Аннотация. В современном историческом образовании все чаще делается акцент на визуализации и использовании визуальных источников. Автор данного исследования, используя результаты опроса обучающихся в ГБОУ школе №1505 города Москвы, пытается выяснить, какие визуальные источники наиболее востребованы среди современных школьников и действительно ли их использование столь эффективно.

Ключевые слова: урок истории, визуализация, визуальные источники, «исторические» мемы.

В настоящее время все большее внимание в образовании уделяется принципу наглядности. Принцип наглядности в образовании подчеркивает важность использования визуальных средств обучения для более эффективного усвоения материала учащимися. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) в заявленных предметных результатах по истории значится такое положение: «умение анализировать визуальные источники исторической информации» [3]. Из этого возникает необходимость развития умения работать с визуальными историческими источниками и потребность в повышении эффективности работы с ними.

Авторы учебно-методического пособия «Школа Историка. Все начинается с исторических источников» отмечают: «Использование информации, полученной из изобразительных источников, позволяет историку не только дополнить, проиллюстрировать или подкрепить определенные исторические факты, но также буквально взглянуть на них воочию» [4, с. 6].

Для начала стоит определить круг визуальных источников, работу с которыми мы будем рассматривать, и основные методы данной работы.

Выберем основные виды визуализации, которые чаще всего используются в работе автором статьи:

  1. Презентации;
  2. Произведения художественной культуры (в основном, изображения самых знаменитых картин, тематически связанных с изучаемым на данном этапе историческом времени); фотографии зданий и других архитектурных объектов изучаемой эпохи; портреты исторических деятелей;
  3. «Исторические» мемы.

Презентации

Мультимедийная презентация является, на наш взгляд, неотъемлемой частью современного урока. В современном мире технологии играют все более важную роль в процессе обучения. Они предоставляют уникальные возможности для визуализации информации, создания интерактивных уроков и привлечения внимания учащихся. Одним из таких инструментов является мультимедийная презентация, которая находит широкое применение в образовании, в том числе на уроках истории. Определенная визуализация изучаемой темы и фиксирование основных тезисов на интерактивной доске помогает учащимся лучше освоить тему. Происходит это по нескольким причинам:

  • Во-первых, мы ведем речь о современном поколении, некоторые исследователи называют его поколением «клипового мышления». Не будем дополнительно обосновывать данный тезис, но, в любом случае, мы можем утверждать, что для современных детей визуальный источник информации важен, будь то картинка, схема или мем. Ориентируясь на картинку, дети лучше понимают рассказ учителя о данном событии, скорее всего законспектируют именно те тезисы, которые указаны на слайде презентации и дома смогут еще раз их просмотреть и записать или же изучить упущенную на уроке информацию. Наличие презентации, как минимум, привлекает внимание детей, фокусирует их, что будет гораздо труднее сделать, если объяснять материал темы исключительно «на пальцах». Процент усвоения темы, когда ученики ее воспринимают не только на слух, но и визуально существенно увеличивается.
  • Особую актуальность это приобретает на уроке истории, где, не показав портрет деятеля, не создав образ эпохи по картинам и зданиям архитектуры, будет труднее ввести учащихся в проблематику конкретной исторической эпохи. Использование мультимедийной презентации на уроке истории открывает новые пути для обогащения обучающего процесса. Этот инструмент позволяет преподавателям включать в уроки различные виды визуальной информации, такие как изображения, аудио и видеоматериалы, диаграммы, карты и анимации. Это делает процесс обучения более интерактивным и увлекательным для учащихся, помогая им воспринимать и запоминать информацию более эффективно.
  • Если мы говорим о нацеленности процесса обучения на определенный результат: диагностики, ОГЭ / ЕГЭ, то в таком случае освоение через схемы и картинки неизбежно и крайне эффективно.

Таким образом, использование мультимедийной презентации на уроке истории представляет собой важный инструмент, способствующий созданию интересной, увлекательной и продуктивной обучающей среды. Он позволяет преподавателям эффективно визуализировать информацию, стимулировать активное участие учащихся и создавать условия для более глубокого понимания исторических событий. В итоге использование мультимедийных презентаций на уроке истории помогает формировать у школьников навыки критического мышления, анализа информации и самостоятельной работы, что соответствует современным требованиям образования.

Произведения художественной культуры

Учебный процесс играет ключевую роль в формировании знаний и понимания исторических событий. В этом контексте использование картин и других произведений художественной культуры на уроке истории становится важным элементом обучения. Это позволяет преподавателям вовлекать учащихся в изучение истории через визуальные и художественные материалы, что способствует более глубокому пониманию исторических периодов и событий.

Картины представляют собой ценный источник информации о прошлом. Визуальные образы, изображенные на художественных полотнах, позволяют учащимся погрузиться в эпоху, изучаемую на уроке, и лучше представить себе те обстоятельства и атмосферу, которые сопровождали исторические события. Кроме того, картины часто отражают культурные и социальные особенности того времени, что помогает понять контекст и значение происходивших событий.

Применение картин на уроке истории не только обогащает обучающий материал, но также позволяет разнообразить методы обучения. Преподаватели могут использовать изображения для проведения анализа и обсуждения исторических событий, стимулируя учащихся к критическому мышлению. Например, учащиеся могут сравнивать различные интерпретации исторических событий, выраженные в художественных произведениях, что способствует развитию аналитических навыков.

Отдельного внимания заслуживает следующий метод обучения: учащимся предлагается описать картину. Но это не просто банальное описание, обучающиеся должны на основе нескольких картин или же видеоисточников составить рассказ об исторической эпохе/историческом событии, используя исключительно информацию, которую им может предоставить данный визуальный источник и те сведения, которые можно аналитически вывести, анализируя изображенное на картине или же представленное в фильме.

Кроме картин, другие художественные произведения, такие как скульптуры, архитектурные сооружения, литературные произведения и музыка могут также использоваться на уроках истории для обогащения обучающего процесса. Это позволяет учащимся ощутить связь исторических событий с культурой и искусством эпохи, а также анализировать их влияние друг на друга.

Изучение портретов исторических деятелей на уроках истории также имеет большое значение, поскольку они помогают ученикам лучше понять и запомнить исторические личности.

Во-первых, портреты позволяют учащимся визуально представить исторического деятеля, его облик, одежду и окружение, что делает урок более наглядным и интересным. Это помогает ученикам легче запомнить информацию и лучше понять контекст их деятельности.

Во-вторых, изучение портретов исторических деятелей способствует развитию умения анализировать и интерпретировать художественные произведения, понимать символический язык исторических портретов.

Кроме того, портреты исторических деятелей служат источником информации об их характере, внешности, возможно – об их идеях, которые они пытались реализовать. Зрительное восприятие портретов позволяет ученикам более глубоко погрузиться во времена и события прошлого.

В итоге, использование картин и других произведений художественной культуры на уроке истории обогащает обучающий процесс, способствует лучшему пониманию исторических событий, развитию аналитических навыков и стимулирует критическое мышление учащихся. Такие методы обучения помогают учащимся подходить к изучению истории более всесторонне, обогащая свое понимание прошлого через художественные и культурные аспекты.

«Исторические» мемы

История – это не только перечисление дат, событий и имен, но и увлекательное погружение в прошлое, понимание мотивов и поведения людей, которые влияли на ход истории. Для того чтобы сделать уроки истории более интересными и запоминающимися, учителя используют различные методы и подходы. Один из таких методов – использование исторических мемов.

Мемы – это небольшие шуточные картинки с остроумным текстом. Однако, когда дело доходит до использования мемов в образовании, они приобретают совершенно новое значение. Исторические мемы – это способ привнести юмор и позитив в изучение истории, сделать ее более доступной и увлекательной для учеников.

Использование исторических мемов на уроке истории имеет несколько преимуществ. Во-первых, мемы помогают ученикам лучше запомнить информацию, поскольку ассоциация с веселым и запоминающимся изображением улучшает усвоение материала. Во-вторых, мемы облегчают понимание сложных понятий и событий, визуализируют их и делают более доступными для учеников. И наконец, использование мемов на уроке истории делает образовательный процесс более интересным и привлекательным, что мотивирует учащихся к активному участию и обучению.

История, как ни один другой предмет, дает огромный простор для использования мемов, создания ярких образов и картинок. Например, вот несколько мемов, посвященных петровской эпохе и таким событиям как основание Санкт-Петербурга, указ о бритье бород, открытие «окна в Европу» (см. рисунки 1-3). Картинки смешные и сюрреалистичные, однако, они отражают такие важные направления политики как европеизация культуры, борьба за выход в Балтийское море и формируют в сознании учащихся яркие и тем не менее верные исторические образы.

Рис. 1. Мем «Окно в Европу»

Рис. 2. Мем «Основание Санкт-Петербурга»

Рис. 3. Мем «Бритье бород»

Но при использовании исторических мемов на уроке истории важно помнить о мере и уместности. Мемы не должны заменять серьезное изучение материала, но лишь дополнять его, делая урок более ярким и понятным.

Таким образом, использование исторических мемов на уроке истории – это инновационный и эффективный подход к обучению, который помогает сделать уроки более увлекательными и запоминающимися. Использование мемов способствуют развитию интереса учеников к истории и делают процесс обучения более позитивным и веселым.

Опрос и методика

Чтобы проверить эффективность использования данных средств, было решено провести опрос среди учащихся 7-10-ых классов школы №1505, в котором им было предложено ответить на 4 вопроса:

  • Помогает ли наличие презентации на уроке легче осваивать материал?
  • Помогает ли изучение картин, архитектуры и других произведений искусства на уроке лучше понимать историческую эпоху?
  • Помогают ли изучение «исторических» мемов на уроке лучше понимать тему?
  • Какие технологии изучения истории кажутся вам наиболее интересными?

В результате данного мини-исследования мы получили следующие данные:

  1. Большинство респондентов, принявших участие в исследовании, обучаются в 7 классе (см. рисунок 4).

Рис. 4. Статистика по классам 

  1. Большинству обучающихся наличие презентации на уроке помогает в освоении материала (см. рисунок 5).

Рис. 5. Результаты опроса об эффективности использования презентации на уроке

  1. Также большинству обучающихся помогает изучение художественного материала на уроке истории. Однако тут уже мы видим некоторый процент обучающихся, которых не привлекает такой формат работы (см. рисунок 6).

Рис. 6. Результаты опроса об изучении произведений искусства на уроке

  1. Для абсолютного большинства современных школьников использование мемов в образовательном процессе делает изучение предмета интереснее (см. рисунок 7).

Рис. 7. Результаты опроса об эффективности использования «исторических» мемов на уроке

  1. Среди предложений по разнообразию используемых технологий на уроке истории школьники выделяли следующие методы: просмотр исторических фильмов, использование мемов, диалоговые и игровые технологии, любую визуализацию, метод исторической реконструкции, кто-то выделял важность интересной подачи материала учителем (см. рисунки 8-9).

Рис. 8. Пожелания школьников по технологиям изучения истории на уроке

Рис. 9. Пожелания школьников по технологиям изучения истории на уроке

Таким образом, результаты исследования подтверждают наше предположение о высокой эффективности использования визуальных средств обучения и источников, т.к. для большинства учащихся это является одним их факторов, способствующих более успешному освоению материала и мотивирующих к изучению предмета.

Список литературы:

  1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. С. 58-72. (дата обращения: 01.04.2024).
  2. Маслова Н.Н., Нидерман И.А. Исторические источники в учебном процессе: методический аспект // Преподавание истории в школе. 2021. №4 С. 10-17.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство Просвещения РФ. Приказ №287 от 31 мая 2021 г. (дата обращения: 01.04.2024).
  4. Школа историка. Всё начинается с исторических источников. История в искусстве. Выпуск 2: Учебно-методическое пособие / Т.М. Апостолова, А.А. Сорокин, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. М.: Книгодел, 2023. 76 с.

The effectiveness of using visual sources in a history lesson

Yakushin F.V.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, history teacher of school №1505 «Preobrazhenskaya», Moscow

Research supervisor:
Kozlova Anna Alexandrovna,
Expert of the Centre for Public History of the Moscow City University, Candidate of Sciences in History

Abstract. Modern historical education increasingly focuses on visualization and the use of visual sources. The author of this study, using the technology of interviewing students at school №1505 in Moscow, is trying to find out which visual sources are most in demand among modern schoolchildren and whether their use is really so effective.
Keywords: history lesson, visualization, visual sources, «historical» memes.

References:

  1. Aleksashkina L.N., Vorozheikina N.I. Visual sources in modern history textbooks as an object of cognitive activity of schoolchildren // Values and meanings. 2018.: 58-72. (date of the address: 04.01.2024).
  2. Maslova N.N., Niederman I.A. Historical sources in the educational process: a methodological aspect // Teaching history at school. 2021. №4.: 10-17.
  3. The Federal State Educational Standard Of Basic General Education. The Ministry of Education of the Russian Federation. Order №287 of May 31, 2021. (date of the address: 01.04.2024).
  4. The school of the historian. It all starts with historical sources. History in art. Issue 2: Educational and methodical manual / T.M. Apostolova, A.A. Sorokin, A.V. Polovnikova, A.A. Kozlova, etc. Moscow: Knigodel, 2023. 76 p.