Аннотация. В статье дается анализ нормативно-правовой базе региональной политики «возрождения старых промышленных баз» Северо-Восточного Китая. В рамках исследования были выявлены основные программные документы, определены главные задачи и показатели в них, а также на основе этого охарактеризованы основные тенденции в реализации программы. Для анализа вышеуказанных аспектов был выявлен период с 2000 г., когда проблема «возрождения» Северо-Восточного Китая была официально поставлена руководством, по начало 14-го пятилетнего плана в 2021 г.

Ключевые слова: Северо-Восточный Китай, «возрождение», программа, план, экономическое развитие

Актуальность исследования заключается в нерешенности проблемы экономической отсталости данного региона. Программа «возрождения старых промышленных баз» Северо-Востока Китая (далее - СВК) охватывает лишь последние 20 лет и продолжается до сих пор. Правительство страны регулярно издает программные документы, затрагивает вопрос «возрождения» Северо-Востока в пятилетних планах и докладах.

Цель исследования заключается в определении характеристики программы «возрождения старых промышленных баз» Северо-Востока Китая на основе анализа нормативно-правовой базы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. выявить основные программные документы, посвященные политике «возрождения» СВК;
  2. проанализировать цели и задачи, а также показатели их достижения, поставленные в документах;
  3. определить актуальную тенденцию реализации программы.

Традиционно СВК известен как «колыбель» тяжелой промышленности страны. Это в первую очередь связано с бурным развитием индустриализации в регионе с 50-е по 70-е гг. прошлого столетия. Тогда эти территории четко ассоциировались с экономическим развитием в рамках командно-распределительной системы. Тем не менее, с началом политики реформ и открытости ситуация изменилась. Развитие региона в данный период оказалось более медленным в сравнении как с прошлым периодом, так и с экономическим ростом Восточного Китая в целом.

К началу ХХI в. СВК сохраняет свою индустриальную специализацию, что определяет экономические проблемы региона, к которым можно отнести низкую долю Северо-Востока Китая в ВВП КНР, превалирование тяжелой промышленности, малое количество частных предприятий, а также напряженную экологическую ситуацию. Для их решения руководство страны принимает определенные меры.

В 2000 г. на 9-й сессии ВСНП впервые был упомянут СВК в контексте реформирования старых промышленных баз. В 2002 году Цзян Цзэминь на Всекитайском съезде КПК четко обозначил проблему развития региональной экономики и призвал помогать СВК в его реконструкции. В 10-й пятилетний план (2001-2005 гг.) были включены проблемы развития СВК в разделе перестройки старых промышленных баз, однако регион еще не был выделен в отдельный параграф плана.

Одним из наиболее важных годов является 2003 год, когда ЦК КПК совместно с Госсоветом объявили о реализации стратегии возрождения СВК и издали соответствующий документ – «Мнения ЦК КПК и Госсовета относительно реализации стратегии возрождения Северо-Востока и других старых промышленных баз». В нем были обозначены следующие проблемы: «низкая степень развития рыночных отношений с ограниченными возможностями экономического роста, однобокая структура собственности с чрезмерным преобладанием госсектора, медленное изменение структуры производства, устаревшие технологии и оборудование на предприятиях, тяжёлое бремя социальных обязательств, значительные проблемы в сфере социального обеспечения и трудоустройства, упадок производства в городах ресурсного типа» [3, с. 73]. В документе не ставятся конкретные задачи в рамках программы, однако даются основные направления ее реализации: всестороннее повышение преимуществ промышленной структуры, строительство инфраструктуры, энергичное развитие сельского хозяйства, активизация развития третичного сектора и перепрофилирования экономики городов ресурсного типа, а также расширение открытости.

Еще один, более важный год для программы «возрождения» – 2007, когда Гос­совет КНР утвердил «План возрождения Северо-Восточного Китая», подготовленный в рамках 11-го пятилетнего плана. Это был первый нормативный акт, раскрывающий основные положения стратегии возрождения СВК. В нем были поставлены основные цели, к которым отнесем создание промышленной основы для производства конкурентоспособного промышленного оборудования, формирование региона в качестве поставщика новых материалов, энергии и сельскохозяйственной продукции. Реализация поставленных планов должна была привести к повышению уровня жизни населения и стимулировать экономический рост Дунбэя.

Целевые показатели, выполнение которых предусмотрено планом, можно подразделить на следующие категории:

  • экономический рост: среднедушевой ВВП, объём сбора зерновых;
  • экономическая структура: увеличение доли третичного сектора, добавленной стоимости негосударственного сектора, доли расходов на исследования и экспериментальные разработки в ВРП, урбанизация;
  • экология (ресурсы и окружающая среда): снижение энергозатрат, сокращение использования воды, уменьшение объёмов выбросов загрязняющих веществ, увеличение площади пашни и степени переработки промышленного мусора, увеличение коэффициента покрытия территории лесами;
  • общественное развитие: удержание безработицы среди городского населения на прежнем уровне (менее 5%), увеличение числа людей, затронутых базовым пенсионным страхованием, а также новой системой сельского кооперативного медицинского обеспечения.

В 12-м плане КНР (2011-2015 гг.) имелся отдельный раздел, посвященный развитию Северо-Востока (Дунбэя) [12], где появились новые моменты касательно программы. К ним относятся качественное развитие производства (не просто изготавливать оборудование и автомобили, а в том числе производить запчасти к ним), развитие банковских и логистических структур, туризма, углубление реформ государственного и негосударственного секторов, поддержка малого и среднего бизнеса, углубление реформ в сфере экологии, поощрения развития кластеров. Вслед за общенациональным документом в марте 2012 г. появился «План возрождения Северо-Восточного Китая на 12‑й пятилетний план» [8]. «План» также фокусировал внимание на развитии следующих секторов промышленности: станкостроения, изготовления стали высокого качества, производства современной нефтехимической продукции, глубокой переработки сельскохозяйственной продукции продуктов сельского хозяйства, развитие третичного сектора экономики (сферы услуг) и т.д. Однако вместе с этим отмечалась необходимость развития новых для региона отраслей, таких как возобновляемые источники энергии, высокотехнологичное оборудования, новые материалы, электромобили и др.

В 2013, в год вступления Си Цзиньпина на должность председателя КНР произошли изменения в региональной политике страны, поскольку развитие СВК и других отстающих регионов уже не ставилось как приоритетная задача. Си Цзиньпин уделял внимание еще большему развитию Восточного Китая и реализации инициативы «Один пояс – один путь», а соответственно большая часть усилий была сконцентрирована на данных направлениях. Тем не менее, в 2014 г. вышли «Мнения Госсовета относительно некоторых важных политических мер по поддержке возрождения Северо-Востока». В новом документе не ставятся принципиально новые задачи, однако он формально подтверждает дальнейшую реализацию программы «возрождения» при новом руководстве.

В 2016 г. выдвигается последние на данный момент «мнения ЦК КПК и Госсовета». В данном документе положительно оценивается перестройка экономической системы СВК, осуществлявшаяся с 2003 г., а также ставится задача продолжать углубление начатых реформ. Однако, вместе с этим, в документе обозначаются новые направления, отвечающие требованиям курса развития страны в период руководства Си Цзиньпина. Это участие в строительстве «Одного пояса – Одного пути», в рамках чего предлагается сотрудничество Хэйлунцзяна с Дальневосточным регионом России; создание китайско-германского индустриально­го парка по производству высокотехнологичного оборудования в Шэньяне (провинция Ляонин); развитие интеграционных связей со столичным регионом.

Схожий посыл сохраняется и в самом документе 13-го пятилетнего плана развития Китая [13]. В нем традиционно выдвигаются задачи по технической модернизации региона, ускорении развития рыночных механизмов экономики, поддержки предпринимательства, а также привлечения и подготовки высококвалифицированных кадров. Все вышеперечисленные меры обозначаются с целью повышения конкурентоспособности промышленных центров региона. Помимо этого, уделяется внимание и развитию инфраструктуры Дунбэя, активной поддержке моногородов ресурсного типа, а также развитию международного сотрудничества региона, в частности со странами-соседями, такими как Россия, Южная Корея и Япония.

В том же году выходит и план «возрождения» СВК на 13-й пятилетний план (2016-2021 гг.). В нем появились новые индикаторы экономики как задачи программы: рост производительности труда, наукоёмкость экономики и число патентов, доступность Интернета, доля постоянно проживающего в городах и поселках населения, количество человек за чертой бедности (на 1 тыс.), рост числа самозанятых (также в соотношении на 1 тыс.). В экологической сфере также добавляются новые показатели развития, которых необходимо добиться: уменьшение загрязнённости воздуха частицами PM 2,5, сокращение химического потребления кислорода, выбросов нескольких видов промышленного азота. В новом плане, в отличие от прошлого, уже отсутствуют показатели, связанные с ВВП.

Что касается 14-го плана, то здесь ситуация уже значительно меняется. Во-первых, в новом документе гораздо меньше внимания уделяется программе «возрождения» СВК. Данной теме посвящен только раздел «Содействие новому прорыву возрождения СВК» («推动东北振兴取得新突破») [10]. В нем перечисляются такие меры как углубление реформы предприятий, энергичное развитие частной экономики, повышение уровня охраны экологической среды, развитие отрасли туризма, однако вышеперечисленные задачи регулярно ставились и в прошлых документах. Из более конкретного необходимо выделить развитие прибрежного пояса Ляонина, повышение уровня сотрудничества Харбина и России, развитие пилотной зоны Чанцзиту (Чанчунь –  Цзилинь –  Тумэнь), а также построения в регионе «снежного и ледяного» туристического пояса. Серьезные изменения общей тенденции здесь также заключаются в том, что к новому пятилетнему плану не был принят новый план возрождения СВК. Имеется только официальное заявление Госсовета КНР об осуществлении проекта по реализации программы, однако в нем отсутствуют конкретные задачи и показатели, касающиеся проведения политики при новом пятилетнем плане. Такая ситуация может говорить если не о возможном в будущем сворачивании политики всей программы, то о явно меньших намерениях продолжать ее реализацию. Можно предположить, что это связано с определенными трудностями, выявившимися при проведении программы и мешающими ее дальнейшей реализации, а также с тем, что она «не оправдала» ожиданий центрального руководства. С другой стороны, некоторые пункты дают нам понять, что правительство планирует сделать СВК гораздо более привлекательным для других стран, в частности в сфере экономики, производства и туризма. Возможно, это делается с целью меньшей зависимости СВК от столичного региона и получения импульса развития не только с этой стороны.

Таким образом, основными программными документами являются «Мнения ЦК КПК и Госсовета относительно реализации стратегии возрождения Северо-Востока и других старых промышленных баз» (причем изданные именно в 2003 г., поскольку в них первоначально выдвигаются главные вызовы и задачи по «возрождению» СВК) и Планы «возрождения» СВК, соответствующие 11-му , 12-му [12] и 13-му [13] пятилетнему планам. В них обозначаются основные проблемы, препятствующие развитию региона: устаревшие технологии и оборудование, преобладание городов ресурсного типа, малая доля государственного сектора и третичного сектора, проблемы в области социального обеспечения и трудоустройства, тяжелая экологическая ситуация и чрезмерное потребление природных ресурсов. Непосредственно в планах ставятся задачи в виде индикаторов-показателей, которых нужно достичь. Их можно подразделить на экономическую, социальную сферу, и сферу экологии. Их достижение предусматривает решение приведенных выше проблем и вызовов. К настоящему времени наблюдается тенденция прекращения реализации программы как одного из приоритетных направлений внутренней политики страны, что можно косвенно проследить в нормативно-правовой базе. Отчасти, возможно, это связано с тем, что не все задачи были решены, а потому она «не оправдала» ожиданий руководства страны. С другой стороны, планы по развитию СВК, указанные в докладе 14-го пятилетнего плана [14], говорят о стремлении правительства КНР сделать данный регион более привлекательным для международного сотрудничества.

Список литературы:

  1. Заклязьминская Е.О. Экономика Китая: учебное пособие. М.: ООО «Издательский дом ВКН», 2024. 112 с.
  2. История Северо-Восточного Китая XVII–XXI вв.: в 5 кн. Кн. 5. Северо-Восточный Китай в период возрождения старопромышленной базы / отв. ред. И.В. Ставров, С.А. Иванов. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2018. 356 с.
  3. Ставров И.В. «Возрождение Северо-Восточного Китая» в программных документах Пекина в начале XXI в. // Россия и АТР, 2017. №4(98). С. 69-87.
  4. Ставров И.В. Тенденции экономического развития северо-восточного региона КНР (2015-2022 гг.) // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН 2023. №42. С. 22-34.
  5. Чубаров И.Г. Госпрограммы регионального развития КНР в историческом контексте // Восточная Азия: факты и аналитика, 2020. №4. С. 21-33.
  6. Yilin Chen. Regional decline and structural changes in Northeast China: an exploratory space–time approach // Asia-Pacific Journal of Regional Science. 2024. №8. С. 397-427.
  7. 东北地区振兴规划 // 中华人民共和国货架发展和改革委员会. (дата обращения: 13.11.2024).
  8. 东北振兴“十二五”规划 // 中华人民共和国货架发展和改革委员会. (дата обращения: 17.11.2024).
  9. 东北振兴“十三五”规划 // 中国政府网. (дата обращения: 20.11.2024).
  10. 国务院关于东北全面振兴“十四五”实施方案的批复 // 中国政府网. (дата обращения: 25.11.2024).
  11. 中共中央 国务院关于全面振兴东北地区等老工业基地的若干意 // 中华人民共和国中央人民政府. (дата обращения: 19.11.2024).
  12. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十二个五年规划纲要 // 中华人民共和国货架发展和改革委员会. (дата обращения: 19.11.2024).
  13. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十三个五年规划纲要 // 中华人民共和国中央人民政府. (дата обращения: 19.11.2024).
  14. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要 // 中华人民共和国货架发展和改革委员会. (дата обращения: 25.11.2024).

The Regulatory Framework of «The Revitalization of Old Industrial Bases» in Northeast China Program

Vazenmiller R.A.,
student of 4 course of the Moscow State Linguistic University (MSLU), Moscow

Research supervisor:
Zaklyazminskaya Ekaterina Olegovna,
Associate Professor of the Chinese language department, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Economic Sciences

Abstract. The article analyzes the regulatory framework of the regional policy of «revitalization of old industrial bases» in Northeast China. As part of the study, the main program documents were identified, the main tasks and indicators in them were determined, and based on this, the main trends in the implementation of the program were characterized. For analyzing the above-mentioned aspects, the period was identified from 2000, when the problem of the «revival» of Northeast China was officially raised by the leadership, to the beginning of the 14th five-year plan in 2021.
Keywords: Northeast China, «revitalization», program, plan, economic development.

References:

  1. Zaklyazminskaya E.O. The Economy of China: A textbook. Moscow: LLC «Publishing House VKN», 2024. 112 p.
  2. History of Northeast China from the 17th to the 21st Centuries: in 5 volumes. Vol. 5. Northeast China during the revival of the old industrial base / edited by I.V. Stavrov, S.A. Ivanov. Vladivostok: IIAE FEB RAS, 2018. 356 p.
  3. Stavrov I.V. «Revival of Northeast China» in Beijing's policy documents at the beginning of the 21st century // Russia and the Asia-Pacific Region. 2017. №4(98).: 69-87.
  4. Stavrov I.V. Economic development trends in the northeast region of the People's Republic of China (2015-2022) // Proceedings of the Institute of History, Archaeology, and Ethnography, FEB RAS. 2023. №4(98).: 22-34.
  5. Chubarov I.G. Government programs for regional development of the People's Republic of China in historical context // East Asia: Facts and Analysis, 2020. №4.: 21-33.
  6. Yilin Chen. Regional decline and structural changes in Northeast China: an exploratory space-time approach // Asia-Pacific Journal of Regional Science, 2024. №8.: 397-427.
  7. Northeast Region Revitalization Plan // National Development and Reform Commission of the People's Republic of China. (date of the address: 13.11.2024).
  8. Northeast Revitalization «12th Five-Year Plan» // National Development and Reform Commission of the People's Republic of China. (date of the address: 17.11.2024).
  9. Northeast Revitalization «13th Five-Year Plan» // State Council of the People's Republic of China. (date of the address: 20.11.2024).
  10. State Council’s Approval of the Comprehensive Revitalization Implementation Plan for the Northeast in the «14th Five-Year Plan» // State Council of the People's Republic of China. (date of the address: 25.11.2024).
  11. Central Committee of the Communist Party of China and the State Council on the Comprehensive Revitalization of Northeast China and Other Old Industrial Bases // Central People's Government of the People's Republic of China. (date of the address: 19.11.2024).
  12. 12th Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China // National Development and Reform Commission of the People's Republic of China. (date of the address: 19.11.2024).
  13. 13th Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China // Central People's Government of the People's Republic of China. (date of the address: 19.11.2024).
  14. 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development and Vision 2035 of the People's Republic of China // National Development and Reform Commission of the People's Republic of China. (date of the address: 25.11.2024).