Аннотация. В статье рассматривается проблема преемственности естественнонаучного образования при переходе учащихся с начальной на основную ступень обучения. Анализируются сложности, с которыми могут столкнуться учащиеся в этом процессе, а также рассматриваются вопросы использования современных образовательных методов и приёмов для обеспечения непрерывности и качества естественнонаучного образования.
Ключевые слова: естественнонаучное образование, начальный уровень образования, основной общий уровень образования, преемственность образования.
Основополагающим условием для реализации непрерывного образования, подразумевающего постоянное совершенствование знаний, умений и навыков, является преемственность между ступенями образовательной школы. При этом преемственность следует понимать как основу поступательного развития, установление связи между новым и старым знанием. В сложившейся на сегодняшний день российской системе образования наблюдается хаотизация целей (и соответственно, отсутствие программ, общей системы оценивания) на стыках различных этапов обучения. Проблема преемственности в образовании на современном этапе является актуальной и находит своё отражение в исследованиях многих психологов, педагогов и методистов, поскольку данный этап в жизни обучающихся имеет важное значение для успешного дальнейшего обучения и развития. Прежде чем перейти к рассмотрению методики реализации преемственности биологического образования при переходе учащихся с начального на основной общий уровень образования, обратимся к основным методическим идеям.
В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка [3]. Основная цель реализации принципа преемственности в образовании, подразумевающего сохранение и закрепление отдельных преобразованных частей «старого» в «новом», заключается в создании прочных связей между частями учебного предмета для каждой из стадий его изучения.
Анализируя результаты проведённых психолого-педагогических исследований А.А. Кыверялг определил три взаимосвязанных компонента, употребляемых по отношению к понятию «преемственность» в обучении [4]:
- установление чёткой взаимосвязи и правильного соотношения между частями учебного предмета на всех уровнях его изучения;
- организация и введение взаимосвязанных форм, методов и способов усвоения информации;
- формулировка конкретных критериев к оценке знаний учащихся, их уровню подготовки и способности правильно устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Ссылаясь на вышеперечисленные тезисы, можно сделать вывод о том в каких положениях заключены требования к реализации принципа преемственности в изучении отдельного учебного предмета, а именно: разработка и принятие единой системы целей, технологий, содержания обучения, осуществляемой как в усвоении элементов учебно-познавательной деятельности учащихся, так и в методах и технологиях обучения естественнонаучным знаниям [2]. Несмотря на многочисленные исследования по проблеме преемственности, её нельзя считать решённой. Это касается и преемственности естественнонаучного образования при переходе из начальной школы в основную.
В настоящий момент естественнонаучное образование играет ключевую роль в формировании личности, развитии критического мышления и освоении знаний, необходимых для успешной жизни в мире, основанном на науке и технологиях. Естественнонаучная грамотность подразумевает знание фундаментальных основ предметов естественнонаучного цикла, а также предполагает овладение навыками научного мышления, позволяющими применять научный метод для проведения экспериментов, сбора и анализа данных, формулирования гипотез и критического осмысления результатов [9]. Из этого следует, что естественнонаучные знания воспринимаются не только в качестве компонента полноценного современного образования, но и жизненной необходимостью для каждого, поскольку природное окружение человека напрямую влияет на его физическое, эмоциональное и психическое здоровье.
Рассмотрим каким образом реализуется биологическое образование в образовательной школе. На начальном уровне образования естественнонаучные знания отражены в предмете «Окружающий мир». Интегрируя в себе биологические, географические, астрономические, физические, химические знания, данная дисциплина является основой учебных предметов естественнонаучного цикла, которые будут изучаться в основной школе.
При изучении данной учебной дисциплины, рассматриваются не только знания о природе, но также и некоторые вопросы социального плана, представляя младшим школьникам первоначальную картину окружающего их мира с его взаимосвязями. Однако, высокая степень интегративности знаний в одном предмете вызывает у учащихся младшей школы затруднения в определении естественнонаучных знаний, на основе которых, уже в начальной школе возможно сформировать относительно целостную систему понятий, отражающую целостность изучаемых процессов и явлений. Это является одной из основных причин, вызывающих затруднения у учащихся младших классов, при изучении предметов естественнонаучного цикла в основной школе [10].
Особого внимание также требует выбор методов и приёмов обучения. Методы познания природных явлений различны: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование – это объясняется многообразием объектов природы и их изображений (моделей, рисунков, схем). Однако, в начальной школе ведущим методом остаётся наблюдение, тогда как в основной школе акцент делается на развитие исследовательских и проектных навыков, понимание взаимосвязи между явлениями природы. В связи с эти возникает ещё одна сложность, так как у многих учащихся на начальном этапе обучения еще не полностью сформированы навыки самостоятельного поиска информации, что также может затруднить переход на следующий уровень образования.
Принимая во внимание вышеперечисленные тезисы можно утверждать, что среди основных затруднений, возникающих у учащихся при переходе в среднюю школу, можно выделить следующие:
- неприспособленность учащихся к новым условиям учебной деятельности, в связи с изменением условий обучения, образовательной среды, а также увеличением объема и сложности учебного материала;
- интегрированный характер содержания предмета «Окружающий мир»;
- несогласованность содержания обучения, бессистемное усложнение методов, средств, форм организации педагогического процесса, а также отсутствие единой системы критериального оценивания в начальных и средних классах.
Возможность преодоления упомянутых сложностей видится при организации изучения предмета «Биология», и построении уроков с учётом принципа концентрической организации материала, предполагающим совершенствование и углубление материала на основе уже изученного прежде. Выбор системы знаний предполагает выбор значимого общебиологического понятия, которое по своему содержанию выполняло бы системообразующую функцию и позволяло оптимально организовать развитие и усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений школьников [6]. В качестве системообразующего понятия при формировании первоначальных биологических знаний могут быть выбраны следующие понятия: «свойства живого» «обмен веществ и превращение энергии». Взаимосвязь основных теоретических понятий можно представить в виде схемы (см. рисунок 1).
Рис. 1. Взаимосвязь основных теоретических понятий
Чёткое и планомерное формирование системы знаний учащихся открывает им возможность ориентироваться в сложных теоретических обобщениях биологической науки, что в дальнейшем определит продуктивность учебной деятельности на уроке и возможность применения полученных знаний в практических ситуациях. Уроки, построенные с учётом этого принципа, обеспечивают систематичность и последовательность изучения материала, что способствует формированию у учащихся целостной системы знаний.
Добавим также, что обеспечение преемственности естественнонаучного образования может быть реализовано при комплексном использовании следующих средств:
- практика взаимодействия учителей начальной и средней школы, а также администрации учреждения, открывающая возможность предварительно оценить особенности каждого класса;
- актуализация имеющихся знаний, позволяющая учащимися эффективно применять приобретённых ранее знания, умения и навыки в незнакомых условиях. Так, например, создание межпредметных связей естественнонаучных знаний с другими предметами способствует формированию целостного мировоззрения учащихся и развитию их познавательных интересов;
- последовательное использование наглядных и практических методов в обучении окружающего мира и биологии. Например, использование иллюстраций, видео, интерактивных материалов – наглядных методов, наряду с практическими: лабораторные работы, полевые исследования позволят учащимся лучше понять сложные процессы и применять полученные знания на практике;
- создание проблемных ситуаций, рассматриваемых в качестве эффективного способа углубления понимания учебного материала, указывающего возможные противоречия между уже имеющимися знаниями и той информацией, которую учащимся ещё предстоит освоить в ходе обучения [1]. Организация проектной и исследовательской деятельности даёт учащимся возможность применять полученные знания и умения на практике и развивать критическое мышление;
- использование современных образовательных технологий, представляющих собой мощный инструмент индивидуализации обучения, адаптации его к потребностям учащихся. Этим обеспечиваются условия для более эффективного обучения, создание эмоциональной готовности учащихся к восприятию учебной информации.
В заключении отметим, что реализация принципа преемственности биологического образования при переходе с начального на основной общий уровень обучения, позволяет учащимся применять и совершенствовать ранее освоенные знания, умения и навыки и является ключевым аспектом осуществления качественного образовательного процесса. Использование современных педагогических подходов к обучению, создание условий для развития исследовательских и коммуникативных навыков учащихся позволяет реализовать непрерывное, качественное образование, что, в свою очередь, способствует развитию личности и ее успешной интеграции в общество.
Список литературы:
- Аникудимова Е.А. Педагогические условия осуществления преемственности формирования естественнонаучных представлений в современных образовательных системах // Вестник ЧГУ. 2006. №1. С. 301-306.
- Боккин А.С. Преемственность изучения предметов естественно-научного цикла в начальной и средней школе // Современные проблемы науки и образования, 2020. №5. (дата обращения: 20.11.2024).
- Горобец Д.В. Ретроспективный анализ сущности понятия «преемственность» // Проблемы современного педагогического образования, 2018. №58-1. С. 79-82. (дата обращения: 20.11.2024).
- Мендыгалиева А.К. Психологические и дидактические основы преемственности как условие развития школьников // Вестник СВФУ. 2009. №2. C. 44-48. (дата обращения: 20.11.2024).
- Обносов В.Н., Шипилова Е.А. Причины снижения успеваемости детей при переходе из начального в среднее звено обучения // Наука и образование, 2023. Т. 6. №1. (дата обращения: 20.11.2024).
- Организм человека: учебное пособие / Департамент образования г. Москвы, ГБОУ ВПО МГПУ, ИЕСТ; [сост. и авт. вступ. ст.: А.Н. Ховрин]. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. 179 с.
- Перминова Л.М. Естественнонаучная грамотность: дидактический подход // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2016. №4. С. 460-468.
- Петрищева Г.С., Захарюта Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение ученика при переходе из начальной школы в основную школу // Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования»: сб. статей участн-ов Всеросс. науч.-практ. конф. педагогов и психологов, соц. педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 12 апреля 2019 г.) / Отв. ред. М.Б. Исаева, М.В. Папина. Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019. С. 66-69.
- Салямова Ш.Р. «Естественнонаучные знания как объект познания в начальной школе» // Молодой ученый, 2015. №5(85). С. 531-533.
- Самкова В.А. Биология в 5 классе: проблемы преемственности начального и основного образования // Биология в школе, 2015. №1. С. 33-43.
Continuity of natural science education during the transition of students from primary to basic general level of education
Desyatikh A.Y.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Kukushkina Olga Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Natural Sciences, Institute of Natural Sciences and Sports Technologies of the Moscow City University, Candidate of Biological Sciences
Abstract. The article examines the problem of continuity of natural science education during the transition of students from primary to basic education. The difficulties that students may encounter in this process are analyzed, and the issues of using modern educational methods and techniques to ensure the continuity and quality of natural science education are considered.
Keywords: natural science education, initial level of education, basic general level of education, continuity of education, understanding of natural phenomena.
References:
- Anikudimova E.A. Pedagogical conditions for the implementation of continuity in the formation of natural science concepts in modern educational systems // Bulletin of ChSU, 2006. №1.: 301-306.
- Bokkin A.S. Continuity of studying subjects of the natural science cycle in primary and secondary school // Modern problems of science and education. 2020. №5. (date of the address:20.11.2024).
- Gorobets D.V. Retrospective analysis of the essence of the concept of «continuity» // Problems of modern pedagogical education. 2018. №58-1.: 79-82. (date of the address: 20.11.2024).
- Mendygalieva A.K. Psychological and didactic foundations of continuity as a condition for the development of schoolchildren // Bulletin of NEFU. 2009. №2.: 44-48. (date of the address: 20.11.2024).
- Obnosov V.N., Shipilova E.A. Reasons for the Decline in Children's Academic Performance during the Transition from Primary to Secondary Education // Science and Education, 2023. Vol. 6. №1. (date of the address: 20.11.2024).
- The Human Body: A Textbook / Moscow Department of Education, Moscow State Pedagogical Univ., Institute of Esthetic and Applied Sciences; [compiled and authored by A.N. Khovrin]. Moscow: Moscow State Pedagogical Univ., 2014. 179 p.
- Perminova L.M. Scientific Literacy: A Didactic Approach // ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences, 2016. №4.: 460-468.
- Petrishcheva G.S., Zakharyuta N.V. Psychological and Pedagogical Support for Students Transitioning from Primary to Secondary School // Psychological and pedagogical support of students in the educational space: collection of articles by participants in the All-Russian scientific and practical conference of teachers and psychologists, social workers of the education system, young scientists, students and pupils (Biysk, April 12, 2019) / Responsible. editors M.B. Isaev, M.V. Papina. Biysk: AGHPU named after V.M. Shukshin, 2019.: 66-69.
- Salyamova Sh.R. Natural scientific knowledge as an object of cognition in primary school // Young scientist, 2015. №5(85).: 531-533.
- Samkova V.A. Biology in the 5th grade: problems of continuity of primary and basic education // Biology at school, 2015. №1.: 33-43.