Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы обучения старшеклассников филологического профиля рассуждению как типу монологической речи, представлены результаты эмпирического исследования (анализ нормативных документов и результатов опроса обучающихся и учителей школ г. Москвы), выявлен лингводидактический потенциал цифровой платформы TED Talks при обучении старшеклассников рассуждению как типу монологической речи, описаны критерии для отбора видеоматериалов, представлена технология обучения.

Ключевые слова: среднее общее образование, английский язык монолог – рассуждение, TED Talks, видеоматериалы.

Актуальность исследования обусловлена непрерывным развитием информационного пространства в современном мире. От современного человека требуется умение анализировать, сравнивать и критически оценивать различные данные и факты. Видеоматериалы цифровой платформы TED Talks могут помочь школьникам приобрести навыки критического мышления в совокупности с развитием коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, является целью обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. Использование данного ресурса на уроках дает возможность обучить учащихся корректно излагать свои мысли на английском языке и убедительно аргументировать свои размышления, что оказывает позитивное влияние не только на развитие умений говорения, но и несет возможную пользу для будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Тенденция развития умений критически мыслить, выражать собственную точку зрения в логично структурированных монологических высказываниях, находит свое отражение в целях и задачах современного российского образования, сформулированных в нормативных документах. В нашем исследовании мы рассматриваем требования углубленного уровня изучения английского языка. Данное решение основывается на анализе цифровой платформы TED Talks, которая содержит видеоматериалы с неадаптированными аутентичными выступлениями иноязычных говорящих, в том числе носителями английского языка. Для работы с видеоматериалами от учащихся требуется наличие высокого уровня языковой подготовки, что будет способствовать лучшему восприятию речи говорящих, а также повысит эффективность работы с выстраиванием учащимися собственных монологов-рассуждений при дальнейшей работе.

Обратимся к Федеральной рабочей программе среднего общего образования, согласно которой, на углубленном уровне метапредметные результаты обучения должны отражать умение выявлять причинно-следственные связи, находить аргументы для доказательства своих утверждений, анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, умение делать ясный, логично выстроенный доклад. Типы текстов: обращение к участникам мероприятия, изложение содержания материалов по конкретной проблеме, выступление с докладом. Предметные результаты в русле обучения монологической речи должны отражать умение создавать устные связные монологические высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение (выделено нами), характеристика) с изложением своего мнения и краткой аргументацией [8].

Таким образом, анализ требований Федеральной рабочей программы позволяет сделать вывод, что целью современного российского образования является не только овладение обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией, но и развитие критического мышления, так от учащихся требуется также умение анализировать и систематизировать полученную информацию, предоставлять логичное изложение своих идей, при этом самостоятельно находить аргументы для их подтверждения. Результаты анализа ФГОС и ФРП подчеркивают актуальность необходимости обучению рассуждению как типу монологической речи на уроках английского языка.

Теперь обратимся к научной литературе, чтобы определить понятие монолога-рассуждения и выявить его характерные особенности.

Чтобы дать определение рассуждению как типу монологической речи мы провели анализ работ различных деятелей науки (Э.Г. Азимов, [1], К.В. Фокина [9] и др.), который позволил нам вывести собственное понятие ключевого термина. Монолог–рассуждение – это тип монологического высказывания, обладающий четкой структурой, основывающийся на определенной идее или проблеме, которую говорящий должен доказать или опровергнуть, приходя к определенному умозаключению, приводя логичные аргументы и используя причинно-следственные связи.

Исходя из этого, нами были выявлены основные характеристики рассуждения как типа монологической речи:

  • целостность (монологическое высказывание должно быть объединено единой идеей и целью);
  • логичность (на протяжении всего высказывания должна присутствовать логика и последовательность мыслей);
  • взаимосвязанность (суждения должны отражать причинно-следственную связь);
  • аргументированность (говорящий должен приводить обоснованные аргументы в подтверждение или опровержение идеи);
  • наличие четкой структуры (четкая структура помогает говорящему выстроить логику высказывания и отразить взаимосвязь приведенных аргументов и суждений);
  • наличие единого умозаключения (по завершении монолога-рассуждения говорящий должен прийти к единому умозаключению, опираясь на приведенные в процессе аргументы и суждения, подтверждая или опровергая идею);
  • воздействие на аудиторию (целью говорящего является убедить слушателей в том, что умозаключение, которое образовалось в конце высказывания, имеет смысл).

Теперь рассмотрим структуру монолога-рассуждения, которая представлена в схеме 1.

Схема 1. Структура монолога-рассуждения

Структуру монолога-рассуждения можно описать следующим образом: в начале высказывания говорящий должен обозначить тезис, то есть идею или проблему, которая в процессе рассуждения будет доказана или опровергнута; далее следует аргументация, в процессе которой говорящий приводит различные суждения и аргументы, которые должны быть обоснованы и логичны; в заключении говорящий должен сделать вывод, то есть прийти к единому умозаключению, которое может быть выражено в решении поставленной вначале проблемы или рекомендациям для ее решения.

На данный момент существует множество различных средств и цифровых ресурсов, способствующих повышению эффективности обучения школьников английскому языку, в частности монологической речи. Однако далеко не все учителя общеобразовательных школ используют их в учебном процессе. Это показывают результаты опроса среди учащихся старшей школы (60 человек) и учителей английского языка (17 человек), которые позволяют утверждать, что больше половины обучающихся, а также 100% учителей недовольны качеством используемого УМК, поэтому присутствует тенденция привлечения дополнительных ресурсов к обучению английского языка – примерно 1/3 учителей используют цифровые ресурсы и видеоматериалы на уроках. В нашем исследовании средством обучения старшеклассников рассуждению как типу монологической речи была выбрана цифровая платформа TED Talks, поэтому в опросе также присутствовали вопросы, касающиеся данной платформы. Примерно половина обучающихся оказалась неосведомленной о ресурсе Ted Talks, но при этом 75% обучающихся показали в нем заинтересованность и желание его использования на уроках. В то же время 65% учителей осведомлены о данном ресурсе и 70% считают, что использование данной цифровой платформы будет эффективно при обучении монологической речи.

Итак, можно сделать вывод, что использование цифровой платформы TED Talks при обучении старшеклассников монологической речи вызывает интерес не только у обучающихся, но и у учителей, которые также поддерживают мнение о ее эффективности при использовании в учебном процессе, что уже дает право утверждать, что TED Talks как средство обучения обладает потенциалом.

Чтобы более точно раскрыть лингводидактический потенциал цифровой платформы TED Talks при обучении старшеклассников монологу – рассуждению, нами был проведен анализ видеоматериалов TED, который позволил выявить ряд преимуществ использования видеоматериалов при обучении монологу-рассуждению:

  • аутентичность (видеоматериалы цифровой платформы TED Talks обладают насыщенным разнообразием лингвистических и культурных составляющих английского языка, что способствует выстраиванию речи в соответствии с нормами современного английского языка);
  • наличие определенной структуры выступления (речь выступающих представляет собой монолог – рассуждение, в котором присутствует определенная структура: тезис, аргументация, вывод. Большинство спикеров подкрепляют свое мнение обоснованными аргументами, в их монологе присутствует логика и системность);
  • развитие навыков самопрезентации (при просмотре видео TED Talks обучающиеся также учатся презентовать свое высказывание, что немаловажно, так как, по мнению Л.А. Миловановой, одной из практических задач преподавания иностранных языков в школе является развитие у учеников умения свободно и правильно говорить публично [6, с. 161]);
  • развитие межкультурной коммуникативной компетенции (аутентичный контент данной цифровой платформы способствует овладению культурой иноязычной речи, что является одним из важных условий продуктивности и эффективности формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля [3, с. 178]. Кроме того, в процессе просмотра видео TED у учащихся развивается умение аудирования, что, по мнению Е.Г. Таревой, является первым шагом на пути установления устного межкультурного контакта [7, с. 75]);
  • социализация личности обучающихся (по мнению Н.В. Языковой, в процессе ознакомления с видеоматериалами TED Talks происходит овладение культурой изучаемого языка, в следствие чего обучающийся зачастую впервые в жизни проникает в смыслы отдельных явлений родной культуры, приходит к пониманию, осмыслению и принятию национальных ценностей родной культуры, что фактически является способом социализации личности, формирования ее культурно-национальной идентичности [10, с. 279]).

Наличие значительных преимуществ использования видеоматериалов цифровой платформы TED Talks при обучении монологу-рассуждению не исключает следующих недостатков:

  • отсутствие чистой английской речи (некоторые выступления представлены не носителями английского языка, что осложняет восприятие речи обучающимися, следовательно, и дальнейшую работу над видеофрагментом и его анализ);
  • длительность видеоматериалов (многие выступления могут длиться 15-20 минут, что не подходит для использования во время урока, который рассчитан на 45 минут. Кроме того, в процессе просмотра длительного видео у обучающихся может теряться концентрация, что также осложнит будущую работу);
  • уровень языковой сложности (несмотря на то, что мы предполагаем использовать видеоматериалы TED Talks при обучении старшеклассников гуманитарного профиля углубленного уровня, некоторые видеоматериалы могут быть осложнены, например, терминологией, поэтому понимание основного содержания может быть недостаточно точным);
  • содержание видеофрагментов (некоторые видеоматериалы могут не подходить для использования на уроках английского языка в школе, так как не соответствуют предметному содержанию речи в соответствии с ФГОС. Кроме того, содержание выступлений может не отвечать психологическим и возрастным особенностям обучающихся).

Таким образом, учитывая выявленные характерные особенности, а также преимущества и недостатки внедрения видеоматериалов TED Talks в процесс обучения английскому языку, мы отобрали 10 видеоматериалов TED Talks для включения в содержание обучения школьников рассуждению как типу монологической речи. Был составлен банк видеоматериалов на тему «Природа и Экология», так как данная проблема является актуальной на сегодняшний день и обладает рядом противоречий, на базе которых можно построить монолог-рассуждение. Подобранные видеоматериалы отвечают учебным целям и интересам обучающихся, соответствуют уровню языковой сложности среднего этапа обучения гуманитарного профиля, а также представленные в них монологи-рассуждения отвечают нормам и правилам их структурного построения. Кроме того, одним из основных критериев отбора видеоматериалов была продолжительность видео, поэтому мы выбрали видеоматериалы длительностью от 4 до 10 минут.

Отобранные видеоматериалы цифровой платформы TED Talks и их краткая характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1. Банк отобранных видеоматериалов цифровой платформы TED Talks и их краткая характеристика

Видеоматериал TED Talks

Характеристика

«Time is Running out on Climate Change. The Metaverse could Help» by Cedrik Neike
Видео № 1

Представлена интересная идея, связанная возможностью улучшения экологической ситуации с помощью цифрового пространства и виртуальной реальности «industrial metaverse», что может вызвать интерес у старшеклассников.

«How Ugly, Unloved Food сan Change the World» by Dana Cowin
Видео № 2

Представлена интересная идея, заключающаяся в том, что внешность продукта не влияет на его вкус, и его можно активно использовать в кулинарии, что поможет сократить количество отходов и улучшить экологическую ситуацию.

«How to Find Joy in Climate Action» by Ayana Elizabeth Johnson
Видео № 3

Представлен интересный подход к решению экологических проблем. Выступающая опирается на реальные возможности каждого человека, что может помочь не только улучшить экологическую ситуацию, но и приносить удовольствие каждому человеку.

«Young People are the Solution to Climate Change» by Vish Dhar
Видео № 4

Выступление будет интересно старшеклассникам, так как оратор представляет молодое поколение и его взгляд на экологическую проблему.

«How Climate Change Affects your Mental Health» by Britt Wray
Видео № 5

Поднимается интересная проблема влияния изменения климата на психологическое здоровье, что может заинтересовать школьников.

«Eco-anxiety to Climate Optimism» by Lyn Stoler
Видео № 6

Тема выступления связана с влиянием климатических изменений на ментальное здоровье, что может быть близко старшеклассникам.

«The Simple Solution to Fast Fashion» by Josephine Philips
Видео № 7

Рассматривается интересная тема влияния модных тенденций и постоянного обновления гардероба на экологическую ситуацию, а также отражение истории в одежде.

«A Coral Reef Love Story»
 by Ayana Elizabeth Johnson
Видео № 8

Рассматривается проблема исчезновения коралловых рифов через призму личного опыта спикера, что находит значительный отклик среди аудитории.

«Language Shouldn't Be a Barrier to Climate Action» by Sophia Kianni
Видео № 9

Рассматривается актуальная проблема неосведомленности большинства жителей планеты об экологической ситуации из-за языкового барьера. Выступающая убеждена, что при развитии тенденции экологического образования можно глобально повлиять на решение проблемы.

«Could Fish Social Networks Help Us Save Coral Reefs?»  by Mike Gil
Видео № 10 

Рассматривается интересная идея влияния социальных сетей на улучшение экологической ситуации. Выступающий считает, что при помощи ведение различных блогов и распространения информации про коралловые рифы и их обитателей поможет спасти их от исчезновения.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что цифровая платформа TED Talks обладает лингводидактическим потенциалом для обучения обучающихся гуманитарного профиля рассуждению как типу монологической речи, так как имеет ряд преимуществ. Однако учителям стоит ответственно подходить к отбору видеоматериалов для внедрения в учебный процесс, так как они могут не соответствовать уровню языковой подготовки обучающихся, предметному содержанию речи, а также психологическим и возрастным особенностям школьников. Далее в статье мы рассмотрим технологию обучения старшеклассников гуманитарного профиля рассуждению как типу монологической речи при помощи использования видеоматериалов цифровой платформы TED Talks.

Проанализировав работы отечественных ученых (Б.Т. Лихачев [5] и др.), мы вывели собственное понятие образовательной технологии, которая представляет собой систему способов, форм, методов и средств, направленных на эффективную организацию учебного процесса, включающего совместную деятельность. Технология обучения предполагает системность, поэтому ей должны быть свойственны упорядоченная структура и единство всех составляющих, что находит отражение в логике построения этапов, их целях и задачах, а также в ожидаемых результатах.

Цель разработанной нами образовательной технологии можно представить следующим образом: научить учащихся составлять собственные монологи-рассуждения посредством ознакомления с видеоматериалами TED Talks и анализа характерных особенностей представленных в видео монологов-рассуждений.

Данная технология обучения рассчитана на комплексную работу над выявлением характерных особенностей монолога-рассуждения посредством ознакомления с видеоматериалом TED Talks, а также работу над выстраиванием учащимися собственных монологов-рассуждений, их представлений и осуществления анализа и оценки учащимися друг друга. Исходя из данной логики, мы считаем, что целесообразным является разделение работы с видеоматериалами и над монологами-рассуждениями на 2 урока.

Первый урок состоит из работы с видеоматериалом и выявлении характерных особенностей непосредственно монолога-рассуждения и включает в себя следующие этапы:

1. Преддемострационный этап (задача: повысить мотивацию учащихся перед просмотром видео; снять лексические или социокультурные трудности, которые могут возникнуть при просмотре видеоматериала).

- экспозиция к видеоматериалу, состоящая из вопросов с опорой на личный опыт обучающихся, что является средством мотивации и введения учащихся в тему;
- снятие лексических трудностей, которое можно представить в виде задания на сопоставление лексических единиц и их дефиниций;
- установка на просмотр видео, которая состоит из двух заданий:
а) ценностно-ориентационная коммуникативная задача, решение которой поможет учителю проверить понимание основного содержания видео, а также подготовить учащихся к дальнейшему выражению собственного мнения;
в) задание на выявление характерных особенностей монолога-рассуждения, которое нацелено на самостоятельный анализ учащимся структуры, приемов и методов построения рассуждения как типа монологической речи. На данном этапе учащимся предлагается раздаточный материал в виде текста монолога-рассуждения, представленного в видео для того, чтобы в процессе просмотра у них была визуальная поддержка, кроме того, это поможет качественнее проанализировать характерные особенности монолога-рассуждения, так как выполнить данное задание, опираясь исключительно на слуховое восприятие будет затруднительно.

2. Демонстрационный этап (задача: организовать слуховое и зрительное восприятие речи, работу над выявлением характерных особенностей монолога-рассуждения).

На данном этапе учащиеся знакомятся с содержанием выступления TED Talks, осуществляя просмотр видео и обращение к тексту, проводят самостоятельный анализ речи и выявляют характерные особенности монолога-рассуждения, делая пометки в раздаточном материале, формируют представление о том, как выстраивать монолог-рассуждение. Кроме того, формируют мнение по заданному вопросу в виде ценностно-ориентационной коммуникативной задачи.

3. Постдемонстрационный этап (задача: организовать проверку понимания основного содержания текста; провести анализ выявленных характерных особенностей монолога-рассуждения, организовать обсуждение текста с помощью вопросов с опорой на личный опыт и мнение учащихся).

- решение коммуникативной задачи, которое позволит выявить понимание основного содержания речи;
- обсуждение характерных особенностей монолога-рассуждения. На данном этапе учащимся предлагается высказать их идеи, при этом подкрепляя примерами из текста, кроме того, учащиеся высказывают собственное мнение о позитивных и негативных сторонах представленного монолога-рассуждения. В то же время предполагается, что учитель задает наводящие вопросы, чтобы скоординировать работу по анализу представленного монолога-рассуждения. Таким образом все учащиеся будут включены в работу и обладать конкретным пониманием, что от них требуется;
- обобщение выявленных особенностей, которые помогут учащимся составить собственный монолог-рассуждение. На данном этапе мы предлагаем учащимся обобщить полученную информацию о выявленных и проанализированных характерных особенностей монолога-рассуждения на примере просмотренного видео в общей таблице;
- этап выстраивания учащимися собственных монологов-рассуждений. Составление учащимися собственного монолога-рассуждения предполагается в качестве домашнего задания, так как важно предоставить учащимся возможность для самостоятельного исследования проблемы. По мнению О.О. Корзун и Е.А. Савкиной, возможность организации исследовательской деятельности своих подопечных позволяет способствовать формированию исследовательской компетенции обучающихся; обладать собственной мотивацией к проведению исследования [4, с. 34]. Учащиеся будут свободны в выборе темы своего монолога-рассуждения, но при этом тематика должна соответствовать просмотренному видеоматериалу. Длительность монолога-рассуждения рассчитана на 3 минуты.

Теперь перейдем к характеристике второго урока. Суть данного урока заключается в проверке, насколько качественно был усвоен ранее изученный материал, так как задачей учащихся будет провести взаимный анализ выступлений друг друга. Во время урока учитель выступает в качестве модератора, который контролирует учебный процесс. Данная организация урока способствует учащимся эффективнее усвоить структуру и характерные особенности монолога-рассуждения, так как будет происходить самостоятельный анализ. Также это способствует развитию навыков самопрезентации, так как учащиеся воспроизводят полноценное выступление перед аудиторией.

Урок включает в себя следующие этапы:

  1. Этап представления учащимися собственных монологов–рассуждений (задача: организовать учебный процесс в виде мини-конференции TED, в процессе которой учащиеся получат возможность показать, как они усвоили пройденный материал).

В процессе данного этапа происходит оценивание учащимися друг друга с опорой на таблицу с характерными особенностями монолога-рассуждения, выявленных на предыдущим уроке. Учащиеся высказывают свое мнение о каждом выступлении, что поможет учителю сделать вывод о том, усвоен ли пройденный материал или нет.

  1. Этап рефлексии (задача: обобщить полученные результаты, получить обратную связь от учащихся о проведенном формате работы над обучением рассуждению как типу монологической речи).

Таким образом, учитывая полученные данные в ходе анализа научной литературы и видеоматериалов цифровой платформы TED Talks, нами была разработана технология обучения школьников гуманитарного профиля рассуждению как типу монологической речи с использованием ресурсов цифровой платформы TED Talks. В ходе работы по данной технологии предполагается, что учащиеся освоят структуру монолога-рассуждения, сформируют представление о его характерных особенностях посредством работы над анализом представленного монолога-рассуждения в видеоматериале TED Talks, смогут составить собственные монологи –рассуждения и представить их на уроке в формате мини конференции, а также проведут взаимный анализ выступлений друг друга, что позволит лучше усвоить и закрепить изученный материал.

Список литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр.России, 1995. 336 с.
  3. Корзун О.О. Иноязычная произносительная культура как компонент межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №6-2(72). С. 177-180.
  4. Корзун О.О., Савкина Е.А. Формирование исследовательской компетенции студентов - будущих учителей английского языка // Среднее профессиональное образование. 2019. №3. С. 32-35.
  5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М. 2001. 607 с.
  6. Милованова Л.А. Формирование презентационных умений старшеклассников на уроках иностранного языка // Lingua Mobilis. 2010. №3(22). С. 160-168.
  7. Тарева Е.Г. Устная межкультурная коммуникация: проблемы трудностей понимания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. №1. С. 71-82.
  8. Федеральная рабочая программа среднего общего образования: приказ об утверждении ФРП СОО от 12 июля 2023 г. №74228. (дата обращения: 01.02.2024).
  9. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Терентьева, Н.В. Костычева. М.: Высшее образование, 2008. 158 с.
  10. Языкова Н.В. Актуальные проблемы реализации межкультурного подхода в иноязычном образовании и пути их решения // Язык-культура, мышление-познание. Интегративные исследования: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Полины Пурбуевны Дашинимаевой, Улан-Удэ – Байкальская Ривьера, 28030 июня 2018 года / Научный редактор Г.С. Доржиева. Отв. ред. Л.М. Орбодоева. Улан-Удэ – Байкальская Ривьера: Бурятский государственный университет, 2018. С. 275-282.

 

Digital platform ted talks as a means of teaching high school students’ monologue-reasoning

Sudarikova O.E.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Korzun Oksana Olegovna,
Associate Professor, Department of the English Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аbstract. The article discusses the theoretical foundations of teaching reasoning to high school philological specialization students as a type of monologue speech, presents the results of an empirical study (analysis of normative documents and the results of a survey among students and teachers at schools in Moscow), the linguodidactic potential of the digital platform TED Talks in teaching high school students reasoning as a type of monologue speech has been identified, criteria for selecting video materials have been described, and teaching technology has been presented.
Keywords: secondary general education, the English Language, monologue – reasoning, TED Talks, video materials.

References:

  1. Azimov E.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). Moscow: IKAR Publishing House, 2009. 448 p.
  2. Bespalko V.P. Pedagogy and progressive teaching technologies. Moscow: Publishing house of the institute of Ministry of Russian Education, 1995. 336 p.
  3. Korzun O.O. The Foreign Language Pronunciation Culture as a Component of Cross-cultural Communicative Competence of the Philological Specialization Students. Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2017. №6-2(72).: 177-180.
  4. Korzun O.O., Savkina E.A. Future English Teachers' Research Competence Formation. Secondary professional education. 2019. №3.: 32-35.
  5. Likhachev B.T. Pedagogy: Course of lectures / Textbook. for students of pedagogical institutions. 4th ed., revised. and additional. Moscow: Yurait- 2001. 607 p.
  6. Milovanova L.A. The Formation of High school students’ Presentation Skills in foreign language lessons. Lingua Mobilis. 2010. №3(22).: 160-168.
  7. Tareva E.G. Intercultural Communication: problems with Listening Comprehension. Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy. 2018. №1.: 71-82.
  8. Federal work program of secondary general education. (date of the address: 01.02.2024).
  9. Fokina K.V. Methods of teaching a foreign language: lecture notes. Moscow: Higher Education, 2008. 158 p.
  10. Yazykova N.V. Challenges in Intercultural Approach to Language Pedagogy and Ways to Respond to them. Language-culture, thinking-cognition integrative research: Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the birth of Doctor of Philology, Professor Polina Purbuevna Dashinimaeva, Ulan-Ude – Baikal Riviera, June 28-30, 2018. Scientific editor G.S. Dorzhieva. executive editor L.M. Orbodoeva. Ulan-Ude – Baikal Riviera: Buryat State University, 2018.: 275-282.