инструмент, который помогает создавать аутентичную языковую среду, способствует формированию культурных компетенций и позволяет учащимся практиковаться в удобное время. Несмотря на некоторые сложности, связанные с восприятием речи на слух, подкасты могут стать важным компонентом образовательного процесса, способствуя более глубокому освоению языка и успешной подготовке к экзаменам.

Список литературы:

  1. Арбузов С.С. Технологии подкастинга как средство активизации учебной деятельности студентов при обучении компьютерным сетям // Педагогическое образование в России. 2015. №7. (дата обращения: 30.11.2024).
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ ГЛОССА, 2000. 165 с.
  3. Гусева А.А., Калинина Е.А. Подкасты для развития навыков говорения и аудирования на уроках английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации, 2020. №XII. С. 177-181. (дата обращения: 22.12.2024).
  4. Итинсон К.С. К вопросу о применении подкастов в образовании: типология и специфика // АНИ: педагогика и психология, 2021. №2(35). С. 132-134. (дата обращения: 30.11.2024).
  5. Петрова Е.Ю. Использование подкастов в образовательном процессе // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 2013. №2(12). С. 96-101. (дата обращения: 30.11.2024).
  6. Рыбалко Т.Г., Тарасова О.М. К вопросу о подкастинге и его роли в профессиональном лингвообразовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 2019. №9-2. С. 101-104.
  7. Стариченко Б.Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. №4(103). С. 91-111. (дата обращения: 30.11.2024).
  8. Стариченко Б.Е., Арбузов С.С. Организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы IV международной научно-практической конференции, North Charleston, SC, USA, 20-21 октября 2014 года / Научно-издательский центр «Академический». Том North Charleston, SC, USA: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014. С. 65.
  9. Что такое подкастинг? (дата обращения: 30.11.2024).
  10. History of podcasting. (дата обращения: 30.11.2024).
  11. Kay R. Using video podcasts to enhance technology-based learning in preservice teacher education: a formative analysis // Journal of Information Technology and Application in Education. Vol. 1. №3.: 97-104. (дата обращения: 30.11.2024).
  12. Zhou Xiaobing Step by step Chinese: Intermidate Listening(级听力 第一冊). Sinolingua, 2007. 134 c.
  13. 跟我学汉语:学生用书:俄文版 Пекин: 人民教育出版社, 230 c.

Using Podcasts to Develop Listening Skills in Chinese Language Learning (High School)

Igonchenkova S.V.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Anisova Oksana Leonidovna,
Associate Professor of the Chinese Language Department Institute of Foreign Languages Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. The article examines the use of podcasts as a modern tool for developing listening skills among high school students learning Chinese. Emphasis is placed on the importance of using authentic materials that enhance speech perception, facilitate the study of dialects, and increase learners' motivation in the context of digitalization in education.
Keywords: podcasts, listening skills, Chinese language, motivation, dialects, technology, learning, language environment, Unified State Exam (USE).

References:

  1. Arbuzov S.S. Teaching methodology as a means of automating students' learning activities in teaching computer networks // Teacher education in Russia, 2015. №7. (date of the address: 30.11.2024).
  2. Galskova N.D. Modern methods of teaching foreign languages. Moscow: teacher's allowance. Moscow: ARCTI GLOSSA, 2000. 165 p.
  3. Guseva A.A., Kalinina E.A. Podcasts for developing speaking and listening skills in English lessons // Foreign languages in the context of intercultural communication. 2020. №XII.: 177-181. (date of the address: 22.12.2024).
  4. Itinson K.S. On the issue of the use of podcasts in education: typology and specificity // ANI: pedagogy and Psychology, 2021. №2(35).: 132-134. (date of the address: 30.11.2024).
  5. Petrova E.Y. The use of podcasts in the educational process // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language Education, 2013. №2(12).: 96-101. (date of the address: 30.11.2024).
  6. Rybalko T.G., Tarasova O.M. On the issue of podcasting and its role in professional language education // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, 2019. №9-2.: 101-104.
  7. Starichenko B.E. Information technology model of education // Education and Science. №4(103).: 91-111. (date of the address: 30.11.2024).
  8. Starichenko B.E., Arbuzov S.S. Organization of the educational process in higher education institutions based on the information technology model of education // Fundamental and applied sciences today: Materials for the IV Scientific and Practical International Conference, North Charleston, South Carolina, USA, October 20-21, 2014 / Academic Scientific Publishing Center. Volume 1. North Charleston, South Carolina, USA: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.: 65.
  9. What is podcasting? (date of the address: 30.11.2024).
  10. The history of podcasting. (date of the address: 30.11.2024).
  11. Kay R. The use of video podcasts to improve technology-based learning in preschool teacher education: a formative analysis // Journal of Information Technologies and their Applications in Education. 2012. Vol. 1. №3.: 97-104. (date of the address: 30.11.2024).
  12. Zhou Xiaobing, Chinese language «Step by step»: intermediate listening. Sinolingua, 2007. 134 p.
  13. Learn Chinese with Me: Student Books: Russian Edition Beijing: People's Education Press, 2009. 230 p.