Аннотация: В статье подчеркиваются возможности и особенности проведения психокоррекционной работы с подростками в период профессионального самоопределения, целью которой является повышение реабилитационного потенциала личности. 

Ключевые слова: психокоррекционная работа, реабилитация, внутренняя картина болезни, самореализация.

Проблематика приобретает новое звучание в связи с пролонгированным дефицитом специалистов на рынке труда, а также в связи с принятием закона «О занятости населения в Российской Федерации», вступившего в силу 1 января 2024 года (Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ). В частности, проблеме трудоустройства инвалидов посвящена пятая глава документа. Общая координация возлагается на территориальные службы занятости. Одна из задач – создание регионального банка данных, состоящего из сведений об инвалидах и актуальных вакансиях для их трудоустройства, комплексной экспертной системы. Помимо квотирования рабочих мест предусматривается ряд этапов, сопровождающих трудоустройство инвалидов. Это и подбор доступной инвалиду группы рабочих мест с учетом медицинских ограничений, и организация профессионального обучения инвалидов с учетом их пожеланий. Рабочее место, предоставляемое инвалиду, должно соответствовать его функциональным возможностям и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья. Предусмотрена ежемесячная отчетность работодателей о профессиональной реабилитации инвалидов [3].

Эти обстоятельства чрезвычайно важны для абилитации / реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ, поскольку значительно расширяют возможности их профессионального самоопределения и трудоустройства. Именно трудовая деятельность выступает основным способом личностной самореализаций. Для лиц с различными проблемами здоровья трудоустройство имеет особую значимость. Любого рода дефект (она же болезнь) возникает вследствие патологического процесса, ведущего к ограничению жизнедеятельности. Профессиональная ориентация же, со своей стороны, стимулирует механизмы социальной адаптации, способствует преодолению дефицитарных потребностей. Укрепление коммуникативных связей с окружающим миром, задействование адаптационных ресурсов, ориентирование в социокультурных ситуациях, информационных потоках как ничто иное способствует интеграции в обычную жизнь, достижению самодостаточности [2].

В медицине сформировалось понимание болезни как взаимосвязи клинико-биологической компоненты с личностным и социальным статусом индивида. Поэтому преодоление болезни, в том числе, проходит по линии реконструкции нарушенных механизмов социально-психологического спектра. Законодательные решения в области прав и защиты инвалидов выступают важной основой для развития общественного сознания, способствуют не только общей гуманизации проблематики, но и способствуют изменению отношений инвалидов к самим себе и к своему окружению. Общественные нарративы укрепляют мировоззрение инвалидов. По мере взросления человек строит свою личностную «картину» мира и своё место в нем, добавляя или изменяя отдельные элементы с учетом приобретаемого опыта, событий различного рода, в том числе и травматических. Для личностного благополучия важно осознавать себя успешным и защищенным. К сожалению, для большинства инвалидов детства и детей с ОВЗ «картина» мира начинает складываться с осознания своего дефекта. Болезнь – серьёзный стрессогенный фактор, изменяющий позиционирование человека в мире, в результате чего субъективная картина благополучия истощается. Сохранение личностных конструктов требует внутренней мобилизации, психологической готовности к противостоянию недугу, вопреки функциональным ограничениям. В таких случаях общественное принятие и внешняя поддержка особо значимы для сохранения потенциала к трансформации [1].

Существующие периодизации возрастного развития показывают, что юность – это череда кризисов, которые с социально-психологической точки зрения завершаются выбором жизненных целей и способов их достижения. Кризис воздействует на социальную ситуацию развития, способствует новому типу отношений, смене ведущей деятельности. Этот период характеризуется нарушением личностного равновесия, появлением новых потребностей, перестройкой мотивационной сферы. Даже в относительной «норме» этот процесс бывает драматичным, что, тем не менее, считается «статистически нормальным». Однако ситуацию инвалидности, врожденных дефектов нельзя отнести к нормативным кризисам. Инвалидность, ОВЗ вносят существенный диссонанс в восприятие того, какими возможностями человек мог бы обладать в норме и тем, что ему доступно в актуальном статусе. Неудовлетворенность притязаний, отчуждение окружающими – верный путь к ощущению несостоятельности, неполноценности. В этом и кроится психологическая проблема инвалидности [4].

Возрастные кризисы для лиц с инвалидностью и ОВЗ – это дополнительный стресс-фактор, «прокачка» механизмов самоконтроля и саморегуляции. В одних случаях наступает позитивная дезинтеграция – обновление образа «Я», обогащение и усложнение внутреннего мира. В других случаях запускается негативный сценарий дезинтеграции, степень фрустрации нарастает, жизненные перспективы сужаются. Безуспешный поиск выхода из ситуации, преобладание отрицательных эмоций, способствуют деморализации. Авторы одного из подходов к реабилитации (например, В.П. Белов, Д.Е. Мелехов) предлагают различать ряд ее аспектов: медицинский, социальный, профессиональный и психологический. При этом следует подчеркнуть особую роль психологического аспекта. Социальная ситуации развития, связанная со снижением функциональности, приводит к специфическим изменениям эмоциональной и мотивационной сферы. Поиск способов преодоления кризисной ситуации и ресурсов для компенсации также реализуется в психологической плоскости. В конечном счете эффективность реабилитации – это скорее про «заключение ума», чем про «состояние организма».

Инструментом трансформации выступает психокоррекционная работа. Психокоррекция, реализуемая в контексте профессиональной ориентации, способствует не только реконструкции смыслов, но и более полному извлечению резервных возможностей личности, обретению вектора трансформации. Утомляемость, подверженность стрессам и стереотипам – характерная особенность для лиц с ОВЗ и инвалидов. У определенной части также нередко встречается феномен выученной беспомощности, при котором даже простые действия не выполняются без поддержки. По этим и другим причинам, профориентационным мероприятиям способствуют коррекционная помощь и психологическое сопровождение. Ряд авторов предлагает оперировать таким понятием, как реабилитационный потенциал, определяемый как возможность нивелировать ограничения жизнедеятельности на эмоционально-волевом, интеллектуальном и мотивационном уровнях. Схожим образом задействуется понятие психологической устойчивости. Например, Э. Гротберг (1995) определяет устойчивость как универсальную способность, позволяющую свести на нет последствия проблемной ситуации. Этот термин также используется для описания ряда качеств, которые способствуют процессу адаптации вопреки трудностям. Большинство авторов полагают, что устойчивость является результатом взаимодействия индивидных качеств и научения.

Результат коррекционной работы – снижение аутопсихологического дискомфорта, калибровка смысложизненных и мотивационных установок, принятие плана действий по реализации профориентационного замысла. При этом нелишне подчеркнуть, что реабилитация – это сложная внутренняя работа, преодоление реабилитантом собственной социальной недостаточности теми ресурсами, которые он может мобилизовать. «Профориентация», как понятие, очевидно шире, чем ее психологическая составляющая. В современных подходах основной акцент делается на оценке когнитивной сферы, работоспособности, перспективах реабилитанта в новой для него роли. В то же время, ценности, установки, уровень притязания, самооценка реабилитанта остаются «за кадром» профориентации. А это, по сути, основное топливо на пути к социально-трудовой реабилитации.

Кратко рассмотрим отдельные аспекты психологической коррекции, важные с точки зрения профориентации.

Внутренняя «картина» болезни

Под данным определением принято понимать представление человека о постигшем его заболевании, субъективной значимости болезни, основных ограничениях, которые накладывает заболевание на привычную жизнь, возможностях их преодоления с помощью медицинских и социальных мероприятий. Трактовка причин болезни, отношение к болезни, с одной стороны, важность социально-психологической оценки, наличие жизненных целей – с другой, по-разному конфигурируют позицию человека во внутреннем и внешнем пространстве. Сформированная «картина» в совокупности с возможностями предопределяют реабилитационный потенциал личности. Проблемы, выявленные в структуре «картины» болезни являются исходными для коррекции внутреннего мира, его динамики. Внимание фокусируется на том, какие «преимущества» получает инвалид от заболевания, а также на мотивах, помогающих преодолению «ловушек» сознания, на расширении копинг-стратегий. При этом «оздоровление» внутренней «картины» болезни не является самоцелью, да и вряд ли необходимо. Намного важнее концентрация ресурсов и усилий реабилитанта на стремлении к полноценной жизни в обществе.

Фрустрационная толерантность

Реабилитация, как и всякий процесс, имеет протяженность во времени, что так или иначе не изолирует реабилитанта от возникающих жизненных задач – семейных, бытовых, юридических, финансовых и др. Важной зоной внимания становится внутрисемейная обстановка, которая во многом способствует формированию адекватного отношения ребёнка к своему заболеванию. Если это переживается как исключительное событие, то ребенок оберегается от реальных и выдуманных трудностей. Лишая ребенка активности и инициативы, родители усугубляют его неприспособленность к реальной жизни, хотя и тревожатся о его благополучии. Гиперопека мешает своевременному формированию социально-бытовых навыков. Возникающие препятствия ребенком воспринимаются как непреодолимые, что приводит к состоянию фрустрации и блокирует достижение реабилитационных целей. В этом состоянии важно не дать закрепиться убежденности в том, что решению задач препятствует болезнь или дефект. Важным подспорьем будет стимулирование интеллектуальных и творческих начал, особенно для детей с соматической патологией, так как эти виды деятельности могут быть единственно доступными для их будущей профессиональной самореализации.  Соответственно требуется таким образом скорректировать поведение реабилитанта и его семейного окружения, чтобы преодоление фрустрирующих ситуаций, стало элементом конструктивного тренинга. В этом заключается логика коррекции состояния фрустрации.

Мотивационная сфера

Мотивационная сфера – наиболее пластичный компонент реабилитационного потенциала. Жизненные цели, социально-значимые потребности, убеждения завершают этап юношества. В этот период формируется шкала ценностей, завершается процесс самопознания, что выводит человека на уровень осмысления своего пути и предназначения. Предметом коррекционной работы становится иерархия ценностей, выбор альтернатив в пользу улучшения психофизического здоровья, обретения гражданской позиции, освоения новых форм деятельности. Требуется поиск объекта потребности, привлекательного содержания деятельности, обретение перспективы, понятной цели. Безусловно, для достижения реабилитационных целей может потребоваться коррекция самооценки и уровня притязаний, которые должны соответствовать возможностям организма, индивида и личности. Притязания, превосходящие границы индивидуальных возможностей, способствуют фрустрации и блокировке целей. С другой стороны, самооценка и амбиции, уступающие реабилитационному потенциалу, снижают полноту самореализации человека. По этой причине коррекция мотивационной сферы крайне важна.

Социальная роль

Социальная недостаточность человека с присущими / приобретенными болезнью или дефектом, видоизменяет его ролевую функцию в социальных группах. Необходимость в ряде случаев расстаться с искаженными моделями поведения приводит к конфронтации реабилитанта в семье, референтной группе, в учебном или производственном коллективе. Жизнь инвалидов, детей с ОВЗ преимущественно проходит в домашних условиях. По сути, это ситуация коммуникативной и эмоциональной депривации с дефицитом личностной значимости. Реабилитанты остаются объектом ухода со стороны близких, запрос на навыки взаимодействия актуализируется в ограниченном числе случаев. В подобных обстоятельствах реабилитационный потенциал снижается, как и эффективность коррекционной работы. Требуется пошаговая реконструкция социально-ролевых функций реабилитанта, расширение репертуара практик социального взаимодействия. Лицам данной категории в контексте профессиональной реабилитации требуются навыки участия в обмене опытом и информацией; влияния на других участников; самостоятельности суждений и действий; преодоления психологических барьеров; овладения невербальными средствами общения.

Таким образом, психологическая коррекция и консультирование, реализуемые в рамках профессиональной ориентации, позволяет с большим откликом задействовать имеющиеся ресурсы для подготовки к трудовой деятельности, решения задачи социальной и профессиональной реабилитации. Проводимая психологическая работа должна позволить не только сформировать образ жизни в будущей профессии с учетом ограничений, но и увидеть для себя будущее, не зависящее от опеки окружающих.

Список литературы:

  1. Войтенко Р.М. Психологические аспекты болезни и инвалидности. Значение в клинике и экспертизе трудоспособности // Методическое пособие. Таллин: «Валгус», 1981. 128 с.
  2. Войтенко Р.М., Маккавейский П.А., Филомафитский С.Г. Личность, болезнь и восстановление трудоспособности инвалидов // Обзорная информация. М.: 1980.
  3. Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная педагогика: теория и практика. 2023. №1(95). С. 11-19.
  4. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. Ярославль, 1999. 186 с.
  5. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. №4(42). С. 89-95.
  6. Мануйлова В.В. Основы организации и осуществления профориентационной работы в условиях инклюзивного среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие / Москва, 2022. 100 с.

Professional orientation as a tool for the socio-psychological rehabilitation of people with disabilities and the disabled

Bespalov A.E.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article highlights the possibilities and features of conducting psychocorrective work with adolescents during the period of professional self-determination, the purpose of which is to increase the rehabilitation potential of the individual.
Keywords: psychocorrective work, rehabilitation, internal picture of the disease, self-realization.

References:

  1. Voitenko R.M. Psychological aspects of illness and disability. The importance of the clinic and the examination of working capacity // Methodological guide. Tallinn: Valgus, 1981. 128 р.
  2. Voitenko R.M., Makkaveisky P.A., Filomafitskiy S.G. Personality, illness and rehabilitation of disabled people // Overview information. Moscow: 1980.
  3. Guseynova A.A., Manuilova V.V. Professional orientation of persons with disabilities and disabilities. Correctional pedagogy: theory and practice. 2023. №1(95).: 11-19.
  4. Kozlov V.V. Social work with a crisis personality. Methodical manual. Yaroslavl, 1999. 186 р.
  5. Manuilova V.V. Topical issues of the organization of career guidance work with persons with disabilities and HIA Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology. 2017. №4(42).: 89-95.
  6. Manuilova V.V. Fundamentals of the organization and implementation of career guidance in the context of inclusive secondary vocational education. Educational and methodical manual / Moscow, 2022. 100 р.