Аннотация. В статье рассмотрены ключевые религиозные верования народности лаху, проживающей не только в провинции Юньнань, но и в странах Юго-Восточной Азии, таких как Мьянма (Бирма), Лаос и Вьетнам. В данном исследовании рассмотрены не только традиционные анимистические представления данной народности, а также синкретические формы буддизма и христианства, их особенности и влияние на народность лаху.
Ключевые слова: религиозные верования, лаху, анимизм, буддизм, синкретизм, христианство, Юго-Восточная Азия.
На протяжении веков многие тибето-бирманско-язычные высокогорные общины лаху испытывали влияние, а иногда и были включены в образ жизни, пронизанный буддийскими идеями и практиками – традициями как тхеравады, так и махаяны, но те, кто в той или иной степени принял некоторые аспекты буддизма, редко, если вообще когда-либо, полностью отказывались от своего исконного «анимотеизма».
С конца XIX века и по сей день христианство (сначала в его протестантском, а затем и римско-католическом проявлении) оказывает влияние на многие общины лаху, что стало следствием активной прозелитизации, первоначально в Северном Таиланде, но впоследствии в Бирме, Китае и Лаосе.
Христианство было менее терпимо к синкретизму, чем буддизм; тем не менее, многие верования, основанные на анимизме, сохранились в христианских общинах лаху.
В данной работе рассматриваются основные характеристики лаху: анимотеизм как основа этнических религий народности лаху, особенности религиозного синкретизма в районах их проживания.
Лаху (拉祜族) – это народность тибето-бирманской группы, проживающая на возвышенностях, которые составляют большую часть приграничных территорий юго-западной Юньнани и трёх государств Юго-Восточной Азии, а именно северных районов Таиланда, Лаоса и Мьянмы. На 2000 год общая численность составляла около 600 тысяч человек.
Прежде всего, стоит отметить, что термин «анимизм» не следует воспринимать как синоним «первобытной религии», концепции, которую более или менее невозможно определить с какой-либо межкультурной точки зрения, а также как религию так называемых «первобытных людей». В данном случае анимизм скорее описывает мировоззрение, основанное на предположении, что все культурно значимые явления в видимом и осязаемом мирах состоят из материальной формы и нематериальной (духовной) сущности. И тут у нас возникает вопрос, является ли эта вера не менее разумной, чем та, которая утверждает существование вмешивающегося божества?
Помимо простой двойственности – материальная форма/духовная сущность – есть еще одна, которая отличает незаметную духовную сущность от заметного «анимо», обитающего внутри. Последнее слово мы можем наблюдать у американского антрополога Мортона Класса, потому что в нем удачно сочетаются понятия «дух» и «душа» в отношении того, что Класс называет «бестелесным измерением», которым анимистические народы наделяют «некоторых или всех людей, ...некоторых или все живые существа, ...[и] некоторые или все материальные сущности» [2].
Незамеченная духовная сущность не имеет имени и набора определяющих характеристик. Но когда сообщество лаху выделяет конкретное явление как имеющее для них особое значение, вполне вероятно, что его «бестелесное измерение» – его анимо – будет названо и наделено рядом определяющих характеристик.
Согласно исследованию, проведенному Энтони Р. Уокером, лаху верят, что их жизнь и здоровье зависят от того, насколько хорошо они взаимодействуют с духами природы. Нарушение устоявшихся привычек или игнорирование духовных требований может привести к катастрофе или болезни [4].
Чтобы избежать гнева духов, лаху прибегают к помощи шаманов (иначе говоря «свящнных людей»), играющих важную роль в поддержании связи с миром духов. Они выполняют различного рода ритуалы, которые могут представлять собой обряды исцеления, защиты от злых духов или же жертвоприношения, при которых используют свиней в качестве ритуальных животных.
Помимо различных религиозных ритуалов шаманы так же организуют значимые не только для всего общества, но и для отдельных людей мероприятия. К таким можно отнести свадьбы и похороны, ритуалы поклонения предкам.
Как мы знаем, культ предков распространён по всему Китаю, и провинция Юньнань, а также государства, с ней граничащие – не исключение. Стоит отметить, что предки, согласно мировоззрению лаху, влияют на их жизнь. Именно поэтому ритуалы поклонения предкам всегда сопровождаются праздниками. Это необходимо для того, чтобы духи умерших не разгневались и не наслали несчастья на отдельную семью или целую общину.
Похожие ритуалы организуются для поклонения духам природы. Анимистические верования лаху связаны с ареалом их проживания, потому-то духи леса, рек и гор являются основными объектами поклонения и усмирения.
Однако анимизм – не единственная религия, существующая в регионе проживания лаху. В XIV-XVI в. через Тибет в Юньнань начал проникать буддизм. На примере Японии мы знаем о потрясающей особенности буддизма адаптироваться и смешиваться с местными религиями (пример – Япония до реставрации Мэйдзи в 1868 г., когда синтоизм и буддизм на протяжении веков являлись по сути единой религией. Только по политическим причинам в конце XIX в. буддизм потерял своё влияние). Так и в ареале проживания лаху буддизм повёл себя схожим образом. Синкретизм анимизма и буддизма виден в представлении буддийских учений через призму анимизма, а именно в чтении сутр для умилостивления духов, принципе ненасилия и использовании медитации или молитвы для исцеления.
Влияние буддизма на лаху можно рассматривать как процесс, в котором местные жители сохраняют и адаптируют свои религиозные обряды, а также перенимают элементы внешней буддийской традиции.
Как и многие другие религии, христианство в основном начало проникать на территорию Китая в форме протестантизма, а к лаху начало приходить в XIX и XX вв. через западных миссионеров. Первоначально миссионеры принесли не только религиозные учения, но и элементы западной медицины и образования.
Влияние христианства на лаху также проявляется в их социальной организации, где начали появляться церковные общины, играющие важную роль в духовной и общественной жизни. Христианские ритуалы, такие как крещение, причастие и молитва интегрированы в религиозную практику лаху. Однако, как отмечает Фрэнсис О'Морчо, эти обряды сохраняют элементы местной традиции [3]. Например, в обряде крещения можно отметить элементы поклонения духам природы, а в христианских праздниках, таких как праздник урожая, сохраняются аграрные ритуалы, которые были характерны для анимистических практик лаху. В этом случае мы можем провести некоторую параллель с адаптацией христианства в России, когда такие праздники, как Масленица, вошли в нашу христианскую традицию.
Синкретизм между христианством и традиционными верованиями лаху особенно заметен в восприятии Иисуса Христа как верховного духа, а также в том, как местные христиане сохраняют веру в традиционные силы, такие как духи предков и природы. Это приводит к образованию народной формы христианства, в которой элементы шаманизма и христианской доктрины переплетаются. Такой подход позволяет лаху сохранить свою культурную идентичность, интегрируя новые религиозные элементы с традиционными практиками.
Переплетение анимизма, буддизма и христианства оказывает значительное влияние на социальную структуру и идентичность лаху. Религиозный синкретизм создает новые формы социальной организации, такие как церковные общины, которые играют роль как духовных, так и социальных центров. Эти общины оказывают влияние на внутреннюю структуру родов и деревень, способствуя укреплению коллективного духа и социальной сплоченности. Кроме того, он становится важным инструментом культурной адаптации в условиях внешнего давления, как со стороны китайского правительства, так и со стороны буддийской и христианской миссионерской активности. Через сохранение гибридных форм верований лаху удается сохранить свою культурную идентичность и адаптироваться в стремительно меняющемся и модернизирующемся мире.
Подводя итог, стоит выделить основные тезисы: анимизм по-прежнему является основной религией народа лаху, ритуалы изгнания нечистой силы, очищения и ритуальные церемонии, несмотря ни на что, остаются неизменными. Проникнув в регион Юньнань-Гуйчжоуского нагорья, буддизм адаптировался к местным верованиям и, как показывает один из периодов религиозного синкретизма в Японии, по существу, слился с анимотеистическими верованиями. Также нельзя не упомянуть о христианстве, которое также претерпело некоторые изменения в регионе, адаптировавшись к местным реалиям и приобретя черты, несвойственные для монотеистической религии.
Список литературы:
- Лаху // Народы и религии мира / Глав. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 286.
- Dy, Ari C. Marginal Buddhists: religion and identity of a Chinese minority in the Philippines. PhD Thesis. SOAS, University of London, 2013. 308 p. (дата обращения: 01.11.2024).
- Morton Klass. Ordered Universes: Approaches to the Anthropology of Religion. 1st ed. London: Routledge, 1995. 192 p.
- Francis O'Morcho. Narratives of Loss and Differentiation: The Origin Stories of the Lahu on the Outskirts of Burma, China, and Siam // Southeast Asian Studies, 2020. Vol №2.: 161-180. URL: https://englishkyoto-seas.org/2020/08/vol-9-no-2-frances-omorchoe/ (дата обращения: 01.11.2024).
- Syncretism in Thai Buddhism – The Evolution of Local Beliefs and Buddhist Doctrines. (дата обращения: 06.02.2025).
- Walker A.R. The Lahu-speaking Peoples of the Yunnan-Indochina Borderlands: A Threefold Religious Heritage and its Consequent Syncretisms // The Journal of the Siam Society. Vol. 104. 2016.: 229-268. (дата обращения: 01.11.2024).
Religious Beliefs and Practices of the Lahu Nationality
Panina M.S.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Zaklyazminskaya Ekaterina Olegovna,
Associate Professor of the Chinese language department, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Economic Sciences
Abstract. The article examines the key religious beliefs of the Lahu people, who live not only in Yunnan Province, but also in Southeast Asian countries such as Myanmar (Burma), Laos and Vietnam. This study examines not only the traditional animistic beliefs of this people, but also the syncretic forms of Buddhism and Christianity, their features and influence on the Lahu people.
Keywords: religious beliefs, Lahu, animism, Buddhism, syncretism, Christianity, Southeast Asia.
References:
- Lahu // Peoples and religions of the world / Glav. ed. V.A. Tishkov. Moscow: Big Russian Encyclopedia, 1999.: 286.
- Dy, Ari C. Marginal Buddhists: religion and identity of a Chinese minority in the Philippines. PhD Thesis. SOAS, University of London, 2013. 308 p. (date of the address: 01.11.2024).
- Morton Klass. Ordered Universes: Approaches to the Anthropology of Religion. 1st ed. London: Routledge, 1995. 192 p.
- Francis O'Morcho. Narratives of Loss and Differentiation: The Origin Stories of the Lahu on the Outskirts of Burma, China, and Siam // Southeast Asian Studies, 2020. Vol 9. №2.: 161-180. URL: https://englishkyoto-seas.org/2020/08/vol-9-no-2-frances-omorchoe/ (date of the address: 01.11.2024).
- Syncretism in Thai Buddhism – The Evolution of Local Beliefs and Buddhist Doctrines. (date of the address: 06.02.2025).
- Walker A.R. The Lahu-speaking Peoples of the Yunnan-Indochina Borderlands: A Threefold Religious Heritage and its Consequent Syncretisms // The Journal of the Siam Society. Vol. 104. 2016.: 229-268. (date of the address: 01.11.2024).