Аннотация. В центре внимания – проблема формирования критического мышления обучающихся как необходимого образовательного результата современного образования. В данной статье рассматриваются такие приёмы развития критического мышления, как «Перекрёстная дискуссия», «Верные – неверные утверждения», «Общее – уникальное», «Толстые» и «тонкие» вопросы», «Кластер» на примере заданий по истории России для обучающихся 8 класса при изучении тем «Эпоха дворцовых переворотов» и «Россия в 1760-1790-х гг.».

Ключевые слова: отечественная история, критическое мышление, технология развития критического мышления, методика обучения истории.

Критическое мышление в соответствии с современными вызовами образования рассматривается зарубежными учёными как «дедуктивное, позволяющее прийти к конкретным логическим умозаключениям, и индуктивное, направленное на обобщенное понимание вопроса, мышление, связанное с обоснованием вынесенных суждений, в том числе касающихся принятия решений и сравнения предполагаемых результатов различных гипотетических сценариев». Отдельно критическое мышление объясняется как «способность объективно оценивать и анализировать кажущиеся противоречивыми наборы информации, например, в вопросах медиаграмотности» [6, c. 18]. В свою очередь в отечественной литературе критическое мышление определяется как «способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам» [5, c. 51]. Также особенности критического мышления подчёркивает определение, характеризующее его как «рациональное, рефлексивное мышление, включающее в себя аналитические способности (умения) и предрасположенности (склонности) человека и направленное на решение того, чему следует верить или какое действие следует предпринять» [3, c. 145].

Критическое мышление является одной из ключевых компетенций XXI века вместе с креативным мышлением, навыками коммуникации и кооперации («модель 4К»). Именно на основе этой концепции создаются современные образовательные программы, которые активно используются в школах по всему миру.  Эксперты Всемирного экономического форума в 2023 году также отметили необходимость развития критического мышления наряду с формированием навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, предпринимательства, умения работать в команде, включённости в решение глобальных проблем человечества, пониманием ценности научного знания, развитием цифровой, гражданской и экологической грамотности и осведомлённости в области физического и психического здоровья [6, c. 8]. По оценкам исследователей, востребованность такого навыка, как критическое мышление, в профессиональной сфере за последние 10 лет возросла на 158% [6, c. 8], а в образовательном процессе появляется тенденция на более раннее развитие когнитивных и аналитических навыков, частью которых и является критическое мышление, для большей результативности и более высокого уровня сформированности навыка к моменту завершения общего образования.

Необходимость развития критического мышления в рамках основной школы закреплена и в нормативных документах. В Приказе Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС) одним из предметных результатов по учебному предмету «История» является «умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлечённую информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками» [4]. Развитие критического мышления важно и для овладения универсальными учебными познавательными (базовые логические и исследовательские действия, а также навык работы с информацией), коммуникативными (навыки общения и совместной деятельности) и регулятивными (навыки самоорганизации, самоконтроля, принятие себя и других) действиями [4], являющимися частью метапредметных результатов обучения в рамках основного общего образования.

В статье представлены задания для развития критического мышления у обучающихся на уроках истории в 8 классе на примере изучения разделов учебника «История России. 8 класс» под общей редакцией А.В. Торкунова в рамках изучения тем «Эпоха дворцовых переворотов» [1] и «Россия в 1760-1790-х гг.» [2].

Задание №1

Прочитайте предложенные точки зрения и приведите аргументы в их подтверждение и в опровержение, основываясь на материалах урока и исторических знаниях. В конце урока обменяйтесь записанными аргументами и сделайте собственный вывод о деятельности Петра III на российском престоле.

Аргументы «за»

Вопрос или утверждение

Аргументы «против»

 

Я.Я. Штелин, учитель Петра III:
«Государь довольно остроумен, особенно в спорах. <…> Уже с утра он был в своём рабочем кабинете, где заслушивал доклады <…>, потом спешил в Сенат или коллегии. В Сенате за наиболее важные дела он брался сам энергично и напористо».

 

 

А. Шумахер. «История низложения и гибели Петра Третьего»:
«Главная ошибка этого государя состояла в том, что он брался за слишком многие и к тому же слишком трудные дела, не взвесив своих сил, которых было явно недостаточно, чтобы управлять столь пространной империей».

 

Вывод:

 

Данное задание составлено с использованием приёма «Перекрёстная дискуссия» и подходит для урока открытия нового знания о Петре III. Работу с представленными точками зрения рекомендуется осуществлять в парах или группах на протяжении всего урока. На этапе целеполагания обучающиеся должны проанализировать данные точки зрения и выйти на проблему несоответствия мнений о характере деятельности Петра III: некомпетентности Петра III к управлению государством и его бурной государственной деятельностью сразу после вступления на престол. В течение всего занятия обучающиеся взаимодействуют с разными типами источников: просматривают видеофрагменты, анализируют текст учебника, а также исторический источник. В ходе работы учащиеся вписывают в таблицу тезисы, подтверждающие или опровергающие предложенные точки зрения, которые они потом будут использовать для организации перекрёстной дискуссии. На стадии рефлексии обучающиеся обмениваются утверждениями, опровергая слова своих оппонентов имеющимися у себя фактами. В ходе дискуссии таблица дополняется каждым обучающимся индивидуально наиболее значимыми и впечатляющими для него фактами. Заключительным этапом дискуссии становится формулирование вывода о деятельности Петра III.

Задание №2

Прочитайте утверждения и отметьте, верны они или нет. Подкрепите Ваш ответ предположениями и аргументами. Дополните список своими утверждениями, опираясь на уже известную информацию. Обсудите с одноклассниками ваши варианты.

Утверждения

До чтения текста

После чтения текста

Екатерина II хотела реформировать общество и культурную сферу на европейский манер.

 

 

Екатерина II хотела установить общие законы для всех сословий.

 

 

При Екатерине II положение крестьян улучшилось.

 

 

При Екатерине II усилились позиции православной церкви.

 

 

При Екатерине II дворяне получили большее влияние при дворе.

 

 

 

Задание составлено с использованием приёма «Верные – неверные утверждения» и может использоваться учителем как в начале, на стадии вызова, так и на заключительном этапе урока, в ходе рефлексии. Наиболее удобно организовать выполнение задания до работы с информацией параграфа индивидуально, для определения уровня знаний и понимания каждого конкретного обучающегося, умения сопоставлять и вычленять необходимую информацию. На этапе рефлексии удобнее работать в группах или в парах – это позволяет посмотреть на изучаемый материал с разных сторон и углубиться в тему. Задание направлено на анализ и оценку обучающимися уже изученного материала, на умение сравнивать факты и делать выводы, высказывать предположения на основе имеющихся знаний и общей характеристики эпохи, оценивать их на достоверность и уметь аргументировать своё суждение. Работа с предложенными утверждениями позволяет оценить уровень понимания обучающимися изучаемой темы и ориентации в историческом пространстве.

Задание №3

Вспомните из курса всемирной истории, чем характеризуется европейская политика «просвещённого абсолютизма». Сравните политику «просвещённого абсолютизма» в Европе и в России.

Данное задание можно выполнить с помощью приёма развития критического мышления «Общее – уникальное», которое можно изобразить как графически (например, диаграмма Венна) (см. рисунок 1), так и в табличном виде. Во втором случае задействуется также приём «Сводная таблица». Задание направлено на систематизацию и синхронизацию знаний по всеобщей и отечественной истории, на актуализацию имеющихся знаний и наиболее удачно подходит для индивидуальной работы. Такой тип задания лучше использовать на стадии рефлексии после изучения темы «Внутренняя политика Екатерины II» (урок введения нового знания) или на повторительно-обобщающем уроке по теме «Россия в 1760-1790-х гг.». Для облегчения задания на уроке освоения нового знания его можно давать для работы в паре или в группе, а также организовать фронтальное обсуждение. Задание позволяет проверить, насколько обучающиеся могут анализировать, сравнивать и сопоставлять явления и факты, а также показывает уровень их понимания исторического материала.

Рис. 1. Диаграмма Венна

Задание №4

Представьте, что Вы молодой учитель и готовите урок по теме «Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва». Подготовьте для Ваших обучающихся блок вопросов. Среди них должны быть вопросы как на знание событий, персоналий, дат, так и на размышление, выявление причинно-следственных связей, анализ.

Задание построено на использовании приёма «толстые» и «тонкие» вопросы. Задание даётся обучающимся на стадии вызова на уроке освоения нового знания: на основе параграфа «Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва» обучающиеся должны придумать как можно больше вопросов репродуктивного, продуктивного и творческого характера. В ходе изучения нового материала обучающиеся дописывают в таблицу вопросы, ответы на которые им было бы интересно узнать. На стадии рефлексии можно обменяться вопросами в парах или группах, попробовать на них ответить, используя полученные знания, тем самым закрепив материал. Также на стадии рефлексии можно использовать творческое задание, например, составление истории на основе полученных данных или обобщение основных идей и положений.

Задание №5

На основе текста параграфа «Внешняя политика Екатерины II» составьте схему, отражающие основные направления и события внешней политики Екатерины II.

Для выполнения данного задания удобнее всего использовать приём «Кластер» с составлением и оформлением кластер-схемы (см. рисунок 2). На стадии вызова, основываясь на уже имеющихся исторических знаниях, можно начать работать с предположениями о возможных направлениях внешней политики, высказывать суждения об её результатах. Такую работу можно организовать как фронтально, так и в парах / группах. В данной теме работу с кластером на этапе осмысления содержания лучше разбить на две разных схемы: юго-восточное направление (Русско-турецкие войны, русско-грузинские отношения, Греческий проект) и северо-западное направление (разделы Речи Посполитой, война со Швецией, отношения с Англией и США, борьба с революционной Францией). В ходе изучения нового материала обучающиеся заполняют кластер по своей теме, а после этого, на этапе рефлексии, в парах или при взаимодействии групп исправляют неподтверждённые или неверные предположения, а также дополняют их информацией. Также этап рефлексии можно сделать более масштабным – фронтальное обсуждение кластера всем классом: как продуктивное (например, выявление причинно-следственных взаимосвязей между гроздьями), так и творческое (например, мини-сообщение).

Рис.2. Вариант оформления кластера по теме «Внешняя политика Екатерины II»

В заключение стоит ещё раз подчеркнуть, что критическое мышление – одна из ключевых компетенций современного образования, необходимая в вопросах повседневной жизни и пользующаяся большим спросом для решения поставленных задач в профессиональной сфере. Можно заметить, что существует большое количество приёмов для составления заданий на развитие критического мышления. Разнообразие видов и форм позволяет использовать их при изучении любой темы, внедрять их в каждый тип урока, организовывать различные форматы взаимодействия обучающихся с учителем и сотрудничества между собой. Всё это может способствовать активному развитию критического мышления у учащихся основной школы. Такие нестандартные задания активизируют познавательный интерес обучающихся, позволяют им удерживать внимание на предмете изучения, активно работать с информацией, а также помогают развивать не только критическое, но и креативное мышление и коммуникативные навыки.

Список литературы:

  1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. История России. 8 класс: учебник в 2 ч. Часть 1. Линия УМК: История России; под общ. ред. Торкунова А. В. (6-10). М.: Просвещение, 2023. 128 с.
  2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. История России. 8 класс: учебник в 2 ч. Часть 2. Линия УМК: История России; под общ. ред. Торкунова А. В. (6-10). М.: Просвещение, 2023. 129 с.
  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, актуал. лексика / М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. М.: Новь, 1999. 535[2] с.
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (с изменениями и дополнениями от 18 июля, 8 ноября 2022 г., 27 декабря 2023 г., 22 января, 19 февраля 2024 г.). (дата обращения: 01.02.2024).
  5. Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: учебное пособие // Научная электронная библиотека монографий, изданных в издательстве Российской Академии Естествознания, 2017 [сайт]. (дата обращения: 01.02.2024).
  6. Defining Education 4.0: A Taxonomy for the Future of Learning // The World Economic Forum, 2023 [сайт]. (дата обращения: 01.02.2024).

Developing critical thinking skills in the 8th grade while studying the topics «The Era of Palace Coups» and «Russia in the 1760s-1790s»

Kutejkina A.M.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kozlova Anna Alexandrovna,
Expert of the Centre for Public History of the Moscow City University, Candidate of Sciences in History

Abstract. The focus is on the problem of formation of students' critical thinking skills as a required academic result of modern education. This article discusses techniques of the development of critical thinking such as «The Discussion Web», «Right and Wrong Statements», «Venn Diagram», «Thick and Thin Questions», «Clustering Method» using the examples of tasks for 8th grade students based on the history of Russia while studying the topics «The Era of Palace Coups» and «Russia in the 1760s-1790s».
Keywords: history of Russia, critical thinking, the technology of critical thinking development, methods of teaching history.

References:

  1. Arsentiev N.M., Danilov A.A., Kurukin I.V. and others. The history of Russia. 8th grade: textbook. Part 1. Line of the UMK: The History of Russia; under the general ed. Torkunov A.V. (6-10). Moscow: Prosveshchenie, 2023. 128 p.
  2. Arsentiev N.M., Danilov A.A., Kurukin I.V. and others. The history of Russia. 8th grade: textbook. Part 2. Line of the UMK: The History of Russia; under the general ed. Torkunov A.V. (6-10). Moscow: Prosveshchenie, 2023. 129 p.
  3. Vishnyakova S.M. Professional education: Dictionary. Key concepts, contemporary vocabulary / Ministry of General and Professional Education of the Russian Federation. Federal Education Agency, Center for the Development of Higher and Vocational Education of the Russian Academy of Education. Moscow: Nov, 1999. 535[2] p.
  4. On the Approval of the Federal State Educational Standard of basic general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 №287 (with amendments and additions dated July 18, November 8, 2022, December 27, 2023, January 22, February 19, 2024). (date of the address: 01.02.2024).
  5. Shirshov E.V. Information, education, didactics, history, methods and techniques of education. Dictionary of key concepts and definitions: textbook // Electronic library of monographs published by the publishing house of the Russian Academy of Natural History, 2017 [website]. (date of the address: 01.02.2024).
  6. Defining Education 4.0: A Taxonomy for the Future of Learning // The World Economic Forum, 2023 [website]. (date of the address: 01.02.2024).