Аннотация. Статья посвящена цифровизации образования в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено возможностям и рискам внедрения цифровых технологий в процесс преподавания иностранных языков. Для более глубокого изучения вопроса автором статьи проведено два первичных социологических исследования: фокус-группа среди выпускников ВУЗов 2024 г., а также экспертное интервью в форме фокус-группы среди действующих преподавателей иностранных языков. На базе полученных результатов сделаны выводы и даны рекомендации.
Ключевые слова: цифровизация образования, высшее образование, педагогика, иностранные языки, экспертное интервью, фокус-группа.
Современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Эксперты отмечают глобальные переходы к цифровой экономике, и темп внедрения новшеств ускоряется и нарастает с каждым годом. Современную действительность обоснованно называют эпохой цифровизации. Цифровизация представляет собой использование цифровых технологий и оцифрованной информации в различные сферы жизни человека [5, с. 150].
Цифровизация затронула и сферу образования. С 2019 года в Российской Федерации реализуется проект «Цифровая образовательная среда». Активное внедрение новых технологий в образовательный процесс произошло в 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции SARS-COV 2 и вынужденного переноса занятий в дистанционный формат. Однако пандемия лишь ускорила процесс, который был необходим для улучшения системы образования. Валентина Матвиенко, глава Совета Федерации России, сообщила в апреле 2020 г., что пандемия способствовала положительным переменам в системе образования, и будущее за такой формой обучения [6].
Сегодня среди первостепенных задач развития цифровой образовательной среды можно выделить:
- оснащение учебных заведений страны современным оборудованием;
- развитие цифровых сервисов (большое внимание уделяется именно развитию российских сервисов);
- подготовка образовательных материалов, соответствующих требованиям современного мира и помогающих учащимся получать актуальные знания.
Важно отметить, что создание цифровой образовательной среды не предполагает полного переноса учебного процесса в дистанционный формат и лишения учащихся возможности контактировать с педагогами лично. Современные методы призваны сделать процесс образования более эффективным и наглядным. Например, учебный фильм с использованием 3D-графики будет более наглядным и запоминающимся, чем чтение бумажного учебника. Т.Н. Суворова, профессор МГПУ, сообщила в своем интервью, что электронные образовательные ресурсы должны способствовать реализации новых видов учебной деятельности, изменению характера взаимодействия участников образовательного процесса, расширению образовательного контента и индивидуализации учебного процесса [4].
Вопросы модернизации системы образования рассматриваются на высшем – федеральном уровне. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации занимается разработкой и внедрением целого комплекса мероприятий, способствующих эффективному внедрению цифровизации в образовательную среду [8]. Осенью 2023 г. премьер-министр Российской Федерации М.В. Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации образования [7].
Внедрение нововведений требует внимательного отношения, чтобы выявлять возникающие сложности и вносить необходимые изменения. Особенно пристального изучение требует вопрос внедрения цифровых технологий в процесс обучения студентов иностранным языкам из-за специфики самой дисциплины [1, с. 123].
Для более глубокого изучения данного вопроса автором статьи было проведено первичное социологическое исследование в формате ряда фокус-групповых дискуссий. Выбор в пользу качественного, а не количественного исследования объясняется необходимостью углубленного изучения мнений респондентов [2, с. 36-37]. Было проведено две фокус-групповые дискуссии с респондентами из разных категорий. Для первой фокус-группы респондентами выступили действующие преподаватели иностранных языков, работающие в ВУЗах не менее десяти лет. Внушительный стаж являлся обязательным критерием отбора респондентов. Было необходимо найти педагогов, которые имеют опыт работы до активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и могут сравнить современную форму обучения с традиционной. Фокус-группу с преподавателями можно назвать экспертной, так как опытные педагоги являются экспертами в своей области.
Во вторую фокус-группу вошли выпускники ВУЗов, окончившие обучение в 2024 г. Выбор бывших студентов также являлся необходимостью. Фокус-групповое исследование не дает возможности гарантировать полную анонимность участникам, поэтому учащиеся студенты могли бояться обозначить свою позицию (например, давая социально-приемлемые ответы). Выпускники 2024 г. уже ничего не опасаются, и могут честно рассказать о плюсах и минусах обучения, а также еще хорошо помнят все нюансы, так как выпустились менее года назад. В каждую фокус-группу вошло по 10 респондентов.
Рассмотрим результаты исследований подробнее. В ходе проведения фокус-группы с преподавателями иностранных языков были выявлены следующие преимущества внедрения цифровых технологий в процесс обучения:
- Использование LMS и облачных хранилищ. Перенос части занятий в электронный формат, по мнению респондентов-экспертов, делает информацию для студентов более доступной. Материалы не приходится распечатывать, брать в библиотеке или пересылать по электронной почте по запросу учащихся. Легкий доступ к информации позволяет студентам заниматься даже в случае невозможности физического присутствия на лекциях и семинарах (например, по причине болезни). Также решается вопрос с нехваткой материалов на физических носителях.
- Возможность проводить онлайн-занятия в случае необходимости. Речь идет не только о замене традиционных аудиторных занятий на дистанционные, но и о дополнении аудиторных занятий. Например, распространена практика, когда преподаватель ведет занятие в аудитории, сопровождая семинар или лекцию онлайн-демонстрацией. Так к занятию могут присоединиться те, кто не смог присутствовать в ВУЗе лично. Кроме того, онлайн-занятия удобны в случае необходимости проведения дополнительных консультаций. Например, преподаватель и студенты могут собраться вечером или на каникулах онлайн, а не искать место для офлайн-встречи, если аудитории ВУЗа закрыты.
- Преимущества цифровых технологий для использования электронных лингвистических игр, цифровых тренажеров иностранного языка. Также респонденты отметили возможность устраивать видеовстречи с иностранными приглашенными специалистами (носителями языка).
- Возможность применять в образовательном процессе геймификацию. Игровые механики повышают вовлеченность студентов в образовательный процесс и способствуют применению профессионально-ориентированного подхода при обучении иностранному языку.
- Возможность внедрения в процесс обучения иммерсивных технологий. Термин «иммерсивные технологии» происходит от английского глагола «to immerse», что означает «погружать» или «погружаться». Как и следует из названия, иммерсивные технологии позволяют частично погружаться в виртуальную среду в ходе проведения лекционных или семинарских занятий. Например, студенты могут принять участие в виртуальной экскурсии по столице страны, язык которой изучают на занятиях.
- Возможность применять специализированные программы при обучении иностранному языку. Среди особенно полезных программ и приложений респонденты-эксперты выделили онлайн-переводчики и программы распознавания устной речи. Последние особенно полезны для самостоятельной подготовки студентов. Они помогают избежать ошибок и лучше усвоить материал (тут стоит отметить, что на данный момент программы лучше помогают в изучении распространенных иностранных языков. Переводчики пока допускают множество ошибок, когда речь идет о более редких языках).
Наряду с большим количеством преимуществ респонденты-эксперты выявили и недостатки внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Среди проблем особо отметили три:
- Сложность в освоении новых программ. Многие педагоги отметили, что за последние годы им пришлось многократно получать дополнительные знания и навыки, чтобы повысить квалификацию. Далеко не все курсы дают адекватные знания, многое приходится осваивать самостоятельно. Это создает сложности. Кроме того, на освоение часто выделяется недостаточно времени.
- Технические сбои, проблемы с техникой и нехватка специалистов, способных устранить неполадки.
- Проблемы списывания во время проведения проверочных и контрольных работ (особенно в письменной форме).
Данные проблемы существенны, но решаемы. Необходимость получения новых знаний всегда возникает при внесении существенных изменений в привычные процессы. Постепенно работа с новыми технологиями станет более привычной и не будет вызывать затруднений.
Российские разработки совершенствуются. Государственный бюджет выделяет значительные средства на сферу образования, а также на развитие отечественных проектов в области IT. Можно уверенно сказать, что в ближайшее время техническое оснащение и программное обеспечение ВУЗов РФ существенно улучшится.
Что касается проблемы списывания при проведении контрольных, проверочных и иных работ для оценки уровня знаний студентов, то эту проблему успешно решает прокторинг. Прокторинг – технология контроля поведения студентов во время проведения оценки знаний онлайн. В процессе участвуют специалисты, которые при помощи технических средств (микрофона и камеры) следят за учащимися. Также набирает популярность использование инверсионных заданий в письменных работах [3, с. 37].
Респонденты-преподаватели отметили, что высоко оценивают возможности, которые дает цифровизация при обучении студентов ВУЗов иностранным языкам. Они отметили, что эффективность образовательного процесса повысилась.
Исследование, проведенное с участием выпускников ВУЗов, также показало, что студенты положительно оценивают изменения в сфере образования. Респонденты отметили, что цифровые технологии сделали обучение:
- более интересным;
- более наглядным и удобным;
- более простым.
Студенты не отметили, что у них возникали существенные сложности в освоении новых программ. Это не удивительно, так как молодежь активно использует технологии в повседневной жизни.
К сложностям респонденты отнесли проблемы у педагогов. Зачастую преподаватели не полностью осваивают новые программы, часто отвлекаться во время занятий, чтобы решить технические вопросы самостоятельно или попросить помощи. Это серьезная проблема, но, как уже было отмечено выше, со временем она утратит актуальность благодаря тому, что педагоги получают дополнительные знания и навыки и осваивают программы. Сегодня в Российской Федерации действует множество программ повышения квалификации. Ежегодно их количество и качество растут. Учебные заведения предлагают своим сотрудникам всевозможные курсы, поэтому получение дополнительных знаний не является проблемой.
Подводя итоги, важно отметить, что и преподаватели, и учащиеся отмечают множество возможностей, которые дает цифровизация образования. При изучении иностранных языков плюсы использования технологий и разработок особенно заметны. Языковые тренажеры, лингвистические игры, онлайн-переводчики и программы распознавания устной речи помогают учащимся легче получать информацию, быстрее осваивать новые навыки и совершать меньше ошибок. У цифровизации есть ряд рисков и сложностей, но основные проблемы решаемы. Есть все основания утверждать, что в ближайшем будущем недочеты будут устранены и цифровизация сделает обучение еще более интересным и эффективным.
Список литературы:
- Данилова Л.Н. Цифровизация обучения иностранным языкам в ВУЗе: возможности и риски. // Научный журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом», 2021. №1(41). С. 119-127.
- Иванова В.А. Исследования в маркетинге и рекламе: учеб. Пособие / М.: РАНХиГС, 2021. 114 с.
- Иванова В.А., Котова А.А. Специфика использования инверсионных контрольных заданий для минимизации списывания при проведении письменного контроля знаний учащихся ВУЗов // Статья в сборнике «Мировая и российская наука: области развития и инноваций». М.: 2020, С. 37-42.
- Калмацкий Михаил. Цифровизация образования в России выходит на новый уровень // Российская Газета (сайт). (дата обращения: 17.12.2024).
- Кудрявцева Т.Ю., Кожина К.С. Основные понятия цифровизации // Научный журнал «Вестник Академии знаний», 2021. №44(3). С. 149-151.
- Путин объяснил, с какой целью осуществляется цифровизация образования // Информационного агентство «Красная весна» (сайт). (дата обращения: 16.12.2024).
- Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. №3550-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры РФ до 2030 г». (дата обращения: 17.12.2024).
- Цифровизация образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (официальный сайт). (дата обращения: 14.12.2024).
Specifics of teaching foreign languages in universities in the era of digitalization
Emelyanova V.A.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Abstract. The article is devoted to the digitalization of education in the Russian Federation. The issues of introducing digital technologies into the educational process are considered. The author pays attention to the opportunities and risks of introducing digital technologies into the process of teaching foreign languages. The author conducted two sociological studies to study the issue in more detail. The first study was a focus group with graduates of 2024. The second study was a focus group with experts (current foreign language teachers). Based on the results obtained, conclusions are drawn and recommendations are given.
Keywords: digitalization of education, higher education, pedagogy, foreign languages, expert interview, focus group.
References:
- Danilova L.N. Digitalization of teaching foreign languages at universities: opportunities and risks. // Scientific journal «Vocational education in Russia and abroad», 2021. №1(41).: 119-127.
- Ivanova V.A. Research in marketing and advertising: textbook. manual / Moscow: RANEPA, 2021. 114 p.
- Ivanova V.A., Kotova A.A. Specifics of using inversion control tasks to minimize cheating when conducting written tests of knowledge of university students // Article in the collection «World and Russian science: areas of development and innovation». Moscow: 2020.: 37-42.
- Kalmatsky Mikhail. Digitalization of education in Russia is reaching a new level // Rossiyskaya Gazeta (website). (date of the address: 17.12.2024).
- Kudryavtseva T.Yu., Kozhina K.S. Basic concepts of digitalization // Scientific journal «Bulletin of the Academy of Knowledge», 2021. №44(3).: 149-151.
- Putin explained for what purpose the digitalization of education is carried out // Information Agency «Red Spring» (website). (date of the address: 16.12.2024).
- Order of the Government of the Russian Federation of December 11, 2023. №3550-r «On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of the cultural sector of the Russian Federation until 2030». (date of the address: 17.12.2024).
- Digitalization of education // Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (official website). (date of the address: 14.12.2024).