Аннотация. В настоящее время в ходе обучения иностранному языку стали широко применяться подкасты. Они представляют собой аудио- или видеозаписи, доступные для прослушивания или просмотра в Интернете. Подкасты имеют большое число преимуществ, которые положительно влияют на процесс изучения иностранного языка: мультимедийность, доступность, актуальность, повышение мотивации обучающихся, развитие разных видов речевой деятельности, погружение в аутентичную среду. В контексте социальных и гендерных аспектов использование подкастов способствует более глубокому пониманию языковой среды изучаемого языка, развитию коммуникативных навыков, изучению социокультурных особенностей.

Ключевые слова: образование, обучение иностранному языку, подкаст, социальный и гендерный аспекты.

Сегодня все чаще встречается использование инновационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Так, на уроках стали широко применяться подкасты в силу их многочисленных преимуществ. В данном исследовании мы рассмотрим применение подкастов, а также уделим внимание их социальным и гендерным аспектам.

Сначала стоит обратиться к определениям данного термина. Согласно П.В. Сысоеву, «подкаст – это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком и доступная для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [Сысоев, 2014: 189]. Соломатина А.Г. описывает подкаст таким образом: «аудио- или видеозапись, которая записана на изучаемом иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенная на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе» [10, с. 102]. Е.Ю. Малушко дает следующее определение подкасту: «Подкаст – это звуковой или видеофайл, который распространяется бесплатно через Интернет для массового прослушивания или просмотра» [7, с. 347]. Анализ термина в таких словарях английского языка, как Longman Dictionary of Contemporary English, Oxford English Dictionary, Cambridge Dictionary, позволяет сделать вывод, что подкаст представляет собой созданный любым человеком аудио- или видеофайл, который размещается в сети Интернет и становится доступным для скачивания на любой электронный носитель.

Рассмотрев определения подкастов, целесообразно перейти к их классификациям. А.А. Володин систематизировал их по типам и видам, основываясь на том, как они предоставляют информацию (см. таблицу 1) [5, с. 97].

Таблица 1. Типы и виды подкастов

Типы подкастов

Виды подкастов

1. Аудиоподкасты

  • Аудиоподкаст
  • Слайдкаст
  • Аудиочат

2. Видеоподкасты

  • Видеоподкаст
  • Скринкаст
  • Видеочат

3. Электронный документ

  • Текст
  • Графика
  • Текст и графика

Аудиоподкаст представляет из себя аудиозапись, где звук записывается автором самостоятельно и характеризуется монологическим изложением содержания, то есть контент представляет один спикер.

Слайдкаст является такой же аудиозаписью, единственным отличием которой можно назвать соответствующий фоторяд, сопровождающий аудиофайл.

Аудиочат аналогичен аудиоподкасту, но уже характеризуется диалогическим изложением материала.

Видеоподкаст можно описать как видеозапись с выступлением автора на определенную тему.

Скринкастом называют один из вариантов видеоподкаста, который представляет собой записанные действия на экране с помощью специальной программы, сопровождаемые аудио комментариями.

Видеочат является аналогом видеоподкаста, отличающийся только диалогическим характером представления информации.

Текст – вид подкаста, представляющий собой текстовый электронный документ с содержанием некоторого тематического контента.

Графический подкаст отличается от предыдущего вида графической формой представления информации.

Вид подкаста, который объединяет возможности представления контента двух предыдущих видов подкастов, называется – текст и графика [5, с. 97].

С.С. Арбузов описывает иную классификацию, в образовательном процессе он выделяет 4 типа подкастов:

  • аутентичные;
  • созданные преподавателем;
  • созданные обучающимися;
  • методические [3, с. 32].

Далее обратимся к вопросу педагогических функций подкастов при обучении иностранному языку, которые описала Л.И. Агафонова в своей статье. Она выделяет следующие:

  1. коммуникативная функция (проявляется в развитии навыков выражения собственной точки зрения, аргументации и обмена мнениями);
  2. информационная функция (позволяет осуществлять различные операции с информацией, такие как сбор, обработка, анализ и структурирование данных);
  3. управленческая функция (дает возможность эффективно управлять учебным процессом обучающихся);
  4. образовательная функция (заключается в получении новых знаний и информации по изучаемому предмету и не только);
  5. развивающая функция (способствует развитию новых навыков и умений, включая информационные, коммуникативные и академические);
  6. справочная функция (предоставляет возможность расширения знаний по конкретной теме при создании собственного подкаста);
  7. контролирующая функция (позволяет осуществлять контроль за деятельностью обучающихся в асинхронном режиме) [1].

По мнению Б.С. Салина, «образовательные подкасты, посвященные изучению иностранных языков, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, расширение и обогащение лексического словаря, формирование и совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и письменной речи» [8, с. 93].

Разобрав теоретические аспекты подкастов, стоит перейти к их практическому использованию. Как уже было упомянуто ранее, подкасты применяются в обучении иностранному языку в силу их эффективности и способности повышать мотивацию обучающихся. Л.И. Агафонова и О.В. Карчава приводят подробные списки в своих работах: поскольку они дополняют друг друга, нами было принято решение объединить их и расширить, представив результат ниже.

Во-первых, они обладают таким свойством как мультимедийность, то есть контент представляется в различных видах (аудио, видео, текст и графика).

Во-вторых, подкасты повышают уровень мотивации обучающихся за счет привлечения разнообразных форм и видов работы [1].

В-третьих, подкасты доступны для всех обучающихся как для просмотра и прослушивания онлайн, так и для скачивания в любое удобное для них время благодаря техническим условиям их использования.

В-четвертых, слушая подкасты и выполняя задания по ним, обучающиеся развивают все виды речевой деятельности, в частности аудирование. Благодаря слушанию таких записей развивается аудитивное умение – умение, которое обеспечивает возможность не только воспринимать на слух иноязычные тексты, но и понимать их смысл [2, с. 25], что является одной из основных задач обучения иностранному языку.

В-пятых, большое количество подкастов создаются носителями языка, что позволяет обучающимся погрузиться в аутентичную среду и познакомиться с социокультурными особенностями изучаемого языка. Большинство подкастов содержат дополнительные материалы, такие как объяснения уровня сложности, рекомендации и задания к представленному материалу.

В-шестых, частотность появления таких аудио- и видеофайлов достаточно высокая, что дает обучающимся и учителям возможность выбрать подходящий материал, основываясь на актуальности темы, уровне языка и других факторах [6, с. 18].

Остановимся на двух последних пунктах немного подробнее и разберем в их контексте социальный и гендерные аспекты.

Говоря о социальном аспекте, студенты могут слушать подкасты на разные темы, отражающие социокультурные особенности стран, где говорят на изучаемом языке. Это помогает им лучше понять менталитет и обычаи носителей языка, что способствует более глубокому пониманию языковой среды. Более того, в образовательном стандарте по иностранным языкам приведены типы текстов (тематика отличается в зависимости от ступени образования), с ситуациями из которых обучающиеся могут встретиться в реальной жизни, например, при посещении стран изучаемого языка [10, с. 192]. Разнообразие существующих подкастов позволяет подбирать необходимый материал для проработки таких тем, изучения актуальной лексики, специфики культурных особенностей и т.д.

Затрагивая гендерный аспект, стоит упомянуть, что студенты могут слушать подкасты с разными голосами, стилями речи, темпами и диалектами, что помогает им адаптироваться к различным вариантам языка и развивать свои коммуникативные навыки. Один из ключевых элементов подкастинга – голос. Устная речь по своей природе обладает большой экспрессивностью и эмоциональностью, что делает её очень мощным инструментом воздействия на слушателя. Голосовая передача информации создает атмосферу интимности и эмоциональной близости. История, рассказываемая в подкасте, может восприниматься в контексте личности рассказчика. Эмоции, особенности голоса, характер персонажа – всё это влияет на впечатления аудитории. Иногда даже невербальная составляющая звучащей речи – паузы, неуверенные интонации или заминки – могут нести большой смысл, даже больший, чем сами слова [4, с. 114].

Говоря о восприятии голоса, необходимо подчеркнуть, что исследования указывают на достоинства, как женского, так и мужского тембров. Предпочтения среди пользователей сервисов подкастов различаются, так как все индивидуально. Если мы рассматриваем подкасты как средство обучения, стоит использовать разноголосые аудио- и видеоматериалы для разностороннего развития умений аудирования. Так как обучающиеся привыкают к голосу учителя из-за постоянного контакта, понимание другого говорящего им становится затруднительным [11, с. 43]. Соответственно, прослушивание подкастов позволяет обучающимся познакомиться не только с изучаемым языком, но и с особенностями носителей этого языка посредством их голосов, будь то женский или мужской.

Таким образом, подкасты представляют собой эффективный инструмент, обладающий большим количеством преимуществ для обучения иностранному языку, который способствует развитию коммуникативных навыков с точки зрения социальных и гендерных аспектов обучения. Их использование в образовательном процессе может существенно обогатить опыт студентов и сделать изучение иностранного языка более увлекательным и интерактивным. Благодаря разнообразию тем и стилей подкастов, учителя могут выбирать контент, который соответствует интересам их учеников и уровню владения иностранным языком, что делает процесс обучения более персонализированным и мотивирующим.

Список литературы:

  1. Агафонова Л.И. Дидактико-методические особенности использования подкастов при обучении иностранному языку в вузе / Письма в Эмиссия.Оффлайн (сайт) (дата обращения: 17.03.2024).
  2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
  3. Арбузов С.С. Технологии подкастинга как средство активизации учебной деятельности студентов при обучении компьютерным сетям. М.: 2015. С. 30-35.
  4. Барашкина Е.А. Коммуникативные стратегии подкастинга / Е.А. Барашкина, Л.А. Горшкова, В.В. Лабутина // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. №4(42). С. 113-121 (дата обращения: 14.03.2024).
  5. Володин А.А. Методика применения технологии подкастинга в обучении: Монография. Подольск: АНО ВПО «МОГИ», 2013. 97 с.
  6. Карчава О.В. Подкастинг как средство моделирования интерактивной коммуникативной ситуации при обучении иностранному языку на продвинутом этапе // The Scientific Heritage, 2020. №46. С. 17-20 (дата обращения: 20.03.2024).
  7. Малушко Е.Ю. Подкасты: преимущества и сложности применения в обучении иностранному языку. М.: 2011. С. 347-349.
  8. Салин Б.С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку. М.: 2010. С. 91-93.
  9. Соломатина А.Г. Учебные подкасты как средство развития умений говорения и аудирования учащихся. М.: 2011. С. 102- 104.
  10. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному язык. М.: 2014. С. 189-201.
  11. Улубекова Г.И., Мещерякова Е.В. Обучение аудированию в русле коммуникативной методики // Artium Magister, 2020. Т. 20. №1. С. 41-46 (дата обращения: 20.03.2024).

The use of podcasts in foreign language teaching: social and gender aspects

Chudina A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Matveeva Evgeniya Evgenievna,
Associate Professor, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology, Associate Professor

Abstract. Currently, podcasts have become widely used in the process of teaching a foreign language. They are audio or video recordings available for listening or viewing on the Internet. Podcasts have a large number of advantages that positively affect the learning of a foreign language: multimedia, accessibility, relevance, increased motivation of students, the development of various types of speech activity, immersion in an authentic environment. In the context of social and gender aspects, the use of podcasts contributes to a deeper understanding of the linguistic environment of the language being studied, the development of communication skills, and the study of socio-cultural characteristics.
Keywords: education, foreign language teaching, podcast, social and gender aspects.

References:

  1. Agafonova L.I. Didactic and methodical features of using podcasts in teaching a foreign language at a university / The Emissia. Offline Letters (website) (date of the address: 17.03.2024).
  2. Azimov E.G. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching). Moscow: Publisher IKAR, 2009. 448 p.
  3. Arbuzov S.S. Podcasting technologies as a means of activating students' educational activities in teaching computer networks. Moscow: 2015.: 30-35.
  4. Barashkina E.A. Communicative strategies of podcasting. / E.A. Barashkina, L.A. Gorshkova, V.V. Labutina // Sign: The problematic field of media education. 2021. №4(42).: 113-121 (date of the address: 14.03.2024).
  5. Volodin A.A. Methodology of applying podcasting technology in education: Monograph. Podolsk: ANO VPO «MOGI», 2013. 97 p.
  6. Karchava O.V. Podcasting as a means of modeling interactive communicative situation in teaching a foreign language at an advanced stage // The Scientific Heritage, 2020. №46.: 17-20 (date of the address: 20.03.2024).
  7. Malushko E.Yu. Podcasts: advantages and challenges of using in teaching a foreign language. Moscow: 2011.: 347-349.
  8. Salin B.S. Some aspects of using podcasts in teaching English. Moscow: 2010.: 91-93.
  9. Solomatina A.G. Educational podcasts as a means of developing students' speaking and listening skills. Moscow: 2011.: 102-104.
  10. Sysoev P.V. Podcasts in teaching a foreign language. Moscow: 2014.: 189-201.
  11. Ulubekova G.I. Teaching listening within the communicative methodology. G.I. Ulubekova, E.V. Meshcheryakova // Artium Magister, 2020. Vol. 20. №1.: 41-46 (date of the address: 20.03.2024).