Аннотация. В статье рассмотрены методики логопедического изучения интонации у дошкольников с нарушением речи и предложена программа по формированию компонентов интонации в процессе актерского тренинга в театральной студии с использованием инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: методика по формированию интонации, дошкольная логопедия, интонационная сторона речи, актерский тренинг.

На сегодняшний день помимо обязательного образования большое влияние на становление личности ребенка, уровень его речи и культурной целостности влияет дополнительное образование. В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина №Пр-1086 от 24 сентября 2021 г. «О развитии и поддержке школьных театров» утверждена программа «Школьный театр», которая предполагает открытие театральных студий в каждой школе Российской Федерации до конца 2024 года [6], [8].

Освоение актерского мастерства предполагает воплощение на сцене различных образов, что напрямую связано с правильной интонацией, включающей в себя такие компоненты, как: мелодика, ударение, ритм и тембр голоса, темп, паузирование. К сожалению, на сегодняшний день у дошкольников, посещающих театральные студии, часто отмечаются нарушения звукопроизношения, функций голоса.

В связи с этим крайне важным является разработка и научное обоснование содержания логопедической работы по формированию интонационных средств речи у детей дошкольного возраста в процессе их обучения, в том числе и в театральной студии. Творческая деятельность помогает детям в комфортной обстановке освоить правила и особенности применения различных компонентов интонации и успешно применять их в живой коммуникации, повышая тем самым качество своего социального развития [4], [7]. 

В рамках данного исследования проводилось наблюдение за группой дошкольников, проходящих обучение в театральной студии «Дело мечты» (Культурный центр «Интеграция» имени А.Н. Островского, г. Москва). Процесс логопедического обследования выявил у детей изменение тонуса мышц, сложности в удержании позы рта, губ, языка, искажения, замена и отсутствие звуков. Речь детей была интонационно не выразительна, нарушено воспроизведение мелодического рисунка фразы, логического ударения, ошибки в словесном ударении, ослаблено речевое дыхание, нарушены модуляции голоса по силе и высоте. При чтении стихотворения – речь монотонная и мало разборчивая, голос тихий, угасает к концу высказывания.

Для исследования за основу мы взяли методику Е.Ф. Архиповой, самостоятельно разработав альтернативный речевой материал с учетом интересов и особенностей дошкольников, проходящих обучение в экспериментальной группе [1].

Целью эксперимента было определить степень сформированности интонационных средств у детей дошкольного возраста с нарушением речи для дальнейшего планирования и осуществления деятельности в театральной студии.

В рамках данного исследования было обследовано 16 детей в возрасте 6-7 лет. Результаты выполнения дошкольниками заданий оценивались по 4-балльной шкале.

При выполнении заданий на чувство ритма дети из экспериментальной группы успешно справились с восприятием и воспроизведением простых ударов. При выполнении заданий на серии простых ударов многим детям (87%) потребовалось сохранение визуальной опоры на руки логопеда для верного выполнения, и только 13% без ошибок справилось с серией акцентированных ударов. Дифференциация различных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) не вызвала сложностей у дошкольников из экспериментальной группы, 85% без ошибок выполнили все задания. Однако упражнение на идентификацию законченности фразы потребовала помощи логопеда в виде добавления дополнительного жеста рукой для правильного выполнения.

При воспроизведении различных видов интонации по образцу 88% дошкольников успешно справились с заданием, а вот самостоятельное формирование интонации вызвало сложности у многих детей.

При выполнении заданий на восприятие логического ударения детям потребовались подробные разъяснения и предъявление нескольких примеров от логопеда для правильного определения слова, на котором делается акцент. При воспроизведении логического ударения в слогах с акцентами успех детей имел нестабильный характер, требовались повторы педагога. Вызывает интерес факт, что при дифференциации логического ударения в предложения дошкольники отлично справились с заданием.

Задания на восприятие модуляций голоса по высоте не вызвали сложностей у испытуемых. При воспроизведении различной высоты голосом 75% дошкольников справились без ошибок. Проблематичным оказалось выполнение плавного повышения и понижения высоты голоса, отмечались резкие перепады, требовалась помощь логопеда.

Дошкольники с удовольствием выполняли упражнения на восприятие силы голоса, 94% детей справились без ошибок. При самостоятельном воспроизведении различной силы голоса при имитации звука транспорта и животных 81,25% детей получили максимальный балл. Тем не менее, отмечались сложности в плавном нарастании и угасании голоса, наблюдалось неравномерное распределение голоса и недостаточное его изменение. Упражнения на восприятие различного тембра были выполнены дошкольниками практически без ошибок.

При воспроизведении различного тембра у многих детей отмечались трудности. На примере междометий 62,5% участников справились без ошибок. При воспроизведении различных персонажей сказок только 25% дошкольников продемонстрировали правильное выполнение с первой попытки, 62,5% справились после нескольких подсказок логопеда, а 12,5% показали не совсем выразительное и правильное воспроизведение.

В процессе эксперимента изучался тип физиологического дыхания дошкольников и состояние фонационного дыхания. У большинства детей экспериментальной группы (87,5%) констатировано диафрагмальное дыхание, они дифференцируют носовое и ротовое дыхание, воздушная струя целенаправленная и сильная. У двух детей (12,5%) отмечено преобладание верхнеключичного типа дыхания, они не дифференцирует носовое и ротовое дыхание, имеют слабую воздушную струю. При выполнении фонационных упражнений было отмечено, что у 68,75% детей речь происходит на выдохе, но объем дыхания ограничен, а у 31,25% участников объем дыхания снижен. Задание на восприятие темпа речи все испытуемые выполнили верно.

По 4-балльной шкале средний балл сформированности интонационных средств речи группы составил 3,34 балла, что говорит о необходимости проведения дополнительных занятий, нацеленных на усвоение основных компонентов интонации.

Мы предположили, что одним из результативных средств формирования интонации у дошкольников с нарушением речи могут быть занятия в театральной студии.

При составлении учебного плана театральной студии «Дело мечты» для группы дошкольников были изучены методики формирования интонационных средств речи Е.Ф. Архиповой и Л.В. Лопатиной.

Для организации работы театральной студии было подобраны разнообразные упражнения и речевой материал по решению поставленных задач в процессе актерского тренинга [3].

Для снятия мышечных «зажимов» необходимо создать ситуацию напряжения мышц, а затем – расслабления. Такие упражнения выполняются на уровне всего тела, а также локально (ноги, руки, лицо). Рекомендуется выполнять этот комплекс лежа, а затем можно сидя и стоя. Например, упражнение «Железный человечек - тряпичная кукла»: лежа на спине, необходимо напрячь все мышцы как железный человечек на 8 секунд, а затем как тряпичная кукла полностью расслабить мышцы.

Для развития координации в процессе актерского тренинга предлагается выполнять упражнение «Веревочка». Представляем, что поочередно к различным частям нашего тела привязывают веревку и тянут только за эту точку, так называемый «центр движения»: тянут за нос, за правый локоть, левое бедро и так далее.

Для формирования правильной осанки выполняется упражнение «Портфель»: представляем, что мы несем портфель на спине, затем сильно прижимаем плечи к ушам на восемь счетов, а затем снимаем за лямки портфель, производя круговые движения плечами назад, и фиксируем это положение спины.

Для формирования диафрагмального дыхания рекомендуется выполнять упражнения изначально лежа, затем можно добавить положение сидя, стоя и в движении. Базовое упражнение в этом блоке называется «Качели». Рот приоткрыт. Лежа на спине, кладем на живот игрушку. На вдохе живот надувается (игрушка поднимается вверх), а на выдохе живот сдувается (игрушка приближается к полу) [2], [5].

Для отработки направленности выдоха предлагается упражнение «Футбол» с мячиком для настольного тенниса за столом. Ребенку необходимо «задуть» мячик в обозначенные ворота. Упражнения с чистоговорками выполняются для увеличения длительности речевого выдоха. Детям предлагается постепенно увеличивать количество слов, произносимых в течение одного выдоха. Начинаем с одного слова и постепенно необходимо всю чистоговорку произнести на одном выдохе.

В процессе актерского тренинга включаются различные ритмические упражнения, например упражнение «Барабанные палочки». Сначала дети слушают ритм, который производит педагог, определяют, какой звук был громкий, тихий, акцентный. Затем дети самостоятельно воспроизводят ритмический рисунок. Далее разучиваются небольшие музыкальные композиции с барабанными палочками.

Работа над сценическим произведением ведется в нескольких направлениях. Во-первых, при разборе сценария произведения, которое готовится к постановке, педагог ярко и эмоционально прочитывает реплики всех персонажей, обращая внимание детей на эмоциональное состояние героя путем анализа невербальных средств общения: его позы, мимики и жестов. Таким образом, развивается не только слух, но и способность артикулировать звуки, изменять голос по высоте, тембру и тону.

Во-вторых, в процессе актерского тренинга педагог обсуждает с детьми дошкольного возраста основные виды эмоций, предложенные К. Изардом: страх, гнев, стыд, презрение, отвращение, вина, страдание, интерес, удивление, радость. Детям поясняется, какой тон уместен в конкретной ситуации, какая мимика и жесты могут быть использованы. Регулярно дети выполняют упражнения на оценку и воспроизведение перечисленных эмоций.

Для более эффективной работы необходимо подключать все виды анализаторов: зрительный, слуховой, вкусовой, вибрационный, осязательный, обонятельный. Например, можно провести упражнение «Дегустация» - детям предлагается попробовать продукты с различным вкусом (кислый, соленый, сладкий) и оценить в зеркало, какие эмоции вызывает тот или иной ингредиент.

Для включения слухового анализатора можно обсудить с ребятами различные крылатые выражения «стрекочет как ворона», «сквозь зубы цедит», в дополнение предъявить дошкольникам аудиоматериал со стрекотанием настоящей вороны.

Для работы над темпом и ритмом речи во время актерского тренинга проводятся музыкальные упражнения. Подбирается материал, отражающий различную скорость движения. Например, упражнение «Паровоз». Для выполнения необходимо взять гимнастические палки. У каждого ребенка в каждой руке по палке, с помощью которых группа образует длинный поезд. Дети двигаются в необходимом темпе в зависимости от слов песенки Е. Железновой «Паровоз».

В процессе актерского тренинга педагог обращает внимание детей на важность правильного употребления словесного ударения, поскольку ошибки в его употребления могут кардинально изменить смысл слова. Предлагается выполнять упражнение «скороговорки с мячом» - в кругу дошкольники кидают мяч друг другу в хаотичном порядке, называя последовательно по одному слову из выбранной скороговорки, при этом бросок мяча осуществляется именно на ударный слог.

Для освоения передачи различного основного тона высказывания дошкольникам предлагается произносить чистоговорку с различной эмоцией. Далее ребята обсуждают уместность и понятность высказывания зрителям.

В процессе актерского тренинга педагог обсуждает с дошкольниками виды громкости и правила их приемлемого применения. Детям можно предложить поиграть в «Мишень». Для этого упражнения потребуется большой мягкий мяч. Педагог бросает мяч по очереди каждому ученику. Во время принятия мяча в руках ребенок должен громко произнести свое имя, а во время ответного возврата мяча педагогу ученик произносит свое имя с помощью сценического шепота.

В театральной студии дошкольники практикуют применение различного темпа (нормальный, замедленный, с ускорением) в зависимости от степени важности передаваемой информации, ситуации, эмоционального состояния и цели коммуникации. Детям предлагается составить общий рассказ, каждый участник произносит по одному предложению, темп речи каждого нового высказывания произносится в заданном педагогом темпе (нормальный, замедленный, ускоренный).

Для подключения кинестетического анализатора в данном блоке активно используются вспомогательное оборудование – теннисные мячи, гимнастические палки. Дети одновременно выполняют движения с ними под определенный счет педагога.

Формирование воспроизведения различных интонационных конструкций проходит в соответствии с онтогенетической последовательностью: повествовательная, затем вопросительная и, наконец, восклицательная. В данном блоке подключается движение руки, которое отражает повышение или понижение тона при чтении различного материала: сначала на уровне слова, предложения, стихотворного текста.

Также уделяется внимание дошкольников на использование логического ударения. Дети произносят чистоговорки или пословицы, изменяя слово, на котором делается акцент, а затем обсуждают, как это повлияло на смысл высказывания.

В качестве закрепления изученного материала предлагается провести для дошкольников квест как элемент инновационных педагогических технологий. Педагог театральной студии «Дело мечты» подготовил для ребят детективный квест на театральную тематику по поиску имени богини драмы Мельпомены. В ходе данного квеста ученики смогли проявить свои знания основных терминов и правил использования компонентов интонационной стороны речи, а также узнали много нового о театре и его истории.

Таким образом, внедрение в актерский тренинг различных упражнений использования интонационных конструкций, а также применение средств интонационной выразительности речи обогащает опыт дошкольников, на физическом и эмоциональном уровне ведет к закреплению и усвоению правил и норм речи, формирует чувство языка и языковую культуру.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
  2. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: Книголюб, 2005. 144 с.
  3. Изучение интонации в коррекционной педагогике / Быцай А.К., Ларина Е.А. // В сборнике: Материалы секционных заседаний 57-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. В 2 т. Тихоокеанский государственный университет. 2017. С. 236-239.
  4. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : учебное пособие. СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. 151 с.
  5. Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров. (дата обращения 29.03.2023).
  6. Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Быкова В.П., Дубицкая А.В. // В сборнике: Специальное образование и социокультурная интеграция 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Научный редактор В.П. Крючков. Редакторы-составители О.В. Кощеева, Т.А. Бочкарева. 2019. С. 73-79.
  7. Репина З.А., Филатова И.А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. 80 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (дата обращения 29.03.2023).
  9. Филатова И.А. Формирование функциональной произносительной грамотности: учебно-методическое пособие. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2020. 68 с.

The formation of intonation in preschoolers with speech disorders in the process of acting training

Bobrova E.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Filatova Irina Alexandrovna,
Associate Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. The article considers the methods of speech therapy study of intonation in preschoolers with speech disorders and proposes a program for the formation of intonation components in the process of acting training in a theater studio using innovative pedagogical technologies.
Keywords: intonation formation methodology, preschool speech therapy, intonation side of speech, acting training.

References:

  1. Arkhipova E.F. Erased dysarthria. Moscow: AST: Astrel, 2007. 331 р.
  2. Grigorenko N.Yu., Tsybulsky S.A. Diagnosis and correction of sound-pronunciation disorders in children with mild abnormalities of articulation organs. Moscow: Knigolyub, 2005. 144 р.
  3. The study of intonation in correctional pedagogy. Bycai A.K., Larina E.A. // In the collection: Materials of the breakout sessions of the 57th student scientific and practical conference of TOGU. In 2 vols . Pacific State University. 2017.: 236-239.
  4. Lopatina L.V., Pozdnyakova L.A. Speech therapy work on the development of intonational expressiveness of preschool children's speech: a textbook. St. Petersburg: KNOW «SOYUZ», 2006. 151 р.
  5. Methodological recommendations for the creation of school theaters in general education organizations. (date of the address: 29.03.2023).
  6. .Features of the intonation side of speech in older preschool children with dysarthria. Bykova V.P., Dubitskaya A.V. // In the collection: Special education and socio-cultural integration. 2019: formation of communicative and speech competence in conditions of inclusion. Collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. Scientific editor V.P. Kryuchkov. Editors-compilers O.V. Kosheeva, T.A. Bochkareva. 2019.: 73-79.
  7. Repina Z.A., Filatova I.A. Formation of the phonemic system of language in children with rhinolalia: A textbook. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2020. 80 p.
  8. The Federal State educational standard for Preschool education. (date of the address:29.03.2023).
  9. Filatova I.A. Formation of functional pronunciation literacy: an educational and methodological manual. Ural State Pedagogical University. Yekaterinburg, 2020. 68 р.