Аннотация. В статье анализируется политическая личность Юань Шикая, одного из противоречивых деятелей начала XX века в Китае, через призму его поэтического творчества. Исследование рассматривает, как амбиции, цели и мировоззрение Юань Шикая, а также его политические взгляды находили отражение в его стихах. Автором приведены примеры его произведений. На основе поднятых в стихотворениях темах проведены параллели с его политическими взглядами.
Ключевые слова: Юань Шикай, Китай, политическая история, революция 1911 года, модернизация, Цин, бэйянское правительство.
Юань Шикай – одна из самых неоднозначных и противоречивых фигур в истории Китая начала XX века. Военный деятель, политик, реформатор и, в конечном итоге, самопровозглашенный император, он прошел путь от влиятельного сановника династии Цин до лидера Китайской Республики, оставив после себя наследие, вызывающее горячие споры и по сей день. Его жизнь и деятельность – это зеркало переходной эпохи, отражающее сложность выбора, борьбу за власть и противоречия между традиционным и современным. Анализ его личности требует внимательного рассмотрения как его достижений, так и его провалов, для того чтобы понять ту трагическую роль, которую он сыграл в истории Китая.
Проведенное исследование иллюстрирует сложности перехода от традиционной монархии к республике и борьбу за власть. Оно связано с вопросами национального единства и идентичности, важно для понимания и предотвращения коррупции в современном политическом ландшафте, а также дает материал для анализа динамики международных отношений и влияния иностранных держав на внутреннюю политику Китая.
Оценки политической деятельности Юань Шикая варьируются в широком диапазоне, отражая его противоречивую натуру и сложную эпоху, в которой он жил. Первоначально, в ранний период существования Китайской Республики, современники видели в Юань Шикае надежду на стабильность и сильное государство. Даже Сунь Ятсен, лидер Гоминьдана, поначалу считал его «другом Китайской Республики» и восхищался его способностью руководить миллионами людей. Однако, со временем, отношение к нему резко изменилось.
Вскоре после смерти Юань Шикая появились работы, такие как «Кража страны Юанем» Хуан И и «Великий вор страны» Ху Сицзина, выражавшие крайнее осуждение его действий. Сунь Ятсен, пересмотрев свою позицию, стал считать Юань Шикая «одиноким человеком и вором народа», осуждая его за нарушение договоров, роспуск Национальной ассамблеи и подавление гражданских свобод. Эта негативная оценка, подчеркивающая авторитаризм и жестокость Юань Шикая, была поддержана такими деятелями, как Ли Дачжао, Чан Кайши и секретарем Мао Цзэдуна Чэнь Бода. Эти критики акцентировали внимание на его причастности к убийству Сун Цзяожэня, подписанию «Двадцати одной статьи» и подавлению любых проявлений политической свободы [1].
Однако с началом политики реформ и открытости в Китае в 1980-х годах, оценка личности Юань Шикая начала меняться. Появились исследования, которые стали подчеркивать его вклад в модернизацию армии, развитие инфраструктуры и стимулирование экономики. Позитивная оценка также учитывает, что в период относительной политической свободы, существовавшей в правительстве Юаня в Бэйяне, появилось новое поколение деятелей культуры, таких как Ху Ши и Лу Синь, которые оказали значительное влияние на развитие китайской интеллектуальной мысли.
Тем не менее, многие историки придерживаются смешанной оценки, признавая как положительные, так и отрицательные стороны его правления. Общей для этих оценок является мысль о том, что Юань Шикай, будучи «фигурой старой школы», обладал незаурядным политическим талантом и умением управлять, а также определенными патриотическими и националистическими взглядами, и внес свой вклад в модернизацию Китая. При этом его главной ошибкой, приведшей к его краху, стало провозглашение себя императором. Как отмечал Дэган, Юань Шикай – это «фигура типа Цао Цао, способный министр в управлении миром и предатель в смутные времена». Он был «первоклассным талантом, который лично занимался всеми государственными делами» [3]. При этом, отмечается, что ему, возможно, недоставало высоких политических идеалов, но его отличала проницательность и умение взаимодействовать с людьми.
Юань Шикай родился в многодетной семье в Сянчэне (провинция Хэнань). Его происхождение нельзя назвать неприметным: его двоюродный дед, Юань Цзясань, занимал высокий пост губернатора водного транспорта и принимал участие в подавлении восстаний тайпинов и няньцзюней, что несомненно повлияло на формирование его мировоззрения и амбиций.
Когда Юань Шикаю исполнилось шесть лет, его приемный отец, Юань Баоцин, позаботился о его образовании, наняв первого учителя, Юань Чжичжуна. Под его руководством Юань Шикай изучал конфуцианскую классику – Четверокнижие (四书) и Пятиканоние (五经). Юань Шикай много путешествовал вместе с Юань Баоцином, побывав в Цзинане, Янчжоу и Нанкине. Именно в Нанкине, помимо классического образования, Юань Шикай стал обучаться боевым искусствам у Цюй Ну, что, как отмечается, вызвало у него особый интерес. Он «любил посещать горы и реки, стал хорошо ездить верхом и стрелять», и в свободное время, как свидетельствуют современники, часто посещал живописные места, такие как гора Цинлян, озеро Мочоу и озеро Тайпин. В это время проявилась его любовь к военному делу и его стремление «изучить врага десяти тысяч человек» [4].
Несмотря на свои способности к учебе, которые отмечали окружающие, говоря, что «Шикай – выдающийся учёный… на самом деле первоклассный китайский и американский учёный», Юань Шикай не проявил большого рвения к императорским экзаменам. Осенью 1876 года, по настоянию своего брата Юань Баохэна, он вернулся в Хэнань для сдачи экзамена, однако потерпел неудачу. Предприняв еще несколько попыток, Юань Шикай окончательно убедился, что этот путь – «пустая трата времени» и более не стремился к ученой карьере, выбрав для себя путь военного и политического деятеля. Впоследствии станет популярной его фраза: «генералы могут бороться за место командующего, а если мне удастся заполучить в свои руки/контролировать/получить силу 100.000 солдат, я смогу управлять всем миром» («三军不可夺帅,我手上如果能够掌握十万精兵,便可横行天下»). Интересно то, что фраза «генералы могут бороться за место командующего» («三军不可夺帅») происходит из изречений самого Конфуция, что показывает высокую эрудированность Юань Шикая.
Прекрасным примером его амбиций и понимания политической ситуации служит стихотворение «Осознание дел (感事)»:
眼前**龙虎斗不了,
杀气直上干云霄。
我欲向天张巨口
一口吞尽**胡天骄。
Сейчас **сильнейшие драться не способны,
Аура смерти поднимается прямо к небесам.
Я желаю к Небу устремить свои слова,
Чтобы за раз проглотить ***высокомерие ***неханьцев.
(перевод Федоровой В.В.)
Здесь стоит обратить внимание на иероглифы 龙虎: 1) дракон и тигр; 2) символы царственности и величия; 3) сильнейшие люди; 4) выдающийся человек.
Примечательны иероглифы 胡天: 1) варварское божество; 2) небесный покровитель Ху (северян); 3) северные земли. Во времена династии Цин существовал конфликт ханьцев с маньчжурами, поэтому можно предположить, что «варварские народы Севера» соотносятся как раз с маньчжурами.
Отсюда важно отметить, что отношения Юань Шикая с маньчжурами были скорее прагматичными и обусловленными политической целесообразностью, нежели глубоко укоренившейся лояльностью или же враждебностью. Являясь ханьским китайским чиновником на службе у династии Цин, Юань Шикай, безусловно, демонстрировал лояльность маньчжурскому императору и правящему режиму, но эта лояльность была, в первую очередь, условной, обеспечивающей его продвижение по службе. Его последующие действия, особенно после Боксерского восстания, показали, что его основной целью было укрепление собственной власти, а не сохранение маньчжурского правления.
Дважды потеряв репутацию после неудачных экзаменов на должность, он не желал оставаться в деревне в роли богатого помещика. В этот период, амбициозный и готовый к действию, Юань Шикай, как полагают, написал стихотворение «Чувства», которое служило для него подбадриванием и отражало его высокие устремления. В это время, между генералом армии Хуай У Чанцином и приемным отцом Юань Шикая, Юань Баоцином, существовали дружеские связи, что определило следующие шаги Юань Шикая.
У Чанцин, чтобы отблагодарить Юань Баоцина, написал Юань Шикаю письмо, «вербуя его для обучения в армии». Это предложение открыло для Юань Шикая новую перспективу, и в октябре 1881 года он отправился в Дэнчжоу (провинция Шаньдун), чтобы присоединиться к войску У Чанцина. Юань Шикай проявил себя «скромным и умелым в учебе» человеком, за что был признан «готовым» и получил должность помощника в канцелярии по лагерным делам. Несмотря на то, что он на некоторое время отдалился от идеи императорских экзаменов, он не переставал учиться и готовиться к будущей славе, продолжая свое обучение у У Чанцина. В марте 1882 года, обращаясь к своему третьему брату Юань Шилианю, он выразил свое разочарование в научной карьере, сказав: «Я не могу быть ученым и умру с миром». Однако, события 1882 года, года Жэньу по лунному календарю, года проведения деревенского экзамена, а именно, неожиданное обострение ситуации в Корее, даннике династии Цин, изменили дальнейший путь Юань Шикая.
Вскоре он присоединился к Аньхойской армии под командованием известного реформатора Ли Хунчжана и был отправлен в Корею для противодействия японскому проникновению. Именно в этом кризисе проявились его способности, и Юань Шикай был назначен китайским посланником в Сеуле, что стало важной вехой в начале его стремительной политической карьеры.
Чтобы перейти к следующему стихотворению, стоит сначала поговорить об основных достижениях его политики. Юань Шикай, зарекомендовавший себя как способный военачальник и прозорливый политический деятель, последовательно укреплял свои позиции на пути к вершине власти. Одним из ключевых факторов его влияния стало создание Бэйянской армии, которая, благодаря его руководству и модернизации, превратилась в мощную и боеспособную силу, фактически став личной армией Юань Шикая. Эта армия сыграла решающую роль в его дальнейших политических маневрах.
В начале своей карьеры, когда Китай переживал период внутренних реформ и интеллектуального брожения, Юань Шикай не остался в стороне от этих процессов. Он проявил определенный интерес к реформаторским идеям и на короткий период присоединился к обществу, возглавляемому Кан Ювэем и Лян Цичао, что свидетельствует о его понимании важности модернизации страны [2]. Однако, со временем, его собственная политическая повестка и стремление к единоличной власти вышли на первый план.
После Синьхайской революции и падения династии Цин, Юань Шикай, воспользовавшись ситуацией политической нестабильности, стал первым президентом Китайской Республики. Этот период его правления был отмечен как стремлением к укреплению центральной власти, так и попранием демократических институтов. Он распустил парламент, который, по его мнению, представлял угрозу его амбициям, и ввел в действие новую конституцию (《中华民国约法》), которая, по сути, предоставляла ему неограниченные полномочия.
Несмотря на формальное президентство, Юань Шикай продолжал стремиться к полновластию. Его амбиции достигли своего апогея, когда он предпринял попытку восстановить монархию и провозгласить себя императором. Этот период его правления, так называемые «годы империи», сопровождался восстановлением традиционных регалий власти и откровенным отказом от республиканских принципов. Кроме того, его правительство подписало «21 требование» с Японией, что вызвало всеобщее недовольство в стране, способствовав его политическому краху и подчеркнуло его политическую близорукость.
Стихотворение «Воспоминания о минувшем **37-й годе 60-летнего цикла» 忆**庚子旧事:
八方烽举古来无,稚子操刀建远谟。
惭对**齐疆披枳棘,还临**燕水补**桑榆。
**奔鲸风起惊魂梦,**归马云屯感画图。
**海不扬波天地肃,共瞻**日月耀康衢。
С древности не поднимался сигнальный огонь, а владеющий мечом юнец создавал далеко идущие планы.
Мне стыдно перед границей **терновника Ци, также видя, как в водах **Хэбэй и Ляонин укрепляется **смута.
Действия **несправедливых и жёстких людей потрясают, многие хотят**переход от войны к мирной жизни.
С древности не поднимался сигнальный огонь, а владеющий мечом юнец создавал далеко идущие планы.
(перевод Федоровой В.В.)
Отметим, что иероглифы 齐疆 означают терновник или же границу (Ци – княжество на территории нынешней провинции Шаньдун).
Иероглиф 燕 подразумевает одно из царств Янь, правящее в IV-V вв. на территории современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Шэньси.
Для иероглифов 桑榆 есть несколько значения: 1) последние лучи заката; 2) старость; 3) запад.
Иероглифы 奔鲸 описывают неправедного и склонного к насилию человека.
Фраза «вернуть лошадей» (归马) происходят от выражения «вернуть лошадей и выпасти крупный рогатый скот» (归马放牛) (обр. о переходе от военных действий к мирной жизни).
Чэнъюй море не вздымает волн (海不扬波) также имеет несколько значения: 1) хорошая погода: б) спокойная эпоха, тихое время. Иероглифы 日月 подразумевают 1) солнце и луна; 2) время; 3) жизнь человека.
Отношение Юань Шикая к восстанию боксеров (восстанию ихэтуаней) было сложным и многогранным, отмеченным прагматизмом и стремлением использовать любую ситуацию для укрепления своей власти. В начале восстания, имея относительно невысокую должность в провинции Чжили, Юань Шикай занял осторожную и выжидательную позицию. Он не спешил ни подавлять боксёров, ни открыто поддерживать их, предпочитая наблюдать за развитием событий, чтобы оценить потенциальные выгоды и риски. В этот период он занимался сбором информации, тайно сообщая о действиях ихэтуаней императорскому двору, что позволяло ему быть в курсе ситуации и демонстрировать свою «полезность».
Однако по мере того, как движение боксёров набирало силу, Юань Шикай увидел в этом возможность для укрепления своего влияния. Он применил тактику «двойной игры», пытаясь заручиться поддержкой как вдовствующей императрицы Цыси, создавая видимость поддержки патриотического восстания, так и, одновременно, тайно подрывая силу боксеров. Этот стратегический подход был направлен на то, чтобы извлечь максимальную выгоду из неизбежных последствий восстания, вне зависимости от того, чем оно закончится.
Для достижения своих целей Юань Шикай, создавая видимость сотрудничества с боксерами, тайно отправлял императорскому двору разведывательную информацию об их действиях и слабостях. Он также старался, чтобы отряды боксёров на контролируемой им территории оставались относительно неорганизованными и неэффективными, не допуская усиления их влияния, чтобы те не стали угрозой для его собственного положения. Имеются свидетельства того, что Юань Шикай, возможно, даже делился информацией об их деятельности с иностранными державами, хотя степень его сотрудничества с ними является предметом дискуссий среди историков.
Когда союзные войска подавили восстание боксеров, Юань Шикай умело использовал свои действия во время кризиса, чтобы укрепить свое положение. Он смог представить себя как умеренного человека, который тонко выступал против крайностей боксеров, что привело к признанию его заслуг как двором, так и иностранными державами, стремившимися к стабильности в Китае. Это позволило ему значительно продвинуться по карьерной лестнице и стать одной из самых влиятельных фигур в Китае.
Таким образом, отношение Юань Шикая к восстанию боксеров не было продиктовано идеологическими соображениями или искренней симпатией к этому движению. Он применил расчетливый и оппортунистический подход, используя восстание как трамплин для достижения своих амбициозных политических целей. Его действия во время этого кризиса ярко демонстрируют его прагматизм, политическую проницательность и готовность использовать любые средства для достижения своих целей, даже если его методы были сомнительными с моральной точки зрения.
Подводя итоги, можно выделить несколько основных тем, поднятых в произведениях самим Юань Шикаем:
- Амбиции и стремление к власти: образы подъема, борьбы, преодоления препятствий могут символизировать его политическую карьеру и борьбу за влияние.
- Патриотизм и национальная идея.
- Использование поэзии как инструмента пропаганды: формирование желаемого образа себя и своей политики среди общественности.
Стихотворения Юань Шикая, хотя и не являются прямым и явным изложением его политической программы, могут косвенно иллюстрировать некоторые аспекты его политических взглядов.
Список литературы:
- Дианова Е.С. Период президентства Юань Шикая (1912-1916 гг.): вопросы историографии // Россия в глобальном мире, 2017. №10(33). С. 401-407.
- Заклязьминская Е.О. Экономика Китая: учебное пособие. М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН», 2024. 112 с.
- Хоу Ицзе. Юань Шикай цюань чжуань (Полная биография Юань Шикая). Пекин, 1994. 750 с.
- 袁世凯. 袁世凯家书. 中央研究院近代史研究所.1990年第213页.
Yuan Shikai's poetry as a «mirror» of his political views
Fedorova V.V.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Zaklyazminskaya Ekaterina Olegovna,
Associate Professor of the Chinese language department, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Economic Sciences
Abstract. The article analyzes the political personality of Yuan Shikai, one of the controversial figures of the early 20th century in China, through the prism of his poetic work. The study examines how Yuan Shikai's ambitions, goals and worldview, as well as his political views, were reflected in his poems. The author provides examples of his works. Based on the topics raised in the poems, parallels are drawn with his political views.
Keywords: Yuan Shikai, China, political history, 1911 revolution, modernization, Qing, Beiyang government.
References:
- Dianova E.S. The Period of Yuan Shikai’s Presidency (1912-1916): Issues of Historiography // Russia in the Global World, 2017. №10(33).: 401-407.
- Zaklyazminskaya E.O. The Economy of China: A Textbook. Moscow: LLC «Publishing House VKN», 2024. 112 p.
- Hou Yijie. Yuan Shikai Quan Zhuan (The Complete Biography of Yuan Shikai). Beijing, 1994. 750 p.
- Yuan Shikai. Yuan Shikai's book. Institute of Modern History, Academia Sinica, 1990. 213 p.