Аннотация. В статье рассмотрены методы формирования фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью. Представлены результаты первичной диагностики фонематического слуха у детей, на основании которых разработана обучающая программа. Приведены примеры игровых упражнений на развитие слухового внимания, речевой памяти, артикуляции, фонематического анализа и синтеза с целью формирования у старших дошкольников понимания звуков и правильного их произношения.

Ключевые слова: старшие дошкольники, тяжелая умственная отсталость, фонематический  слух, игровые приемы, наглядность.

Актуальной проблемой логопедии дошкольного возраста является коррекционно-развивающая работа по формированию фонематического слуха у детей, имеющих тяжелую степень умственной отсталости. Многие известные исследователи такие, как А.А. Катаева, Е.А. Стребелева и др., отмечают важность своевременного выявления и коррекции нарушений фонематического слуха у таких детей для дальнейшей их адаптации и социализации [4]. Л.Б. Баряева также отмечает необходимость целенаправленной работы в данном направлении для подготовки старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью к обучению [1].

Известно, что даже у детей с нормальным интеллектом нарушение фонематического слуха существенно затрудняет формирование речевой деятельности. Что касается детей с умственной отсталостью, то нарушение фонематического слуха часто является серьезным препятствием для всего их дальнейшего развития, поскольку у таких детей глубоко нарушены все психические функции. При этом, как отмечает С.Я. Рубинштейн, отставание процесса формирования фонематического слуха особенно негативно сказывается на развитии речи, внимания и памяти, что обуславливает необходимость комплексного и длительного коррекционного воздействия для компенсации нарушенных психических процессов [5].

Анализ публикаций по рассматриваемой теме показал, что в большинстве случаев, исследования фонематического слуха проводились среди детей младшего школьного возраста. В отношении старших дошкольников с тяжелой степенью умственной отсталости практические разработки, какие-либо апробированные методики отсутствуют, имеются лишь отдельные материалы теоретического характера. Указанное обстоятельство составляет проблему данного исследования.

Работу по формированию фонематического слуха у данной группы детей необходимо проводить регулярно и целенаправленно, с использованием специально подобранных упражнений и заданий игрового характера, поскольку в дошкольном возрасте дети восприимчивы к играм, игра для них – ведущий образ деятельности. Это относится ко всем детям – как с нормативным развитием, так и с интеллектуальными отклонениями. Для старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью в процессе проведения логопедической работы обязательно максимальное включение анализаторов и актуализация ощущений визуальной, аудиальной и кинестетической (тактильной) модальности, а также максимальное использование наглядности [3].

Объектом исследования является фонематический слух старших дошкольников с тяжелой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования – система игровых упражнений, направленная на формирование фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелой степенью умственной отсталости.

Цель исследования: на основании изучения теоретических источников разработать систему обучающих занятий, способствующих формированию фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелой степенью умственной отсталости.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические источники и обосновать необходимость проведения экспериментального исследования в рамках обозначенной темы статьи;
  2. Подобрать диагностические методики и провести первичную диагностику фонематических процессов у старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью;
  3. Разработать и апробировать систему обучающих занятий, направленных на формирование фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью;
  4. Провести повторное исследование состояния фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью;
  5. Сделать выводы по результатам проведенной работы.

Для выполнения поставленных задач мы провели экспериментальное исследование. Базой для проведения эксперимента послужило дошкольное отделение ГБОУ «Школа №1708» города Москвы. В исследовании приняли участие 16 старших дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих тяжелую степень умственной отсталости.

Для проведения диагностики дети были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную, по 8 человек в каждой группе. В экспериментальной группе проводились коррекционные мероприятия по формированию фонематического слуха, контрольная группа не участвовала в экспериментальном исследовании. Полученные результаты и сравнительный анализ позволили нам выявить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы.

Для проведения констатирующего этапа исследования были использованы методики, разработанные Т.Н. Новиковой. Детям предлагались задания, основанные на слуховом различении слов по звукам и определении правильного порядка звуков в словах. Для выполнения заданий использовались материалы с различными фонемами. Вся работа с детьми осуществлялась в игровой форме с максимальным использованием наглядности.

После проведения первичной диагностики были получены следующие результаты: 40% детей показали высокий уровень развития фонематического слуха, 50% – средний уровень, у 10% выявлена несформированность данного навыка (низкий уровень). На основании полученных результатов был сделан вывод, что часть детей со средним и низким уровнем нуждаются в комплексном коррекционном воздействии для формирования фонематического слуха.

Обучающий эксперимент по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью строился с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям [2]:

  1. Дифференциация и различение звуков для активизации артикуляции.
  2. Формирование артикуляционных умений для постановки четкости речи.
  3. Обучение детей навыкам фонематического анализа и синтеза с целью понимания звуков и правильного их произношения.
  4. Развитие слухового внимания и восприятия.

На начальном этапе коррекционного воздействия была разработана программа, направленная на развитие слухового внимания и памяти через восприятие звуков. Это позволило улучшить способность детей дифференцировать звуки по различным характеристикам, в том числе по способу воспроизведения, темпу, ритму и динамике звучания.

В процессе занятий особое внимание уделялось развитию у дошкольников навыка различения звуков по их скорости звучания. Для этого мы использовали следующие игровые упражнения: в игре «Угадай, кто идет?» дети рассматривали картинки с изображением воробья и цапли и обращали внимание на их походку – цапля движется медленно и важно, воробей – мелкими шажками и прыжками. Для проведения игры «Дождик и солнце» использовался бубен в целях более реалистичной передачи различных ситуаций. Детям предварительно объяснили, что плавное и переливчатое звучание бубна означает хорошую погоду и наоборот – резкий удар по нему указывает на скорое наступлении дождя, заставляя детей убегать. В процессе выполнения данной игры мы акцентировали внимание на необходимости обучения детей умению внимательно слушать и различать разные звуки и добивались правильной реакции на эти звуки со стороны детей.

Для развития у дошкольников речевой памяти и внимания использовались такие игры, как: «Кто пришел в гости?», «Найди пару», «Угадай музыку», «Послушай звуки». Также проводились упражнения для формирования навыка дифференциации различных голосов и узнавания говорящего по его интонации. Так, игровая речевка «Улитка, улитка, высунь-ка рога, дам тебе конфетку, кусочек пирога», способствует умению узнавать голоса и различать их интонации.

В процессе формирования у детей фонематического слуха мы проводили упражнения, непосредственно направленные на развитие речевых навыков, на обучение детей различать слова между собой по звучанию. Также дошкольники учились сравнивать между собой как отдельные фонемы, так и звукосочетания, слоги с различными согласными. Для этого проводились как групповые, так и индивидуальные игры, способствующие развитию и закреплению речевой памяти и внимания.

В процессе проведения обучающих коррекционных занятий мы старались по возможности максимально использовать аудиальную опору, чтобы детям было легче научиться различать звуки, слоги и отдельные слова. Так, при обучении навыку дифференциации сходных по звучанию звукосочетаний, мы специально изменяли интонацию при произнесении каждого, отдельно взятого звукокомплекса, а дети должны были правильно повторить звукосочетания с соответствующей интонацией. Постепенно дети запоминали звуки и пробовали произнести их самостоятельно, без опоры на речевой образец, учились различать слоги с противоположными согласными.

Все игровые упражнения в ходе реализации коррекционной программы мы старались сопровождать пальчиковой гимнастикой, обучали дошкольников подражать движениям животных, птиц с использованием пальцев рук. В дальнейшем движения пальцев дети согласовывали с соответствующими звуками. Все задания подбирались с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, поэтому не вызвали у детей особых затруднений.

Для оценки уровня сформированности фонематического слуха у старших дошкольников с умственной отсталостью была проведена повторная диагностика. При повторном экспериментировании была применена методика исследования Е.Ф. Архиповой «Оценка состояния  артикуляционной и мимической моторики детей».

Анализ полученных результатов выявил в экспериментальной группе положительную динамику – большинство детей (78%) показали высокий уровень сформированности фонематического слуха. Средний уровень выявлен у 11% испытуемых, столько же детей показали низкий уровень. В ходе проведения обучающей программы нам удалось сформировать у дошкольников навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить и развить слуховое внимание. Это указывает на достаточно высокую степень усвоения звукового материала. Дети научились различать не только уже хорошо знакомые звуки, которые часто встречались в повседневной жизни и на занятиях, но и совершенно новые, ранее незнакомые звукокомплексы.

Полученные результаты подтверждают эффективность разработанного комплекса игр и упражнений для формирования фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелой умственной отсталостью. Работу в данном направлении следует продолжать и в дальнейшем с целью поиска более эффективных методов и приемов логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Союз, 2001. 316 с.
  2. Буслаева Е.Н., Павлова Т.П. Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта // Современные инновации, 2015 №1. С. 34-41.
  3. Ветлугина А.С. Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью // Актуальные задачи педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). Краснодар : Новация, 2020. С. 37-40.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 208 с.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Изд.: ИОИ, 2016. 228 с.

Formation of phonemic hearing in older preschoolers with severe mental retardation

Pelevina K.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Filatova Irina Alexandrovna,
Associate Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. The article discusses methods for developing phonemic awareness in younger preschoolers with severe mental retardation. The results of the primary diagnosis of phonemic perception in children are presented, on the basis of which a training program was developed. Examples of game exercises for the development of auditory attention, speech memory, articulation, phonemic analysis and synthesis are given in order to develop an understanding of sounds and their correct pronunciation in younger preschoolers.
Keywords: younger preschoolers, severe mental retardation, phonemic perception, play techniques, visibility.

References:

  1. Baryaeva L.B., Gavrilushkina O.P. Program for the education and training of preschoolers with intellectual disabilities. St. Petersburg: Soyuz, 2001. 316 p.
  2. Buslaeva E.N., Pavlova T.P. Features of the development of phonemic perception in children with intellectual disabilities // Modern innovations, 2015. №1.: 34-41.
  3. Vetlugina A.S. Formation of phonemic processes in children with intellectual disabilities // Current problems of pedagogy: materials of the XI International. scientific conf. (Krasnodar, February 2020). Krasnodar: Novation, 2020.: 37-40.
  4. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. Preschool oligophrenopedagogy. Moscow: Humanite. ed. VLADOS center, 2005. 208 p.
  5. Rubinshtein S.Ya. Psychology of mentally retarded schoolchildren. Publisher: IOI, 2016. 228 p.