Аннотация. В данной статье освещается проблема использования нумизматического материала на уроках истории. Данная методика была разработана в 1960-х гг. в СССР, но, к сожалению, не получила должного развития и была забыта. На данный момент не существует единой методики использования нумизматического материала, только некоторые учителя используют его на уроках истории. Каждый использует свою методику построения урока. В данной статье предпринимается первая попытка создать единую методику использования монет, и рассказываются особенности проведения таких уроков в средней школе.

Ключевые слова: методика, нумизматика, история, ЕГЭ, ОГЭ, ФГОС, урок, задания, источник, навыки.

Современное образование невозможно представить без Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который дает возможность многим школьникам поступить в вузы.  В ЕГЭ и ОГЭ по истории в первой части мы можем увидеть задания не только базового уровня, но и углубленного, такие как 15 и 16-е (ЕГЭ) и 11-е (ОГЭ). Основной целью данных заданий, как правило, является проверка умений выстраивать причинно-следственные связи с помощью визуального исторического материала, которым очень часто оказывается материал нумизматического характера [7], [8]. Задания с монетами вызывают многочисленные трудности у школьников, поскольку во время образовательного процесса изучению данных исторических источников уделяется крайне мало внимания. Таким образом, можно говорить о том, что постепенное развитие этих навыков приведет к тому, что школьники перестанут испытывать трудности перед заданиями такого типа и смогут справляться с ними более успешно.

К сожалению, современная школа хоть и ставит задачу научить школьников работать с визуальным источниками в рамках изучения истории базового уровня в школе [7], [8], однако, не реализует это в полной мере: наблюдается сильнейший дефицит таких умений у школьников, которые приходят в одиннадцатый класс. Более того, обратясь к статье Л.Н. Алексашкиной и Н.И. Ворожейкиной можно понять, что в современных учебниках истории монеты, как визуальные исторические источники отсутствуют [2, с. 29]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что при обучении истории необходимо применять особые методы и инструменты педагогического воздействия на обучающихся, в том числе навык работы с визуальным историческим материалом, в частности с нумизматическим [3, с 49]. Развитие этого навыка необходимо начинать уже в средней школе, чтобы к 11 классу ученики не испытывали больших трудностей с решением данных заданий. В некоторых статьях, посвященных визуальным источником, можно столкнуться с тем, что нумизматический материал часто неверно атрибутируется, или позиционируется, как фалеристический, что свидетельствует о низкой степени изученности данной темы [9, с. 139-140].

Примеры заданий ЕГЭ с использованием нумизматического материала

При рассмотрении заданий ЕГЭ с использованием нумизматического материала можно выделить несколько особенностей:

1) К предлагаемому типу заданий стоит приступать после тщательного изучения представленного изображения, поскольку, как правило, большая часть ответов спрятана в самих изображениях монет.

В качестве примера можно рассмотреть примеры 1 и 2. Они относятся к базовому уровню сложности, то есть ответы на вопросы к материалу можно найти на самом изображении, используя ранее изученный в школе теоретический материал.

На рисунке 1 мы видим монету, посвященную 1150-летию зарождения российской государственности. Для решения данного задания в первую очередь необходимо вспомнить дату основания российской государственности и путем математических вычислений выяснить год выпуска данной монеты.

Рис. 1. Задание 16. РЕШУЕГЭ.РФ

На рисунке 2 мы видим совмещение нумизматического и географического материалов, поскольку монета в данном ключе несет функцию своеобразной маленькой карты. В процессе решения данного задания необходимо присматриваться к мелким деталям, которыми часто изобилуют монеты, а также к портрету исторической личности.

Рис 2. Задание 16, РЕШУЕГЭ.РФ

2) Чаще всего к заданию на рассмотрение монеты прилагается задание на соотношение событий/памятников архитектуры/портретов/картин.

На рисунке 3, 4 мы видим материал, относящийся к маркам, включение которых является популярным способом отображения тех или иных исторических событий/дат.

Рис 3. Задание 16. РЕШУЕГЭ.РФ

Рис 4. Задание 16. РЕШУЕГЭ.РФ

3) Данные задания можно решить, используя навыки построения причинно-следственных связей, порой игнорируя особенности монеты. Однако такой вид решений заданий требует большее количество времени, которого на ЕГЭ в ограниченном количестве.

Для того, чтобы полноценно освоить работу с историческими источниками, в том числе с нумизматическими, необходимо развить следующие навыки:

− атрибуция источника – определение его вида, времени и места происхождения, автора, назначения и др.;
− извлечение информации (знаки, символы, образы), описание внешнего вида источника;
− анализ (определение смысла, идеи изображенного предмета, произведения, характерных примет эпохи, места в ряду других источников и др.), критика источника (намеренный, ненамеренный и др.);
− оценка (оценивание) источника, отношение к нему (суждения об информационной ценности источника, определение своего художественного впечатления, восприятие источника как части культурного наследия);
− использование информации источников в творческих, проектных работах» [1, с. 61].

Параллель между советским и современным образованием через призму применения нумизматики в методике обучения истории

Говоря о советской системе образования и использовании нумизматики, нельзя не упомянуть книгу авторов Э.И. Кучеренко и Д.И. Мошнягина, выпущенную в 1968 году под названием «Нумизматика в школе». В данной книге авторы приводят достаточно интересный формат урока, во время которого можно использовать монеты и целью данного урока является сравнение советских монет с монетами Российской империи. Стоит отметить, что данный урок в целом соответствует идеологии партии в данный исторический промежуток и является скорее пропагандистским, нежели несущим реальные знания для учащихся [6, с. 148-160].

Помимо плана урока в книге имеются справочные материалы с информацией о:

  • Подготовке учителя к уроку с применением нумизматического материала;
  • Методах демонстрации нумизматического материала на уроках;
  • Организации самостоятельной работы учащихся с нумизматическим материалом;
  • Использовании монет в работе исторического или музейного кружка.

Формат музейного нумизматического кружка

Если затрагивать формат исторического или же музейного кружка, авторы уделяют особое внимание порядку коллекции монет: любое нумизматическое собрание нуждается в порядке и систематизации, в четкой структуризации. Здесь приводится пример заполнения инвентарной книги, которая, возможно, будет интересна тем учителям, которые хотят организовать подобный кружок в своих школах или же провести инвентаризацию пришкольного музея.

Достаточно подробно авторы рассказывают и про то, как можно организовать проектную деятельность учащихся, так, например, авторы приводят несколько тем, которые можно использовать: монеты диктатуры Цезаря, денежная реформа Алексея Михайловича в 1654 г и т.д. Заканчивая анализ данной книги, можно сделать вывод о том, что в данной методической разработке предоставляются достаточно широкие возможности для учебной и внеучебной деятельности с использованием монет, а также виден большой потенциал данной методики, который необходимо развивать в современном образовании [6, c. 148-160].

Затрагивая современную систему образования, стоит отметить, что интерес к нумизматике, в целом, возрождается, и многие учителя вырабатывают новые стратегии использования нумизматического материала на уроках истории. Некоторые преподаватели повторяют опыт советских коллег, используя на уроках истории монеты именно для сравнения СССР и Российской империи. Мало кто использует монеты как общеобразовательный материал более популяризированной направленности, не имеющей какой-то конкретики, но знакомящей учеников за один урок со всеми монетами мира. К сожалению, подобный формат уроков недостаточно эффективен в рамках современной системы образования. Отдельным блоком можно выделить учителей, которые стараются использовать нумизматический материал для подготовки к ЕГЭ, однако таких преподавателей крайне мало и хочется выразить им огромную благодарность за их труды. Такие учителя стараются систематизировать задания ЕГЭ, приводить теоретический и фактологический материал, давать методические указания по работе с монетами разных веков, которые могут встретиться в заданиях №15 и №16 в ЕГЭ по истории.

Методические приёмы работы с нумизматическим материалом на уроках истории

Нами были проведены повторно-обобщающие уроки истории в 7, 8 и 9 классах.

В своей деятельности мы основывались на наглядном методе обучения истории. Данный метод имеет целый ряд положительных особенностей: повышение точности восприятия исторических объектов, мобилизация зрительной памяти учащихся, которая играет важную роль при усвоении материала, развитие умений визуального восприятия исторической информации из разнообразных видов источников.

Монеты сами по себе тяжело включить в общую систему знаний учащихся, однако в сочетании с другими историческими источниками это становится возможно. Для достижения данной цели мы применили следующую методологическую последовательность:

  1. Вводная часть урока выглядит как диалог с учащимися, чтобы вспомнить уже изученный ими материал, хронологию и причинно-следственные связи определённого периода. После чего в эту систему знаний добавляется вопрос о роли монет в важных процессах изучаемого периода.
  2. Основная часть урока начинается с того, что класс из 20-30 человек делится на 4 рабоче-учебные группы. Объясняются цели и задачи групповой работы: изучение и анализ предложенных источников, синтез полученных знаний для ответа на предложенные учителем сложные вопросы.
  3. После получения общей информации о задании каждой команде выдаётся индивидуальный комплекс источников: монеты, картины и изображения, текст исторического источника/учительский текст. А также вопросы для анализа комплекса источников, на которые в процессе совместной деятельности необходимо ответить.
  4. На выполнение отводится определённое время (не более 15 минут). В случае затруднений в организации работы или изучении источника, учитель помогает справить с затруднениями, с помощью советов и диалога с учениками.
  5. По истечении отведённого времени, каждой из команд по очереди будет необходимо представить ответы, полученные ими в процессе изучения, анализа и синтеза источников. Учитель и остальные команды активно вступают в диалог, задавая уточняющие вопросы и выдвигая свои предположения. Каждое выступление занимает не более 5 минут.
  6. После выступления последней команды учитель даёт обратную связь, обобщая проделанную учениками работу и подводя итог, который закрепляет место данной работы в системе исторических знаний учащихся.

Особенности, которые необходимо учитывать при построении урока с использованием нумизматического материала

Необходимо учитывать особенности разных групп школьников. Чем старше класс, тем больше свободы и простора для диалога им необходимо давать. Чем младше класс, тем больше нужно помогать им в деятельности и обобщениях.

Школьникам сложно даётся сопоставление информации разных источников. Поэтому стоит использовать задания задействующие разные навыки и умения, для успешного выполнения мы выделяли три группы задания: творческие, анализирующие взаимосвязи, выявление конкретных чётких фактов. Так учащиеся смогу построить разные стратегии для выполнения задания.

Также была выявлена проблема быстрой потери концентрации внимания, сильнее всего у 7 классов, это в целом объясняется особенностями современных школьников, главной из которых является «клиповое мышление» [10, с. 106]. Монеты привлекают их внимание, однако через 20-25 минут изучения учащимся становится скучно. Поэтому мы уменьшили время работы до 15 минут и рекомендуем добавлять такие приёмы как поиск фальшивой монеты (заранее оформленной учителем) и видео вставки для всех, дающие дополнительную информацию.

Важно помнить о нелинейности такого формата урока, о «творчестве в квадрате», об отходе от традиционной структуры урока, что позволяет проводить его не только в классе, но и в музее/библиотеке. Подобные уроки позиционируются, как «мастерская идей», в рамках которой дети, применяя иные виды деятельности, добывают новые знания в оригинальных формах [5, с 192].

Заключение

Нумизматика, как научная дисциплина, имеет большой потенциал для применения на уроках истории в школе [4, с. 123]. Первые попытки её интеграции в образовательный процесс были предприняты в конце 1960-х гг., однако не получили должного продвижения и остались исключительно в рамках теоретических тезисов. Образование XXI века стремительно развивается и ищет инновационные методы обучения. Мы считаем, что, взяв за основу советскую методику использования нумизматического материала в школе, адаптировав её под современные требования к образовательному процессу и применив новые методические приёмы, можно добиться качественных образовательных результатов. Помимо широкого разнообразия методических разработок с визуальным материалом необходимо включать туда нумизматический материал для полноценного образовательного развития школьников и более успешной сдачи ОГЭ\ЕГЭ, в которых подобные задания встречаются.

Список литературы:

  1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. С. 58-72 (дата обращения: 24.03.2024).
  2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Крючкова Е.А. и др.; под ред. Л.Н. Алексашкиной / Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школе: ресурсы диалога: методическое пособие. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. 102 с.
  3. Бекирова Э.Ш. Психолого-педагогическое обоснование использования наглядного метода обучения истории в школе // Проблемы современного педагогического образования, 2021. С. 48-51 (дата обращения: 20.03.2024).
  4. Калужина.Е.С., Акользина М.К. Приёмы визуализации при изучении истории // Цифровая наука, 2020. С. 117-123 (дата обращения: 05.03.2024).
  5. Короткова М.В. Музейная педагогика и методика преподавания истории: точки взаимодействия двух наук // Наука и школа, 2019. С. 187-194 (дата обращения: 15.03.2024).
  6. Кучеренко Э.И., Мошнягин Д.И. Нумизматика в школе. М.: Просвещение, 1968. 232 с. +116 с. илл.
  7. Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, ред. от 08.11.2022) (дата обращения: 05.03.2024).
  8. Федеральный образовательный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО, ред. от 12.08.2022) (дата обращения: 05.03.2024).
  9. Черкасова Л.В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2019. С. 132-141 (дата обращения: 10.03.2024).
  10. Чернова Н.В., Макарова Н.Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы Науки и Образования, 2018. №6(36). С. 105-113 (дата обращения: 09.03.2024).

Application of numismatic material in history lessons

Pokrovsky G.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthors:
Belyakova A.P.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Вerezhnoi K.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kozlova Anna Alexandrovna,
Expert of the Centre for Public History of the Moscow City University, Candidate of Sciences in History

Abstract. This article highlights the problem of the use of numismatic material in history lessons. At the moment, there is no uniform method for using numismatic material. A small number of teachers use it in history lessons, but each of them uses their own methodology for constructing a lesson. Everyone uses a different method of building a lesson. This article makes the first attempt to create a uniform method of using coins, and describes the features of such lessons in secondary school.
Keywords: methodology, numismatics, history, BSE, USE, FSES, lesson, tasks, source, skills.

References:

  1. Aleksashkina L.N., Vorozheikina N.I. Visual sources in modern history textbooks as an object of cognitive activity of schoolchildren // Values and meanings. 2018.: 58-72 (date of the address: 24.03.2024).
  2. Alexashkina L.N., Vorozheykina N.I., Kryuchkova E.A. et al. / ed. L.N. Aleksashkina // Teaching social and humanitarian disciplines at school: resources for dialogue: methodical guide. Moscow: FBGNU «Institute of Education Development Strategy RAO», 2021. 102 p.
  3. Bekirova E.S. Psychological and pedagogical justification of the use of the visual method of teaching history in school // Problems of modern pedagogical education, 2021.: 48-51 (date of the address: 20.03.2024).
  4. Kaluzhin E.S, Akolzina M.K. Visualization techniques in the study of history // Digital Science, 2020.: 117-123 (date of the address: 05.03.2024).
  5. Korotkova M.V. Museum Pedagogy and History Teaching Methods: Points of Interaction of the Two Sciences // Science and school, 2019.: 187-194 (date of the address: 15.03.2024).
  6. Kucherenko E.I., Moshnyagin D.I. «Numismatics in school». Moscow: Education, 1968. 232 p. +116 р. ill.
  7. Federal Educational State Standard for Basic General Education (ed. 08.11.2022) (date of the address: 05.03.2024).
  8. Federal Educational State Standard of Secondary General Education (е 12.08.2022) (date of the address: 05.03.2024).
  9. Cherkasova L.V. Technology of visualization of educational material as a way of formation of information competence in schoolchildren // Bulletin of Surgut State Pedagogical University, 2019.: 132-141 (date of the address: 10.03.2024).
  10. Chernova N.V., Makarova N.N. Visual teaching methods and design techniques at the history lesson // Perspectives of Science and Education, 2018. №6(36).: 105-113 (date of the address: 09.03.2024).