Аннотация. В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в инклюзивном образовательном учреждении. Дан анализ состояния психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна, представлены результаты изучения уровня познавательного развития, а также социометрического статуса детей с синдромом Дауна в группе. На основе результатов эксперимента сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для успешного сопровождения детей с синдромом Дауна.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольники с синдромом Дауна.

Инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это ключевой аспект развития современного общества, которое стремится создать равные возможности для всех. Для реализации качественного образования детям с ОВЗ обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение в образовательных организациях [6], [7]. 

Дети с синдромом Дауна, по данным благотворительного фонда «Даунсайд Ап», – одна из распространенных групп детей с нарушениями развития (1:800 новорожденных). В настоящее время все большее количество таких детей воспитываются в своих семьях и нуждаются в психолого-педагогической помощи в дошкольном учреждении по месту жительства.

М.В. Браткова, С.Б. Лазуренко, И.Ю. Левченко, Т.П. Есипова, О.Г. Приходько, Е.А. Стребелева и другие указывают, что адаптация в обществе таких детей в большой степени обусловлена эффективностью ранней коррекционно-педагогической помощи таким детям, поэтому так важно дошкольное образование [1], [4].

В настоящее время недостаточно отработан механизм разработки психолого-педагогического сопровождения для разных категорий детей с нарушениями развития в условиях инклюзивной образовательной организации [2].

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в дошкольной инклюзивной организации.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2094» (дошкольная образовательная площадка № 4 (ДОП-4). В группе всего 28 человек, среди них 22 ребенка с условно нормальным развитием и 6 детей с синдромом Дауна (3 мальчика и 3 девочки средней группы (возраст от 4 до 5 лет). Все дети с синдромом Дауна воспитываются в условиях инклюзии на протяжении 1 года.

Экспериментальная работа проходила в два этапа. На первом этапе анализировалось состояние психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в детском саду. Была проанализирована документация, информация, размещенная на сайте организации, результаты проведенного наблюдения.

На втором этапе оценивался уровень познавательного развития детей с синдромом Дауна. С этой целью была использована методика психолого-педагогического обследования Е.А. Стребелевой для детей дошкольного возраста 3-5 лет. [5]. Также выявлялся социометрический статус детей в группе. Для этого была использована методика «Секрет».

Анализ созданных для этих детей специальных условий позволяет утверждать, что для них созданы удовлетворительные условия, эти условия способствуют реализации прав на получение дошкольного образования для детей с ОВЗ. Дети с синдромом Дауна получают образование по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако было отмечено, что не на всех детей есть индивидуальные образовательные маршруты, ориентированные именно на индивидуальные особенности развития. Для этих детей проводятся только групповые занятия - сразу для всех 6 детей.

Результаты психолого-педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровни развития познавательной деятельности у детей (в баллах)

* 1. Включение в ряд (методика А.А. Венгер). 2. Коробка форм. 3. Построй из палочек (лесенка). 4. Сложи разрезную картинку (из четырех частей). 5. Сгруппируй картинки (по цвету и форме). 6. Количественные представления и счет. 7. Сравни (сюжетная картинка «Летом»). 8. Найди время года. 9. Нарисуй целое. 10. Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»). 

Имя исп.

Результаты обследования по методикам*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общ балл

Анна Б.

2

2

3

3

3

2

3

3

2

2

25

Маша К.

2,5

4

2

2

2,5

2,5

2,5

4

2

3

27

Даниэль Р.

2

1

2

3

1

1

1

2

1

1

15

Александр М.

4

4

4

3

3

4

3

4

3

3

35

Ангелина Р.

3

3

2

4

3

4

3

4

3

3

32

Мустафа А.

2

2

3

2

3

3

3

4

2

2

26

Ср

2,6

2,7

2,7

2,8

2,6

2,7

2,6

3,5

2,1

2,3

 

Как можно видеть, большинство детей с синдромом Дауна легче справились с заданием «Найди время года». Почти все дети имеют представления о временах года. Дети с легкостью находили лето и зиму, поясняли что летом «купаются в озере, море», а зимой «катаются на санках, делают снеговика». Дети практически без ошибок объяснили свой выбор.

Хуже всего дети выполнили задание «Нарисуй целое». Уровень сформированности предметного рисунка определялся после нескольких попыток и обучения, ни один ребенок не смог выполнить данное задание с первого раза. Не всегда дети могли принять и понять задание, проанализировать рисунок, однако были обучаемы и нацелены на результат.

Также было сложно детям выполнить задание «Расскажи» (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»). Им было сложно определить временную последовательность событий и обобщить свой практический опыт, тем самым некоторые дети демонстрировали несформированность наглядно-образного мышления. Некоторые дети не понимали цель задания, а также не принимали условия. Остальные задания детьми выполнялись на достаточном уровне (от 2,6 баллов до 2,8 балла).

Таким образом, у большинства детей с синдромом Дауна был обнаружен низкий уровень сформированности познавательной деятельности. Есть трудности восприятия задания и выполнения его самостоятельно.

Результаты социометрии по методике «Секрет» представлены на рис.1.

Рис.1. Распределение социометрического статуса дошкольников, %

Как можно видеть, у пяти дошкольников с синдромом Дауна отмечен  неблагоприятный статус «отвергаемые» У одного ребенка статус «предпочитаемый», поскольку он имеет более высокий интеллект по сравнению с другими детьми с синдромом Дауна, более общительный, спокойный, любознательный, контактный.

Анализируя результаты выборов детей с синдромом Дауна, отметим, что почти все они выбирали лидеров и звезд. Именно им отдавали свои открытки, а друг друга не выбирали.

По результатам проведения социометрии, можно сделать вывод о том, что в целом в группе дошкольников средний уровень взаимоотношений, однако наблюдается дистанцирование с детьми с синдромом Дауна, что касается самих детей с синдромом Дауна, то такие дошкольники напротив, тянутся к популярным и общительным детям, хотят с ними общаться и дружить.

Таким образом, в ходе изучения психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в инклюзивной группе были обнаружены следующие дефициты: отсутствие индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, недостаточная индивидуальная работа с детьми, низкий уровень  включенности детей с синдромом Дауна в детский коллектив, о чем свидетельствуют результаты социометрии.

В ходе исследования были определены условия для эффективного включения детей с синдромом Дауна в инклюзивную группу:

  • организация индивидуальной и групповой коррекционной работы;
  • тесное сотрудничество воспитателей и родителей;
  • воспитание способности к установлению контактов со сверстниками;
  • воспитание правильного поведения и способности к осознанию себя;
  • активное включение детей с синдромом Дауна в коллективную деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна представляет собой единую систему психологической и педагогической поддержки, реализуемой в отношении ребенка и его родителей в целях преодоления сложностей, касающихся образования, воспитания и адаптации в обществе[3], [12].

Таким образом, с помощью исследования было установлено, что успешное инклюзивное образование осуществляется при разработке индивидуальной программы обучения для конкретного ребенка. Реализация задач по общему развитию ребенка осуществляется с помощью различных форм организации детской деятельности в дошкольном учреждении посредством включения игровой, предметной и продуктивной деятельности. Среди основных направлений реализации программы можно выделить работу не только с ребенком с синдромом Дауна, но и воспитателями, и семьей.

Список литературы:

  1. Абрамова И.В. Взаимодействие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования / И.В. Абрамова, Е.В. Золоткова, И.Е. Пушкова // Российский научный журнал. Саратов, 2018. №5(30). С. 153-158.
  2. Архипова Е.Ф. Ребенок с синдромом Дауна в инклюзивной группе ДДО сборник Особый ребенок. 22 с.
  3. Вильшанская А.Д., Доронина Ж.В. Организация обучения детей с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в инклюзивной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. №3. С. 33-43.
  4. Илика О.А. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Вестник науки и образования, 2021. №5-3(118). С. 83-86.
  5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
  6. Яковлева И.М., Титова О.В. Состояние коррекционно-педагогической помощи ребенку с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара. Составители Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Н.Ш. Тюрина. 2015. С. 128-134.
  7. Яковлева И.М. Современные тенденции подготовки педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Региональное образование: современные тенденции. №3(39). С. 126-130.

Psychological and pedagogical support for preschoolers with Down syndrome in an inclusive group

Kandzjuba V. E.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Yakovleva Irina Mikhailovna,
Professor, Department of Special Pedagogy and Comprehensive Rehabilitation, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. The article discusses the issues of inclusion of children with Down syndrome in the preschool group of an educational institution. The analysis of the work already carried out is carried out on the example of a specific kindergarten. The approbation of the introduced individual training program for a child with Down syndrome in a preschool inclusive group is described.
Keywords: inclusive education, psychological and pedagogical support, preschoolers with Down syndrome.

References:

  1. Abramova I.V. Interaction of specialists in psychological and pedagogical support of children with disabilities in conditions of integrated education / I.V. Abramova, E.V. Zolotkova, I.E. Pushkova // Russian Scientific Journal. Saratov, 2018. №5(30).: 153-158.
  2. Arkhipova E.F. A child with Down syndrome in an inclusive DDO group collection Special child. 22 p.
  3. Vilshanskaya A.D., Doronina Zh.V. Organization of education for children with disabilities according to an individual curriculum in inclusive school // Upbringing and education of children with developmental disabilities. 2017. №3.: 33-43.
  4. Ilika O.A. Features of psychological and pedagogical support for children with disabilities in the process of inclusive education // Bulletin of Science and Education, 2021. №5-3(118).: 83-86.
  5. Strebeleva E.A. Psychological and pedagogical diagnostics of the development of children of early and preschool age: method, manual: with adj. The album «Look. material for the examination of children» / E.A. Strebeleva, G.A. Mishina, Yu.A. Razenkova et al.; edited by E.A. Strebeleva. 2nd ed., reprint. and additional. Moscow: Enlightenment, 2004. 164 p.
  6. Yakovleva I.M., Titova O.V. The state of correctional and pedagogical assistance to a child with special educational needs in inclusive education // Modern problems of theory, history, and methodology of inclusive education. Collection of scientific articles based on the materials of the VII International Theoretical and Methodological Seminar. Compiled by N.M. Nazarova, O.G. Prikhodko, E.V. Ushakova, N.S. Tyurin. 2015.: 128-134.
  7. Yakovleva I.M. Modern trends in teacher training for inclusive education of children with disabilities// Regional education: current trends. 2019. №3(39).: 126-130.