Аннотация: В статье исследуется взаимосвязь самооценки и агрессивности у младших школьников, включая детей с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты показывают, что низкая самооценка способствует более высокому уровню агрессии, особенно у детей с ЗПР. Отмечена важность работы над самооценкой для снижения агрессивности и адаптации в образовательной среде. Сделан акцент на практической значимости для инклюзивного образования.
Ключевые слова: самооценка, агрессивность, младшие школьники, дети с ЗПР, инклюзия, психолого-педагогическая работа.
Младший школьный возраст представляет собой ключевой этап в формировании личности ребенка, его адаптации к социальным нормам, установлении межличностных связей и приобретении навыков, необходимых для успешного обучения. В это время дети включаются в школьное сообщество и получают первые важные обязанности. Учащиеся, имеющие различия в уровне развития психических процессов, правилах поведения, ценностных ориентациях, естественной активности и опыте общения с окружающими, начинают строить взаимодействие с педагогами, одноклассниками и обществом в целом. Освоение новых социальных ролей и образовательных задач часто сопровождается у детей состоянием фрустрации. Поскольку у многих из них еще отсутствуют эффективные стратегии преодоления подобных сложностей, педагоги и школьные психологи зачастую сталкиваются с проявлениями агрессии среди учащихся [1], [6].
Актуальность исследования факторов, влияющих на уровень агрессии у младших школьников, особенно у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР), значительно возрастает в современной образовательной системе. В российских школах активно внедряются подходы, предполагающие совместное обучение детей с различными уровнями психического и социального развития. Такое взаимодействие способно оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на их эмоциональное состояние и общее благополучие. Одним из значимых факторов, влияющих на агрессивное поведение, является самооценка. Она формируется в результате многогранного взаимодействия ребенка с внешней средой и отражает его представление о себе в сравнении с ожиданиями общества [8]. Самооценка может быть как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором в эмоциональной регуляции ребенка.
Особенно остро вопрос самооценки встает у детей с ЗПР, для которых характерны трудности в усвоении социальных норм, эмоциональной регуляции и адаптации к школьным требованиям. В связи с этим исследование особенностей агрессивности у младших школьников в зависимости от их уровня самооценки представляет собой важную научную и практическую задачу.
На основе анализа литературы и практического опыта была выдвинута гипотеза, что самооценка оказывает значительное влияние на уровень агрессивности как у детей с ЗПР, так и у нормотипичных детей, однако степень и характер этого влияния различаются. В частности, предполагается, что низкая самооценка у детей с ЗПР связана с повышением уровня агрессии в большей степени, чем у их нормотипичных сверстников. Также выдвигается предположение, что нормотипичные дети с высокой самооценкой демонстрируют более низкие уровни агрессии, чем дети с ЗПР с аналогичным уровнем самооценки. Для проверки гипотезы было проведено исследование в условиях инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы.
В исследовании приняли участие 40 младших школьников в возрасте от 7 до 10 лет ГБОУ Школы №1454 «Тимирязевская». Из них 20 детей с диагностированной ЗПР (12 мальчиков и 8 девочек) и 20 нормотипичных учащихся (9 мальчиков и 11 девочек). Для диагностики самооценки использовалась методика «Лесенка» (В.Г. Щур), которая позволяет оценить, как ребенок оценивает свои способности, значимость и место среди сверстников. Уровень агрессивности изучался с использованием опросника агрессивности Л.Г. Почебут, позволяющего выделить такие шкалы, как вербальная, физическая, предметная, эмоциональная агрессия и самоагрессия. Результаты исследования показали, что различия между группами значимы и подтверждают выдвинутые гипотезы.
Как показано в таблице 1, дети с ЗПР чаще демонстрируют заниженную и низкую самооценку, что наблюдается у 65% участников этой группы (30% – заниженная и 35% – низкая самооценка). В то время как нормотипичные дети чаще проявляют адекватную самооценку (45%), однако и среди них значительное количество детей (35%) имеют заниженную и низкую самооценку. Завышенная самооценка чаще встречалась у нормотипичных детей, где она была зафиксирована у 15% участников, и значительно реже у детей с ЗПР – лишь у 5%.
Таблица 1. Уровень самооценки у нормотипичных детей и детей с ЗПР
Уровень самооценки |
Нормотипичные дети (%) |
Дети с ЗПР (%) |
Завышенная |
15 |
5 |
Адекватная |
45 |
20 |
Заниженная |
25 |
30 |
Низкая |
10 |
35 |
Резко заниженная |
5 |
10 |
Данные диагностики агрессивного поведения выявили, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) имеют более высокий уровень агрессии в сравнении с их нормотипичными сверстниками (см. таблицу 2, рисунок 1).
Таблица 2. Средний уровень агрессивности по группам
Группа |
Вербальная агрессия |
Физическая агрессия |
Предметная агрессия |
Эмоциональная агрессия |
Самоагрессия |
Нормотипичные дети |
3,3 |
3,2 |
2,8 |
3,8 |
2,6 |
Дети с ЗПР |
4,5 |
5,0 |
4,2 |
6,6 |
6,1 |
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются более высокие показатели агрессивности по всем шкалам, что отражает их сложности в эмоциональной регуляции, адаптации и взаимодействии с окружающими. Эмоциональная агрессия (6,6) и самоагрессия (6,1) особенно выражены в этой группе, что может свидетельствовать о внутренних переживаниях, связанных с трудностями общения и самопринятием.
Нормотипичные дети демонстрируют значительно более низкие показатели агрессивности, что указывает на их лучшую адаптацию и способность к социальному взаимодействию. Наибольшие значения у этой группы наблюдаются по шкале эмоциональной агрессии (3,8), но даже этот показатель находится в пределах средней степени агрессивности.
Рис. 1. Сравнение уровня агрессивности по шкалам у нормотипичных детей и детей с ЗПР
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень психического развития ребёнка оказывает значительное влияние на выраженность различных типов агрессивности. Повышенные показатели агрессии у детей с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлены недостаточно сформированными навыками эмоциональной регуляции и ограниченными возможностями адаптации в коллективе.
Результаты исследования агрессивности и самооценки у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нормотипичных детей подтверждают гипотезу о различиях в уровнях агрессивности в зависимости от самооценки и психического развития.
Рис. 2. Уровень агрессии по шкалам у нормотипичных детей в зависимости от уровня самооценки
У нормотипичных детей уровень агрессивности по всем шкалам остается сравнительно низким при завышенной и адекватной самооценке, что свидетельствует о более развитых механизмах адаптации (см. рисунок 2). Однако при снижении самооценки показатели агрессии постепенно увеличиваются, особенно по шкалам эмоциональной агрессии и самоагрессии, но остаются в пределах среднего уровня агрессивности.
В группе детей с ЗПР все показатели агрессивности растут при снижении уровня самооценки (см. рисунок 3). Особенно высокие значения фиксируются в случаях низкой и резко заниженной самооценки, что демонстрирует высокий уровень эмоциональной уязвимости и меньшую адаптационную способность этих детей.
Рис. 3. Уровень агрессии по шкалам у детей с ЗПР в зависимости от уровня самооценки
Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что нормотипичные дети с высокой самооценкой показывают более низкие уровни агрессии, чем дети с задержкой психического развития (ЗПР), обладающие аналогичным уровнем самооценки.
Результаты проведенного исследования подтвердили значимость самооценки как важного фактора, влияющего на уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста, включая детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выявлено, что у детей с ЗПР уровень агрессии тесно связан с их самооценкой, и, в частности, низкая самооценка является одним из основных факторов, способствующих проявлениям агрессивности. В то же время, среди нормотипичных детей высокая самооценка способствует снижению агрессивности, что подтверждает гипотезу о роли самооценки как ключевого механизма в регулировании агрессивного поведения.
Результаты анализа уровней агрессии по различным показателям (вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии и самоагрессии) продемонстрировали, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) и низкой самооценкой показывают более высокие значения по всем шкалам агрессивности в сравнении с их нормотипичными сверстниками. В то же время, у детей с высокой самооценкой, независимо от их психического развития, уровень агрессии оказался значительно ниже. Эти данные подтверждают гипотезу о существовании взаимосвязи между высокой самооценкой и более низкими показателями агрессивности.
Эти результаты подчеркивают важность работы с самооценкой детей в процессе их образовательного и социального развития. Педагоги и психологи должны осознавать, что агрессия, особенно у детей с ЗПР, может быть связана с низким уровнем самооценки и дефицитом навыков эмоциональной регуляции. Поддержка в формировании адекватной самооценки, обучение детей конструктивным способам общения и разрешения конфликтов являются необходимыми компонентами психолого-педагогического сопровождения, как для детей с ЗПР, так и для нормотипичных школьников [7].
Результаты нашего исследования имеют значительную практическую ценность для разработки эффективных методов работы с детьми, особенно в контексте инклюзивного образования. Важно создавать такую образовательную среду, которая способствует не только развитию учебных навыков, но и гармонизации личностного роста, обеспечивая пространство для формирования здоровой самооценки и адекватного восприятия себя и окружающих [3]. Инклюзивное образование должно опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит минимизировать проявления агрессивности и помочь детям эффективно адаптироваться к школьной жизни.
В заключение следует отметить, что на основе полученных данных возможно создание более эффективных программ психолого-педагогической работы, направленных на формирование позитивной самооценки у детей с ЗПР, а также на развитие навыков саморегуляции и социальных взаимодействий. Важно продолжать исследования в этой области, чтобы более детально изучить механизмы влияния самооценки на поведение детей и разработать методики, которые могут быть использованы для коррекции агрессивных проявлений и улучшения адаптации детей в школьной среде.
Список литературы:
- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2009. 216 с.
- Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1980. №4. С. 90-99.
- Кочнева Е.М., Зайцева Д.С., Алимирзоева Л.М. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. Т. 9. №3. (дата обращения: 01.12.2024).
- Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков // Народ. образование, 2005. №8. С. 193-195.
- Нуриманова Ф.К., Хаматнурова А.А. Исследование проблемы агрессивности младших школьников // Теория и практика современной науки. 2019. №5(47). (дата обращения: 01.12.2024).
- Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
- Фадеева О.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников // Экономика и социум. 2019. №1-2(56). (дата обращения: 01.12.2024).
- Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа, 2003. №10. С. 99-102.
The Impact of Self-Esteem on Aggressiveness in Primary School Children
Kurochkina Y.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Abstract. The article examines the relationship between self-esteem and aggressiveness in younger schoolchildren, including children with developmental delay. The results show that low self-esteem contributes to a higher level of aggression, especially in children with developmental delay. The importance of working on self-esteem to reduce aggression and adaptation in the educational environment was noted. The emphasis is placed on the practical importance for inclusive education.
Keywords: self-esteem, aggressiveness, primary school children, children with developmental delay, inclusion, psychological and pedagogical work.
References:
- Dolgova A.G. Aggression in children of primary school age. Diagnosis and correction. Moscow: Genesis, 2009. 216 p.
- Zakharova A.V., Andrushchenko T.Y. The study of self-esteem of younger schoolchildren in educational activities // Questions of psychology, 1980. №4.: 90-99.
- Kochneva E.M., Zaitseva D.S., Alimirzoeva L.M. Psychological and pedagogical prevention and correction of non-constructive forms of behavior of younger schoolchildren // Mir nauki. Pedagogy and Psychology, 2021 Vol. 9. №3. (date of the address: 01.12.2024).
- Kudryavtseva L. Typology of aggression in children and adolescents // Narod. education, 2005. №8.: 193-195.
- Nurimanova F.K., Khamatnurova A.A. Investigation of the problem of aggressiveness of younger schoolchildren // Theory and practice of modern science, 2019. №5(47). (date of the address: 01.12.2024).
- Platonova N.M. Aggression in children and adolescents: A textbook. St. Petersburg: Speech, 2006. 336 p.
- Fadeeva O.A. Formation of adequate self-esteem of younger schoolchildren // Economics and society, 2019. №1-2(56). (date of the address: 01.12.2024).
- Fomina L.Yu. What influences the formation of self-esteem of younger schoolchildren // Elementary school, 2003. №10.: 99-102.