Аннотация: В статье исследуется взаимосвязь самооценки и агрессивности у младших школьников, включая детей с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты показывают, что низкая самооценка способствует более высокому уровню агрессии, особенно у детей с ЗПР. Отмечена важность работы над самооценкой для снижения агрессивности и адаптации в образовательной среде. Сделан акцент на практической значимости для инклюзивного образования.

Ключевые слова: самооценка, агрессивность, младшие школьники, дети с ЗПР, инклюзия, психолого-педагогическая работа.

Младший школьный возраст представляет собой ключевой этап в формировании личности ребенка, его адаптации к социальным нормам, установлении межличностных связей и приобретении навыков, необходимых для успешного обучения. В это время дети включаются в школьное сообщество и получают первые важные обязанности. Учащиеся, имеющие различия в уровне развития психических процессов, правилах поведения, ценностных ориентациях, естественной активности и опыте общения с окружающими, начинают строить взаимодействие с педагогами, одноклассниками и обществом в целом. Освоение новых социальных ролей и образовательных задач часто сопровождается у детей состоянием фрустрации. Поскольку у многих из них еще отсутствуют эффективные стратегии преодоления подобных сложностей, педагоги и школьные психологи зачастую сталкиваются с проявлениями агрессии среди учащихся [1], [6].

Актуальность исследования факторов, влияющих на уровень агрессии у младших школьников, особенно у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР), значительно возрастает в современной образовательной системе. В российских школах активно внедряются подходы, предполагающие совместное обучение детей с различными уровнями психического и социального развития. Такое взаимодействие способно оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на их эмоциональное состояние и общее благополучие. Одним из значимых факторов, влияющих на агрессивное поведение, является самооценка. Она формируется в результате многогранного взаимодействия ребенка с внешней средой и отражает его представление о себе в сравнении с ожиданиями общества [8]. Самооценка может быть как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором в эмоциональной регуляции ребенка.

Особенно остро вопрос самооценки встает у детей с ЗПР, для которых характерны трудности в усвоении социальных норм, эмоциональной регуляции и адаптации к школьным требованиям. В связи с этим исследование особенностей агрессивности у младших школьников в зависимости от их уровня самооценки представляет собой важную научную и практическую задачу.

На основе анализа литературы и практического опыта была выдвинута гипотеза, что самооценка оказывает значительное влияние на уровень агрессивности как у детей с ЗПР, так и у нормотипичных детей, однако степень и характер этого влияния различаются. В частности, предполагается, что низкая самооценка у детей с ЗПР связана с повышением уровня агрессии в большей степени, чем у их нормотипичных сверстников. Также выдвигается предположение, что нормотипичные дети с высокой самооценкой демонстрируют более низкие уровни агрессии, чем дети с ЗПР с аналогичным уровнем самооценки. Для проверки гипотезы было проведено исследование в условиях инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы.

В исследовании приняли участие 40 младших школьников в возрасте от 7 до 10 лет ГБОУ Школы №1454 «Тимирязевская». Из них 20 детей с диагностированной ЗПР (12 мальчиков и 8 девочек) и 20 нормотипичных учащихся (9 мальчиков и 11 девочек). Для диагностики самооценки использовалась методика «Лесенка» (В.Г. Щур), которая позволяет оценить, как ребенок оценивает свои способности, значимость и место среди сверстников. Уровень агрессивности изучался с использованием опросника агрессивности Л.Г. Почебут, позволяющего выделить такие шкалы, как вербальная, физическая, предметная, эмоциональная агрессия и самоагрессия. Результаты исследования показали, что различия между группами значимы и подтверждают выдвинутые гипотезы.

Как показано в таблице 1, дети с ЗПР чаще демонстрируют заниженную и низкую самооценку, что наблюдается у 65% участников этой группы (30% – заниженная и 35% – низкая самооценка). В то время как нормотипичные дети чаще проявляют адекватную самооценку (45%), однако и среди них значительное количество детей (35%) имеют заниженную и низкую самооценку. Завышенная самооценка чаще встречалась у нормотипичных детей, где она была зафиксирована у 15% участников, и значительно реже у детей с ЗПР – лишь у 5%.

Таблица 1. Уровень самооценки у нормотипичных детей и детей с ЗПР

Уровень самооценки

Нормотипичные дети (%)

Дети с ЗПР (%)

Завышенная

15

5

Адекватная

45

20

Заниженная

25

30

Низкая

10

35

Резко заниженная

5

10

Данные диагностики агрессивного поведения выявили, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) имеют более высокий уровень агрессии в сравнении с их нормотипичными сверстниками (см. таблицу 2, рисунок 1).

Таблица 2. Средний уровень агрессивности по группам

Группа

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

Нормотипичные дети

3,3

3,2

2,8

3,8

2,6

Дети с ЗПР

4,5

5,0

4,2

6,6

6,1

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются более высокие показатели агрессивности по всем шкалам, что отражает их сложности в эмоциональной регуляции, адаптации и взаимодействии с окружающими. Эмоциональная агрессия (6,6) и самоагрессия (6,1) особенно выражены в этой группе, что может свидетельствовать о внутренних переживаниях, связанных с трудностями общения и самопринятием.

Нормотипичные дети демонстрируют значительно более низкие показатели агрессивности, что указывает на их лучшую адаптацию и способность к социальному взаимодействию. Наибольшие значения у этой группы наблюдаются по шкале эмоциональной агрессии (3,8), но даже этот показатель находится в пределах средней степени агрессивности.

Рис. 1. Сравнение уровня агрессивности по шкалам у нормотипичных детей и детей с ЗПР

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень психического развития ребёнка оказывает значительное влияние на выраженность различных типов агрессивности. Повышенные показатели агрессии у детей с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлены недостаточно сформированными навыками эмоциональной регуляции и ограниченными возможностями адаптации в коллективе.

Результаты исследования агрессивности и самооценки у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нормотипичных детей подтверждают гипотезу о различиях в уровнях агрессивности в зависимости от самооценки и психического развития.

Рис. 2. Уровень агрессии по шкалам у нормотипичных детей в зависимости от уровня самооценки

У нормотипичных детей уровень агрессивности по всем шкалам остается сравнительно низким при завышенной и адекватной самооценке, что свидетельствует о более развитых механизмах адаптации (см. рисунок 2). Однако при снижении самооценки показатели агрессии постепенно увеличиваются, особенно по шкалам эмоциональной агрессии и самоагрессии, но остаются в пределах среднего уровня агрессивности.

В группе детей с ЗПР все показатели агрессивности растут при снижении уровня самооценки (см. рисунок 3). Особенно высокие значения фиксируются в случаях низкой и резко заниженной самооценки, что демонстрирует высокий уровень эмоциональной уязвимости и меньшую адаптационную способность этих детей.

Рис. 3. Уровень агрессии по шкалам у детей с ЗПР в зависимости от уровня самооценки

Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что нормотипичные дети с высокой самооценкой показывают более низкие уровни агрессии, чем дети с задержкой психического развития (ЗПР), обладающие аналогичным уровнем самооценки.

Результаты проведенного исследования подтвердили значимость самооценки как важного фактора, влияющего на уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста, включая детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выявлено, что у детей с ЗПР уровень агрессии тесно связан с их самооценкой, и, в частности, низкая самооценка является одним из основных факторов, способствующих проявлениям агрессивности. В то же время, среди нормотипичных детей высокая самооценка способствует снижению агрессивности, что подтверждает гипотезу о роли самооценки как ключевого механизма в регулировании агрессивного поведения.

Результаты анализа уровней агрессии по различным показателям (вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии и самоагрессии) продемонстрировали, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) и низкой самооценкой показывают более высокие значения по всем шкалам агрессивности в сравнении с их нормотипичными сверстниками. В то же время, у детей с высокой самооценкой, независимо от их психического развития, уровень агрессии оказался значительно ниже. Эти данные подтверждают гипотезу о существовании взаимосвязи между высокой самооценкой и более низкими показателями агрессивности.

Эти результаты подчеркивают важность работы с самооценкой детей в процессе их образовательного и социального развития. Педагоги и психологи должны осознавать, что агрессия, особенно у детей с ЗПР, может быть связана с низким уровнем самооценки и дефицитом навыков эмоциональной регуляции. Поддержка в формировании адекватной самооценки, обучение детей конструктивным способам общения и разрешения конфликтов являются необходимыми компонентами психолого-педагогического сопровождения, как для детей с ЗПР, так и для нормотипичных школьников [7].

Результаты нашего исследования имеют значительную практическую ценность для разработки эффективных методов работы с детьми, особенно в контексте инклюзивного образования. Важно создавать такую образовательную среду, которая способствует не только развитию учебных навыков, но и гармонизации личностного роста, обеспечивая пространство для формирования здоровой самооценки и адекватного восприятия себя и окружающих [3]. Инклюзивное образование должно опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит минимизировать проявления агрессивности и помочь детям эффективно адаптироваться к школьной жизни.

В заключение следует отметить, что на основе полученных данных возможно создание более эффективных программ психолого-педагогической работы, направленных на формирование позитивной самооценки у детей с ЗПР, а также на развитие навыков саморегуляции и социальных взаимодействий. Важно продолжать исследования в этой области, чтобы более детально изучить механизмы влияния самооценки на поведение детей и разработать методики, которые могут быть использованы для коррекции агрессивных проявлений и улучшения адаптации детей в школьной среде.

Список литературы:

  1. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2009. 216 с.
  2. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1980. №4. С. 90-99.
  3. Кочнева Е.М., Зайцева Д.С., Алимирзоева Л.М. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. Т. 9. №3. (дата обращения: 01.12.2024).
  4. Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков // Народ. образование, 2005. №8. С. 193-195.
  5. Нуриманова Ф.К., Хаматнурова А.А. Исследование проблемы агрессивности младших школьников // Теория и практика современной науки. 2019. №5(47). (дата обращения: 01.12.2024).
  6. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
  7. Фадеева О.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников // Экономика и социум. 2019. №1-2(56). (дата обращения: 01.12.2024).
  8. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа, 2003. №10. С. 99-102.

The Impact of Self-Esteem on Aggressiveness in Primary School Children

Kurochkina Y.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article examines the relationship between self-esteem and aggressiveness in younger schoolchildren, including children with developmental delay. The results show that low self-esteem contributes to a higher level of aggression, especially in children with developmental delay. The importance of working on self-esteem to reduce aggression and adaptation in the educational environment was noted. The emphasis is placed on the practical importance for inclusive education.
Keywords: self-esteem, aggressiveness, primary school children, children with developmental delay, inclusion, psychological and pedagogical work.

References:

  1. Dolgova A.G. Aggression in children of primary school age. Diagnosis and correction. Moscow: Genesis, 2009. 216 p.
  2. Zakharova A.V., Andrushchenko T.Y. The study of self-esteem of younger schoolchildren in educational activities // Questions of psychology, 1980. №4.: 90-99.
  3. Kochneva E.M., Zaitseva D.S., Alimirzoeva L.M. Psychological and pedagogical prevention and correction of non-constructive forms of behavior of younger schoolchildren // Mir nauki. Pedagogy and Psychology, 2021 Vol. 9. №3. (date of the address: 01.12.2024).
  4. Kudryavtseva L. Typology of aggression in children and adolescents // Narod. education, 2005. №8.: 193-195.
  5. Nurimanova F.K., Khamatnurova A.A. Investigation of the problem of aggressiveness of younger schoolchildren // Theory and practice of modern science, 2019. №5(47). (date of the address: 01.12.2024).
  6. Platonova N.M. Aggression in children and adolescents: A textbook. St. Petersburg: Speech, 2006. 336 p.
  7. Fadeeva O.A. Formation of adequate self-esteem of younger schoolchildren // Economics and society, 2019. №1-2(56). (date of the address: 01.12.2024).
  8. Fomina L.Yu. What influences the formation of self-esteem of younger schoolchildren // Elementary school, 2003. №10.: 99-102.