Аннотация. В статье рассматривается проблема развития внутренней речи в области  психолингвистики, анализируются различные точки зрения на стадии её развития. Обсуждается модель развития внутренней речи Л.С. Выготского и её последующие интерпретации. Основное внимание уделяется взаимосвязи между эгоцентрической и внутренней речью, а также различиям между сжатой и расширенной формами внутренней речи. Описываются современные исследования, подтверждающие и развивающие теоретические положения Выготского.

Ключевые слова: внутренняя речь, эгоцентрическая речь, этапы развития, сжатая внутренняя речь, расширенная внутренняя речь.

В области психолингвистики проблема развития внутренней речи остается малоизученной как теоретически, так и экспериментально. Это связано, во-первых, с тем, что внутренняя речь происходит внутри человека и не является напрямую наблюдаемой, что затрудняет её эмпирическое исследование. В отличие от внешней речи, которую можно записывать и анализировать, внутренняя речь основывается на субъективных самонаблюдениях, интроспекции и экспериментальных методах, которые могут не в полной мере отражать все её тонкости. Во-вторых, внутренняя речь сильно индивидуализирована и варьируется у индивидуумов по частоте, содержанию и функциям. В-третьих, внутренняя речь функционирует на когнитивном уровне, пересекающемся с различными психологическими процессами, такими как память, внимание и эмоции. Для понимания её развития и механизмов необходимы междисциплинарные подходы, интегрирующие знания из когнитивной психологии, лингвистики, нейронауки и возрастной психологии.

Лев Семенович Выготский подчеркивал сложность этой темы, утверждая, что внутренняя речь является одной из самых сложных областей психологических исследований [1, с. 279]. Он отмечал отсутствие систематического представления фактических данных о внутренней речи, а также терминологическую неясность в её определении [1, с. 277].

Основная проблема заключается в различных интерпретациях концепции «внутренней речи» разными учеными, что усложняет её изучение. Л.С. Выготский указывал, что термин «внутренняя речь» или «эндофазия» применяется в литературе к широкому кругу явлений. Это приводит к недоразумениям среди исследователей, поскольку один и тот же термин используется для обозначения различных понятий. Таким образом, отсутствие ясности в определении внутренней речи затрудняет систематизацию знаний о ней [1, с. 277].

Многие ученые предложили разнообразные определения понятия «внутренней речи», внося свои теоретические исследования и практические наблюдения. Например, Бехтерев считал, что внутренняя речь представляет собой неидентифицированный моторный компонент речевого рефлекса [2, с. 131]. Это подразумевает, что внутренняя речь связана с беззвучными процессами, которые не проявляются как устная речь, но тем не менее существуют внутри нас. Сеченов также придерживался схожей точки зрения, рассматривая внутреннюю речь как нечто скрытое, но важное для понимания психических процессов [2, с. 131].

Голдштейн расширил понятие внутренней речи, включив в него субъективные аспекты внешней речи, такие как мотивы и вербально сформулированные значения [2, с. 131]. В его широком понимании внутренняя речь стала объектом исследования для Выготского. Лев Семенович определил внутреннюю речь как «речь для себя». Он выделил её как отдельное явление, отличное от социально ориентированной внешней речи, обращенной к другим. Выготский подчеркивал, что внутренняя речь – это «немая, молчаливая речь», существующая внутри нас [1, с. 285].

Жан Пиаже, в свою очередь, был сосредоточен на эгоцентризме в концепции эгоцентрической речи, понимаемой как аутистическое мышление, порождаемое внешними воздействиями и проявляющаяся в образах внешнего восприятия. Согласно Пиаже, эгоцентрической мысли соответствует эгоцентрическая речь, которая подразумевает разговор ребенка только о себе. По мнению Пиаже эгоцентрическая речь с взрослением индивидуума отмирает [3]. Однако Выготский был несогласен с этой теорией, он, наоборот, считал, что с возрастом у ребенка эгоцентрическая речь не отмирает, а переходит во внутреннюю речь [1, с. 282]. Этот вывод дал начало его последующих исследований внутренней речи. Выготский внес важное дополнение, связав эгоцентрическую речь с внутренней. В своих исследованиях Выготский пришел к выводу, что изучение связи между эгоцентрической и внутренней речью открывает новые возможности для экспериментальных исследований.

Данная статья направлена на анализ различных точек зрения на стадии развития внутренней речи, а также на изучение того, как это понятие изменяется и эволюционирует в контексте исследований и теоретических концепций.

Модель развития внутренней речи Л.С. Выготского

Лев Семенович Выготский [1] рассматривал внутреннюю речь как уникальное явление с точки зрения ее психологической природы. Она не является просто внутренней версией внешней речи, а обладает уникальными характеристиками. Внутренняя речь, также известная как скрытая речь или вербальное мышление, служит формой саморегуляции. Внутренняя речь – это речь для себя, в отличие от внешней речи, которая адресована другим. Выготский подчеркивал, что внутренняя речь – это не просто мысли, предшествующие внешней речи, а процесс, идущий извне внутрь. Это понимание внутренней речи стало ключевым для дальнейшего изучения её роли в когнитивных процессах.

Лев Выготский обращал внимание на различия между внутренней и внешней речью, которые, хотя и образуют единство, подчиняются различным законам движения:

  • Внутренняя речь (семантический аспект речи) развивается от целого к части, от предложений к словам. Дети начинают с полных предложений и постепенно усваивают значения отдельных слов. Например, первое слово ребенка может быть целой фразой или односложным предложением.
  • Внешняя речь (фазический аспект) развивается от части к целому, от слов к предложениям. Дети начинают с отдельных слов, затем связывают их в фразы, простые предложения и, в конечном итоге, к сложным предложениям и связным речевым конструкциям [1, с. 270].

Развитие внутренней речи по Выготскому состоит из трех последовательных этапов: внешний диалог, эгоцентрическая речь и внутренняя речь (см. рисунок 1).

Рис.1. Модель развития внутренней речи по Л.С. Выготскому

На первом этапе, внешнего диалога, ребенок общается с другими, используя внешнюю речь, ориентируясь на прямое влияние извне. Это период, когда ребенок использует слова и фразы для коммуникации с окружающими. Выготский (1934) описывал внешний диалог как естественную форму общения, которая преобладает в раннем детстве [1, с. 287].

На втором этапе, эгоцентрической речи, ребенок начинает использовать речь для организации своих мыслей и действий. В это время ребенок разговаривает сам с собой, чтобы направлять свои действия и планировать будущие шаги. В этом контексте эгоцентрическая речь становится внутренним инструментом саморегуляции и контроля. Эгоцентрическая речь – это «речь для себя», но она все еще доступна другим. Эгоцентрическая речь представляет собой переходный этап между внешним диалогом и внутренней речью, согласно теории Выготского [1, с. 282].

На третьем этапе, внутренней речи, ребенок ведет внутренний диалог, используя речь для мысленного общения с самим собой. Внутренняя речь становится когнитивным инструментом, позволяющим ребенку решать проблемы, планировать и предвидеть события. Таким образом, на этом этапе речь становится внутренним инструментом для обработки информации и регулирования поведения.

Выготский утверждал, что каждый последующий этап развития внутренней речи основывается на предыдущем, углубляя и усложняя внутренний диалог ребенка с самим собой [1, с. 276].

Изначально эгоцентрическая речь, характеризующаяся коллективным монологом и иллюзией понимания, переходит к внутренней речи за счет опускания подлежащего и перехода к предикативному синтаксису. Это проявляется в тенденции сокращать фразы и предложения путем опускания подлежащего и связанных с ним слов. Внутренняя речь начинает проявляться как коллективный монолог, однако теперь он больше направлен на внутренние размышления, чем на общение с другими.

В итоге функция внутренней речи значительно отличается от социальной речи, постепенно отказываясь от синтаксической структуры, типичной для устной речи. Это означает, что эгоцентрическая речь, которая начала свое развитие как форма внешней речи, с течением времени преобразуется в более сложную и внутреннюю форму речевой активности, не имеющую привязки к социальным контекстам и грамматическим правилам общения.

Таким образом, процесс перехода от эгоцентрической речи к внутренней речи включает постепенные изменения в структуре и функции речевой активности, двигаясь в сторону усиления внутренней ориентации и саморегуляции когнитивного процесса.

Модель развития внутренней речи в онтогенезе по Выготскому была подтверждена последующими теоретическими и экспериментальными исследованиями различных ученых (Э. Якобсен, Л. Новиков, А. Соколов и другие). Эти исследования выявили разнообразные проявления речевой активности при использовании внутренней речи, такие как сокращение мышц языка, губ и гортани, а также микродвижения артикуляционного аппарата.

Подход Бена Алдерсон-Дей и Чарльза Фернихоу

На основе исследований Ч. Фернихоу (C. Fernyhough, 2004) [5], Б. Алдерсон-Дей и Ч. Фернихоу (B. Alderson-Day и C. Fernyhough, 2015) в своем новом исследовании [4] предложили различение между «расширенной» и «сжатой» внутренней речью для выделения двух типологически различных явлений. В отличие от точек зрения, согласно которым внутренняя речь представляет собой просто трансформированную версию внешней речи, что может указывать на недостаток богатства признаков и потенциальной вариабельности в зависимости от контекста, B.Б. Алдерсон-Дей и Ч. Фернихоу предлагают более детальное понимание.

Ч. Фернихоу [5] предположил, что внутренняя речь проявляет вариабельность на основе когнитивных и эмоциональных условий, выражаясь в абстрактных (сжатых) или конкретных (расширенных) формах. Однако исследования показывают, что внутренняя речь выполняет различные когнитивные функции, такие как социальное понимание, исполнительная функция и воображение, и её свойства значительно эволюционируют с возрастом и языковым опытом. Психолингвистические и феноменологические исследования также указывают на вариации фонологических, семантических и синтаксических свойств внутренней речи – от абстрактных до конкретных, от сжатых до расширенных, от произнесения внутри до слышания внутри [4, с. 932].

Модель Ч. Фернихоу, изложенная в работе 2004 года, предполагает динамический континуум между сжатыми и расширенными формами внутренней речи, а не фиксированные уровни разнообразных признаков во всех случаях. Эта концептуализация подчеркивает, что внутренняя речь характеризуется пластичностью и адаптивностью, со значениями, переходящими от сжатых к расширенным формам в зависимости от ситуационных и когнитивных требований.

Различение между сжатой и расширенной внутренней речью, основанное на теории Выготского, представляет собой значимую платформу для дальнейшего эмпирического изучения феноменологии внутренней речи. Это различие особенно актуально в текущих дискуссиях о том, насколько внутренняя речь отражает феноменологические характеристики открытой речи, включая такие нюансы, как тон, акцент и тембр.

Подход Констанс Т. Виссерс, Екатерины Томас, Джеймс Лоу

К. Виссерс., Е. Томас, Д. Лоу (C. Vissers, E. Tomas и J. Law, 2020) [6] расширили модель развития внутренней речи Выготского, разделив финальную стадию, внутреннюю речь, на две отдельные категории: расширенная внутренняя речь и сжатая внутренняя речь (см. рисунок 2). Согласно их исследованию, это деление предлагает перспективные идеи для дальнейшего изучения внутренней речи.

Рис.2. Современное представление об этапах развития внутренней речи

В парадигме данных исследователей [6] III этап представляет собой эволюцию расширенной внутренней речи, тогда как IV этап представляет собой сжатую внутреннюю речь. Основываясь на концепции, введенной Б. Алдерсон-Дей и Ч. Фернихоу, расширенная внутренняя речь проявляется в языковых задачах, таких как бесшумное чтение, письмо или ментальная репетиция диалога. Эта форма внутренней речи аналогична эгоцентрической речи, поскольку обе направлены на задачи и выполняются осознанно. Более того, расширенная внутренняя речь помогает воспроизводить недавние события эгоцентрической речи или расширенной внутренней речи. Будучи ориентированными на задачи, как эгоцентрическая речь, так и расширенная внутренняя речь фокусируются на текущих или запланированных активностях, отражая верхнеуровневые когнитивные процессы. Кроме того, обе формы включают грамматически корректные, лингвистически грамотные высказывания. Интересно, что взрослые часто перескакивают с расширенной внутренней речи на эгоцентрическую речь и наоборот, переходя от скрытой к открытой речи в зависимости от ситуационных требований. Исследования показывают, что взрослые занимаются расширенной внутренней речью примерно в 20% своих когнитивных активностей, что указывает на её совместное существование со сжатой внутренней речью во время когнитивной обработки информации [6, с. 2].

С другой стороны, сжатая внутренняя речь представляет собой вершину внутренней внутриличностной речи. Этот процесс проявляется как гибкий, спонтанный и бессознательный, где высказывания часто сокращаются до одной грамматической формы, связанной с текущим опытом. Сжатая внутренняя речь переплетается с человеческим мышлением, происходя спонтанно и бессознательно, что аналогично нисходящему восприятию сенсорных входов. Эта скрытая речь соответствует нисходящей обработке, в основном полагаясь на неявные и бессознательные нейронные механизмы для обработки информации.

Двойственная природа внутренней речи, с ее взаимодействием верхней и нижней обработки, подчеркивает ее роль в интеграции мультисенсорной информации во внутренне согласованные ментальные представления. По мере развития детей они не только внутренне усваивают, но и сокращают свою внутреннюю речь. Уровень сжатия внутренней речи увеличивается с повышением знакомства и автоматизации когнитивных процессов или задач. Более сложные когнитивные задачи влияют на вовлеченность внутренней речи, требуя большей зависимости от нее. Эта интегративная роль внутренней речи в мультисенсорной обработке объясняет, почему дети, обладая меньшими когнитивными ресурсами и контролем по сравнению со взрослыми, предпочитают менее сокращенную эгоцентрическую речь и расширенную внутреннюю речь, особенно в новых и когнитивно сложных задачах.

Таким образом, изучение развития внутренней речи представляет существенные вызовы, в основном из-за ее скрытого и субъективного характера. Рассматривая различные точки зрения на развитие внутренней речи, становится очевидным, что исследования в этой области обширны и многообразны. Представленная Л.С. Выготским модель развития внутренней речи является большим вкладом в психолингвистику, Лев Семенович заложили основу для понимания внутренней речи как важного механизма в когнитивном развитии. Его первоначальные работы подчеркивают роль языка в формировании мыслительных процессов, тем самым влияя на последующее научное изучение внутренней речи. Модель Выготского включает в себя три этапа, в частности, внешний диалог, далее переход от внешнего диалога к эгоцентрической речи и, наконец, к внутренней речи.

Б. Алдерсон-Дей и Ч. Фернихоу, К. Виссерс., Е. Томас, Д. Лоу также внесли значительный вклад в изучение внутренней речи. Их исследования расширили наше понимание феноменологических, когнитивных и нейрональных основ внутренней речи. Понятия, такие как расширенная и сжатая внутренняя речь, были детализированы, обеспечивая нюансированный взгляд на то, как внутренняя речь функционирует в различных когнитивных и эмоциональных контекстах.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934. 320 с.
  2. Костина И.Б. Внутренняя речь как форма перехода непроизвольного понимания слов в свободное владение языком // Эпистемология и философия науки. 2012. №3. С. 130-143.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и англ.; Сост., комм., ред. перевода Вал.Ал. Вукова, Вл.А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.
  4. Alderson-Day B., Fernyhough C. Inner speech: development, cognitive functions, phenomenology, and neurobiology // Psychological Bulletin. 2015. №5.: 931-965.
  5. Fernyhough C. Alien voices and inner dialogue: Towards a developmental account of auditory verbal hallucinations // New Ideas in Psychology. 2004. №22.: 49-68.
  6. Vissers С., Tomas E., Law J. The Emergence of Inner Speech and Its Measurement in Atypically Developing Children // Understanding Trajectories and Promoting Change from Early to Complex Skills in Typical and Atypical Development: A Cross-Population Approach. №11. (дата обращения: 01.06.2024).

Stages of inner speech development

Kalashnikova E.V.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article deals with the problem of inner speech development in the field of psycholinguistics, analyzes different points of view on the stages of its development. L.S. Vygotsky's model of inner speech development and its subsequent interpretations are discussed. The main attention is paid to the relationship between egocentric and inner speech, as well as to the differences between compressed and extended forms of inner speech. Modern studies confirming and developing Vygotsky's theoretical positions are described.
Keywords: inner speech, egocentric speech, stages of development, compressed inner speech, extended inner speech.

References:

  1. Vygotsky L.S. Thought and Language. Moscow: Sotsekgiz, 1934. 320 p.
  2. Kostina I.B. Inner Speech as a Form of Transition from Involuntary Understanding of Words to Free Language Proficiency // Epistemology & Philosophy of Science. 2012. №3.: 130-143.
  3. Piaget J. Speech and thinking of a child / Per. with French. and English; Comm., Rev. Translation Val.Al. Vukova, Vl.A. Lukova. Moscow: Pedagogy-Press, 1994. 528 p.
  4. Alderson-Day B., Fernyhough C. Inner speech: development, cognitive functions, phenomenology, and neurobiology // Psychological Bulletin. 2015. №5.: 931-965.
  5. Fernyhough C. Alien voices and inner dialogue: Towards a developmental account of auditory verbal hallucinations // New Ideas in Psychology. 2004. №22.: 49-68.
  6. Vissers С., Tomas E., Law J. The Emergence of Inner Speech and Its Measurement in Atypically Developing Children // Understanding Trajectories and Promoting Change from Early to Complex Skills in Typical and Atypical Development: A Cross-Population Approach. 2020. №11. (date of the address: 01.06.2024).