Аннотация. Смешанное обучение с возможностью применения новых информационно-коммуникационных технологий перспективно в современном мире. В работе проанализированы возможности смешанного обучения для развития письма у студентов нелингвистических вузов. Разработанный автором онлайн-компонент «Погружение», размещенный на сайте автора, оказывает положительное влияние на развитие письма у студентов нелингвистических вузов, о чем свидетельствуют ход и результаты эксперимента.
Ключевые слова: смешанное обучение, онлайн-компонент, письмо, коммуникация.
Новые вызовы и реалии требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Значение иностранного языка для студентов нелингвистических специальностей возросло, ведь для специалиста язык – мощный инструмент для профессионального роста и развития [8]. Иноязычная коммуникативная компетенция обучающихся нелингвистических вузов является востребованной и позволяет студентам быть готовым общаться на своем родном и иностранном языках. При этом создается и выстраивается диалог, работа становится эффективной и достигается поставленная цель [2].
В современном мире существует педагогическая потребность в повышении эффективности развивающего обучения, что возможно с помощью применения новых информационно-коммуникационных технологий в образовании. Особенно следует отметить перспективы смешанного обучения. М.О. Комилова определяет смешанное обучение как метод обучения, сочетающий традиционное очное обучение с технологиями [6]. Отметим, что два компонента смешанного обучения – онлайн и офлайн формируются как комплексная работающая система [7]. На данном этапе смешанное обучение становится ведущим форматом учебной деятельности, так как обладает потенциалом для реализации образовательных технологий и методических приемов, которые могут быть успешно и органично внедрены в учебный процесс практически в любой профессиональной сфере [1], при этом эффективно сочетание возможностей дистанционного обучения и очного нахождения участников учебного процесса. В рамки смешанного обучения возможно включить различные виды информационных технологий, которые делают образовательный процесс приспособленным под индивидуальные потребности и способности каждого студента [10]. В последние годы наблюдается рост интереса к смешанному обучению, о чем свидетельствует, в частности, увеличение количества научных статей на эту тему [3].
Широкое применение современных средств коммуникации привело, к тому, что роль письма в обучении иностранному языку повысилась. Письмо мы рассматриваем, как вид речевой деятельности. Результат коммуникации автора с адресатом будет успешнее, чем лучше написан текст – результат письма. Одной из целей обучения иностранному языку в вузе является развитие умений выражать мысли в письменной форме на иностранном языке, что является актуальным умением для технических специалистов в современном мире. Письменная речь использует механизмы устной речи, добавляя к ним новые, характерные графической форме выражения мыслей. Отметим, что для письменной речи присущи обоснованность и доказательность, полнота и детальность изложения. Обычно отмечают следующие особенности, которые присущи письму – полноту, обоснованность, строгость из-за отсутствия выразительной интонации, высокую сложность структуры, свой набор речевых средств и многое другое [11]. Отметим также, что такому сложному виду речевой деятельности необходимо обучать, учитывая все вышеперечисленные особенности.
Современное образование подвержено цифровым преобразованиям, что определяет необходимость создания эффективных методик преподавания с применением цифровых инструментов, для создания эффекта погружения в иноязычную среду [4], [5], [9], [12]. Отметим, что в иноязычном образовании возможности использования технологий смешанного обучения являются недостаточно изученными, значимых педагогических исследований, результирующих в хорошо разработанном дидактическом материале, который можно реализовать в смешанном формате, направленном на развитие письма студентов нами не выявлено.
Авторами разработан онлайн-компонент «Погружение», включающий в себя систему поддерживающих упражнений для развития навыков письма, а именно навыков написания эссе (для экзамена в формате IELTS) и статьи (для экзамена в формате FCE и CPE). Применение онлайн-компонента основано на преимуществах методов смешанного обучения для обучения письма студентов нелингвистических вузов. Разработанный комплекс преподаватель может использовать в своей работе в качестве онлайн-компонента при смешанном обучении иностранному языку. На рисунке 1 представлена страница онлайн-компонента «Погружение».
Рис. 1. Страница онлайн-компонента «Погружение»
Комплекс разработанных упражнений онлайн-компонента «Погружение» авторы разместили на собственном сайте, созданном на конструкторе сайтов Tilda. Навигация на сайте понятна и удобна. С каждого модуля можно попасть в основное меню и перейти на любой модуль. Информация изучается студентами с персонажами Mr Crab и Mr Octopus, что показывает полное «погружение» в данную сферу. Система заданий размещена на сайте по модулям.
Модуль 1. Что такое эссе/статья? Модуль включает в себя ознакомительные упражнения. На странице данного модуля приведены примеры эссе/статей. Отмечены отличительные особенностей эссе/статьи.
Модуль 2. Структура эссе/статьи. В данном модуле проводится отработка структуры эссе/статьи. Приводится пример с разобранной структурой эссе/статьи. На рисунке 2 показана страница данного модуля.
Рис. 2. Страница модуля «Структура эссе» онлайн-компонента «Погружение»
Модуль 3. Содержание. На странице записано содержание вступления, основной части, заключения эссе/статьи. Проводится отработка написания контента.
Модуль 4. Грамматика для написания статьи. В модуле рассматриваются грамматические структуры: условные предложения; параллельные конструкции. Приведены подготовительные упражнения на грамматику.
Модуль 5. Лексика, которая используется в эссе/статьях. На странице даются подготовительные упражнения на лексику.
Модуль 6. Как написать эссе/статью? На странице модуля описаны этапы написания эссе/статьи: планирование, написание, проверка. Вывод в речь в знакомой/незнакомой речевой ситуации.
В конце каждого модуля есть кнопка, которая ведет на тестовые задания по данному модулю, в результате выполнения которых учащиеся могут узнать степень освоения данного вопроса.
Авторами была проведена апробация раздела по написанию эссе со студентами 3 курса Института компьютерных наук Научно-исследовательского технологического университета «МИСИС».
Опираясь на теоретические основы обучения письму на иностранном языке, авторы разработали тест, который определял знания, умения, навыки студентов по написанию эссе на английском языке в формате IELTS. Вопросы теста проверяли знания студентов о том, что такое эссе, как организована структура эссе, какую лексику необходимо использовать при написании эссе, какие грамматические конструкции используются при написании эссе, какие типы эссе бывают, чем они отличаются, что имеют общего. Тест был разработан авторами исследования на платформе onlinetestpad. Средний процент правильных ответов составил 53,9 %, что говорит о недостаточной степени сформированности умений и навыков написания эссе на английском языке.
Затем на очном занятии со студентами была проведена консультация по работе с онлайн-компонентом «Погружение», с разделами модуля «Эссе» и было рекомендовано ознакомление с информацией, содержащейся на модуле онлайн-компонента «Погружение» самостоятельно, как с теоретическими материалами, так и с практическими тестами.
Для получения обратной связи по работе с онлайн-компонентом «Погружение» студентам, которые принимали участие в эксперименте, было предложено пройти опрос. Как показывают результаты опроса, 86% обучающихся обратились дома к материалам сайта, а 30% из них подробно изучили информацию и прошли несколько тестов.
После ознакомления обучающихся с информацией, представленной на сайте онлайн-компонента «Погружение», было проведено повторное тестирование студентов очно на занятии. Средний процент правильных ответов составил 71,5 %. На рисунке 3 представлена сравнительная диаграмма верно выполненных заданий теста.
Рис. 3. Сравнительная диаграмма выполненных заданий
Анализ результатов повторного тестирования показал, что применение онлайн-компонента в работе со студентами в формате смешанного обучения приводит к положительной динамике контрольных результатов по основным моментам подготовки студентов к письму на экзамене, в частности к написанию эссе.
Таким образом, система поддерживающих упражнений, разработанная и представленная в виде разделов образовательного онлайн-компонента «Погружение» на сайте авторов, оказывает положительное влияние на развитие письма у студентов нелингвистических вузов, о чем свидетельствуют ход и результаты эксперимента. При этом использование онлайн-компонента в образовательном процессе в формате смешанного обучения доказало свою эффективность. Отметим, что разработанные разделы компонента «Погружение» рекомендуется использовать в работе педагогам высшей школы в качестве онлайн компонента при смешанном обучении английскому языку студентов нелингвистических вузов, так как эмпирически было установлено, что применение разделов положительно влияет на развитие письма у студентов нелингвистических вузов. Авторы видят перспективы в дальнейшем проведении исследования по расширению спектра разделов онлайн-компонента «Погружения» для развития других типов письма, а также для развития других видов речевой деятельности при обучении иностранному языку студентов нелингвистических вузов в смешанном формате.
Список литературы:
- Алексеева Е.А., Бурякова С.Ю. Смешанное обучение иностранному языку с переходом в онлайн-формат: стратегии гибридизации и образовательные технологии // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2020. №4(48). С. 75-87.
- Богданова A.И. Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических направлений под-готовки / А.И. Богданова, А.В. Веретенникова, У.В. Солдатова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №1(33). С. 68-78. (дата обращения: 07.12.2023).
- Волегжанина И.С., Жарикова Е.Г. Смешанное обучение как подход в преподавании иностранного языка в отраслевом университете // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №.12-2. С. 180-186.
- Джабраилова З.С.Э., Дзейтова М.М. Развитие умений письменной речи в процессе обучения иностранному языку в высшей школе // Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании. 2020. С. 51-56.
- Зиятдинова Н.А., Швайко И.В. Особенности использования технологии смешанного обучения в обучении иностранному языку в техническом вузе // Межкультурная коммуникация в образовательном пространстве. 2020. С. 43-49.
- Комилова М.О. Смешанное обучение в современном образовательном пространстве // FAN, TA’LIM VA AMALIYOT INTEGRATSIYASI, 2022. Т. 3, вып. 2. С. 8-13.
- Коновалова О.В. Методические аспекты развития умения говорения студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения // Вестник ТГУ. 2022. №4. (дата обращения: 07.12.2023).
- Лихачева О.Н. О коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // International scientific research 2017: Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции, Москва, 19 ноября 2017 года. М.: Научный центр «Олимп», 2017. С. 419-420.
- Назаренко А.Л. К вопросу о цифровизации (лингвистического) образования // Актуальные вопросы цифровизации лингвистического образования в вузе: материалы I Международной научно-практической конференции, Москва, 07-08 июня 2021 года / МГУ имени М.В. Ломоносова. Том 1. М.: ООО «Издательство «НАУКА», 2022. С. 8-13.
- Налимова И.С., Валеев А.А. Возможности информационных технологий при смешанном обучении профессионально-направленному иностранному языку на неязыковых факультетах // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2(27). (дата обращения: 07.12.2023).
- Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
- Проектирование средств обучения в цифровой образовательной среде (английский язык) / Material Design in Digital Environments (English): учебник / Е.Н. Щавелева, Т.В. Потемкина, Л.В. Бондарева [и др.]. М.: Издательский Дом НИТУ «МИСиС», 2022. 215 с.
The application of blended learning for the development of writing skills in students of non-linguistic universities
Varzina I.A.,
undergraduate of 1 course of the National University of Science and Technology, Moscow
Research supervisor:
Arutyunova-Yastrebkova Elza Vladimirovna,
Associate Professor at the Institute of Basic Education, National University of Science and Technology, PhD in Philology
Abstract. Blended learning with the potential for applying new information and communication technologies is promising in the modern world. This paper analyzes the possibilities of blended learning for the development of writing skills in students of non-linguistic universities. The online component «Immersion», developed by the author and hosted on the author's website, has a positive impact on the development of writing skills in students of non-linguistic universities, as evidenced by the process and results of the experiment.
Keywords: blended learning, online component, writing, communication.
References:
- Alekseeva E.A., Buryakova S.Yu. Blended learning of a foreign language with a transition to an online format: hybridization strategies and educational technologies // Modern Linguistic and Didactic Research. 2020. №4(48).: 75-87.
- Bogdanova A.I. Development of professional foreign language communicative competence in students of non-linguistic specializations / A.I. Bogdanova, A.V. Veretennikova, U.V. Soldatova // Professional Education in Russia and Abroad. 2019. №1(33).: 68-78. (date of the address: 07.12.2023).
- Volegzhanina I.S., Zharikova E.G. Blended learning as an approach to teaching a foreign language at an industry-specific university // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. №12-2.: 180-186.
- Dzhabrailova Z.S.E., Dzeitova М.М. Developing writing skills in the process of foreign language learning in higher education // Cognitive-Discursive Space in Modern Humanities Knowledge. 2020.: 51-56.
- Ziyatdinova N.A., Shvaiko I.V. Features of using blended learning technology in teaching a foreign language at a technical university // Intercultural Communication in the Educational Space. 2020.: 43-49.
- Komilova M.O. Blended learning in the modern educational environment // FAN, TA’LIM VA AMALIYOT INTEGRATSIYASI, 2022. Vol. 3, issue 2.: 8-13.
- Konovalova O.V. Methodological aspects of developing students' speaking skills in the foreign language department under blended learning conditions // Bulletin of TGU. 2022. №4. (date of the address: 07.12.2023).
- Likhacheva O.N. On communicative competence in foreign language classes at non-linguistic universities // International Scientific Research 2017: Proceedings of the XXVI International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 19, 2017. Moscow: Scientific Center «Olymp», 2017.: 419-420.
- Nazarenko A.L. On the issue of digitalization in (linguistic) education // Current Issues of Digitalization of Linguistic Education in Higher Education: Materials of the I International Scientific and Practical Conference, Moscow, June 07-08, 2021 / Lomonosov Moscow State University. Vol. 1. Moscow: Publishing House «NAUKA», 2022.: 8-13.
- Nalimova I.S., Valeev А.А., The potential of information technologies in blended learning of professionally oriented foreign languages in non-linguistic faculties // ANI: Pedagogy and Psychology. 2019. №2(27). (date of the address: 07.12.2023).
- Passov E.I., Kuzovleva N.E. Fundamentals of Communicative Theory and Technology of Foreign Language Education: A Teaching Manual for Russian Language Teachers. Moscow: Russian Language. Courses, 2010. 568 p.
- Material Design in Digital Environments (English): Textbook / E.N. Shchaveleva, T.V. Potemkina, L.V. Bondareva [et al.]. Moscow: Publishing House of NITU «MISIS», 2022. 215 p.