Аннотация. В статье рассматриваются различные нравственные проблемы, поднятые Лю Цысинем в своем романе «Задача трех тел». Особое внимание уделяется проведению непосредственного анализа текста, в ходе которого выявляются главные нравственно-этические проблемы произведения: моральной деградации общества, обесценивания человеческой жизни, потребительского отношения к природе, отрицательного влияния технического прогресса на внутренний мир человека, антигуманизма, выбора между реальными и ирреальными мирами, сохранения человеческого достоинства в условиях глобальной катастрофы.

Ключевые слова: китайская научная фантастика, Лю Цысинь, «Задача трех тел», нравственные и экологические проблемы.

«Задача трех тел» – это первая часть трилогии писателя-фантаста Лю Цысиня «Воспоминания о прошлом Земли». В данном романе автор затрагивает темы и поднимает проблемы, которые можно отнести к области философии, эсхатологии. Однако в данной статье будет сделан акцент именно на нравственных проблемах произведения.

«Задача трех тел» отличается от привычной нам западной научной фантастики, и это прослеживается с самого начала повествования – в книге изображены события китайской истории, а именно Культурная революция (1966-1976), послужившая, по логике изображенных в романе событий, отправной точкой к изменению хода истории человечества [7]. Данный исторический период был очень тяжелым для китайского народа: многие пострадали и были репрессированы. Исключением не была семья главной героини романа, Е Вэньцзе: ее отец был разоблачен своей женой, матерью Е Вэньцзе, а после замучен и убит хунвейбинами на глазах главной героини. Автор в романе не пытается найти ответы на вопросы: «как могло случиться, что люди превратились в стадо, в дикую толпу, беспрекословно выполняя самые нелепые указания; почему одна из самых образованных наций в мире на десять лет была лишена и культуры, и образования» [2, c. 194]. События тех лет даны в ретроспекции. Уже после окончания Культурной революции, когда Е Вэньцзе нашла виновных в смерти ее отца и попросила их раскаяться, они решительно отказались, заявив, что они уже поплатились за свои действия и сейчас страдают не меньше её самой.

Автор показывает трагедию интеллигенции в годы Культурной революции: Е Вэньцзе в дальнейшем была обвинена в контрреволюционной деятельности и предательстве родины. Данный эпизод иллюстрирует первую нравственную проблему, поднятую в романе – проблему моральной деградации общества. Культурная революция привела к кризису внутри страны, который повлиял на принижение и даже разрушение моральных принципов и устоев в обществе. Человеческая жизнь уже не считалась большой ценностью, на первом месте было следование навязанной государством идеологии.

Все эти факторы привели к тому, что Е Вэньцзе, испытывая отчаяние и разочарование в обществе, начала задумываться о человеческой природе и поняла, что человечество можно исправить только с помощью «извне». Это повлияло на роковой выбор, сделанный главной героиней: когда у нее получилось отправить сообщение и тем самым связаться с представителями внеземной цивилизации, она призвала их прибыть на Землю.

Лю Цысинь изображает полное обесценивание человеческой жизни. О том, что Е Вэньцзе связалась с другой цивилизацией и даже получила обратный ответ, узнал политкомиссар военной базы Красный берег, на которой работала героиня. Не зная, что Е Вэньцзе уже успела направить ответное послание другому миру, он призвал ее прекратить свою деятельность. Чтобы достигнуть своей конечной цели, Е Вэньцзе устраняет человека, выставив это как несчастный случай. Случайным образом еще одной жертвой становится ее муж, который также был убит главной героиней, так как были риски, что он тоже сможет помешать ее планам. В дальнейшем она признавалась, что не чувствовала раскаяния за содеянное, так как считала, что все делает правильно. Таким образом, данный эпизод демонстрирует то, что ради достижения цели человек может поступиться моральными принципами. И ценой нередко выступают человеческие жизни, и даже жизни близких людей.

Экологической теме, а именно потребительскому отношению к природе, также уделяется большое внимание в произведении. В романе неоднократно упоминается процесс вырубки лесов, направленный на расширение индустриального строительства. Данное явление приводит Е Вэньцзе в ужас, она не понимает, как люди могут спокойно уничтожать деревья, которые росли десятки и даже сотни лет. Наиболее примечательным является рассуждение одного из персонажей романа, Майка Эванса, о влиянии человека на природу: «Четырех с половиной миллиардов хватит, чтобы построить авианосец, но лавину человеческого безумия не остановит и тысяча авианосцев!» [2, с. 396]. Подобные мысли возникли у него после наблюдения картины, как тысячи тонн нефти вылилось в океан. Это не только вызвало проблему с загрязнением, но и погубило множество птиц, которые увязли в нефти. Использование нефти – неотъемлемая часть жизни современного общество, это то, что делает жизнь людей проще. Однако у всего есть своя цена – за комфортное проживание человеческой расы (например, логистика и транспортное движение работают за счет нефти) приходится расплачиваться природе [6].

В романе также была затронута проблема, продолжающая тему экологии, а именно проблема влияния технического прогресса на внутренний мир человека. Хорошим примером для демонстрации данной проблемы является цитата Пань Ханя, одного из второстепенных персонажей произведения: «Технический прогресс – это болезнь, разъедающая человечество» [2, с. 110]. С этим сложно не согласиться, ведь постоянное использование технологий и техники не только влияет на экосистему, но и на самого человека. Чем больше технологий, тем больше облегчается жизнь общества. А это может привести к тому, что все удобства вокруг могут восприниматься как должное. Из этого можно сделать вывод, что, если вдруг неожиданно убрать все технологии из жизни человека, ему будет очень сложно приспособиться обратно, вернуться к истокам.

Автор в романе в очередной раз иллюстрирует мысль о том, что добрыми намерениями вымощена дорога в ад. После того, как Е Вэньцзе поделилась с Майком Эвансом идеей о необходимости исправления «прогнившего» человечества, их совместными усилиями постепенно было сформировано Общество «Земля – Трисолярис» (сокращенно ОЗТ), которое в дальнейшем из-за отсутствия единства мнений разделилось на две основные фракции. Первая их них состояла из «адвентистов», которые разочаровались в человечестве настолько, что единственным для них разумным выходом казалось полное уничтожение цивилизации, которую уже невозможно исправить. Из этого вытекает очередная нравственная проблема в произведении, а именно проблема антигуманизма. Нельзя не согласиться с тем, что люди своей деятельностью загрязняют окружающую среду, а также постоянно конфликтуют и ведут войны. Это не делает людей благородными, а наоборот, раскрывает их пороки. Однако намеренное продвижение всего человечества к гибели является наивысшим антигуманным поступком. Ко второй фракции Общества относятся «редемпционисты», которые возвели внеземную цивилизацию Трисоляриса в культ. Что касается вопроса судьбы человечества, то редемпционисты не столько хотели его полного уничтожения, сколько его исправления и спасения. Соответственно, можно задаться вопросом: если эти обе фракции хотят исправить или даже уничтожить все живое на планете, то чем же они будут отличаться от тех самых «прогнивших» людей, которых они так презирают и ненавидят?

Виртуальная игра «Три тела», созданная членами ОЗТ, была главным источником пропаганды их идей. Эта игра представляет собой пространство, изображающее мир, окруженный тремя звездами, неупорядоченное движение которых вызывает нестабильность мира: в любое время может наступить то эра Хаоса, то эра Порядка, и процесс этой смены нельзя контролировать. Данная игра является адаптированной под человека версией того, как устроен мир Трисоляриса, обитаемой планеты в созвездии Альфа Центавра, которую населяют высокоразвитые существа, с которыми Земля случайно выходит на контакт. Реальный мир Трисоляриса сильно отличается от игрового, но существование трех солнц в нем реально, и это является основой естественной структуры этого мира. Главная задача игроков заключается в поиске решения задачи трех тел, а сами игроки выступают в роли настоящих известных ученых прошлого, таких как Мо-цзы, Коперник, Эйнштейн и др. Желая через игру познать иной язык и иную культуру как инструменты «мягкой силы» [4], герои окажутся в тупиковом состоянии, осознавая лишь ничтожество своего существования.

В романе поднята проблема игровой зависимости, характерная для современного мира. Люди, которые провели в игре достаточно много времени, настолько в нее погружаются, что перестают воспринимать мир, в котором они живут, реальным. Игровой мир кажется им более привычным, а главной целью их жизни поиск решения задачи трех тел. Это демонстрирует нравственную проблему выбора между реальным и ирреальным мирами. Главные персонажи находятся в пограничном состоянии, разрываясь между игровым процессом и обычной жизнью вне игры. Процесс поиска решения задачи настолько может поглотить человека, что он забывает себя и порою доходит до безумных вещей ради достижения цели, «призрачного счастья» [3]. Наглядным примером могут послужить Шэнь Юйфэй и ее супруг Вэй Чэн, который был настолько увлечен решением задачи трех тел, что почти не выходил из дома и работал на своем компьютере, строя новые алгоритмы и решения. Шэнь Юйфэй так же стремилась к решению данной задачи. Однако между ними все-таки было различие: если Вэй Чэн проводил множество вычислений, потому что это заставляло его почувствовать себя живым, то Шэнь Юйфэй была готова на все ради получения решения – даже на убийство своего мужа.

Следующей нравственной проблемой, затронутой в романе, является проблема сохранения человеческого достоинства в условиях катастрофы. Когда будущее вторжение флота Трисоляриса на Землю уже не становится такой большой тайной и об этом узнает большее количество людей, уже не состоящих в ОЗТ, перед героями встает нравственный выбор: смириться с действительностью, присоединиться к сторонникам Общества или противостоять их идеям. Ван Мяо, один из главных персонажей романа, сталкивается с подобным выбором. Так как Ван Мяо является ученым, у него была возможность сотрудничать с организацией «Рубежи науки», работавшей под началом ОЗТ. Однако ему пришлось бы отказаться от проведения исследований в области нанотехнологий, на изучение которых Ван Мяо потратил очень много времени и сил. Несмотря на угрозы, он продолжает исследования и активно работает с наноматериалами, которые в дальнейшем помогают в проведении специальной операции по захвату корабля, на борту которого есть трисолярианские послания, игравшие важную роль в дальнейшей судьбе человечества. Таким образом, Ван Мяо, несмотря на нависающую угрозу, оставался верным себе и своим принципам.

Контакт с внеземными цивилизациями, несомненно, повлияет на человечество. Однако проблема членов ОЗТ и, в первую очередь самой Е Вэньзце, заключалась в том, что они слишком идеализировали данное событие. Для них представители другой цивилизации – это боги, которые определенно смогут изменить человечество в лучшую сторону. Но на самом деле такое вмешательство может привести к расколу и конфликтам. К тому, же слепо надеяться на добродетельность внеземных существ, о которых имеешь лишь смутное представление. Так и произошло в концовке произведения: Трисолярис перестал обмениваться какими-либо посланиями с представителями ОЗТ, так как для них земляне всего лишь клопы, которых легко можно раздавить. Данное осознание разбило все идеалистические взгляды многих последователей движения «Земля-Трисолярис». Теперь все человечество находится в ожидании катастрофы, которая должна скоро наступить.

Подводя итоги, можно сказать, что научно-фантастический сюжет о реальности вторжения иной цивилизации позволил поставить ряд нравственно-этических проблем, а именно: проблему моральной деградации общества, проблему обесценивания человеческой жизни, экологическую проблему (а именно потребительского отношения к природе), проблему влияния технического прогресса на внутренний мир человека, проблему антигуманизма, проблему выбора между реальными и ирреальными мирами, а также проблему сохранения человеческого достоинства в условиях глобальной катастрофы.

Список литературы:

  1. Кондратова Т.И. Литература Китая. М.: Московский городской педагогический университет, 2020. 224 с.
  2. Лю Цысинь. Задача трех тел. М.: Эксмо, 2023. 512 с.
  3. Семенова Л.А. Репрезентация концептуальной метафоры «счастье» в китайских и русских текстах эпохи постмодернизма // Сборник научных статей: посвящается 25-летию утверждения Научной школы ВГУ в области общего и русского языкознания. М.: РИТМ, 2024. С. 112-115.
  4. Тарева Е.Г. Обучение языку и культуре: инструмент «мягкой силы»? // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 2016 №3(23). С. 94-101.
  5. Hans-Georg. Erney. Ecological Science Fiction with Chinese Characteristics: The Three-Body Problem // Journal of science fiction. 2021. №: 80-92.
  6. 计文君. 科学与人文张力之下的叙事 – 以刘慈欣《三体》系列为中心 / 计文君 // 当代作家评论.2021年.第 1 期.: 155–161 页.

Moral problems in Liu Cixin's novel «The Three-Body Problem»

Makhartseva A.Y.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:/
Kondratova Tatiana Ivanovna,
Associate Professor of the Chinese Language Department Institute of Foreign Languages Moscow City University, Candidate of Philological Science

Abstract. The article examines various moral issues raised by Liu Qixin in his novel «The Three-Body Problem». Special attention is paid to conducting a direct analysis of the text, which identifies the main moral and ethical problems of the novel: the moral degradation of society, the devaluation of human life, consumer attitudes towards nature, the negative impact of technological progress on the inner world of man, anti-humanism, the choice between real and unreal worlds, the preservation of human dignity in a global catastrophe.
Keywords: Chinese science fiction, Liu Qixin, «The Three-Body Problem», moral and environmental problems.

References:

  1. Kondratova T.I. Literature of China. Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2020. 224 p.
  2. Liu Cixin. The Three-Body Problem. Moscow: Eksmo, 2023. 512 р.
  3. Semenova L.A. Representation of the conceptual metaphor «happiness» in Chinese and Russian texts of the postmodern era // Collection of scientific articles: dedicated to the 25th anniversary of the establishment of the VSU Scientific School in the field of general and Russian linguistics, Moscow: RITM, 2024.: 112-115.
  4. Tareva E.G. Language and culture education: a tool of «soft power»? // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education., 2016. №3(23).: 94-101.
  5. Hans-Georg Erney. Ecological Science Fiction with Chinese Characteristics: The Three-Body Problem // Journal of science fiction, 2021. №1.: 80-92.
  6. Ji Wenjun. Narratives under the tension between science and humanities centered on Liu Cixin's Three Bodies series // Contemporary Writers Review. 2021. №1.: 155-161.