Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования грамматических навыков у учащихся средней школы. Представлен анализ современных методических подходов к обучению грамматике, учитывающих психологические особенности подростков. На основе эмпирического исследования выявлена эффективность различных методов обучения, предложены практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования грамматических навыков с использованием цифровых технологий. Особое внимание уделено преодолению типичных трудностей в освоении грамматического материала и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Сделаны выводы об эффективности сочетания традиционных и инновационных методов обучения.

Ключевые слова: грамматические навыки, методика обучения, средняя школа, цифровые технологии, коммуникативная компетенция, психологические особенности, эффективность обучения, педагогические технологии, языковая подготовка.

Актуальность исследования определяется необходимостью учета возрастных особенностей учащихся средней школы при формировании грамматических навыков. Данный возрастной период характеризуется активным развитием когнитивных способностей и становлением абстрактного мышления, что требует от педагога применения особых методических приемов и подходов. Изучение специфики данного процесса позволит оптимизировать обучение грамматике и повысить его эффективность.

Основная цель изучения иностранного языка в наши дни – умение вести коммуникацию с помощью языковых инструментов с представителями других народностей и культур в онлайн и оффлайн реальности [2, с. 158].

Формирование грамматических навыков представляет собой сложный когнитивный процесс, требующий системного подхода и учета множества факторов. Современная методика преподавания иностранных языков рассматривает грамматический навык как автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности [8. с 59].

Особую роль в формировании грамматических навыков играет психологическая готовность учащихся к усвоению материала. Отечественные ученые, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, утверждали, что в раннем подростковом возрасте происходит рост внешне опосредствованного и внутренне опосредованного внимания [9, с. 120]. А.В. Дистервег говорил о том, что школьники средней возрастной ступени отличаются развитием памяти и накоплением представлений. И важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков [12, с. 24]. По мнению Д. Хармера ключевым элементом успешного обучения для этой возрастной группы является то, чтобы то, что мы делаем, имело отношение к жизни учащихся [18, с. 84].

Проведённые исследования Ю.А. Веденяпиным, И.А. Зимней, Н.Н. Ивановой иноязычных способностей определили значительную связь между уровнем развития определённых показателей психических процессов и успешностью овладения иностранным языком [5, c. 63]. Контроль осуществлялся, учитывая объём оперативной памяти, вероятное прогнозирование, скорость языкового обобщения и слуховую чувствительность.

 Исследования показывают, что эффективность усвоения грамматических конструкций напрямую зависит от учета возрастных и психических особенностей обучающихся. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Психологические особенности усвоения грамматического материала учащимися средней школы

Возраст

Особенности восприятия

Рекомендуемые методы

11-12 лет

Преобладание наглядно-образного мышления

Визуализация, игровые методики

13-14 лет

Развитие абстрактного мышления

Схемы, таблицы, алгоритмы

15-16 лет

Аналитическое мышление

Сравнительный анализ, проблемные задания

Современные реалии подталкивают педагогов к необходимости интеграции цифровых технологий в процесс формирования грамматических навыков. Использование интерактивных упражнений, онлайн-платформ и мобильных приложений существенно повышает эффективность усвоения грамматического материала и поддерживает мотивацию учащихся к изучению языка.

В рамках практического исследования был проведен комплексный анализ эффективности различных методов обучения грамматике немецкого языка в средней школе. В ходе работы над исследованием использовались различные методические приёмы, такие как: визуальные средства обучения (схемы, таблицы, рисунки при использовании дедуктивного метода), а также дидактические игры, при которых происходила тренировка изучаемых грамматических структур и навыков. Были использованы следующие онлайн-сервисы и электронные образовательные ресурсы: learning.apps, WordWall, Anton.de.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы в период сентябрь-декабрь 2024-2025 учебного года. В эксперименте приняли участие 80 учащихся 6-8 классов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы.

Для оценки эффективности методов обучения грамматике были использованы следующие критерии:

  • точность использования грамматических конструкций;
  • скорость выполнения грамматических заданий;
  • способность применять грамматические правила в спонтанной речи;
  • устойчивость сформированных навыков.

Результаты первичного тестирования учащихся представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты входного тестирования грамматических навыков

Критерий оценки

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Точность

65.3

64.8

Скорость

58.7

59.1

Применение

52.4

51.9

Устойчивость

61.2

60.8

В экспериментальной группе был внедрен комплекс инновационных методов обучения грамматике, включающий использование цифровых технологий, игровых элементов и проектной деятельности, перечисленных выше. Контрольная группа продолжала обучение по традиционной методике. Промежуточный контроль, проведенный через два месяца, показал значительные различия в динамике развития грамматических навыков между группами (см. таблицу 3).

Таблица 3. Результаты промежуточного контроля

Критерий оценки

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Точность

68.9

75.6

Скорость

61.2

72.3

Применение

55.8

68.4

Устойчивость

63.7

71.9

Анализ полученных данных свидетельствует о значительном превосходстве экспериментальной методики над традиционным подходом. Особенно заметный прогресс наблюдался в показателях скорости выполнения заданий и способности применять грамматические правила в спонтанной речи. Данный результат подтверждает эффективность интегрированного подхода к обучению грамматике, сочетающего современные технологии с традиционными методами обучения (см. рисунок 1).

Рис. 1. Динамика развития грамматических навыков учащихся 8-х классов

Представленные данные свидетельствуют о стабильном росте уровня грамматических навыков в экспериментальной группе. Особенно заметный прогресс наблюдался в период с октября по ноябрь, когда начал появляться первый результат в виду внедрения интерактивных методов обучения с использованием цифровых технологий [8, с. 169].

Сравнительный анализ успеваемости контрольной и экспериментальной групп демонстрирует значительные различия в результатах обучения (см. таблицу 4).

Таблица 4. Сравнительный анализ успеваемости по грамматическим навыкам

Показатель

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

Правильность употребления времен

72

89

Согласование членов предложения

68

85

Использование модальных глаголов

70

87

Построение вопросительных предложений

65

84

Эффективность применения новых методик подтверждается не только количественными показателями, но и качественными изменениями в процессе обучения. Учащиеся экспериментальной группы демонстрируют более высокий уровень мотивации и самостоятельности при выполнении грамматических упражнений и при использовании грамматических конструкций в диалогической речи.

Сравнительный анализ итоговых результатов представлен на графике (см. рисунок 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ успеваемости контрольной и экспериментальной групп

Полученные результаты позволяют сделать вывод о значительном преимуществе комплексного подхода к развитию грамматических навыков, включающего как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии [8, с. 43]. Особую эффективность показало использование интерактивных упражнений и геймификации учебного процесса, что подтверждается повышением среднего балла успеваемости на 17% в экспериментальной группе.

В рамках проведенного исследования были разработаны методические рекомендации по эффективному развитию грамматических навыков у учащихся средней школы. Рассмотрим ключевые аспекты организации учебного процесса.

Эффективные приемы развития грамматических навыков включают:

  • использование коммуникативного подхода при изучении грамматических конструкций;
  • применение проблемных ситуаций для активизации грамматических навыков;
  • внедрение игровых технологий в процесс обучения;
  • организацию парной и групповой работы;
  • систематическое повторение изученного материала.

Особое внимание следует уделить цифровым технологиям в обучении грамматике. Современные образовательные платформы предоставляют широкие возможности для тренировки грамматических навыков. Интерактивные упражнения, онлайн-тесты и мобильные приложения значительно повышают вовлеченность учащихся в учебный процесс.

При использовании цифровых инструментов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма (см. таблицу 5).

Таблица 5. Этапы работы с цифровыми образовательными ресурсами

Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Подготовительный

Подбор цифровых ресурсов, инструктаж

Знакомство с платформой

Основной

Мониторинг активности

Выполнение заданий

Контрольный

Анализ результатов

Самооценка

 

Для преодоления типичных трудностей в освоении грамматики рекомендуется использовать дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности учащихся [14, с. 114]. Важно создавать ситуации успеха, постепенно усложняя задания и поощряя самостоятельность в выборе стратегий обучения.

Практика показывает эффективность следующих методических приемов:

  1. Визуализация грамматических правил через схемы и таблицы.
  2. Использование мнемонических техник.
  3. Применение контекстуального подхода.
  4. Регулярная практика в реальных коммуникативных ситуациях.
  5. Организация взаимного обучения учащихся.

Анализ представленных данных демонстрирует, что наибольшую эффективность показывают интерактивные методы обучения в сочетании с регулярной практикой.

Особо следует отметить роль системного подхода в организации грамматической практики. Регулярность выполнения упражнений, их разнообразие и постепенное усложнение создают прочную основу для формирования устойчивых грамматических навыков.

Таким образом, проведенное исследование специфики развития грамматических навыков у учащихся средней школы позволило сформулировать ряд существенных выводов. В ходе теоретического и практического анализа было установлено, что формирование грамматических навыков представляет собой комплексный процесс, эффективность которого зависит от правильного сочетания традиционных и инновационных методов обучения.

Результаты практического исследования подтвердили гипотезу о том, что использование интерактивных технологий в сочетании с систематическим контролем существенно повышает уровень усвоения грамматического материала. Внедрение разработанной методики позволило повысить успеваемость учащихся на 27% по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о её эффективности.

Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке специализированных цифровых инструментов для индивидуализации процесса обучения грамматике, а также в создании адаптивных методик, учитывающих различные уровни языковой подготовки учащихся. Актуальным направлением также является изучение возможностей интеграции искусственного интеллекта в процесс формирования грамматических навыков.

Список литературы:

  1. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 2018. 256 с.
  2. Васичева Н.Ю., Рябова М.Э. Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка Германистика: филология и лингводидактика: Сборник научных статей / Науч. редактор О.И. Короленко, сост. и отв. ред. Е.В. Бирюкова, Д.А. Флеенко, редколлегия: Е.Г. Борисова [и др.]. Том Выпуск 1. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2023. С. 156-169.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2020. 336 с.
  4. Даричева М.В. Методика совершенствования грамматических навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в средней школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. (дата обращения: 10.01.2025).
  5. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе, 2013. №4. Вып. 4. С. 55-64.
  6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2019. 222 с.
  7. Киселёва А.Р., Протасова О.А. Проблемы изучения грамматики иностранного языка в средней школе // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. (дата обращения: 10.01.2025).
  8. Методика преподавания иностранного языка : учеб. пособие / Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. 3-е изд., испр. Минск: Вышэйшая школа, 2017. 239 с.
  9. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: 1995. 496 с.
  10. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс, 2020. 640 с.
  11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2018. 287 с.
  12. Ротенберг В.А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1956. 375 с.
  13. Рябова М.Э., Демченко К.Д. Аутентичные цифровые ресурсы как инструмент развития навыков межкультурного диалогического общения // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта – 02 2022 года / Редколлегия: Л.Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022. С. 218-223.
  14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2019. 239 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2021. 41 с.
  16. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2021. 544 с.
  17. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. Oxford: Oxford University Press, 2020. 1142 p.
  18. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Pearson Education Limited, 2019. 446 p.
  19. Larsen-Freeman D. Teaching Language: From Grammar to Grammaring. Thomson / Heinle, 2019. 170 p.
  20. Nation I.S.P. Teaching ESL/EFL Reading and Writing. Routledge, 2020. 171 p.
  21. Ur P. Grammar Practice Activities: A Practical Guide for Teachers. Cambridge University Press, 2021. 288 p.

The specifics of grammar skill development in secondary school students

Kazeeva P.S.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ryabova Marina Eduardovna,
Professor at the Department of German Studies and Linguodidactics at the Institute of Foreign Languages of the Moscow City Pedagogical University (MGPU), Doctor of Philisophy, Full Professor

Abstract. The article examines theoretical and practical aspects of grammar skill formation in secondary school students. An analysis of modern methodological approaches to teaching grammar, which consider the psychological characteristics of adolescents, is presented. Based on empirical research, the effectiveness of various teaching methods was identified, and practical recommendations were proposed for improving the process of grammar skill formation using digital technologies. Special attention is given to overcoming common difficulties in mastering grammar material and developing students’ communicative competence. Conclusions are drawn about the effectiveness of combining traditional and innovative teaching methods.
Keywords: grammar skills, teaching methodology, secondary school, digital technologies, communicative competence, psychological characteristics, teaching efficiency, pedagogical technologies, language training.

References:

  1. Bim I.L. Theory and practice of teaching a foreign language in secondary schools. Moscow: Prosveshchenie, 2018. 256 p.
  2. Vasicheva N.Y., Ryabova M.E. Formation of communicative competence in German lessons // Germanistics: philology and linguodidactics : A collection of scientific articles / Scientific editor O.I. Korolenko, comp. and ed. by E.V. Biryukov, D.A. Fleenko, editorial board: E.G. Borisova [et al.]. Volume Issue 1. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the Peoples of the World», 2023.: 156-169.
  3. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages: Linguodidactics and methodology. Moscow: Akademiya, 2020. 336 p.
  4. Daricheva M.V. Methods of improving grammatical skills using information and communication technologies in foreign language lessons in secondary schools. Mir Nauki. Pedagogy and psychology. 2020. (date of the address: 10.01.2025).
  5. Zimnaya I.A. Individual psychological factors and the success of learning speech in a foreign language // Foreign languages at school. 2013. №4. Vol. 4.: 55-64.
  6. Zimnaya I.A. Psychology of teaching foreign languages at school. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 222 p.
  7. Kiseleva A.R., Protasova O.A. Problems of studying the grammar of a foreign language in secondary school // Bulletin of Michurinsk State Agrarian University, 2019. (date of the address: 10.01.2025).
  8. Methods of teaching a foreign language: tutory. Manual / T.P. Leontyeva [et al.]; under the general. ed. T.P. Leontyeva. 3rd ed., Rev. Minsk Higher School, 2017. 239 p.
  9. Nemov R.S. Psychology of education. Moscow: Prosveshchenie: 1995. 496 p.
  10. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Foreign language lesson. Rostov n/A: Phoenix, 2020. 640 p.
  11. Rogova G.V., Rabinovich F.M., Sakharova T.E. Methods of teaching foreign languages in secondary schools. Moscow: Prosveshchenie, 2018. 287 p.
  12. Rotenberg V.A. Disterweg. Selected pedagogical works. Moscow: Prosveshchenie, 1956. 375 p.
  13. Ryabova M.E., Demchenko K.D. Authentic digital resources as a tool for developing intercultural dialogic communication skills // Dialogue of cultures. Culture of dialogue: digital communications: Proceedings of the Third International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 29 – 02, 2022 / Editorial Board: L.G. Vikulova (ed.) [and others]. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the Peoples of the World», 2022.: 218-223.
  14. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: A basic course of lectures. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 239 p.
  15. Federal State educational standard of basic general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Prosveshchenie, 2021. 41 p.
  16. Khutorskoy A.V. Modern didactics. St. Petersburg: Peter, 2021. 544 p.
  17. Ellis R. Studying the process of mastering a second language. Oxford: Oxford University Press, 2020. 1142 p.
  18. Harmer J. The practice of teaching English. Pearson Education Limited, 2019. 446 p.
  19. Larsen-Freeman D. Language learning: from grammar to proper formatting. Thomson / Heinle, 2019. 170 p.
  20. Nation I.S.P. Teaching reading and writing in ESL/EFL. Routledge, 2020. 171 p.
  21. Ur P. Grammar Practice Activities: A Practical guide for teachers. Cambridge University Press, 2021. 288 p.