Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования речевой готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: готовность к школе, дети старшего дошкольного возраста, задержка психического развития.

Речевая готовность к школе – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Проблема речевой готовности к школе рассматривалась в работах многих исследователей: монологическая речь рассматривалась в работах Е.С. Слепович, Н.Ю. Боряковой [3], нарушения фонетической стороны речи – в трудах Г.Г. Голубевой, [4], слоговой структуры слова – в работе Н.Н. Китаевой [8]. грамматического строя – в работах С.В. Зориной [6], лексико-грамматического строя в исследовании Т.А. Матросовой [10], а В.А. Киселёва [9] провела исследование, посвященное всестороннему изучению речевой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития (далее – ЗПР).

В настоящее время проблема обучения детей с ЗПР как никогда актуальна в связи с вопросом инклюзивного образования. Дети с ЗПР являются одной из успешно включенных в образовательный процесс категорий детей.

Однако в работах исследователей (Н.Ю. Боряковой [3], Г.Г. Голубевой [4], С.В. Зориной [6], Н.В. Бабкиной [1]) отмечается, что дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают необходимого уровня готовности к школе.

Так, школьная готовность детей с ЗПР характеризуется недостаточным уровнем планирования и самоконтроля, несформированностью мотивации (представления о школе являются фрагментарными, низкий уровень выполнения учебных и не учебных заданий), отсутствием познавательного интереса, отсутствием критического отношения к деятельности, недоразвитием интеллектуальной деятельности (установление причинно-следственных связей, анализ и синтез затруднены) [11].

Так как наше исследование касалось речевой готовности, рассмотрим подробнее, с какими трудностями в речевом развитии детей сталкиваются педагоги.

Уже на этапе подготовки к школьному обучению у детей с ЗПР наблюдаются затруднения в овладении устной речью: словарь ограничен обиходно-бытовой лексикой, наблюдаются выраженные трудности установления родовидовых, антонимических и пр. отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; обнаруживаются выраженные трудности усвоения словоизменительной и словообразовательной системы языка; при анализе текста дети понимают только основную информацию; испытывает затруднения в построении собственного высказывания на основе полученной визуально информации, не соблюдают временную, логическую последовательность событий, не могут воспроизвести текст, воспринятый на слух; навыки звукового анализа и синтеза малодоступны [7].

Н.В. Бабкина в своем исследовании отмечает, что имеющиеся речевые расстройства у детей мешают полноценному освоению образовательной программы и требуют создания специальных условий обучения. Однако в школе дети данной категории не получают достаточно эффективной помощи, из-за чего учебный процесс существенно затрудняется [1]. 

В связи с вышеизложенным, коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР в дошкольный период значительно облегчает подготовку к школьному обучению и дальнейшее обучение и воспитание детей.

Целью исследования являлось определение особенностей речевой готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Эксперимент был проведен на базе ГБОУ Школы 2070 им. Г.А. Вартаняна. В эксперименте участвовали 13 детей подготовительной группы (6,5-7,5 лет): 11 мальчиков и 2 девочки.

В качестве методов применялись:

  1. Анализ документации (заключение ЦПМПК, речевая карта).
  2. Наблюдение за детьми в процессе их коммуникации со взрослым (воспитателем) – оценка коммуникативных навыков (предварительное собеседование, анализ способности реализовать языковую компетенцию в коммуникации).
  3. Экспериментальные задания: обследование навыков звукового анализа и синтеза, обследование особенностей освоения связной речью у детей.
  4. Статистические методы обработки данных: сводка и группировка данных педагогического эксперимента, ранжирование.

Рассмотрим данные, полученные в ходе исследования.

Начнем с анализа документации воспитанников. По результатам исследования заключений ЦПМПК, можно сделать вывод: все дошкольники (100%) имеют нарушения коммуникативной и познавательной сфер и нуждаются в сопровождении специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога) на школьном уровне. Большая часть дошкольников (84%) нуждается в помощи в адаптации к школьной среде. У половины испытуемых (50%) нарушена произвольная регуляция деятельности. Часть испытуемых (15%) имеет трудности продуктивного взаимодействия, имеет недостаточно сформированную учебную мотивацию (23%). Малая доля детей (7%) нуждается в формировании адаптивных форм поведения, развитии социально-бытовых ориентировок.

По результатам исследования речевых карт воспитанников, заключения учителей-логопедов можно разделить на 3 группы: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (39%), общее недоразвитие речи III уровня (46%), общее недоразвитие речи II уровня (15%). Дети имеют недостаточно сформированную речевую компетентность и, по заключениям ЦМПМК, нуждаются в коррекции и развитии всех компонентов речи (100%), формировании навыков письма и чтения (61%).

Перейдем к следующему этапу исследования – наблюдению за детьми в процессе их коммуникации со взрослым (воспитателем) по методике Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной [4]. Методика была адаптирована и модифицирована для проведения в условиях детского сада.

Наблюдение проводилось в трех ситуациях: 1) во время продуктивной деятельности взрослый (воспитатель) инициирует общение, 2) при рассматривании интересующего ребенка предмета и действиях с ним, 3) при рассматривании игрушек и действий с ними, требующих от ребенка инициировать общение со взрослым (воспитателем).

Параметры наблюдения:

  1. инициатива ребенка;
  2. отклик ребенка;
  3. речевые средства, используемые ребенком.

Результаты наблюдения за сформированностью коммуникативных навыков можно представить в виде трех уровней: среднего, низкого и очень низкого.

Половина детей (50%) показала средний уровень развития коммуникативных навыков. Дети способны инициировать коммуникацию со взрослыми, откликаться на коммуникативную инициативу взрослого, в большинстве случаев принимают приглашение к разговору. Однако в случае непонимания речи собеседником дети не могут попросить о помощи, хотя принимают ее. По ходу разговора могут отклониться от предложенной темы, при этом быстро утомляются, становятся раздражительными. В речи используют преимущественно развёрнутые фразы. В случае непонимания собеседником речи стремятся добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства.

Меньшая часть детей (35%) показала низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Дети почти никогда сами не вступают в коммуникацию со взрослыми, не могут попросить о помощи или обратиться с вопросом. Дают формальный отклик на инициативу взрослого и не стремятся поддержать разговор. Помощь взрослого принимают не всегда, только если педагог намеренно обратит внимание на трудную ситуацию. В речи используют преимущественно простые фразы, активно пользуются невербальными средствами.

Малое количество детей (15%) показало очень низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, а именно: отсутствие инициативы в общении со взрослым, неспособность попросить о помощи, неумение поддерживать разговор, отказ от разговора в случае неудачи. В речи дети данной группы используются простые фразы или отдельные слова, а в случае непонимания собеседником речи, не пытаются выразить свои мысли другим способом.

Вышеперечисленные трудности свидетельствуют о недостаточной сформированности навыков коммуникации старших дошкольников с ЗПР. Дошкольники с ЗПР не умеют:

  • отвечать на инициативу собеседника;
  • вступать в диалог;
  • поддерживать его;
  • переспрашивать;
  • просить и принимать помощь взрослого.

Далее рассмотрим результаты исследования сформированности навыков звукового анализа и синтеза по методике О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой [3].

Состояние навыков звукового анализа мы исследовали в следующих заданиях:

  1. определение первого согласного звука в словах;
  2. определение последнего звука в словах;
  3. определение последовательности звуков в слове;
  4. определение количества звуков в словах;
  5. определение места звука в слове (начало, середина, конец);
  6. определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ), где параметром оценки была точность выполнения.

Состояние звукового синтеза мы исследовали при составлении слов из звуков, данных в ненарушенной и в нарушенной последовательности. где параметром оценки также была точность выполнения.

Результатам выполнения заданий можно представить в виде трех уровней: среднего, низкого и очень низкого.

Средний уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза показала меньшая часть детей (15%). Навыки звукового анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования. Детям доступно определение места звука в слове (начало/конец). Определение последовательности звуков в слове находится в процессе формирования, дети могут определить первый звук в слове.

Треть детей показала низкий уровень (39%) овладения навыками звукового анализа и синтеза. Дети могут определить только наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Почти половина детей (46%) показала очень низкий уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Дети не смогли выполнить ни одно задание без помощи педагога.

Таким образом, у старших дошкольников с ЗПР не сформированы или недостаточно сформированы навыки звукового анализа и синтеза, которые являются основой для обеспечения готовности к обучению грамоте и необходимы для обучения письму и чтению.

Заключительная часть исследования касалась оценки уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности) по методике О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой [3].

Методика включала следующие задания:

  1. Ответы на вопросы по содержанию текста (рассказ В.А. Осеевой «Что легче?»);
  2. Исследование создания картинного плана текста;
  3. Выкладывание сюжетных картинок в последовательности развития событий, происходящих в прослушанном тексте; составление рассказа по картинкам (картинки те же);
  4. Пересказ прослушанного текста (рассказы «Как медведь сам себя напугал», «Вежливая галка» Н. Сладкова).

Параметры оценки:

  1. структурная и логическая последовательность;
  2. информативность;
  3. цельность;
  4. связность;
  5. грамматическое оформление.

Обобщенные результаты исследования представим в виде трех уровней: среднего, низкого и очень низкого.

Средний уровень сформированности связного речевого высказывания показала меньшая доля детей (39%). Затруднения возникали при ответах на вопросы, касающиеся фактуальной информации (определение событий и их последовательности) и концептуальной информации (установление причинно-следственных связей). В некоторых случаях присутствовало нарушение логической последовательности при создании картинного плана текста.

При пересказе прослушанного текста можно отметить следующие трудности:

  • недостаточность сосредоточения на существенных признаках текста (информативность, связность, цельность);
  • трудности установления смысловых вех, ориентации на значимую и второстепенную информацию;
  • недостаточная сформированность выделения компонентов структурной организации текста; нарушение цельности (сокращение количества микротем первичного текста);
  • потеря части ключевых слов текста; затруднения при передаче глубинных связей (перестановка микротем);
  • трудности реализации информативности (пропуски фрагментов основной информации, опускание дополнительной информации);
  • отступления от темы текста (потеря первоначального замысла текста);
  • нарушение логической структуры (изменение порядка следования событий в середине и в конце текста);
  • ограничение членимости текста (выборочное представление информации из разных микротем).

Почти половина дошкольников (46%) показала низкий уровень сформированности связной речи. Дети испытывали трудности при ответах на вопросы, касающихся фактуальной информации (определение героев, места действия, последовательности событий) и концептуальной информации (установление причинно-следственных связей), при создании картинного плана текста (нарушение логической последовательности событий), при самостоятельном воспроизведении исходного текста (подмена рассказа перечислением предметов или действий).

Несколько детей (15%) показали очень низкий уровень владения связной речью. Дети допускали многочисленные ошибки в ответах на вопросы, касающиеся фактуальной информации (определение героев, места действия, последовательности событий) и концептуальной информации (установление причинно-следственных связей), при создании картинного плана текста, испытывали значительные трудности в языковом оформлении текста, не могли воспроизвести прослушанный текст даже с помощью педагога.

Подводя итог вышесказанному, дошкольники с ЗПР имеют недостаточный уровень овладения связной речью, которая выполняет коммуникативную функцию и обеспечивает общение и взаимопонимание между людьми.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ЗПР затруднена полноценная вербальная коммуникация. Помимо низкой речевой активности, у детей данной категории не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений.

В коммуникативной сфере дети испытывают трудности при инициировании разговора, отклике на инициативу собеседника, поддержании разговора, удержании смысловой линии разговора, просьбе и принятии помощи взрослого в затруднительных ситуациях. По результатам наблюдения средний уровень овладения коммуникативными навыками показали 50% детей с ЗПР, низкий уровень показали – 35% детей с ЗПР, очень низкий – 15% детей с ЗПР.

По результатам выполнения экспериментальных заданий (исследование навыков звукового анализа и синтеза, сформированности связной речи) наблюдались следующие особенности:

  • навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно;
  • неполноценное понимание обращенной речи; трудности построения и развертывания самостоятельного осмысленного высказывания с соблюдением структурной и логической последовательности, информативности, цельности, связности, грамматического оформления. Средний уровень выполнения заданий показали 39% детей с ЗПР, низкий уровень показали 46% детей с ЗПР, очень низкий уровень показали 15% детей с ЗПР.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что старшие дошкольники с ЗПР имеют недостаточный уровень речевой готовности к школьному обучению и нуждаются в целенаправленной коррекционной работе по развитию коммуникативных навыков и их языковом оформлении.

Список литературы:

  1. Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. №2. С. 100-111.
  2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Б40 Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Русская Речь, 2014. 70 с.
  3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. М.: Альфа, 2003. 234 с.
  4. Голубева Г.Г. Некоторые данные изучения фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР // Актуальные проблемы обучения, адаптации, интеграции детей с нарушением развития: тезисы международного семинара. СПб.: 1995. С. 161-162.
  5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Анализ речевого развития ребенка дефектологом: современные представления отечественной научной школы // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №51. 2023. (дата обращения: 20.12.2023).
  6. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Зорина Светлана Валентиновна. СПб.: 1998. 349 с.
  7. Иденбаум Е.Л. Дети с задержкой психического развития. ФГОС ОВЗ / Е.Л. Иденбаум, И.А. Коробейник, Н.В. Бабкина. М.: Просвещение, 2021. 48 с.
  8. Китаева Н.Н. Нарушения звуковой наполняемости слова у детей с задержкой психического развития. М.: 2011. (дата обращения: 20.12.2023).
  9. Киселёва В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? // Дефектология, 2007. №3. С. 3-13.
  10. Матросова Т.А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Матросова Татьяна Анатольевна. М.: 2006. 208 с.
  11. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И.М. Яковлева, М.В. Браткова, О.В. Караневская [и др.]: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2023. 382 с.

Speech readiness for schooling for children with mental retardation

Tsyribko V.M.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Bratkova Margarita Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Socio-Psychological Technologies and Correctional and Developmental Methods of the Institute of Psychology and Comprehensive Rehabilitation of Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. The paper examines the findings of a study of school speech readiness in older preschool children with mental retardation.
Keywords: school readiness, preschool children, mental retardation.

References:

  1. Babkina N.V. Readiness of children with ZPR to study at school: from diagnostics to special educational needs // Pedagogy and psychology of education. 2016. №2.: 100-111.
  2. Bezrukova O.A., Kalenkova O.N. B40 Methodology for determining the level of speech development of preschool children. Moscow: Russian Speech, 2014. 70 p.
  3. Boryakova N.Yu. Formation of prerequisites for schooling in children with mental retardation. Moscow: Alpha, 2003. 234 p.
  4. Golubeva G.G. Some data on the study of phonetic disorders in preschool children with ZPR // Actual problems of learning, adaptation, integration of children with developmental disorders: thesis of the international seminar. St. Petersburg: 1995.: 161-162.
  5. Goncharova E.L., Kukushkina O.I. Analysis of the speech development of a child by a defectologist: modern ideas of a domestic scientific school // Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. Almanac №51. 2023. (date of the address:12.2023).
  6. Zorina S.V. Speech therapy work on differentiation of grammatical forms of a word in preschoolers with mental retardation: dis. cand. ped. Sciences: 13.00.03 / Zorina Svetlana Valentinovna. St. Petersburg: 1998. 349 p.
  7. Idenbaum E.L. Children with Mental Retardation. GEF HIA / E.L. Idenbaum, I.A. Korobeinik, N.V. Babkina. Moscow: Enlightenment, 2021. 48 p.
  8. Kitaeva N.N. Disorders of the sound content of the word in children with mental retardation. Moscow: 2011. (date of the address: 20.12.2023).
  9. Kiseleva V.A. Speech activity of children with ZPR: originality or violation? // Defectology, 2007. №3.: 3-13.
  10. Matrosova T.A. Formation of the lexical and grammatical system of speech in preschoolers with mental retardation: dis.... cand. ped. Sciences: 13.00.03 / Matrosova Tatyana Anatolyevna. Moscow: 2006. 208 p.
  11. Pedagogy and psychology of children with mental retardation (intellectual disabilities) / I.M. Yakovleva, M.V. Bratkova, O.V. Karanevskaya [et al.]: LLC «Scientific and Publishing Center Infra-M», 2023. 382 p.