Аннотация: статья посвящена проблемам внедрения инновационных технологий, связанных с физической культурой и спортом в организациях высшего образования. Автор анализирует статистические данные, связанные с факторами, снижающими эффективность от занятий спортом студенческой молодежи, и предлагает варианты решения проблем вовлеченности молодежи в занятия физической культурой и спортом. В статье предлагается система, организованная в виде Полигона инновационных технологий, позволяющая аккумулировать методики и технологии, способные оценить проблемные зоны здоровья человека, и способствующие повышению уровня мотивации к занятиям физической активностью среди молодежи. Полигон инновационных технологий способствует реализации государственной политики в области внедрения инноваций в систему подготовки научно-педагогических кадров для города Москвы.

Ключевые слова: инновации, полигон инновационных технологий, научно-педагогические кадры.

В современных реалиях наблюдается очевидная проблема с уровнем физической активности населения, связанная как с прошедшей эпидемии COVID-19, так и с иными проблемам личного, общественного и семейного характера. Опрос ВЦИОМ дает четкое представление, что первостепенная задача для большинства Россиян – это сохранения их собственного здоровья на что указывают 58% респондентов [5]. При этом установлено, что только 45% молодежи в возрасте 18-24 лет занимаются спортом 2 раза в неделю. Среди причин отказа от занятий спортом 40% респондентов указывают на нехватку времени, и ещё 36% респондентов жалуются на состояние здоровья [4]. Среди студентов отмечается снижение физической активности во время обучения, причем число занимающихся существенно снижается на старших курсах образовательных организаций высшего образования. Поскольку занятия спортом непосредственно связаны с реакцией организма на раздражители как внешние, так и внутренние, то это приводит к снижению умственной активности и снижению количества креативных решений при выполнении научных исследований. Отсутствие активного образа жизни может приводить к уменьшению уровня настойчивости и решительности, что негативно отражается на результатах освоения учебных программ, и увеличению тревожности [5]. Больше половины студентов испытывают апатию и прокрастинацию. Исследования, проведенные среди студенческой молодежи, показали, что занятия физической культурой 2 раза в неделю не менее одного часа значительно снижают негативные эмоциональные состояния среди участников эксперимента [3], [7].

О.А. Кононенко отмечает, что «рациональность используемых упражнений и уровня нагрузки при занятиях физической культурой устраняют негативные состояния у студентов в случае учета результатов функциональных проб, позволяющих учесть подготовленность этого контингента к занятиям физической культурой и подобрать программу обучения в соответствии с их состоянием здоровья» [1, с. 60].

В настоящее время предполагается повысить эффективность процессов обучения в организациях высшего образования за счет внедрения цифровой трансформации образования, которая тесно связана с изменениями содержания, методов и организационных форм учебной работы. При этом акцент делается на ускорении технологического развития и внедрении цифровых технологий в образовательных организациях высшего образования [3], [8].

Для современного специалиста в области физической культуры и спорта актуальным становится постоянное обновление профессиональных знаний и приобретение ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой дидактики. Сочетание этой работы в сфере образования в последние годы связано с необходимостью внедрения инновационных технологий, которые сопровождаются позитивными изменениями в подготовке молодых специалистов [8, с.84]:

  • стимулируется личный интерес обучающегося,
  • развиваются познавательные способности обучающихся,
  • обучающиеся вовлекаются в творческую работу,
  • предоставляется дополнительные знания, умения и навыки для профессионального мастерства педагога.

Это позволяет отнести тему настоящего исследования «Полигон инновационных технологий как новая структура в Московском городском университете» к числу актуальных.

В решении существующих проблем может поспособствовать введение и апробация инновационных технологий, связанных с физической культурой. Что можно сделать в нынешних реалиях и тенденциях среди студенческой молодежи, которая, как правило, заинтересована в собственном здоровье, но все еще ставя свои интересы или увлечения выше мотивации занятий спортом? Полигоны одновременно решают задачу нехватки времени и обеспечивают возможность удовлетворить потребность в физической активности, а также способствуют продвижению намеченного курса Российской Федерации. Студентам не потребуется совершать дополнительных поездок после занятий, вследствие чего время, ранее затрачиваемое на дорогу, может быть потрачено на физическую активность и анализ собственных показателей здоровья.

В Институте естествознания и спортивных технологий функционирует «Лаборатория возможностей человека», выполняет задачи по изучению возможностей организма человека. Деятельность лаборатории направлена на оказание услуг по научному изучению возможностей организма человека.

Однако данная структура не решает в полной мере задач по проверке эффективности инновационных технологий и овладению обучающимися Московского городского педагогического университета инновационными технологиями в профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта.

Поэтому деятельность Полигона инновационных технологий должна заключаться в следующем:

  1. Проведение научных исследований по совершенствованию организации и проведению урока физической культуры в общеобразовательной школе, повышению эффективности всех форм занятий физическими упражнениями у детей и молодежи, мероприятий по формированию Культуры здоровья у обучающихся и педагогов системы образования города Москвы.
  2. Совершенствование системы физического воспитания для специальностей, культивируемых в МГПУ.
  3. Формирование и хранение банка данных по физическому здоровью студентов МГПУ.
  4. Участие в формировании целевых программ по совершенствованию контроля и укрепления физического здоровья населения, формированию Культуры здоровья.
  5. Разработку предложений по совершенствованию нормативных правовых документов, регулирующих укрепление, сохранение здоровья населения.

Основными задачами Полигона инновационных технологий является изучение Культуры здоровья и использование средств физической культуры и спорта для оздоровления населения города Москвы, а также:

  1. Формирование базы данных о состоянии физического здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностей здоровья студентов МГПУ.
  2. Разработка методических рекомендаций по вопросам укрепления физического здоровья детей, подростков и молодежи в условиях образовательных учреждений.
  3. Внедрение новых методов оценки состояния здоровья на базе инновационных технологий и проверка эффективности этих технологий в образовательных организациях города Москвы.

Для достижения поставленных целей и решения задач Полигон инновационных технологий оснащается инновационными технологиями, которые представлены ниже.

В качестве одного из инструментов предлагается использовать анализатор жировой массы бюджетного сегмента марки Tanita, а также анализатор жировой массы среди дорогого сегмента марки InBody. Они используются для определения морфофункциональных показателей, а также определения характера адаптационных процессов в организме. Tanita в отличии от InBody, является более простой версией, а информация полученная от InBody будет более широкой и точной нежели та, что может предоставлять Tanita. Обе марки сертифицированы государством и могут свободно использоваться для измерений веса и процентного содержания компонентов тела человека и определения типа телосложения, показателей основного обмена веществ, метаболического возраста. Эти показатели представляют интерес для определения культуры телосложения человека.

Следующий метод, используемый на Полигоне инновационных технологий – «Медискрин». Этот метод основан на измерении электрической проводимости кожи в 24-х биоактивных точках тела человека, позволяющий получить качественную оценку состояния здоровья, величину индикаторов, характеризующих состояние здоровья человека, определить общий энергетический баланс в целом и физиологическую активность отдельных органов и систем организма респондентов. а также организовать мониторинг состояния здоровья в виде банка данных здоровья студентов и преподавателей МГПУ.

Комплект биомеханических тренажеров является технологий оздоровления и профилактики сердечно-сосудистой системы человека, позволяющей в короткие сроки повысить объем двигательной активности человека. Данный комплект тренажеров направлен на улучшение упругости мышц и повышение их тонуса, а также развитие координационных способностей человека, стимулирует периферийное кровообращение, уменьшая риск инфарктов и предынфарктных состояний, укрепляет периферическую и центральную нервные системы.

Технология антистрессовой подготовки человека – набор идео-рефлекторных движений в виде синхрогимнастики, необходимых для регуляции психофизического состояния человека. 

На данном этапе предлагается использовать в обязательном варианте именно этот список технологий, который в перспективе будет расширяться. Данные технологии разработаны в нашей стране и подкреплены наличием патентов на их использование.

Создание Полигона на базе кафедры Физического воспитания и безопасности жизнедеятельности МГПУ позволит поднять познавательную активность будущих педагогов, обучающихся в университете. Следующий побочный эффект от работы этого Полигона состоит в продвижении инновационной физической культуры в практике физического воспитания обучающихся в МГПУ, применении культуры здоровья для акцентирования внимания на проблемах здоровья у студентов и преподавателей. Данный Полигон будет способствовать нормализации показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов основными средствами физического воспитания, т.е. физическими упражнениями.

Полигон инновационных технологий расширит возможности научной повестки МГПУ и предоставит ещё одну площадку для научных исследований инновационных технологий XXI века как отдельных регионов нашей страны, так и для всей России в целом. Это позволит выявлять проблемные зоны в состоянии здоровья контингента обучающихся конкретного региона и создавать новые технологии и условия обучения, необходимые для подготовки современных педагогов в области физической культуры и спорта.

Для расширения научной повестки Московского городского педагогического университета Института естествознания и спортивных технологий предложено создание Полигона инновационных технологий. В отличие от действующих форм научно-исследовательской работы Полигон инновационных технологий предназначен для проверки эффективности инновационных технологий и включению этих технологий в процесс подготовки современных научно-педагогических кадров в области «Физическая культура и спорт».

Работа Полигона инновационных технологий будет направлена на выявление проблемных зон в здоровье студентов и создание условий для формирования культуры здоровья обучающихся МГПУ. Результаты работы Полигона инновационных технологий создадут предпосылки для формирования банка знаний о здоровье обучающихся МГПУ и организации мониторинга за здоровьем более широкого контингента жителей города Москвы. Также Полигон инновационных технологий может использоваться профессорско-педагогическим составом МГПУ для формирования культуры здоровья обучающихся и преподавателей МГПУ.

Список литературы:

  1. Кононенко А.О., Кузнецова З.В. Физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни // Интерактивная наука, 2022. №6(71). С. 77-78.
  2. Максимова Е.Н., Алексеенков А.Е. Физическая активность и психическое состояние человека // Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. 2020. №4(29). С. 73/143-76/143.
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 21.07.2020) (дата обращения: 01.02.2024).
  4. Опрос ВЦИОМ от 16.10.2023 г. «Спорт для всех» (дата обращения: 01.02.2024).
  5. Опрос ВЦИОМ от 30.10.2023 г. «Традиционные ценности, современные цели» (дата обращения: 01.02.2024).
  6. Проблемы и перспективы цифровой трансформации обобразования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 [1] с.
  7. Титова А.А., Хабарова О.Д. Влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние студентов экономических направлений // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2024. №1-2. С. 192-194.
  8. Шаханова Н.Н. Роль инновационных технологий в сфере образования // Наука и реальность, 2022. №1(9). С. 82-85.

Landfill of innovative technologies as a new structure at Moscow City University

Belyansky I.D.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mikhailov Nikolay Georgievich,
Associate Professor, Department of Physical Education and Life Safety, Institute of Natural Sciences and Sports Technologies of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract: The article is devoted to the problems of introducing innovative technologies related to physical education and sports in higher education organizations. The author analyzes statistics related to factors that reduce the effectiveness of sports for student youth, and offers options for solving the problems of youth involvement in physical education and sports. The article proposes a system organized in the form of a landfill of innovative technologies that allows you to accumulate methods and technologies that can assess problem areas of human health, and contribute to increasing the level of motivation to engage in physical activity among young people. The landfill of innovative technologies contributes to the implementation of state policy in the field of introducing innovations into the system of training scientific and pedagogical personnel for the city of Moscow.
Keywords: innovations, innovative technologies testing ground, scientific and pedagogical personnel.

References:

  1. Kononenko A.O., Kuznetsova Z.V. Physical culture as a factor in the formation of a healthy lifestyle // Interactive science, 2022. №6(71).: 77-78.
  2. Maksimova E.N., Alekseenkov A.E. Physical activity and mental state of a person // Physical culture, sports, tourism: problems and prospects. 2020. №4(29).: 73/143-76/143.
  3. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 №204 (ed. 21.07.2020) (date of the address:02.2024).
  4. VTsIOM poll of 16.10.2023 «Sport for All» (date of the address:02.2024).
  5. VTsIOM poll of 30.10.2023 «Traditional Values, Modern Goals» (date of the address:02.2024).
  6. Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China. II Russian-Chinese conference of education researchers «Digital transformation of education and artificial intelligence». Moscow, Russia, September 26-27, 2019 / A.Yuvarov, S. Wang, Ts. Kang et al.; resp. ed. I.V. Butler; per. From China. N.S. Kuchma; Nat. University «Higher School of Economics». Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics, 2019. 155 [1] p.
  7. Titova A.A., Khabarova O.D. Influence of physical exertion on the emotional state of students of economic directions // International scientific journal «Innovative Science». 2024. №1-2.: 192-194.
  8. Shakhanova N.N. The role of innovative technologies in the field of education//Science and Reality, 2022. №1(9).: 82-85.